Комплексная программа сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
в МБОУ СОШ № 20 г. Донецка Ростовской области
Введение
Необходимость разработки программы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ № 20 возникла, когда количество учащихся данной категории составило около 9, 3 % от общего числа обучающихся.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Программа сопровождения — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего и основного образования и содействию в максимально эффективной социализации.
Нормативно-правовой основой Комплексной программы сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ № 20 г. Донецка Ростовской области и организации коррекционной работы с обучающимися являются:
Закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;
Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена 04 февраля 2010 года, Пр-271);
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 06.04.2004 №26/188-6и «О дополнительных мерах по соблюдению права на образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ);
Письмо министерства образования и науки от 16.04.2001 г. № 29/1524-6 «Концепция интегрированного обучения лиц с ОВЗ здоровья»;
«Концепция реформирования системы специального образования» Министерство образования РФ 09.02.1999 г.;
Постановление администрации г. Донецка Ростовской области от 21.04.2011 г. № 475 «Об утверждении долгосрочной городской целевой программы «Доступная среда на 2011-2015 годы»
- Устав школы.
Программа сформирована для контингента детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в МБОУ СОШ № 20 г. Донецка Ростовской области.
Цель программы:
обеспечить системный подход к организации условий для всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального и основного общего образования.
Задачи программы:
- выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
- осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального и основного общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;
- обеспечить возможность детям с ограниченными возможностями здоровья успешной социализации.
Глава I. Содержание Комплексной программы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ № 20 г. Донецка
Программа коррекционной работы содержит следующие разделы:
1. Характеристика контингента учащихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями.
2. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.
3. Формы обучения, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования.
4. Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы, корректировку коррекционных мероприятий.
5. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья.
6. Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
7. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.
1. Характеристика контингента учащихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями
В 2014-2015 учебном году в состав контингента обучающихся входят 35 человек – дети с ОВЗ: 6 дети - инвалиды, 27 учащихся VII вида, 2 учащихся VIII вида, из них дети-инвалиды - 2человека.
На начальной ступени образования (1 - 4 классы) по общеобразовательной программе обучаются один ребенок с ДЦП (3а класс) в классно-урочной системе, один ребенок-инвалид по зрению (4а) в классно-урочной системе, один ребёнок-инвалид с сахарным диабетом (4в)по индивидуальному учебному плану на дому, 6 детей обучаются по специальной коррекционной программе VIIвида (два ребенка обучаются по индивидуальному учебному плану на дому (4г), четверо в классно-урочной системе ( 4г, 4в, 4б), два ребенка-инвалида (аутиста) с тотальной несформированнностью смешанного типа (1а) обучаются по адаптированным коррекционным программам VIII вида поиндивидуальному учебному плану на дому.
В основной школе обучаются 24 ребенка с ОВЗ, из них по общеобразовательной программе основного общего образования обучаются:
по адаптированным программам VII вида для детей с ЗПР обучаются 21 обучающийся: из них на дому 4 ребенка (5а, 9в, 8а, 9в), остальные 17 в классно-урочной системе ( 6в, 5в, 5а, 5в, 9в, 9б, 9а, 8а, 6а, 6в).
дети-инвалиды – 3 (6в и 7в в классно-урочной системе, 8б - по индивидуальному учебному плану на дому.
В старшей школе по программе среднего общего образования обучается один ребенок-инвалид (10 кл.) в классно-урочной системе.
Социальный состав семей детей с ОВЗ неоднородный, имеются категории: малообеспеченные, благополучные, многодетные, семьи с одним родителем, семья, оформившая опекунство.
![]()
Анализ данных о динамике психического и физического состояния школьников, их
интеллектуального, психофизиологического потенциала отраженв картах психолого-медико-социального сопровождения, где указаны рекомендации психолого-медико-педагогического консилиума для разработки программ индивидуального обучения и сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.
В школе создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое
сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: администрация школы, педагог-психолог, медицинский работник (медицинская сестра городской детской поликлиники), классные руководители.
Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных к проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляется на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении, является обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает:
- диагностику когнитивно-познавательной сферы личности, педагогические наблюдения;
- создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;
- конкретную психолого-педагогическую помощь ребенку.
Прием в школу детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе заключения медико-психологической и педагогической комиссии, в котором указано, что ребенок может учиться в общеобразовательной школе. На каждого учащегося заполняется и ведется в течение всего времени обучения медико-психолого-педагогическая карта, в которой фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.
Переход детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу, а так же в основную с начальной ступени обучения является кризисным. Поэтому приоритетным направлением деятельности службы сопровождения является профилактическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья по предупреждению проблем адаптационного периода: социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.), познавательных (проблемы восприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении).
Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода
обучения являются:
1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.
2. Аналитическая работа.
3. Организационная работа (создание единого информационного поля школы,ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение школьных психолого-медико-педагогических консилиумов, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
4. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.
5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.
Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы.
Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается коррекционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д.
В школе проводится индивидуальная и групповая коррекционная работа с учащимися, которой охвачено 795 учащимися.
Сформировано 22 группы по 11-15 человек, проводятсяиндивидуальные занятия.
Педагог-психолог: Беседина Е. И.
Программы обучения:
1) Программа педагога-психолога: «Развивающие игры и упражнения (для работы с
гиперактивными детьми)» (составлена на основе программы Сиротюк А.Л.)
2) Программа педагога-психолога: «Курс психокоррекционных занятий для учащихся 3 класса КРО» (составлены на основе программ «Развитие интеллектуальных способностей школьника» Тихомировой Л.Ф., «Активизация познавательной деятельности детей» Загорновой В.Н., «Тропинка к своему Я» Хухлаевой О.В.)
3) Программа педагога-психолога: «120 уроков психологического развития школьников» (составлена на основе программы ««120 уроков психологического развития школьников» Локаловой Н.П.)
4) Программа педагога-психолога: «Развивающие игры упражнения для 5 класса»
(составлена на основе программ «Развитие интеллектуальных способностей школьника» Тихомировой Л.Ф. и «Уроки общения» Слободяник Н.)
5) Коррекционная работа педагога-психолога в полуфункциональной и светлой среде сенсорной комнаты.
6) Методы сказкотерапии, арт-терапии, пескотерапии.
7) «Формирование семейных ценностей» (игры и тренинги для учащихся и родителей) составитель Г. Г. Моргулен, адаптирована Е. И. Бесединой.
8) «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам», М. Ю. Савченко, адаптирована Е. И. Бесединой.
9) «Групповые занятия с элементами тренинга «Познавая себя и окружающих». М. Ю. Савченко, адаптирована Е. И. Бесединой.
Надомное обучение— вариант обучения детей-инвалидов, при которомпреподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания.
В школе реализуется инклюзивное образование через обучение детей инвалидов в классно-урочной системе и по индивидуальным учебным планам.
Внеурочная деятельность
Основной формой организации внеурочной деятельности школьников выступает проектная деятельность. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в проектную деятельность имеет особое значение, так как способствует их самореализации в различных видах трудовой, творческой деятельности, интеграции в социум. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся: требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.Участие детей с ОВЗ в дополнительном образовании составляет 85%: все ученики начальной школы заняты во внеурочной деятельности, учащиеся 5-11 классов посещают секцию волейбола, кружки «Юный филолог», «Радуга», «Аленький цветочек», «Занимательная математика», «Англия», «Рукодельница», «Скульптурный текстиль».
Организация школьных мероприятий предполагает возможность участия в них детей с ограниченными возможностями здоровья наравне со своими сверстниками из других классов.
Вне зависимости от степени выраженности нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья они включаются в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми.
Календарь традиционных школьных дел и праздников
сентябрь (День знаний);
октябрь (Посвящение в ученики-первоклассники, пятиклассники);
ноябрь (Дни толерантности);
декабрь (Предметные недели, декада инвалидов);
январь (Конкурсы чтецов);
февраль (Месячник оборонно-массовой работы);
март (А ну-ка, девочки);
апрель (Неделя профориентации);
май (День семьи, последний звонок).
Спортивно-оздоровительные мероприятия:
Дни здоровья;
«Веселые старты»;
Соревнования по футболу, волейболу, теннису, шахматам;
Праздник «Папа, мама и я – спортивная семья».
3. Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной
образовательной программы, показателей социализированности, корректировка коррекционных мероприятий.
Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы общего образования, корректировку коррекционных мероприятий осуществляет школьный психолого-медико-педагогический консилиум. Он проводится по плану.
Мониторинговая деятельность предполагает:
- отслеживание динамики развития учащихся с ОВЗ и эффективности индивидуальных коррекционно-развивающих программ;
- перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.
Психолого-медико-педагогический консилиум анализирует выполнение индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с конкретными учащимися, даёт рекомендации для следующего этапа обучения. Другая задача школьного консилиума — выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для обеспечения общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, включающей активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и речевого здоровья, сохранение и поддержание здоровья, нормализацию учебной деятельности, профилактику икоррекцию негативных тенденций эмоционально-личностного развития. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
4. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
1. Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.
В связи с этим в школе выстраивается планомерная работа по повышению квалификации специалистов по проблемам организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития. Так курсы переподготовки учителей в 2011 году прошли педагог-психолог Беседина Е. И., заместитель директора по ВР Тыльтина Н. В, учитель начальных классов Никонова Е. С. по программе «Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребёнка инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях» проводимые при МГППУ.
Также школа участвует в государственной программе РФ «Доступная среда» на 2011-2015 г.г.
2. Создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья:
- кабинет психолога;
- сенсорная комната;
- технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования
(мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютеры, ноутбуки, компьютерные классы-2, программно-аппаратные комплексы для детей с ОВЗ);
- пандус, комната личной гигиены для детей-инвалидов.
5. Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьии других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной,внеурочной и внешкольной деятельности. Внутренний механизм взаимодействия в школе:
Психолого-медико-педагогический консилиум
Психолого-медико-педагогическая служба сопровождения
Психолог
Медицинская сестра
Педагоги
Педагогический совет
Администрация школы
Родители детей с огранич. возможностями здоровья
Дети, обучающиеся на дому
Дети, обучающиеся инклюзивно
Образовательное учреждение взаимодействует по вопросам коррекционной работы с внешними организациями, специализирующимися в области коррекционной педагогики, медицины.
Межведомственное сотрудничество по укреплению и сохранению здоровья учащихсяосуществляется в рамках следующих направлений:
I. В рамках реализации регионального пилотного проекта «школьная поликлиника»:
1) с целью проведения медико-профилактических мероприятий по предупреждению
заболеваемости гриппом и ОРВ, раннего выявления нарушений состояния здоровья обучающихся МБОУ СОШ № 20 заключён договор о сотрудничестве с МБУЗ ЦГБ г. Донецка от 01.09.2011 № 10.
2) в 2008 году получено оборудование для школьного медицинского кабинета.
II. В рамках реализации регионального пилотного проекта по здоровьесбережению
1) заключён договор о сотрудничестве с центром здоровьесбережения в сфере образования «РЦЗСО РО» являющегося структурным подразделением ГБОУ РО ОЦППРиК № 77 от 20.08.2012 г.
2) обучающиеся школы проходят обследование на аппаратно-программном комплексе «АРМИС», что позволяет обеспечивать качественную диагностику функциональных проблем ребёнка, которое является основой для своевременного лечебно-оздоровительной помощи детям.
III. В рамках реализации школьного долгосрочного проекта «Взаимодействия школы и детского сада как единого образовательного пространства» ведётся работа по преемственности между дошкольными учреждениями и МБОУ СОШ № 20 с целью сохранения психического здоровья учащихся при переходе из детского сада в школу.
Глава II. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.
В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы в школе нами рассматриваются:
Динамика индивидуальных достиженийучащихся с ОВЗ по освоению предметных программ.
Успеваемость учащихся с ОВЗ на протяжении последних лет составляет 100%. За 2013-14 учебный год у 50 % обучающихся –стабильные результаты,у 40 % - положительная динамика, 10 % - показали снижение успеваемости.
В 2013 -2014 учебном году8 девятиклассника с ОВЗ (6 – VII вид, из них 2- ребёнка-инвалида) успешно прошли государственную итоговую аттестацию и получили аттестаты об основном общем образовании. В настоящее время 7 выпускников учатся в средних профессиональных учебных заведениях города (техникум, колледж, училище) и 1 продолжил обучение в школе на старшей ступени.
2. Создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу:
- надомное обучение,
- обучение по индивидуальным учебным планам,
- обучение в массовом классе.
Материально-технические условия:
- кабинет психолога;
- сенсорная комната;
- технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования
(мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютеры, ноутбуки);
- специализированный компьютерный класс для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- медицинский кабинет с современным компьютерным диагностическим оборудованием.
3. Увеличение доли педагогических работников образовательного учреждения,прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией
для организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Курсы повышения квалификации прошли сотрудники в 2012 году. Три педагога и педагог-психолог приняли участие в областном семинаре «работа в полифункциональной темной и светлой среде сенсорной комнаты» ЮФПУ научно-образовательный центр «Диагностика. Развитие. Коррекция» г. Ростова-на-Дону. Вопросам психолого-педагогического и медико-социального сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья, обсуждению эффективных моделей в условиях развития инклюзивного образования была посвящена I Всероссийская научно-практическая конференция, состоявшаяся 12 мая 2014 года в Ростове-на-Дону на базе Южного Федерального университета, где МБОУ СОШ № 20 представил опыт своей работы.
4. Количество специалистов, привлекаемых к индивидуальной и групповой работе с
детьми с ОВЗ и их родителями.
На сегодняшний день: 42 человека (учителя-предметники, педагог-психолог, медицинская сестра, заместитель директора по ВР, заместитель директора по УВР).
5. Характеристика показателей социализированности учащихся с ОВЗ на разных
этапах обучения (самооценка, положение в коллективе).
Результаты за 2 полугодие 2014 года: самооценка адекватная у 70%, социометрический статус «звезды» - 15%, предпочитаемые- 80 %, изолированные -5 %.
6. Результаты диагностики удовлетворенности родителей системой работы с детьми с ОВЗ в школе.
Большинство родителей детей с ОВЗ демонстрируют средний (30%) и высокий (70 %) уровень удовлетворенности системой работы школы в данном направлении качеством предоставляемых услуг.
Заключение
Систематизация работы с детьми-инвалидами в школе стала необходимой и нашла положительный отклик педагогов и родителей. Это отражено в ответах родителей на вопросы анкеты об удовлетворенности учебно-воспитательным процессом, в результатах диагностики учащихся с ОВЗ. Целью начального этапа программы было создание базы данных на детей с ОВЗ, привлечение всех имеющихся ресурсов для сопровождения учебно-воспитательного процесса детей-инвалидов, планирование дальнейших мероприятий по расширению материальной базы и привлечению специалистов.
Задачи, которые мы поставили перед собой, а именно:
- выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
- осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального и основного общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении,
- обеспечить возможность детьми с ограниченными возможностями здоровья для
успешной социализации,
- мы начали реализовывать, видим поддержку родителей и положительную динамику в обучении и воспитании детей с ОВЗ.
Дети с ОВЗ нуждаются в своевременном выявлении необходимости индивидуального обучения, в реализации потенциальных возможностей и создании условий для развития.
Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Очень важно в этой ситуации педагогу иметь специальные профессиональные навыки, плотно консультировать родителей, советоваться с ними. А самое важное - это выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми на максимально раннем этапе. Это позволяет обеспечить коррекцию основных отклонений в развитии ребенка и подготовить его к обучению в среднем и старшем звене общеобразовательного учреждения. В тесном сотрудничестве работают администрация школы, учителя-предметники, педагог-психолог, медицинские работники.