СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексная контрольная работа.5 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексная контрольная работа включает задания по истории, математике, русскому языку. Проводится в 5классе

Просмотр содержимого документа
«Комплексная контрольная работа.5 класс»

Комплексная контрольная работа в 5 классе

Вариант 1

Прочитайте внимательно текст и выполните задания:

"Военные походы фараонов."

Вла­ды­ки Егип­та стре­ми­лись укре­пить свою власть, рас­ши­рить вла­де­ния и при­умно­жить бо­гат­ства. Для того чтобы вести за­во­е­ва­ния, им нужно было боль­шое и хо­ро­шо обу­чен­ное вой­ско. Ядром еги­пет­ской армии была лич­ная охра­на фа­ра­о­на, она фор­ми­ро­ва­лась из чу­же­зем­цев-на­ем­ни­ков. Писцы вели стро­гий учет на­се­ле­ния, и каж­до­го де­ся­то­го юношу за­би­ра­ли в армию на дол­гие годы. Из них фор­ми­ро­ва­лась пе­хо­та. Пе­хо­тин­цы де­ли­лись на тя­же­ло­во­ору­жен­ных и лег­ко­во­ору­жен­ных во­и­нов. На­ко­неч­ни­ки стрел и копий, кин­жа­лы и бо­е­вые то­по­ри­ки из­го­тав­ли­ва­лись из брон­зы. Брон­за твер­же меди — брон­зо­вое ору­жие да­ва­ло егип­тя­нам пре­иму­ще­ство над про­тив­ни­ком .

В се­ре­дине II ты­ся­че­ле­тия до н. э.  егип­тяне стали ис­поль­зо­вать бо­е­вые ко­лес­ни­цы. Каж­дый отряд со­сто­ял из 25 ко­лес­ниц. Ко­лес­ни­цей управ­лял воз­ни­ца, вто­рой воин стре­лял из лука и бро­сал в про­тив­ни­ков ко­рот­кие копья — дро­ти­ки. Ло­ша­дей со­дер­жа­ли за счет казны фа­ра­о­на, а ко­лес­ни­цу необ­хо­ди­мо было при­об­ре­тать за свой счет, по­это­му слу­жить в ко­лес­ни­чих от­ря­дах могли лишь пред­ста­ви­те­ли знати. Ко­лес­ни­цы на­чи­на­ли битву и за­вер­ша­ли ее, пре­сле­дуя бе­гу­ще­го с поля боя про­тив­ни­ка.

Самые круп­ные за­во­е­ва­ния со­вер­шил около 1500 г. до н. э. фа­ра­он Тут­мос III . В Се­вер­ной Па­ле­стине и Сирии в конце XVI в. до н. э. сло­жи­лась ан­ти­еги­пет­ская ко­а­ли­ция. Стра­ны, вхо­див­шие в нее, стре­ми­лись к по­ли­ти­че­ской и эко­но­ми­че­ской неза­ви­си­мо­сти от вли­я­тель­но­го юж­но­го со­се­да. Глав­ны­ми опор­ны­ми пунк­та­ми ан­ти­еги­пет­ско­го союза были кре­по­сти Ме­гид­до и Кадеш. Тут­мос во главе вой­ска от­пра­вил­ся усми­рять непо­кор­ных. Вой­ска про­тив­ни­ков тем вре­ме­нем со­сре­до­то­чи­лись в Ме­гид­до, на­ме­ре­ва­ясь удер­жать этот важ­ный пункт на се­вер­ных скло­нах тех же гор. Таким об­ра­зом, еги­пет­ской армии пред­сто­я­ло пре­одо­леть гор­ный хре­бет. Через хре­бет вели три до­ро­ги. Крат­чай­ший, сред­ний путь был узкой тро­пой. Мно­гие еги­пет­ские во­е­на­чаль­ни­ки опа­са­лись идти этим путем. Они бо­я­лись, что при дви­же­нии гусь­ком аван­гард армии уже столк­нет­ся с про­тив­ни­ком, в то время как арьер­гард еще толь­ко всту­пит на тропу. Од­на­ко фа­ра­он решил риск­нуть и лично воз­гла­вил ко­лон­ну, дви­га­ю­щу­ю­ся ко­рот­ким путем.

Со­глас­но хро­ни­кам, фа­ра­он на бо­е­вой ко­лес­ни­це пер­вым бро­сил­ся в бой. Вой­ско за­щит­ни­ков было об­ра­ще­но в бег­ство. Но егип­тяне не взяли с ходу город, бу­дучи за­ня­ты­ми гра­бе­жом остав­лен­но­го ла­ге­ря. Тем вре­ме­нем цари Ка­де­ша и Ме­гид­до и их со­юз­ни­ки были вта­ще­ны гар­ни­зо­ном на кре­пост­ную стену, во­ро­та были за­кры­ты. Тут­мос при­сту­пил к осаде го­ро­да. Во­круг него была со­ору­же­на огра­да из огром­ных дре­вес­ных ство­лов. Егип­тяне на­зва­ли эту стену «Тут­мос, оса­жда­ю­щий ази­а­тов». Через несколь­ко недель осады город сдал­ся. Тро­фе­я­ми Тут­мо­са были 924 ко­лес­ни­цы, 2238 ло­ша­дей, 200 ком­плек­тов ору­жия, уро­жай, сня­тый в до­лине еги­пет­ским вой­ском, много тысяч голов круп­но­го и мел­ко­го ро­га­то­го скота. Это был пер­вый по­бе­до­нос­ный поход Тут­мо­са. При нем егип­тяне за­хва­ти­ли Ливан, Па­ле­сти­ну на се­ве­ре, Нубию на юге; рас­ши­ри­ли гра­ни­цы Егип­та на во­сто­ке до Ев­фра­та. На несколь­ко сто­ле­тий Еги­пет стал самым мо­гу­ще­ствен­ным го­су­дар­ством Древ­не­го мира. не­го мира.





Задания по истории:

1 .Из каких родов войск со­сто­я­ла еги­пет­ская армия?


2. Какое во­ору­же­ние ис­поль­зо­ва­ли в бит­вах?


3. Какие за­во­е­ва­ния со­вер­шил Тут­мо­са III?



Задания по русскому языку:

4. Выполните синтаксический разбор 5-го предложения с указанием частей речи.

5. Выполните фонетический разбор слова пехота.

6. Выполните морфемный разбор следующих слов: египетской, наконечники, забирали.

Задания по математике:

7. Какой год был раньше и на сколько был раньше: 33г. до н.э. или 33г. н.э.?



8.Упростите выражение и найдите его значение при х- количество трофейных лошадей фараона Тутмоса III:

4х+2 - 3х



9. Сколько отрядов можно составить из 900 колесниц? Сколько воинов нужно для такого количества колесниц?





























Комплексная контрольная работа в 5 классе

Вариант 2

Прочитайте внимательно текст и выполните задания:

"Искусство Древнего Египта"

Бо­га­то и уди­ви­тель­но раз­но­об­раз­но ис­кус­ство Древ­не­го Егип­та, до нас дошли ри­сун­ки на па­пи­ру­се, ве­ли­че­ствен­ные ста­туи, пре­крас­ные юве­лир­ные укра­ше­ния… Од­на­ко Древ­ний Еги­пет — это в первую оче­редь пи­ра­ми­ды. Эти со­ору­же­ния, где под­лин­ное ис­кус­ство со­че­та­ет­ся с тон­ким на­уч­ным рас­че­том, по­ра­жа­ют во­об­ра­же­ние до сих пор. На за­пад­ном бе­ре­гу Нила воз­вы­ша­ют­ся ве­ли­че­ствен­ные ка­мен­ные пи­ра­ми­ды (рис. 1). Это огром­ные гроб­ни­цы фа­ра­о­нов. Самая вы­со­кая пи­ра­ми­да — пи­ра­ми­да Хео­пса — была по­стро­е­на около 2600 г. до н. э. Ее вы­со­та — почти 150 м. Самая древ­няя пи­ра­ми­да — пи­ра­ми­да Джо­се­ра. Пи­ра­ми­ды — един­ствен­ное из чудес света, со­хра­нив­ше­е­ся до наших дней. До­ли­ну пи­ра­мид  охра­ня­ет Боль­шой сфинкс, вы­се­чен­ный из целой скалы. У него тело льва и го­ло­ва че­ло­ве­ка. Неко­гда свя­щен­ный для егип­тян город мерт­вых пре­вра­щен в наши дни в центр ту­ри­сти­че­ско­го па­лом­ни­че­ства.  

Пер­вые пись­мен­ные све­де­ния о пи­ра­ми­дах от­но­сят­ся к се­ре­дине V века до н. э. Гре­че­ский ис­то­рик Ге­род­от, пу­те­ше­ствуя по Егип­ту, со­ста­вил опи­са­ния пи­ра­мид в Гизе. Ге­род­от об­щал­ся с егип­тя­на­ми через пе­ре­вод­чи­ков, по­это­му све­де­ния, по­лу­чен­ные им, не все­гда до­сто­вер­ны. Ге­род­от рас­ска­зы­ва­ет, что 100 000 че­ло­век вы­пол­ня­ли ра­бо­ту непре­рыв­но, сме­ня­ясь каж­дые три ме­ся­ца. Ка­мень до­бы­ва­ли в ка­ме­но­лом­нях. Громадные плиты пе­ре­тас­ки­ва­лись на во­ло­ку­шах к  месту по­строй­ки пи­ра­мид, во­круг де­ла­ли на­сыпь, по ко­то­рой из­вест­ня­ко­вые блоки за­тас­ки­ва­ли на­верх. Для со­ору­же­ния пи­ра­мид тре­бо­ва­лись годы, а ино­гда и де­ся­ти­ле­тия. Народ из­не­мо­гал от непо­силь­но­го труда и тех ли­ше­ний, на ко­то­рые об­ре­ка­ли его фа­ра­о­ны — вла­ды­ки Егип­та (рис. 2).  

Во II ты­ся­че­ле­тии до н. э. егип­тяне пе­ре­ста­ли стро­ить пи­ра­ми­ды — они хо­ро­ни­ли своих фа­ра­о­нов в ска­лах и под­зе­ме­льях. Мно­гие за­хо­ро­не­ния были раз­граб­ле­ны. Лишь одну гроб­ни­цу ар­хео­ло­ги нашли нетро­ну­той. Это была гроб­ни­ца Ту­тан­ха­мо­на. По­сре­ди пер­вой ком­на­ты стоял трон на зве­ри­ных лапах, по­кры­тый зо­ло­том и укра­шен­ный сло­но­вой ко­стью. Здесь же были сотни пред­ме­тов, ко­то­рые могли при­го­дить­ся

фа­ра­о­ну в цар­стве мерт­вых. В глав­ной ком­на­те на­хо­дил­ся ка­мен­ный сар­ко­фаг, в нем — вто­рой сар­ко­фаг, во вто­ром — тре­тий. Лишь в по­след­нем, чет­вер­том сар­ко­фа­ге, сде­лан­ном из чи­сто­го зо­ло­та, по­ко­и­лась мумия юного фа­ра­о­на (рис. 3).







Задания по истории:

1. Как стро­и­лись пи­ра­ми­ды?



2. Что оли­це­тво­рял собой сфинкс?



3. Чем зна­ме­ни­та гроб­ни­ца Ту­тан­ха­мо­на?





Задания по русскому языку:

4. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения, укажите части речи.



5. Выполните фонетический разбор слова (на) берегу.



6. Выполните морфемный разбор следующих слов: западном, возвышаются, Нила.



Задания по математике:

7. Сколько примерно лет пирамиде Хеопса ?



8. Упростите выражение и найдите его значение, если х- количество рабочих, работавших одновременно при постройке пирамиды:

7х - 1000 - 6х



9. Найдите периметр и площадь квадрата, стороны которого равны высоте пирамиды Хеопса.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!