СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексный анализ «Песни о Соколе»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок даёт представление о композиционных и речевых особенностях произведения М. Горького "Песня о Соколе". Урок построен на основе технологии РКМЧП.

Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ «Песни о Соколе»»

Класс 8

Учитель Андрианова Е.П.

Тема: Комплексный анализ «Песни о Соколе»

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные:

  • создать условия для формирования у учащихся представлений о композиционных и речевых особенностях «Песни о соколе» М. Горького;

  • содействовать формированию осознания целостности анализа художественного текста;

  • организовать деятельность учащихся по исследованию особенностей произведения;

  • повторить некоторые средства художественной выразительности в тексте

Развивающие:

  • использовать основы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) для формирования качеств вдумчивого читателя;

  • обеспечить развитие умения делать вывод о том, чьи ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражает текст;

  • создать условия для развития монологической речи, мышления, умения работать во времени;

  • развитие общеучебных умений и навыков

Воспитательные:

  • воспитание доброжелательного отношения друг к другу при совместной работе;

  • воспитание самостоятельности в выборе ценностных ориентиров;

  • воспитание уважения к произведениям русской классической литературы ;

  • воспитание бережного отношения и любви к родному языку.

ОБОРУДОВАНИЕ.

  • компьютер,

  • слайдовая презентация,

  • раздаточный материал (листы бумаги для записи образов произведения, карта анализа произведения, овалы разных цветов для выражения собственного мнения по теме урока, карта деятельности на уроке)

ТИП УРОКА: Комплексного применения знаний и способов деятельности

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:

  • составление кластера;

  • активное чтение;

  • исследование текста.




Ход учебного занятия
  1. Организационный момент

  2. Фаза вызова

- У нас сегодня урок комплексного анализа текста. Посмотрите на экран.

(На слайде вопрос: «Безумство или тишина?»)

- Почему у нас такая фраза вынесена в самое начало урока? (Потому, что это основной идейный конфликт в «Песне о Соколе»)

- Что нам нужно сделать, чтобы разрешить конфликт в рамках произведения М. Горького и лично для себя? Чем мы будем заниматься на уроке? (Учащиеся высказывают предположения, учитель корректирует поставленные цели урока)

  • Исследовать композиционные и речевые особенности «Песни о соколе» М. Горького.

  • Развивать монологическую речь, мышление, умение работать во времени.

  • Повторить некоторые средства художественной выразительности в тексте.

  • Сделать выводы по теме урока.

Запишите самые главные для вас цели в карты деятельности на уроке литературы.

  1. Составление кластера

- На прошлом уроке мы с вами говорили о сюжете и композиции «Песни о Соколе». Используя имеющиеся у вас знания, давайте разберёмся в системе образов произведения. Для этого предлагаю составить кластер. Назовите основные образы – «ключевые слова» текста. Напишите их на листах бумаги, поместите на доску.


«Ключевые слова» текста:

Тишина, Море, Горы, Небо, Рагим, Рассказчик, Сказка, Уж, Сокол, Ущелье, Стихия, Тайна

- Вы видите, что образы расположены несистемно, в течение урока постараемся составить систему образов произведения.

- Запишите образы произведения в карты деятельности на уроке литературы.


  1. Фаза осмысления

Ученикам предлагается карта анализа «Песни о Соколе». Разделы:

  • Тема. Проблема. Идея.

  • Жанр. Композиция. Сюжет.

  • Фонетические средства выразительности.

  • Тропы. Стилистические фигуры.

  • Нелингвистические средства (звуки, цвет)


  • Индивидуальная работа учащихся

- Всё ли у нас есть для ответа на поставленный в начале урока вопрос? ( Нет, не всё) О чём мы уже говорили на прошлом уроке? (О первых двух позициях) Давайте вспомним этот материал, запишем в двух-трёх словах на листах бумаги, поместим на карту.

  • Работа в микрогруппах

- Дальнейшую работу предлагаю провести в группах. Выберите задание для своей группы




























  • Защита работ

Оформите вашу работу на предложенных листах бумаги, расскажите о ней всему классу. Поместите на карту анализа произведения.

Запишите средства художественной выразительности в карты деятельности на уроке литературы.

  1. Составление кластера

-Посмотрите, какую большую и интересную работу мы с вами выполнили на уроке. М. Горький в своём произведении строго определил место каждому образу. Давайте попробуем приблизиться к авторскому пониманию проблемы произведения и выстроим «ключевые слова» системно, упорядоченно.

(Подсказка на слайде)


  1. Рефлексия

- Таким образом, анализируя частички, мы подошли к самому главному – что же выбирает автор произведения, безумство или покой? Почему? Какой герой воплощает взгляд автора?

(Запись на листе бумаги. Лист прикрепляется к карте анализа.)

Запишите мнение автора в карты деятельности на уроке литературы.


- Что выбираете вы? Почему? (Запись на индивидуальном листе. Листы крепятся к карте анализа произведения)

Запишите свою точку зрения в карты деятельности на уроке литературы.


-Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Чему научились?

- Как себя чувствовали?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!