Тема «Функциональные стили речи»
В начале XVII века ойраты занимали территорию от Алтайских гор и восточной Монголии до Китайской провинции Синцзян. Это обширное пространство становилось все более тесным. Ойраты начали искать новые пастбища. Так они подошли к русской границе.
Задание.
К какому стилю речи относится данный текст? Аргументируйте свой ответ.
Какие слова интересны с точки зрения орфографии?
Публицистический стиль.
В праздничном цикле года особое место занимает Зул, который отмечается ежегодно. Зул представляется калмыцким новым годом и ассоциируется, прежде всего, обычаем, когда каждый калмык в этот день прибавляет год к своему возрасту. Основной ритуал празднику совершается именно в семье.
В этот день в каждой семье зажигали маленькие лампадки, делали подношения богам, бросали в огонь в качестве жертвоприношения кусочки жира или масла. Затем все садились за праздничный стол.
Последние годы Зул стал официально отмечаться у нас в республике.
Докажите, что это текст, сделайте синтаксический разбор второго предложения.
Разберите по составу слово «жертвоприношение»
Жил-был одинокий старик. Три его сына рассорились между собой и разъехались в разные стороны. И вот захотел он их помирить и собрал вместе.
Старик говорит:
- Умираю-то я с голоду. Кабы мне поесть чего, может, и пожил бы еще.
Это он нарочно так сказал.
- Не умирайте, аава,- просят сыновья. – Привезем мы вам поесть.
- Да, как же вы привезете, коли порознь едете? Вас, ведь, волки могут загрызть, а я помру с голоду. Вот, кабы, вы все вместе поехали.
Не хотелось сыновьям вместе ехать, а пришлось. Три раза волки на них нападали, но вместе братья отбивались от них. Приехали они к отцу, еду привезли и говорят:
- Спасибо, отец, за науку. Вместе жить куда легче.
Определите стиль речи,
Выделите предложения с обращениями .
Правописание «не» и «ни» с различными частями речи.
Вставьте пропущенные буквы.
Расставьте знаки препинания.
Подчеркните причастные обороты.
Выделите вводные слова и предложения.
Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
Определите стиль текста.
Мой отец был бедным калмыком (не) владеющим скакуном но готов был идти до любого человека играющего в шахм.. ты. Впрочем в этом (не) было нужды. Отец был извес..ным ш..м..тистом, к нему прие..жали сами.
Он часто говорил что человек умеющий играть в ш..хм..ты всегда может пр..нять правильное р..шение в сложной ситуации а это может пр..г..диться в жизни. Но самое инт..ресное что знал много сказок притчей связанных с ш..хм..тами и очень любил их ра(с, сс) казывать.
М.Хонинов «Сражение продолжается»
« Способы передачи чужой речи».
Расставьте знаки препинания.
Вставьте пропущенные буквы.
На зов сына выбежала полная (не) высокая женщина лет с..р..ка. Тревожно оглядела меня ясными голубыми глазами и, п..правив платок на голове, подхватила с другой стороны.
Где наши? Куда ранен?
Мама не спрашивай! Скорей давай спрячем его и покормим.
Хорошо сынок петуха заруби. Буль..н сварим.
Через час Буль..н был готов. Хозяйка начала меня к..мить, ласково приговаривая еще, еще разок…
Вдруг в окно заб..р..банила детская рука, послышался голос Мити немцы» Немцы на конях!
К..мандира спасать надо прошептал Митя. Хозяйка, плача и крестясь, приговаривала в п..двал, там его спрячем.
М. Хонинов «Сражение продолжается».
Тема «Стили речи»
Калмыки живут в Европе с 20-х годов XVII века. Пришли они из Азии, из Джунгарии. Издревле народ назывался ойратами. Первые упоминания об ойратах находят впервые в монгольских племенах, населяющих империю Чингисхана.
В XIVвеке империя пала. Около ста лет прошло в борьбе между ойратскими – западно-монгольскими и восточно-монгольскими князьями. Борьба велась из-за торговых путей в Китай.
Докажите, что это текст.
Определите особенности стиля и тип речи данного текста.
Объясните постановку знаков препинания в предложениях, нарисуйте схемы.
Какие наиболее трудные орфограммы встретились в тексте?
Какие слова интересны по своему лексическому значению?
Тема «Функции русского языка в современном мире»
Гуманизм русской классики был залогом того, что духовность неуничтожима и в самые трудные времена согревала человеческие души.
Русский язык-язык русских сказок, былин и колыбельных песен, язык Пушкина и Толстого, всей русской классической литературы. Он является тем мостом, который связывает наши народы.
Русская культура-это значительная часть духовной культуры калмыцкого народа.
В.Пюрвеев «Час с прошлым»
Докажите, что это текст.
Определите особенности стиля и тип речи данного текста.
Объясните постановку знаков препинания в предложениях, нарисуйте схемы.
Какие наиболее трудные орфограммы встретились в тексте?
Какие слова интересны по своему лексическому значению?
Тема: « Причастие. Правописание «не» и «ни» с различными частями речи»
Если посмотреть на калмыцкую степь со стороны, могло показаться, что сюда пришла прежняя кочевая жизнь. Всюду были видны походные кибитки, запряженные волами и верблюдами, люди, бредущие за подводами.
А в степи лютый мороз и ветер, пронизывающий человека насквозь. Знать, большая нужда заставила людей, привыкших к своим насиженным местам, отправиться в путь-дорогу при такой непогоде. Где-то за снежной пеленой шла битва, требующая человеческих усилий. Это в холодной степи, замерзшей насквозь, строилась железная дорога Кизляр-Астрахань.
Люди шли в атаку на мерзлую землю, на мороз, на лютую стужу. Здесь не увидишь бульдозеров и тракторов. Основной силой, заменяющей механизмы, были человеческие руки, покрытые мозолями и ссадинами, почерневшие и потрескавшиеся от мороза. Руки, да, еще желание людей добиться победы.
А.Кукарека «Делгир»
Докажите, что это текст.
Определите особенности стиля и тип речи данного текста.
Объясните постановку знаков препинания в предложениях, нарисуйте схемы.
Какие наиболее трудные орфограммы встретились в тексте?
Какие слова интересны по своему лексическому значению?
Мой отец был бедным калмыком, не владеющим скакуном, но готов был идти пешком до любого человека, играющего в шахматы. Впрочем, в Этом не было большой нужды. Отец был известным шахматистом, к нему приезжали сами. Он часто говорил, что человек, умеющий играть в шахматы, всегда может принять правильное решение в сложной ситуации, а это может пригодиться в жизни. Но самое интересное, что отец знал много сказок, легенд, притчей, связанных с шахматами, и очень любил их рассказывать.
М.Хонинов «Сражение продолжается»
Докажите, что это текст.
Определите особенности стиля и тип речи данного текста.
Объясните постановку знаков препинания в предложениях, нарисуйте схемы.
Какие наиболее трудные орфограммы встретились в тексте?
Какие слова интересны по своему лексическому значению?
Тема «Деепричастие»
Утром предстоял бой, и Очир решил поспать немного. Он вспомнил, как вчера, во время боя, сидел в окопе, и вдруг нестерпимое ощущение нехватки воздуха заставило его с криком выскочить из окопа.
Но, быстро опомнившись, сердясь на себя, уже спускался обратно.
Вспомнив этот эпизод, он улыбнулся. Потом признавался, что ему, сыну привольных калмыцких степей, стало вдруг тесно в окопе. И образ широкой степи уже не оставлял Очира, и, достав из сумки листок бумаги, он быстро набросал несколько стихотворных строк.
А.Джимбеев.
1.Докажите, что это текст.
2.Определите особенности стиля и тип речи данного текста.
Объясните постановку знаков препинания в предложениях, нарисуйте схемы.
Какие наиболее трудные орфограммы встретились в тексте?
Какие слова интересны по своему лексическому значению?
Вдруг через них перелетела немецкая граната, ударилась о землю позади Хониева. Он затаил дыхание, зажмурился, ожидая взрыва. Сзади ухнуло…
Немцы, приближаясь к кустарнику, не стреляли, а пытались закидать гранатами. Озираясь, Хониев выпустил по немцам, идущим на них в атаку, чуть не половину автоматного диска. Открыли огонь и другие бойцы, находившиеся неподалеку. Неожиданно, прямо перед носом у Хониева, брякнул о землю какой-то странный предмет, похожий на молоток с деревянной ручкой. Медлить было нельзя, он схватил гранату за ручку и с силой швырнул ее вперед. Она разорвалась в кустах, взметнув вверх комья земли. Хониев подивился силе взрыва и вновь прильнул к автомату.
Дав по фашистам несколько коротких очередей, он пополз вперед, не оглядываясь, уверенный, что бойцы следуют за ним.
М.Хонинов.
Докажите, что это текст.
Определите особенности стиля и тип речи данного текста.
Объясните постановку знаков препинания в предложениях, нарисуйте схемы.
Какие наиболее трудные орфограммы встретились в тексте?
Какие слова интересны по своему лексическому значению?
Тема: «Повторение»
Отец пел под домбру одну за другой отдельные главы из знаменитого эпоса «Джангар». В каждом боевом эпизоде богатырей участвовали кони. Легендарные скакуны-герезалы делали длинные переходы, для них не существовало никаких препятствий: ни рек, ни гор, ни дремучих лесов. Те фантастические расстояния, которые они преодолевали за короткое время, сейчас доступны легкокрылым самолетам.
Докажите, что это текст.
Определите особенности стиля и тип речи данного текста.
Объясните постановку знаков препинания в предложениях, нарисуйте схемы.
Какие наиболее трудные орфограммы встретились в тексте?
Какие слова интересны по своему лексическому значению?
О, какие чудные, сочные и умные слова в эпосе, когда слушаешь о поединках богатырей с врагом.
Мой калмыцкий народ дал миру такой мудрый эпос, что он стал рядом с величайшими творениями Гомера, Бояна, Шота Руставели.
Я горжусь, что я калмык. И я еще буду воевать, и об этом услышит степь моя…
Как хорошо вспоминать, будто ты снова в степи.
М.Хонинов «Сражение продолжается»
Докажите, что это текст.
Определите особенности стиля и тип речи данного текста.
Объясните постановку знаков препинания в предложениях, нарисуйте схемы.
Какие наиболее трудные орфограммы встретились в тексте?
Какие слова интересны по своему лексическому значению?
Тема «Союзы и частицы»
Эльзятка не увидела, где мышонок взял кофейное зернышко.
Но она положила его в рот, разгрызла и почувствовала, как медленно падает в бездну. Эльзятка падала и ничуть не ушиблась. Она от страха закрыла глаза и не сразу поняла, что с ней происходит. Если бы она и не закрыла глаза, то все равно трудно было бы понять, что случилось. Ведь не каждый день происходят чудеса. Они бывают только раз в жизни, да и то не со всеми. Голова у девочки кружилась, и она присела на желтый камешек, чтобы не упасть. И тут она увидела мышонка. Ростом он был даже больше Эльзятки.
О.Манджиев.
Докажите, что это текст.
Определите особенности стиля и тип речи данного текста.
Объясните постановку знаков препинания в предложениях, нарисуйте схемы.
Какие наиболее трудные орфограммы встретились в тексте?
Какие слова интересны по своему лексическому значению?
Учился Аюш неплохо. Первым учеником он не был, но в последних не ходил, так что учителя на него не жаловались. Да и шалостей особых он тоже не совершал. Драться- тоже не дрался. Сам не дрался, а на него и подавно никто полезть не решался. Любили Аюша за ровный нрав и исключительную, почти неправдоподобную доверчивость. Его и обманывать-то было не интересно. Что ни скажи- всему верит. Но в последнее время учитель рисования открыл в Аюше исключительный дар художника.
Б.Сангаджиева.
Докажите, что это текст.
Определите особенности стиля и тип речи данного текста.
Объясните постановку знаков препинания в предложениях, нарисуйте схемы.
Какие наиболее трудные орфограммы встретились в тексте?
Какие слова интересны по своему лексическому значению?
«Наречие»
Всякие мысли приходили в голову. Было нелепо, смешно, но так хотелась ухватиться за что-то, даже за призрачное.
Слышал я в детстве, что богатыри Джангара в подобных ситуациях, когда ничто невозможно сделать, превращались, недолго думая, то в птицу, то в нищего мальчугана. После превращения богатыри, проникнув в стаи врага, принимали прежний облик и тут же, внезапно, смело и быстро нападали на врага.
Вот бы и мне превратиться в кого-нибудь, я уже был бы вне осады.
М.Хонинов.
Проснулась она рано. Открыв глаза, она поежилась, села на камешек, стуча от холода зубами. Ей очень хотелось есть, ведь со вчерашнего утра у нее не было во рту и маковой росинки.
Вскоре солце стало припекать по-летнему. Эльзятка отыскала небольшой ручеек, умылась, даже попыталась как-нибудь отстирать платье. Но это ей не удалось. Во-первых, Эльзятка никогда не стирала своих платьев. Во-вторых, у нее не было ни мыла, ни стирального порошка. Платье было такое грязное, что оно так и не стало снова оранжевым, а превратилось в серое.
О.Манджиев.
Докажите, что это текст.
Определите особенности стиля и тип речи данного текста.
Объясните постановку знаков препинания в предложениях, нарисуйте схемы.
Какие наиболее трудные орфограммы встретились в тексте?
Какие слова интересны по своему лексическому значению?
Тема: «Однородные члены предложения»
Сентябрь в калмыцкой степи обычно стоит сухой, солнечный, а тут начало со стороны Каспия тяжелые, рыхлые тучи, и ползут, и ползут они над самой землей, сея мелкий, занудливый дождик.
Степь посерела, выцвела.
Выбитый у кошары светлый суглинок превратился в вязкую грязь и блестел крохотными лужицами. И дрожит, и рябит в них от ветра все тоже глухое, мутное небо. Всюду пасмурно и уныло.
Б.Сангаджиева «Ураган».
Докажите, что это текст.
Определите особенности стиля и тип речи данного текста.
Объясните постановку знаков препинания в предложениях, нарисуйте схемы.
Какие наиболее трудные орфограммы встретились в тексте?
Какие слова интересны по своему лексическому значению?
Вокруг стояла такая тишина, как будто в мире все померло, и не было уже никакой войны.
Трава, рожь, леса-все застыло, скованное тьмой и покоем.
Но, Хотеев понимал, как обманчивы эти покой и тишина.
Он знал, что враг бросил в бой мощную технику, авиацию и танки.
Он знал также, что они не отступают, им предстоит атаковать фашистские войска, вступить в бой за город, вышибить их от туда и двинуться дальше, вперед!
Докажите, что это текст.
Определите особенности стиля и тип речи данного текста.
Объясните постановку знаков препинания в предложениях, нарисуйте схемы.
Какие наиболее трудные орфограммы встретились в тексте?
Какие слова интересны по своему лексическому значению?
Широк диапазон поэзии Кугультинова, в ней слышится и скромный звук степной домбры, и медь искреннего подъема, и тонкие лирические переливы скрипки. Его стих богат. Особенно смело и выразительно приметил поэт свое знание и понимание образных возможностей калмыцкого фольклора.
Докажите, что это текст.
Определите особенности стиля и тип речи данного текста.
Объясните постановку знаков препинания в предложениях, нарисуйте схемы.
Какие наиболее трудные орфограммы встретились в тексте?
Какие слова интересны по своему лексическому значению?
Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым»
Мы много раз убеждались в том, что сибиряки обладают добрым и отзывчивым сердцем. О доброте вашей души со слезами благодарности рассказывают калмыки внукам и правнукам.
Память о прошлом- это и есть проявление духовности человека. Наши с вами встречи- это события, имеющие очень важное значение. Мы не можем разделить то, что в нашей судьбе соединилось.
Ваши сердца- это сердца, прикоснувшиеся к тончайшим энергиям добра, справедливости и милосердия.
Наша жизнь сегодня- это помощь друг другу во имя сегодняшних и грядущих поколений.
В.Пюрвеев «Выступление перед жителями Алтая»
Докажите, что это текст.
Определите особенности стиля и тип речи данного текста.
Объясните постановку знаков препинания в предложениях, нарисуйте схемы.
Какие наиболее трудные орфограммы встретились в тексте?
Какие слова интересны по своему лексическому значению?
В степи калмык чувствует себя прекрасно.
Чем привлекает его степь? За что он любит ее?
Нельзя утверждать, что степь лишена всякой красоты. Она имеет свою прелесть, красоту, понятные степняку.
Мы все прекрасно знаем красоту степи весной. Степь весной – это море зелени, это пестрый ковер самой искуснейшей работы. Простая зеленая трава, тюльпаны кранные и желтые,- краса и украшение степи, пышные мохнатые ковыли, волнующиеся при малейшем дуновении – все это составляет прекраснейшую картину, которой не может не восхищаться человек.
Но калмык любит ее за то, что в степи родился, а просторы и ширь степей соответствуют вольной жизни калмыка.
Бата Манджиев в 40-е годы.
Докажите, что это текст.
Определите особенности стиля и тип речи данного текста.
Объясните постановку знаков препинания в предложениях, нарисуйте схемы.
Какие наиболее трудные орфограммы встретились в тексте?
Какие слова интересны по своему лексическому значению?
Наш край- край родников, прелестных водохранилищ, что является уникальным явлением в полупустынной зоне. Но имея такое богатство, как родники с чистейшей водой, люди не осознают в полной мере щедрый дар, преподнесенный природой. С горечью приходится говорить о том, что засорена система реки Бургустана. На этой некогда полноводной речке не одно поколение научилось плавать, она служила людям, создавая своеобразный микроклимат и обогащая ландшафт села. Но сегодня она превращается в болото с помощью людей, которые превратили речку в свалку.
Обращаюсь к землякам, всем, кому дорога речка нашего детства, очистить пруд, чтобы теперь наши внуки могли купаться летом и кататься на коньках зимой. Не дадим бесследно исчезнуть памятнику природы – системе родников реки Бургустана.
В.Сухостаев «Край родников»
Докажите, что это текст.
Определите особенности стиля и тип речи данного текста.
Объясните постановку знаков препинания в предложениях, нарисуйте схемы.
Какие наиболее трудные орфограммы встретились в тексте?
Какие слова интересны по своему лексическому значению?
Тема: «Односоставные предложения»
Сердце мое негодует, до боли сжимаются кулаки. Продолжаю наблюдать. Светает. Дорога примерно в трехстах метрах. Тщательно маскируюсь. Идут на фронт составы. Ищу более безопасный подход к железке.
Чтобы скоротать время, пожевал краюшку хлеба. Постепенно успокоился. Вижу неторопливо шагающих патрульных.
Двадцать часов ночи. Сменили патрульных. Решил под шум состава добраться до полотна.
М.Хонинов «Сражение продолжается»
Докажите, что это текст.
Определите особенности стиля и тип речи данного текста.
Объясните постановку знаков препинания в предложениях, нарисуйте схемы.
Какие наиболее трудные орфограммы встретились в тексте?
Какие слова интересны по своему лексическому значению?
Тема «Предложения с обращениями и вводными словами»
А пейзаж вокруг Елени, картины русской природы ласкали взор… и они были близки поэтической души Монгола. Вон речка течет в зарослях кустарника, спокойная, неторопливая. И у рощи за речкой сейчас такой мирный вид, она манит зеленью и прохладой, и жаворонок над ней вьется.
А вон там, словно две подружки, клонят друг к другу свои трепещущие кроны березки. И кажется, что они перешептываются, а может, зовут уходящих бойцов. А какая густая трава вокруг березок.
Прощай, Еленя!
Прощай, роща, речка, березки!
Прощай, эшелон! Ты был нам долгое время домом.
(М.Хонинов)
Докажите, что это текст.
Определите особенности стиля и тип речи данного текста.
Объясните постановку знаков препинания в предложениях, нарисуйте схемы.
Какие наиболее трудные орфограммы встретились в тексте?
Какие слова интересны по своему лексическому значению?
Здравствуйте, родные мои!
Я жив и здоров. Командую партизанским отрядом. Днем и ночью нападаю на врага с тыла.
Дорогие мои! Уже девятый месяц, как не вижу вас. Но я уверен, что вы живы – здоровы.
Нонна, тебе, вероятно, писать мне не придется. Напрасно не волнуйся, расти наших любимых детишек. Мулька, наверно, стала большая. Уже возможно, хорошо говорит. А младшая, наверно, толстушка.
Хочется всех вас увидеть, обнять.
Привет родным и знакомым.
Целую вас крепко. Папа.
Очень тороплюсь.
А. Балакаев «Народный генерал»
Докажите, что это текст.
Определите особенности стиля и тип речи данного текста.
Объясните постановку знаков препинания в предложениях, нарисуйте схемы.
Какие наиболее трудные орфограммы встретились в тексте?
Какие слова интересны по своему лексическому значению?
Тема « Предложения с обособленными членами предложения»
Солнце, нещадно палившее целый день, начало остывать и клонилось к закату, когда Хаара Бурулов подъехал к саду, среди которого белела роскошная кибитка Цеди. По обычаю предков всадник объехал поместье по ходу солнца и, поправив на себе одежду, вошел в кибитку.
Слева от порога конюх Бадаш, тихий, запуганный человечишка, и погонщик верблюдов Мула, тощий, как осенний стебель полыни, вышли вожжи.
Сам же, хозяин, уверенный, довольный собой, важный, восседал в глубине кибитки, держа в руках разобранную немецкую двустволку. Было ясно, что здесь готовятся к охоте.
К.Эрендженов «Сын охотника»
Докажите, что это текст.
Определите особенности стиля и тип речи данного текста.
Объясните постановку знаков препинания в предложениях, нарисуйте схемы.
Какие наиболее трудные орфограммы встретились в тексте?
Какие слова интересны по своему лексическому значению?
А как любил он когда-то в такие дождливые дни, вернувшись из школы, наскоро перекусив, залезть с ногами на диван, примостившись у окна, листать большие глянцевые страницы. Он весь уходит в прекрасный соблазнительный мир.
Но мир этот не был уже таким безоблачным. И вряд ли многим показалась заманчивой жизнь героев. В ней были нищета, голод, непонимание близких, неприязнь публики и тяжкий труд, изредка приносящий удовлетворение. Но Авош, читая о Рембранте или Ван-Гоге, видел не продуваемую сквозняками мастерскую, в которой замерзла краска, не успев высохнуть, а золотые краски Данаи, спелые виноградники, спящую лазурь Прованса. Не надежда ли на эту славу заставляла биться мальчишеское сердце.
Б.Сангаджиева «Ураган»
Докажите, что это текст.
Определите особенности стиля и тип речи данного текста.
Объясните постановку знаков препинания в предложениях, нарисуйте схемы.
Какие наиболее трудные орфограммы встретились в тексте?
Какие слова интересны по своему лексическому значению?
Тема «Способы передачи чужой речи»
На зов сына выбежала полная невысокая женщина лет сорока.
Тревожно оглядела меня ясными голубыми глазами и, поправив платок на голове, подхватила с другой стороны.
- Где нашли? Куда ранен?
- Мама, не спрашивай! Скорей давай спрячем его и покормим.
- Хорошо, сынок, петуха заруби. Бульон сварим.
Через час бульон был готов. Хозяйка начала кормить меня, ласково приговаривая: «Еще, еще разок…»
Вдруг в окно забарабанила детская рука, послышался голос Мити: «Немцы! Немцы на конях!»
«Командира спасать надо».- прошептал Митя. Хозяйка, плача и крестясь, приговаривала: «В подвал, там его спрячем».
М.Хонинов «Сражение продолжается».
Докажите, что это текст.
Определите особенности стиля и тип речи данного текста.
Объясните постановку знаков препинания в предложениях, нарисуйте схемы.
Какие наиболее трудные орфограммы встретились в тексте?
Какие слова интересны по своему лексическому значению?
Текст контрольного диктанта
Письменность Калмыкии
Книги и газеты на калмыцком языке до 1925 издавались на старо-калмыцкой письменности «Тодо бичиг», основанной Зая-Пандитой в 1648 году. В условиях функций калмыцкого языка старый алфавит не удовлетворял растущих потребностей народа. В 1925 году был разработан проект нового калмыцкого алфавита на основе русской графики. Этим не отрицалось значение Зая-Пандитского алфавита. Он сохранялся для научно-исследовательской работы, без развертывания которой немыслимо создание литературных норм современного калмыцкого языка.
Проект новой письменности был одобрен Калмыцким облоно и рекомендован школам. Были изготовлены типографские шрифты нового калмыцкого алфавита, на котором с 1925 года стали издаваться калмыцкая областная газета «Улан хальмг», книги и школьные учебники.
В дальнейшем происходил процесс совершенствования нового алфавита.
При участии академика Б.Я.Владимирцова в алфавит было внесено несколько новых знаков, отражающих звуки калмыцкого языка.
Русский алфавит, легший в основу калмыцкой письменности, стал могучим фактором развития культуры калмыцкого народа, облегчил обучение детей калмыков на родном и русском языках, ускорил процесс ликвидации неграмотности среди взрослого населения знаниями как на родном, так и на русском языках.
Из «Очерков истории Калмыцкой АССР»
Тема «Однородные члены предложения»
Часто можно слышать разговоры, что калмыцкая степь бедна своей природой, не привлекает своей красотой, лишена достопримечательных уголков. Действительно, человеку, привыкшему проживать в красивых местах, степь кажется однообразной, унылой, лишенной жизни. Но калмык любит свою степь. Она для калмыка те же горы для горного жителя. В степи калмык чувствует себя прекрасно, потому что она имеет свою прелесть и красоту, понятные степняку. Степь весной - это море зелени, это пестрый ковер самой искуснейшей работы. Густая зеленая трава, красные и желтые тюльпаны. Краса и украшение степи, пышные мохнатые ковыли, волнующиеся при малейшем дуновении - все это составляет прекрасную картину, которой не может не восхищаться человек. Но калмык любит степь не только за ее своеобразную красоту. Он любит ее за то, что в степи родился, а просторы и ширь степей соответствуют вольной жизни калмыка.
Дополнительные задания всему классу:
Прочитайте выразительно текст. Докажите, что это текст. Определите тему, основную мысль.
Определите стиль текста, обоснуйте свой ответ.
Найдите предложения с однородными членами, подчеркните как член предложения, составьте схемы однородных членов.
Составьте схему сложного предложения.
Задания для 1-го уровня ( 1-й вариант)
Озаглавить текст.
Выписать слова с безударными гласными, подбирая проверочные слова.
Разобрать по составу: украшение, родился, проживать.
Задания для учащихся 2-го уровня (2-й вариант)
Выпишите слово чередующимися гласными в корне. Какие слова-исключения знаете на это правило?
Выпишите слова, где нет соответствия между звуками и буквами.
Сделайте синтаксический разбор любого предложения.
Задания для 3-го уровня (3-й вариант)
1. Найдите в тексте однокоренные слова и формы одного и того же слова.
2. Подберите к слову «любовь» синоним и антоним.
Из 2-го предложения выпишите словосочетания и укажите способ связи.
Найдите предложения, осложненные причастными оборотами.