СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы.Данный материал может использоваться для подготовки к экзаменам, работа с текстом способствует развитию высокой культуры разговорной и письменной речи, развивает чувство русского языка, формирует умение пользоваться его выразительными средствами.

Просмотр содержимого документа
«"Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся"»

«Красногвардейская средняя общеобразовательная школа № 1»









Тема опыта:

« Комплексная работа с текстом на уроках

русского языка как средство формирования

языковой компетенции учащихся»









Автор опыта:

Гущина Тамара Кузьминична,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Красногвардейская средняя

общеобразовательная школа №1»






с. Плешаново, 2014 г.



Содержание





РАЗДЕЛ 1. Информация об опыте…………………………...2

1.1. Условия возникновения и становления опыта…………3

1.2. Актуальность опыта……………………………………...3

1.3. Ведущая педагогическая идея опыта…………………...4

1.4. Длительность работы над опытом………………………5

1.5. Диапазон опыта…………………………………………..5

1.6. Теоретическая база опыта……………………………….5

1.7. Новизна опыта……………………………………………7

РАЗДЕЛ II.Технология опыта………………………………..8

РАЗДЕЛ III. Результативность опыта………………………14

Библиографический список…………...……………………..17

Приложение к опыту……………………………………...….18

























РАЗДЕЛ 1.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

1.1. Условия возникновения и становления опыта

Педагогический опыт « Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся» возник в Красногвардейской средней школе № 1.

Школа осуществляет углублённое изучение предметов физико-математического и гуманитарного циклов. В образовательном учреждении повышенного уровня формирование языковой компетенции учащихся 5-11 классов успешно решается с помощью УМК под редакцией В.В.Бабайцевой. В условиях возрастающих требований к грамотной письменной речи возникает необходимость в совершенствовании технологии обучения для формирования устойчивых навыков правописания для успешной подготовки выпускников к ГИА и ЕГЭ по русскому языку, а также для повышения речевой культуры школьников.

Тема моего опыта «Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся» соотносится с проблемой школы «Совершенствование компетентности учителя и учащихся как одно из средств повышения качества образования».

Направленность системы образования только лишь на усвоение учащимися системы знаний уже не соответствует современному социальному заказу. Одним из важнейших условий возникновения данного опыта явился

переход от традиционного обучения к личностно-ориентированному.

Личностно-ориентированный подход требует становления педагога как

профессионала, легко ориентирующегося в инновациях, психологических

процессах, владеющего разными технологиями преподавания своего

предмета.

В условиях смещения образовательных акцентов на личностную сферу

учащихся объективно возникает требование совершенствования технологии

обучения, соответствующей данному направлению, а именно: интеллектуальному и речевому развитию обучаемых. Приобретение школьниками знаний, умений и навыков с целью их трансформации в компетентности способствует становлению интеллектуально развитой личности, обладающей положительной мотивацией для познания и самопознания на основе новых образовательных технологий.

Поэтому в настоящее время проблема формирования языковой компетентности учащихся, которая рассматривается как качественно новое образование личности, возникающее у учащихся на основе изучения теории языка и в процессе овладения лингвистическими умениями, характеризующееся при этом высоким уровнем сформированности мыслительных операций, наличием положительной мотивации процесса овладения лингвистическими знаниями и умениями и творческим отношением к процессу овладения языком, приобретает особую актуальность и имеет практическую значимость с точки зрения становления личности с инновационным типом мышления и деятельности.

1.2. Актуальность опыта

Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений не только в системе образования, но и в жизни общества в целом. В связи с этим проблема формирования языковой компетенции учащихся по-прежнему остаётся острой, ведь одно из требований, предъявляемых к выпускнику, – это свободное владение русским языком.

Однако изучение качества знаний и умений учащихся показывает, что школьники не всегда осознают сущность основных языковых понятий, слабо владеют навыками аналитико-синтетической деятельности, обладают недостаточной практической грамотностью, с трудом пользуются языковыми средствами для приёма и передачи информации. Анализ результатов ГИА и ЕГЭ по русскому языку свидетельствует о недостаточном умении школьников работать с текстом и правильно выражать свои мысли, создавая собственное речевое высказывание.

Практика моей работы над темой показывает, что относительно простые по своей лексической и грамматической конструкции тексты оказываются более трудными для понимания учащихся. На мой взгляд, это происходит оттого, что содержание текста не попадает в область интересов учащихся, либо вызывает у них эмоциональное неприятие. Считаю, что большое значение имеет не только соответствующая учебным задачам грамматическая конструкция текста, но и содержательное, смысловое наполнение текстов, предназначенных для классного и домашнего чтения; текстов, способствующих не только развитию речи учащихся, но и формированию оценочного отношения к информации, развитию критического мышления, позволяющих выйти на уровень личностной значимости изучаемого материала.

На основе анализа соответствующей методической литературы была установлена необходимость поиска оптимальных условий языкового развития учащихся. Это актуализировало проблему формирования языковой компетентности учащихся и потребовало разрешения ряда объективных противоречий:

  • между растущими требованиями общества в высокообразованной личности, владеющей грамотной письменной и устной речью, и общим снижением уровня письменной речи;

  • между ориентацией нового содержания образования на формирование языковой компетенции учащихся и традиционными формами и методами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний;

  • между необходимостью развития языковой личности, способной применять результаты интеллектуальной деятельности на практике, и общим снижением уровня культуры речи учащихся.

Считаю, что содержание опыта по теме « Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся» помогает преодолеть вышеназванные противоречия и предусматривает разработку новых подходов к работе с текстом. Комплексная работа способствует развитию высокой культуры разговорной и письменной речи, развивает чувство русского языка, формирует умение пользоваться его выразительными средствами, стилистическим разнообразием, что, по словам В.В.Виноградова, является «самой лучшей рекомендацией для каждого человека в общественной и творческой деятельности». Приобретение школьниками знаний, умений и навыков с целью их трансформации в компетентности способствует становлению интеллектуально развитой личности, обладающей положительной мотивацией для познания и самопознания на основе новых образовательных технологий.

1.3. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта – это использование текстов разных стилей как основы создания на уроках русского языка развивающей языковой среды, обеспечивающей реализацию практической направленности обучения и воспитание общечеловеческих ценностей. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений филологического профиля В.В.Бабайцевой предназначен для общеобразовательных учреждений филологического профиля. Содержание учебника соответствует требованиям государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку. Учебник состоит из двух частей. Теоретическая часть систематизирует и углубляет знания, приобретенные учащимися в 5-9 классах. Сборник заданий включает разнообразные упражнения, обобщающие изученное. Большое внимание в учебнике уделяется развитию речи, умению анализировать и составлять тексты, воспитанию любви к русскому языку.

По данному УМК работаю более 10 лет. Блоковый характер практических заданий способствует систематизации повторения теории. Большое внимание уделяется комплексной работе с текстом, со словом. Помещены интересные сведения из истории слов. По этой книге выпускник легко может подготовиться к ЕГЭ.


1.4. Длительность работы над опытом

Длительность работы над опытом в контексте заявленной

формулировки темы составляет три года (с 2011 года), но значительно

раньше я вводила в свои уроки элементы лингвистического

анализа текста, «самодиктанты» по заученным текстам, практиковала

тематические речевые уроки, для развития коммуникативных умений и

навыков включала ситуативные упражнения и игры по культуре речи.

Замечено, что работа с текстом позволяет не только улучшить

правописные умения и навыки обучаемых, но и повысить их речевую

культуру, воспитать чувство национального достоинства у носителей

русской речи.

Сравнение и анализ итогов деятельности показал положительные

результаты:

- рост количества учащихся, обучающихся на «4» и «5»;

- улучшение техники чтения и увеличение количества читающих детей;

- повышение интереса к изучаемым предметам;

- совершенствование речевого развития учащихся.

Введение ЕГЭ по русскому языку за курс средней общеобразовательной

школы и новой формы государственной (итоговой) аттестации в IХ классах

потребовало корректировки содержания опыта, календарно-тематического

планирования, поурочного планирования в соответствие с актуализацией деятельностного и компетентного подходов к

определению целей, содержания и методики обучения русскому языку.

В 2012 году на втором основном этапе продолжилась системная работа по выбранному направлению, которая показала положительную динамику в сформированности языковой компетентности учащихся на основе работы с текстом.

Завершающим этапом стал 2013 год, когда была проведена итоговая диагностика результатов деятельности, показавшая положительные результаты:

- повышение уровня учебной мотивации и интеллектуального развития школьников;

- сохранение и рост качества знаний по русскому языку;

- рост познавательной активности учащихся;

- повышение уровня культуры устной и письменной речи.

Итогом работы является результативность опыта за последние 3 года.

1.5. Диапазон опыта

Диапазон опыта достаточно широк. Для формирования языковой компетенции учащихся педагог использует как отдельную педагогическую ситуацию, так и систему уроков.

Данный подход к комплексной работе с текстом применим и в системе дополнительных занятий с учащимися с целью подготовки к ГИА и ЕГЭ и в работе с одарёнными школьниками для подготовки к олимпиадам и конкурсам разного уровня.


1.6. Теоретическая база опыта

Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования, воспитания.
В связи с этим принципиально меняются цели образования.

Одним из перспективных подходов, позволяющим решить задачи, стоящие перед современной системой образования, становится компетентностный подход к управлению качеством образования. Этот подход базируется на двух основных понятиях – «компетенция» и «компетентность», получивших распространение сравнительно недавно.

В научных трудах ученых-лингвистов был поднят вопрос о разграничении понятий «компетентность» и «компетенция». На современном этапе исследователи компетентностного подхода в образовании придерживаются следующего понимания терминов «компетенция» и «компетентность».

Компетенция – совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности, которые формируются у учащихся в процессе обучения и служат средством достижения цели образования – формирования компетентности.

Компетентность определяется как способность к какой-либо деятельности, сформированная на основе полученных знаний, умений, навыков и способов деятельности для решения теоретических и практических задач.

В связи со снижением уровня речевой культуры в России особое внимание уделяется формированию языковой компетенции.

Термин “языковая компетенция” был введен Н.Хомским в 60-е годы XX века. Познакомившись с трудами учёного, пришла к выводу, что лингвист семантически противопоставил данное понятие термину «использование языка» и раскрыл это различие как разницу между знанием “говорящего-слушающего” о языке и применением языка в практике общения и деятельности человека. С тех пор содержание термина «языковая компетенция» изменилось, но он прижился и активно используется в современной науке.

За основное определение языковой компетенции взяла определение Е.А. Быстровой: «Языковая компетенция — способ­ность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в со­ответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимичес­кие средства, в конечном счете — владе­ние богатством языка как условие ус­пешной речевой деятельности» [4].

Обратившись к трудам Е.Д.Божович, нашла для себя принципиальные положения для реализации своей темы. На современном этапе представляется необходимым формирование языковой компетенции школьников на основе соблюдения следующей иерархии целей:

1) коммуникативная деятельность;

2) текстовые действия;

3) языковые операции.

Это даёт возможность на деле представить ребенку всю систему языка в целом и обеспечить взаимодействие данных речевого опыта и теоретических знаний о языке в структуре языкового сознания учащегося.

Комплексная работа с текстом на уроках русского языка позволяет одновременно решать правописные, речевые и воспитательные задачи. Комплексная работа с текстом включает элементы лингвистического, литературоведческого анализа, а также речеведческий разбор, объяснение орфограмм, знаков препинания, выполнение всех видов разбора и предоставляет большие возможности для формирования языковой компетенции.

Методологическую основу опыта составили положения в трудах отечественных педагогов (К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского), психологов (Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина, Е.Д.Божович), рассматривающих проблему развития учащихся в процессе обучения, а также методистов (А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой, Т.И.Чижовой, Т.А.Ладыженской, В.В.Бабайцевой, М.Т.Баранова).

Понятие языковой личности находит отражение в психолого-педагогической литературе. Ф.И.Буслаев [5] указывал на нерасторжимое единство родного языка с личностью ученика. Данной проблемой занимались также Л.И.Бердникова [2], Ю.Н.Караулов [9] и др. Л.И.Бердникова определила формирование языковой личности как основную цель обучения русскому языку. Содержание работы, направленной на патриотическое воспитание учащихся, и основные методические пути его раскрытия рассмотрены М.Т. Барановым, Г.К. Лидман-Орловой, Е.И. Ильиной, Т.А. Ладыженской, которые считают, что в системе формирования патриотического чувства учащихся большое значение имеют уроки русского языка и русской речи. Совершенствование речи школьников тесно связано с развитием их личности.

Познакомившись с основными положениями исследователей, педагог пришла к выводу, что важность обучения языку на основе текста уже стала аксиомой в теории и методике преподавания, однако методы и приёмы использования, цели и задачи, виды заданий и формы данного вида дидактического материала различны. Преобладающим подходом к анализу текста на уроках русского языка в настоящий момент является комплексный подход. Именно он позволяет соединить то, что существует в единстве в речи – это языковой материал и реализация его в речевой деятельности, что способствует формированию целостного восприятия, формирует комплекс ценностей, способностей, которые определяют дальнейшее развитие личности.

Углубленный компонент, направленный на формирование у школьников обобщенных умений текстовосприятия и текстообразования, которые определяют уровень развития языковой личности, органично введен в альтернативную программу для углублённого изучения русского языка Т. Н. Ладыженской. Формой работы, оптимально сочетающей обучение теории языка и формирование важнейших языковых умений, является комплексный анализ текста.

1.7. Новизна опыта

Новизна опыта состоит в апробации методов и приёмов, нацеленных на развитие языковой компетентности, а также в деятельностном подходе к изучению языковых явлений на основе текста, привлечении регионального материала для лингвистического анализа.

Собран и систематизирован обширный материал, составлены интересные дидактические материалы для работы над типами речи , разработана программа факультативного курса в 10–11-х классах "Работа с текстом" (Приложение 1)

РАЗДЕЛ II.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Сегодня, как отмечают и специалисты, и общественность, речевая культура в России находится на низком уровне. Обучение русскому языку происходит в сложной ситуации: отмечается бурная либерализация языковых норм, активно в лексику носителей языка проникают профессиональный сленг и другие жаргоны, поэтому в образовательном стандарте по русскому языку усилен аспект культуры речи, а также особое внимание уделяется формированию языковой компетенции.

Содержание стандарта предполагает не только формирование навыков анализа языка, классификации языковых явлений и фактов (а именно это до сих пор преобладает в школьной практике), но и воспитание человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Именно поэтому при обучении русскому языку углубляется лингвистическая составляющая курса, развивается языковой аспект, повышается внимание к формированию орфографической зоркости учащихся. В связи с этим в методике особая роль на уроках русского языка отводится тексту как основной дидактической единице.

Наряду с широким системным освоением грамматики, лексики, синтаксиса, учитель стремится, чтобы уроки русского языка способствовали нравственному росту учащихся. Большую помощь в подобной работе оказывает включение краеведческого материала, а также текстов, воспитывающих у школьников патриотизм, толерантность, любовь к природе. Использование на уроках русского языка текстов на основе краеведческого материала ставит задачу рассмотрения особенностей употребления языковых средств в произведениях художественной литературы, в печати, в фольклоре родного края.

Поэтому целью работы стало формирование языковой компетенции учащихся на основе использования комплексной работы с текстом.

Цель данного опыта предполагает необходимость решения следующих задач:

1. Обеспечить качество усвоения знаний по предмету.

2. Внедрить на уроках русского языка формы и методы работы с текстом, способствующие формированию языковой компетенции.

3.Разработать способы практической деятельности учащихся, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.

4. Использовать приемы комплексной работы с текстом для занятий с одарёнными учащимися.

5. Отобрать тематический текстовый материал, направленный на развитие нравственных качеств школьников.

Комплексная работа с текстом в структуре современного урока становится необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений и навыков и делает процесс обучения увлекательным.

Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке с текстом (Приложение 2,3,4):

- комплексный анализ текста;

- работа с текстом при подготовке к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;

- анализ текста при работе над типами речи;

- сопоставительный анализ текстов;

- письмо по памяти;

- лингвистический эксперимент;

- работа с «деформированным» текстом;

- составление текста по опорным словам.

Активизируют творческую активность учащихся и повышают интерес к предмету нетрадиционные формы проведения уроков: урок-дискуссия; урок-практикум; урок-исследование; урок-игра; интегрированные уроки оценка эффективности описанной выше работы была проведена мною с использованием показателей: "степень интереса учащихся к предмету", "степень обученности", "уровень коммуникативной компетентности".

При работе с текстом учащимся задавались следующие вопросы :

Труден ли был текст для понимания?

Интересен ли текст?

Что понравилось (не понравилось) в содержании текста?

Хотели бы вы прочитать ещё что-нибудь по этой теме (подобного содержания)?

Какой из прочитанных текстов вам больше всего (меньше всего) понравился?

Ответы на данные вопросы способствуют не только развитию речи учащихся, но и формированию оценочного отношения к информации, развитию критического мышления, позволяют выйти на уровень личностной значимости изучаемого материала.

Рефлексия учебного занятия, блока тем осуществляется с помощью незаконченных предложений:

Сегодня на уроке я узнал, что…

Самым трудным для меня было…

Раньше я не знал, что...

Данный прием успешно применяется и для обсуждения прочитанного текста. В этом случае неоконченные предложения могут выглядеть так:

Главная мысль текста состоит в том, что…

По моему мнению, текст информативен (поучителен), так как …

Больше всего мне в тексте понравилось …


Комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется системный подход к изучению языка. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы и формирует нравственные качества школьников.

Я выделяю основные организационные формы комплексного анализа текста:

  • коллективная работа класса (под руководством учителя ученики прослеживают развитие мысли в тексте);

  • один из этапов подготовки к изложению или устному пересказу текста – комплексный анализ его в форме коллективной работы класса;

  • одна из форм самостоятельной работы учащихся;

  • одна из форм проверки знаний, умений и навыков учащихся на экзаменах.

Работая по программе В.В.Бабайцевой, взяла за основу предлагаемый в учебнике план анализа текста (Приложение 2).

В систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии и пунктуации, отвечая на которые, ребенок должен использовать знания, полученные в 5 – 9 классах. Ученик, исследуя предложенный текст и пытаясь охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, тренирует зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

Главный результат работы, которую выполняет школьник в процессе анализа текста, - это умения самостоятельно понять замысел текста, объяснить те приемы и средства, которыми автор достигает реализации своего замысла, объяснить влияния грамматических и стилистических средств выразительности для создания художественного образа, сочинить собственные тексты, адекватные заданной речевой ситуации. В процессе комплексного анализа текста проводятся следующие виды языкового разбора: фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный и этимологический, морфологический и синтаксический, стилистический.

Особое значение придаю подбору текстов для комплексного анализа. Текст должен удовлетворять многим требованиям и совмещать в себе различные качества:

- должен быть понятным по содержанию;

- соответствовать программе по характеру орфограмм и пунктограмм;

- оказывать воспитательное воздействие;

- готовить выпускников к сдаче ЕГЭ и ГИА.

В своей работе широко использую материал, предоставляющий большие возможности для формирования орфографической зоркости, тренировки пунктуационных навыков, устранения речевых ошибок и обучения написанию сочинений. Знать свой край, его историю и культуру – значит любить его, понять неразрывную связь истории своей «малой» родины с историей России.

Таким образом, опора на такие тексты не только позволяет формировать у учащихся языковую компетенцию, но и развивает их нравственные качества.

Работа с текстом при обучении сочинению-рассуждению на лингвистическую тему

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему при подготовке учащихся к ГИА по русскому языку – одно из самых сложных заданий, к которому нужно подготовить девятиклассников. Выпускникам необходимо не только продемонстрировать теоретические знания одного из разделов лингвистики, но и показать умение создавать собственное речевое высказывание с привлечением информации из прочитанного текста. Это сочинение должно соответствовать функционально-смысловому типу речи – рассуждению. Особое внимание уделяется умению выпускника аргументировать свои мысли, используя прочитанный текст.

В 9 классе учащиеся уже чётко представляют структуру сочинения-рассуждения, ведь работа над этим типом речи систематически ведётся с 5 класса. Учителем разработаны методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, в которых предложены разнообразные формы и методы работы на уроке.

Анализ текста при работе над типами речи

Педагогом собраны интересные дидактические материалы (Приложение 4), которые используются при работе над типами речи в ходе подготовки учащихся 9 класса к итоговой аттестации. Формы такой работы разнообразны: работа с «деформированным» текстом, письмо по памяти, анализ текста при работе над типами речи и др..

Школьники знакомятся с автором и названием произведения, откуда взят отрывок, отмечают, какому важному событию из истории нашего края он посвящён. После выразительного чтения отрывка учителем определяется принадлежность текста к определённому типу речи и приводятся доказательства.

При описании изображаются люди, предметы, животные, природа, различные действия и т.д. Описание статично.

При повествовании обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени. Повествование динамично.

При рассуждении устанавливается взаимосвязь событий и явлений, раскрываются их причины. В схеме рассуждения выделяются три части:

- тезис (то, что надо сказать);

- доказательства (аргументы);

- вывод (общий итог).

Особое внимание педагог уделяет работе над смешанными типами речи, ведь именно они вызывают затруднения у учащихся и часто предлагаются в заданиях ГИА и ЕГЭ.

Сопоставительный анализ текстов

Разновидностью уроков-практикумов становятся уроки сопоставительного анализа художественных текстов схожей тематики. Такая работа помогает школьникам выявить особенности создания образов, выразительные возможности художественных средств, повысить интерес к слову.

Учащимся предлагается провести сопоставительный анализ текстов по следующим направлениям:

- смысловой анализ текстов (определение темы, идеи текста);

- стилистический анализ текста (обоснование принадлежности текста к тому или иному стилю, выделение характерных выразительных средств языка и стилистических приемов);

- типологический анализ текста (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);

- языковой анализ текста (фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический анализ указанных учителем слов, словосочетаний и предложений; анализ трудных случаев грамматики и правописания).

Подобная работа проводится среди учащихся, изучающих русский язык углублённо. Она прививает школьникам навыки исследовательской деятельности, рассчитана на подготовку к сочинениям повышенного уровня и оказывает большую помощь на занятиях с одарёнными детьми при подготовке к различным олимпиадам и конкурсам по русскому языку.

Письмо по памяти

Одним из упражнений, направленных на формирование орфографической зоркости, а также способствующих развитию речи, является письмо по памяти (воспроизведение заранее выученного текста небольшого объёма). Этот вид работы позволяет осуществлять и комплексную работу с текстом, что немаловажно для подготовки к сдаче ЕГЭ в 9 и 11 классах.

Письмо по памяти развивает эстетическое отношение к русскому языку, формирует у учащихся языковую компетенцию, умения применять правила в процессе упражнений для закрепления изученного материала, а использование краеведческого материала способствует воспитанию нравственных качеств школьников.

Подобная работа занимает на уроке немного времени, но дает хорошие результаты. Ребята всегда с интересом готовятся к её выполнению.

В ходе предварительной работы полезно познакомить учащихся с автором миниатюры, с историей её создания.


Лингвистический эксперимент

Продуктивным приёмом работы с текстом является лингвистический эксперимент, который может проводиться в ходе анализа языка художественного произведения. Цель учебного эксперимента – обоснование отбора изобразительно-выразительных средств в данном тексте и установление внутренней взаимосвязи между языковыми средствами. Лингвистический эксперимент может проводиться двумя путями - от целого текста к его компонентам или от единиц языка к тексту:

·      устранение данного языкового явления из текста;

·      подстановка или замена языкового элемента синонимичным;

·      распространение текста другими языковыми элементами;

·      свёртывание текста;

·      перестановка слов и других языковых единиц.

Составление текста по опорным словам

Подобный вид работы не только тренирует орфографические и пунктуационные навыки учащихся, но и повышает интерес к предмету, развивает творческое воображение и кругозор, воспитывает любовь к слову.

Сочинения проводятся главным образом с целью обогащения словаря учащихся, для них опорными словами являются слова, словосочетания, иногда целые фразы, тематически подобранные учителем. Их надо объяснить не только с точки зрения значения, но и орфографии, морфологии, стилистики. Это могут быть и слова из пассивного словаря учащихся, о которых им следует напомнить, а частично и совсем новые слова, которые используются с целью обогащения словаря.

Комплексная работа с текстом - одна из форм работы с одарёнными школьниками. Подготовка учащихся к олимпиадам и творческим конкурсам требует от учителя особого материала, позволяющего проникать вглубь языковых явлений. И грамотно подобранные тексты предоставляют эти возможности.

Систематическая работа с текстами повышенного уровня сложности приносит хорошие результаты: ученики становятся победителями и призёрами олимпиад и конкурсов международного, всероссийского, областного и городского уровней.

Таким образом, использование комплексной работы с текстами на уроках русского языка способствует формированию языковой компетенции учащихся, помогает в подготовке к ЕГЭ и ГИА, развивает кругозор, повышает интерес к предмету. Опора на местный материал при подборе текстов помогает в воспитании нравственных качеств учащихся. В процессе работы с художественным текстом на уроках русского языка происходит развитие, совершенствование чувства языка, приобщение школьников к национальной культуре.



РАЗДЕЛ III.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Позитивная динамика учебных достижений обучающихся

за последние 3 года

Многоаспектная работа с текстом позволила мне достичь

определенных результатов:

- у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация

изучения русского языка и литературы;

- более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и

навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению

учебных задач, совершенствуется речевое развитие;

- обогащается словарный запас, что позволяет учащимся добиваться

реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах.

Результаты успеваемости учащихся за последние три года:


Таблица 1 Русский язык 2011-2012 уч.г.


8 б класс

9 а

10 а

10б

9 класс

49%

55%

63%

43%

-


Русский язык2012-2013 уч.г.


9 класс


10А

10 б

11 а

11 б

55%

75%

80%

75%

38%


Таблица 2 Качество знаний по русскому языку и литературе


№ п\п

2010- 2011

2011- 2012

2012- 2013.

1.

53%

56%

65%


Данная методика помогает и в подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Таблица 2

Мониторинг знаний по русскому языку в 11 классе 2012-13 уч.год

Ф.И.

К Р № 1

Балл

Оценка

К Р № 2

Балл

Оценка

К Р № 3

Балл

Оценка

Проб-ный ЕГЭ

Оцен-ка

ЕГЭ

Динамика

1

Мустафин Р

19

4

22

5

20

5

60/90

5

92

+

2

Темников М

9

2

16

4

16

4

29/48

3

56

+

3

Голышева К.

21

5

22

5

20

5

54/71

4

90

+

4

Курбатова Т.

21

5

21

5

20

5

49/68

4

71

+

5

Шляхова Надя



22

5

18

5

58/84

5

92

+

6

Тукташев Р

13

3

19

4

17

4

44/63

4

70

+

7

Бурангулова

15

3

21

5

-

-

50/70

4

82

+

8

Экк Андрей



16

4

18

5

44/63

4

71

+

9

Султангулова

20

4

22

5

20

5

51/70

4

84

+

10

Генрихс Женя

14

3

15

3

12

3

38/49

3

58

+

11

Юлтыев Артем

16

3

20

5

17

4

56/79

5

73

-

12

Хусаинов М

12

3

18

4

17

4

38/57

3

71

+

13

Насырова Л

17

4

22

5

-

-

47/66

4

70

+

14

Пфейфер А

21

5

22

5

20

5

60/90

5

95

+

15

Чувашаева Ю

19

4

22

5

19

5

48/67

4

72

+

16

Анохин Денис

10

3

18

4

17

4

39/58

3

72

+

17

Туров Саша

--

--

20

5

19

5

49/68

4

57

-

18

Горбань В

18

4

21

5

17

4

32/51

3

63

+

19

Поликарпова

--

--

19

4

-

-

48/67

5

72

+

20

Каскинова Л

12

3

20

5

-

-

26/45

3

66

+

21

Алиханов Р

--

--

18

4

19

5

57/82

5

90

+



5

3

5

13

5

11

5

5





4

7

4

7

4

6

4

10





3

8

3

1

3

1

3

5





2

1

-

-








Систематическая комплексная работа с текстом привела к положительной динамике.

Результаты ЕГЭ по русскому языку в 2012-2013 уч. году

Диапазон тестовых баллов

11 класс


31-40

41-50

51-60

61-70

71-80

81-90

91-100



38 учащихся

-

1

12

8

9

5

4

Часть С ( сочинение) Диапазон тестовых баллов


9-10

11-13

14-16

17-19

20-22

11 класс

38 учащихся

1

5

15

7

9



Выпускники не только успешно преодолели минимальный порог, но и получили достаточно высокие баллы (средний балл 69,6) Следовательно, данная методика эффективна и положительно влияет на подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ.

Победители и призёры предметных олимпиад за последние 3 года

ФИО

Год

Класс

Название олимпиады

Занятое место

Уровень олимпиады

1.

Мингазова Юлия

Маратовна

2011

9

Олимпиада по русскому языку

Призёр

Муниципальный

2.

Мустафин Ринат

2012

11

Олимпиада по русскому языку

Призёр

Муниципальный

3.

Мингазова Юлия Маратовна

2012

10

Олимпиада по русскому языку

Призёр

Муниципальный

4.

Мингазова Юлия Маратовна

2013

11

Олимпиада по русскому языку

Призёр

Муниципальный


Таким образом, использование комплексной работы с текстом на уроках русского языка способствует формированию языковой компетенции учащихся. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, культуру устной и письменной речи, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, формирует нравственные качества школьников, позволяет добиваться хороших результатов в подготовке выпускников к сдаче ГИА и ЕГЭ по русскому языку.

Библиографический список:


1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 классы: Учебник для школ,

гимназий, лицеев с углубл. изуч. рус.яз.- М.: Дрофа, 2002. – 432 с.

2. Бердникова Л.И. Русский язык в системе развивающего обучения. -Оренбург, 1997

3. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников: психолого-педагогические аспекты языкового образования. – М.:МПСИ, 2002. – 288с.

4. Быстрова Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках / Е. А. Быстрова // Русская словесность. 2003. № 1

5. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. - Либроком, 2010.

6. Воинов А. И. Отважные. – Белгородское книжное издательство, 1963. –

7. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М.  Универсальные дидактические материалы по русскому языку: пособие для учащихся 6-7 классов. – М.: Аркти, 2001. – 160 стр.

8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С.34-42.

9. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М., 1987.

10. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 №393. – М., 2002.

11. Носов Е.И. Травой не порастёт…- Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1985
12. Павлова О.А., Белова И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: Методические материалы. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008. – 152 с.

13. Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом: дидактические материалы/Т.М.Пахнова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 240с.

14. Рыбаков А.Н. Дети Арбата: в 3 кн. / Анатолий Рыбаков. – СПб.: Амфора,2004. – 526 с.

15. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. – М., 1972 (англ. 1965).

16. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты 17. Хуторской А.В. // Интернет-журнал «Эйдос». – 2007.










ПРИЛОЖЕНИЕ1.

Программа факультативного курса в 10–11-х классах "Работа с текстом"

Текст - понятие, которому служат все разделы учебного курса – фонетика, лексика, грамматика, словообразование, стилистика, правописание.

Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку показывает, что нужно шире использовать работу с текстом, отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой; обучать анализу текста; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров. Автор данной программы уделяет основное внимание тексту и предлагает помощь в решении вышеперечисленных задач на факультативных занятиях.

Программа поможет создавать рефераты, аннотации, рецензии, делать выписки, составлять тезисы, подготовить учащихся к написанию сочинения – рассуждения в части “С” ЕГЭ. Отдельные занятия проходят как подготовительная работа перед сочинением по литературе. Методическое обеспечение заданий, представленные в приложениях планы анализов текста помогают руководить работой учащихся в процессе анализа ими не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы.

Курс предусматривает и теоретические, и практические занятия. Программа рассчитана на 34 часа. Практическая часть обеспечивается материалами учебников В.В.Бабайцевой. Русский язык. 10–11 классы и А.И.Власенкова, Л.Н.Рыбченковой. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи. За учителем остается возможность выбора текстов для анализа.

Факультативный курс также поможет учащимся систематизировать и углублять свои знания при подготовке к конкурсам и олимпиадам, письменным и устным экзаменам по русскому языку и литературе.

II. Программа факультативного курса “Работа с текстом

№п/п

Тема

Кол-во ч

1

Что такое текст?

1

2

Начало и конец текста (рамка текста).

1

3

Абзац.


4

Способы и средства связи между частями текста.

2

5

Синтаксис текста (связность).

1

6

Лексические средства связи.

2

7

Ключевые слова.

2

8

Типы речи. Повествование.

2

9

Описание.

2

10

Рассуждение.

2

11

Речеведческий анализ текста

2

12

Сокращение текста. План

1

13

Тезисы, выписки.

2

14

Конспект. Тематический конспект

2

15

Реферат.

2

16

Аннотация.

1

17

Рецензия. Оценка текста

1

18

Тексты разных стилей. Обзор

2

19

Идейно-художественный анализ текста

1

20

Комплексный анализ текста

2

21

Лингвистический анализ текста

1

22

Лингвостилистический анализ текста

1

Всего: 34 часа

III. Содержание занятий.

1. Повторение и обобщение знаний по теме “ Текст”, полученных в 5–9-х

классах; анализ текста (текст предварительно записывается под диктовку с объяснением постановки знаков препинания). Определение темы, главной мысли высказывания. Виды связи между предложениями. Знакомство с теоретическим материалом (с. 144–146) по учебнику А.И.Власенкова (в дальнейшем А.И.В.).

2. Работа с материалами параграфа 12 учебника В.В.Бабайцевой (в дальнейшем В.В.Б), которые дополняются собственными наблюдениями примерами. Выполнение заданий 66-70 (это разноаспектный анализ текстов разных стилей).

3. Обобщение и закрепление полученных в 5–9 классах знаний по теме “Абзац”; развитие монологической речи учащихся. Микротема. Микротекст.Абзац. Выполнение упр. 291 по учебнику А.И.В. .

4. Анализ текста (на выбор учителя). Виды и средства связи между частями текста. Параллельная связь. Цепная связь. Выполнение упр.284 (с 146) по учебнику И.В. Самостоятельная работа.

5. Теоретическое обобщение и изучение второго основного признака текста - его связности. Изучение п. 14. Наблюдение закономерностей подбора предложений в прозаическом и поэтическом текстах, изучение влияний структуры предложений на тип речи. Выполнение упражнений 73, 74 (В.В.Б.).

6. Обобщение наблюдений учащихся над разнообразными способами связи предложений в тексте и смысловых частях текста. Лексические повторы. Синонимы. Антонимы. Изучение материалов п. 17. Роль однокоренных слов. Теоретические обобщения при выполнении задания 85 (В.В.Б.)

7. Ключевые слова. Изучение материалов п. 13 по учебнику В.Б., нахождение ключевых слов в текстах (на выбор).

8. Задания 88, 90. Вп.21 структура повествования связывается с цепной и параллельной структурой текста. Образцы анализа повествовательных текстов. Знакомство с языковыми признаками текстов-повествований. Задания 87, 89, 91 (В.В.Б)

9. Изучение п.22 (В.В.Б). Работа с фрагментом стихотворения Н.А.Некрасова (зад. 92).Выполнение зад.93 (описание лунной ночи в Отрадном). Сначала анализируется текст, затем пишется сочинение “Встреча в Отрадном”.

10. П.239В.В.Б.).Знакомство с видами рассуждений. Как строится текст- рассуждение и каковы основные требования к его построению? Тезис. Аргументы. Вывод. Анализ текстов - рассуждений (на выбор из заданий ЕГЭ).

11. Закрепление умения анализировать текст(на выбор учителя) по плану (в приложении).

12–13. Повторение и закрепление видов сокращений текста (план, тезисы, выписки ). Монологическая речь учащихся. Выполнение упр. 317 (А.И.В.).

М. Работа над статьей В. Лакшина (упр.318); зачитывание выписок. Синтаксический разбор. Выяснение значения слова “конспект”. Работа по учебнику (с. 183-185). Составление тематического конспекта о творчестве Л.Н. Толстого (упр. 317, 318) (А.И.В.).

15. Правила составления реферата (знакомство с основными требованиями к реферату). Этапы работы над рефератом:

– формулирование темы;

– подбор и изучение основных источников по теме;

– составление библиографии;

– обработка и систематизация информации;

– разработка плана реферата;

– написание реферата;

– публичное выступление с результатами исследования. Примерная структура реферата.

Требования к оформлению реферата.

Критерии оценки реферата. Работа над образцами рефератов.

16. Знакомство с особенностями вида сокращения текста - аннотаций; развитие умения составлять аннотации:

– строение аннотации;

– основные требования к аннотации;

– разновидности аннотаций (справочная, рекомендательная, от издательства, от автора, от составителя).

Анализ и редактирование текстов аннотаций из учебника и на примере заранее подобранных книг.

17. Знакомство с особенностями вида оценки текста-рецензии; составление рецензии; основные виды рецензии. План написания рецензии:

1) Внимательно прочитайте рецензируемый текст.

2) Укажите название книги (рассказа, статьи), где и когда опубликована.

3) Укажите ее тему и главную мысль.

4) В чем художественное своеобразие книги: язык и стиль произведения, мастерство автора в изображении персонажей.

5) Ваша общая оценка прочитанного.6) Главное: высказывайте свое мнение , рассуждайте, анализируйте, не подменяйте оценку пересказом содержания.18. Обобщение знаний по теме “Стили речи”. Выяснение задач, особенностей всех функциональных стилей. Работа над текстами разных стилей из заданий ЕГЭ (выбирает учитель).19–22. На этих занятиях учитель знакомит учащихся с планами идейно-художественного, комплексного, лингвистического, лингвостилистического анализов текста. Учащимся предлагаются различные тексты для самостоятельного анализа. Работы оцениваются.

IV. Этапы педагогического контроля.

№ п/п

Какие ЗУН контролируются

Формы

Сроки

1

Речеведческий анализ текста

Самостоятельная работа


2

Составление конспекта, рецензии, аннотации, реферата (на выбор) Оформление работы



3

Комплексный анализ текста

Зачет




V. Методическое обеспечение программы.

Бабайцева В.В. Русский язык, 10-11 кл..Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля” - Москва, 2004.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.

Приложение 2

Программа комплексного анализа текста.

1. Подготовиться к выразительному чтению текста (отрывка). Определить, где нужны логические ударения,

паузы - короткие и более продолжительные. Выбрать нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, языковые особенности.

2. Определить тему, основную мысль. Выписать ключевые слова (словосочетания) которые отражают тему текста.

3. Озаглавить текст (объяснить смысл названия). На что указывает заглавие: на тему, идею? (Предложите свои варианты названия).

4. Определить стиль. Доказать.

5. Доказать, что это текст. Какова роль первого, последнего предложения?

6. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является текст? Доказать.

7. Какие средства связи между предложениями используются в тексте

(одном абзаце). Какой способ связи в тексте между предложениями (цепная, параллельная связь, их сочетание).

8. Объясните, пользуясь словарем, значения выделенных слов (непонятных).

9. Подберите к выделенным словам синонимы, антонимы. Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему из ряда синонимов в тексте использованы данные?

10. Найдите в тексте 2–3 многозначных слова. В каких значениях они употребляются? Доказать их много значимость.

11. Найти в тексте (если есть) синонимы, антонимы, слова в переносном значении, слова, стилистические окрашенные.

12. Найти заимствованные слова (диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы), объясните их значение.

13. Составьте план текста, подготовьтесь к его пересказу (устному, письменному), напишите изложение, подробное или сжатое, или выбор.

14. Произведите на материале текста разные виды разбора.

15. Проанализировать орфографию и пунктуацию. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы.

24






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!