Самая сложная и необходимая работа по развитию связной речи, улучшению орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, воспитанию чувства национального достоинства – комплексный анализ текста с применением лингвоконцептологии. Комплексный языковой анализ создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме, но следует учитывать, что три содержательные линии заданий к тексту должны оставаться: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности.
В своей работе над комплексным анализом текста с учащимися я в первую очередь руководствуюсь возрастными особенностями ребят, потому что эта работа ведется мною с пятого класса. Соответственно возрасту составляется текст и подбираются задания к нему. Если в 5-6 классах в основном для анализа пользуюсь текстами художественного стиля, в 7-9 классах – это и публицистический, и научный стили речи. По мере прохождения того или иного материала мною составляются тексты различного уровня сложности.
Начиная с 5 класса, обращаю внимание на изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор текста воздействует на читателя.
Работе над комплексным анализом текста уделяю и 10 минут урока, и весь урок, повторяю при этом значительный объем учебного материала. Для качественной и эффективной работы использую мультимедийные презентации, что позволяет значительно сократить время на выполнение того или иного задания, а также методическое пособие, созданное мной, «Комплексный анализ текста». Начинаю эту работу с 5 класса частично, а с 6 класса уже ввожу в постоянную практику. Работая над анализом текста, выделяю различные категории (виды) проблем.
- Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления.
- Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества.
- Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий
или общественных групп.
- Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей
среды.
- Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными
качествами, которыми руководствуется человек, с определенными правилами
поведения.
Комплексную работу с текстом я провожу поэтапно.