СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплект Контрольно-измерительных средств по русскому языку на 2017 -2018 уч.г. 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольные диктанты, изложения, тесты по русскому языку 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Комплект Контрольно-измерительных средств по русскому языку на 2017 -2018 уч.г. 9 класс»

Приложение 2

к рабочей программе



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никольская средняя общеобразовательная школа»

Лаишевского муниципального района

Республики Татарстан



«РАСМОТРЕНА» «СОГЛАСОВАНА» «УТВЕРЖДАЮ» на заседании ШМО Заместитель директора директор школы

учителей предметов по учебно-воспитательной ______/В.Г. Толокнова/

гуманитарного цикла работе Приказ № 69

Протокол №1 __________/Т.А. Гогова/ «29» августа 2017 г. «26» августа 2017 г «29» августа 2017 г

Руководитель ШМО

__________ /С.С.Макарова/











КОМПЛЕКТЫ

КОНТРОЛЬНО- ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

на 2017 – 2018 учебный год

9 КЛАСС









Учитель русского языка

и литературы:

Макарова Светлана Семеновна

Год составления: 2017





Контрольная работа № 1

Самостоятельная работа по теме «Повторение изученного в 5-8 классах»

Контрольная работа № 2 Сжатое изложение







Контрольная работа №3 Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм

Таблица «Типичные речевые конструкции сочинений-рецензий»

Структурные компоненты рецензии

Речевые конструкции

Об авторе

Первый рассказ, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован...)

 Автор не только великолепный (хороший, замечательный) психолог (рассказчик, поэт...), но и...

Его книги (рассказы, произведения) вызывают... (чувства, мысли, поступки)

О сюжете

Это рассказ о...

Сюжет построен так, что...

Центральной сюжетной линией стала...

В центре внимания автора...

О героях

Герой-рассказчик пытается объяснить...

Автор населил свои книги героями (людьми)

Мир, в котором живут герой...

Главный герой есть...

Его герой...

О впечатлениях от произведения

Мое первое впечатление...

На первый взгляд кажется, что...

Атмосфера рассказа...

Книга поражает (удивляет)...

О тематике и проблематике

Круг тем, которых касается  автор, чрезвычайно широк.

Заложена стержневая тема о...

Автор пишет о...

Много места уделено проблеме...

Проблематику можно было бы определить как...

Об авторской позиции

Автор не определился (с чем?)

Писатель предпочел (что? чему?)

Он (автор) скрупулезно анализирует...

Автор приоткрывает...

Вывод неожидан.

Интересно для нас предложение автора

Автор  полагает (убежден, считает, убедительно доказывает) (что?)

Введение литературоведческой терминологии

.Учитывая стиль произведения...

Удачна композиция.

Автор предпочел обычному рассказу жанр...

Рассказ написан поэтическим (красочным, запоминающимся) языком.

Интересны речевые характеристики героев.

Критические замечания

Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.

Позволю себе с ним не согласиться.

Нельзя исключать (не учитывать)

В отличие от автора, я считаю, что...

Возможно, не все верно (правильно, безупречно)...

Неравнодушного читателя не может не удивить отсутствие (чего?)

К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами.

Писатель упускает из виду (пренебрегает)...





Предлагаемые темы: "Мое отношение к …", "Любимые страницы", "Мое любимое стихотворение", "Размышления о …", "Книги в моей жизни".



Контрольная работа №4 Сочинение- рассуждение по прочитанному тексту


Как писать сочинение - рассуждение  по заданному тексту? ( Задание 15.2)
Основные правила и приёмы
1. Что представляет собой сочинение по заданному тексту?
Это сочинение-рассуждение о смысле представленного текста или отрывка текста. Главная задача - написать не пересказ (!), а собственное мнение. 
2. При написании сочинения-рассуждения необходимо придерживаться следующей схему построения высказывания:
1) вступление - тезис, ваше мнение по заданной проблеме;
2) основная часть - аргументы;
3) заключение - вывод.
3. Шаг 1. Пишем вступление.
Здесь не обойтись без клише:
Смысл последних строк текста заключается в...
Автор данного текста/ФИО автора привлекает читателя к размышлению над вопросом...
Я считаю, что автор использует ... в тексте, чтобы передать/обратить внимание на...
По моему мнению, в данном отрывке содержится главная мысль текста, заключающаяся в следующем: ...
Смысл данного отрывка ("Можно процитировать") я понимаю так: ...

Ваша задача - объяснить смысл заданных строк. Обычно в задании дана цитата, которая содержит идею, основную мысль, текста, и дать объяснение не составит труда.
Шаг 2. Пишем основную часть.
Сразу оговоримся, чего следует избегать:
- пересказа текста;
- подбора аргументов (примеров из текста), не относящихся к проблеме;
- излишней "воды".
Вы должны доказать истинность, справедливость представленной цитаты.
Алгоритм работы над аргументами:
1) прочитайте текст ещё раз, определите тему (о чем) и основную мысль (для чего) текста;
! Напоминаю: как правило, основная мысль и заключена в представленной цитате.
2) сформулируйте идею своими словами (не цитируя);
3) найдите примеры (фрагменты текста: слова, словосочетания или предложение), подтверждающие данную мысль;
4) своими словами объясните, как каждый пример подтверждает/ соотносится с определённой вами проблемой.
Вам необходимо привести 2 аргумента и хотя бы по 1 примеру на каждый аргумент.
Примеры можно оформлять следующими способами:
- цитирование (если предложение небольшое), тогда не забывайте про кавычки;
- указание номера предложения (если оно длинное) либо цитирование с заменой опущенных слов многоточием.
Примеры должны соответствовать аргументам!
Клише:
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению...
Справедливость этого тезиса можно доказать на примере ... предложения текста.
Предложение (№) подтверждает мысль о том, что...
В доказательство собственных выводов приведу пример из ... предложения текста: "Пример".

Шаг 3. Вывод.
Задача вывода - подвести итог размышлению, завершить работу, еще раз обратив внимание на самую главную мысль.
Вывод должен быть логичным, не противоречащим предыдущему высказыванию, ёмким.
Клише:
В заключение отмечу, что...
Итак, ...
Следовательно, ...
Таким образом, действительна верна мысль о том, что...

ВАЖНО!
- Объём сочинения должен быть больше 70 слов.
- Пишите сочинение аккуратно, все исправления должны быть только в черновике!
- Ваше сочинение - 3 или 4 абзаца: вступление, аргументы (один или два абзаца), вывод.

Написать сочинение – рассуждение по тексту

Напишите сочинение-рассуждение 15.2. Объясните, как Вы понимаете смысл заключительного предложения текста: «В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Н.Морозова «Странная вещь – книга». 

(1) Странная вещь – книга. (2) Есть в ней что-то загадочное, мистическое.

(3) Да, странная это вещь – книга. (4) Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. (5) Но вот вы берёте её в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и …всё?(6)А разве что-то в вас не переменилось? (7) Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не звучала в вашей душе какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума? (8)Разве не захотелось что-то пересмотреть в своём характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой?

(9) Книга… (10) Это ведь кусочек духовного опыта человечества. (11) Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт, сопоставляем с ним свои жизненные приобретения и потери.

(12) В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся.

Композиция сочинения 15.2.

- Толкование высказывания

- Первый пример из текста

- Второй пример из текста

- Вывод.

Контрольная работа №4 Виды придаточных предложений

I

Задания: 1. Расставить знаки препинания в предложениях

2. Обозначить главные и придаточные предложения

3. Задать вопрос от главного предложения к придаточному

4. Определить вид придаточного предложения



1. Хотя небо уже потемнело облака всё ещё различались на нём.

2. Петька поднял голову и увидел картину о которой много говорили последнее время.

3. Мы решили идти через час если дождь перестанет моросить.

4. Надо было торопиться так как начинало светать.

5. Тёмная поверхность моря ждёт первого луча чтобы заиграть весёлым блеском.

6. Когда садится солнце в лесу становится всё тише и тише.

7. Командир предполагал что отряд скоро выйдет к морю.

8. Я отвечал замечательно так что оценка должна быть высокая.

9. Щенок скулил так жалобно будто плакал ребёнок.

10. Он так близко подошёл к окну что ему стали видны люди находившиеся в комнате.

11. Там куда ещё не проникли солнечные лучи деревья утопали в синей дымке.


Ответы:

1. Хотя небо уже потемнело, облака всё ещё различались на нём.

( прид. уступки ), [ ].

2. Петька поднял голову и увидел картину, о которой много говорили последнее время. [ ], ( прид. определительное ).

3. Мы решили идти через час, если дождь перестанет моросить.

[ ], ( прид. условия ).

4. Надо было торопиться, так как начинало светать. [ ], ( прид. причины ).

5. Тёмная поверхность моря ждёт первого луча, чтобы заиграть весёлым блеском. [ ], ( прид. цели ).

6. Когда садится солнце, в лесу становится всё тише и тише.

( прид. времени ), [ ].

7. Командир предполагал, что отряд скоро выйдет к морю.

[ ], ( прид. изъяснительное ).

8. Я отвечал замечательно, так что оценка должна быть высокая.

[ ], ( прид. следствия ).

9. Щенок скулил так жалобно, будто плакал ребёнок.

[ ], ( прид. сравнения ).

10. Он так близко подошёл к окну, что ему стали видны люди, находившиеся в комнате. [ ], ( прид. степени ).

11. Там, куда ещё не проникли солнечные лучи, деревья утопали в синей дымке. [ ,( прид. места ), ].

II


…То было собственное сочинение юного поэта Хисамеддина, в котором он в древней сказовой манере восхвалил досточтимых предков славного Иланчика.

Хисамеддин был уроженцем Сыганака, что южнее Отрара, у самого устье Инжу. Там, на сизых от пыли улицах, где самозабвенно гонял он недавно шелудивых собак и где нудные муллы из медресе не однажды таскали его за уши, будущий поэт провел свое детство. С малых лет преклонялся он перед мудрецами. Едва выучив арабскую грамоту, стал сочинять стишки, скрипя гусиным пером по бумаге. Вскоре имя юного стихотворца стало популярным. Ему сейчас немногим больше полутора мушель, кости еще не окрепли, и телом он нежен и гладок, как молодой, молочный теленок. Лоб высокий, выпуклый нос с небольшой горбинкой, лицо узкое продолговатое. Сидит он всегда в неподвижной позе, сутулясь и чуть свесив голову. Очень учтив, редко смотрит в глаза собеседнику. И сейчас он задумчиво уставился на свое колено, всем своим обликом напоминая молодого насытившегося ястребенка, блаженно греющегося в лучах солнца на кустике колючего чингиля. (163 слова)


(Д. Досжан)

Грамматическое задание:

1. Выпишите сложноподчиненные предложения

2. Определите вид придаточных.

3. Составьте схемы.




Контрольная работа №5 Деловые бумаги


Задание:

Написать автобиографию в официально-деловом стиле.


Контрольная работа №6 Сочинение на лингвистическую тему



Композиция (план) сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

I. Вступление: введение предложенной в задании цитаты, выражение согласия с компетентным мнением учёного-лингвиста (писателя, поэта, филолога, философа).

II. Основная часть:

  1) теоретическое рассуждение, т.е. краткий комментарий к цитате(понимание смысла); (возможно сделать во вступлении);

 2) доказательства (аргументы; языковой материал только из предложенного текста):

    а) пример 1, соответствующий теоретическому рассуждению и иллюстрирующий языковое явление, его роль в тексте;

   б) пример 2 и его роль в тексте.

III. Заключение (вывод).

   Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

   Задача заключения - подвести итог, обобщить сказанное.

   Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

   Каждая часть сочинения пишется с красной строки.



1)Поравнявшись со скамейкой, незнакомец вдруг круто повернул в сторону Мерцалова и, слегка дотрагиваясь до шапки, спросил:

  (2) – Вы позволите здесь присесть?

  (3) – Ночка – то какая славная, - заговорил вдруг незнакомец.

  (4) – Морозно… тихо.  (5)Что за прелесть – русская зима!

  (6) Голос у него был мягкий, ласковый старческий.

  (7)- А я вот ребятишкам знакомым подарочки купил, - продолжал незнакомец. (8) Мерцалов вообще был кротким и застенчивым человеком, но при последних словах незнакомца его охватил вдруг прилив отчаянной злобы. (9) Он резким движением повернулся в сторону старика и закричал, нелепо размахивая руками и задыхаясь:

(10) – Подарочки!.. (11) Подарочки!.. (12) Знакомым ребятишкам подарочки!.. (13) А я… а у меня, милостивый государь, в настоящую минуту мои ребятишки с голоду дома подыхают…  (14) А у жены молоко пропало, и грудной ребёнок целый день не ел… (15) Подарочки!..

      (16) Мерцалов ожидал, что после этих беспорядочных, озлобленных криков старик поднимется и уйдёт, но он ошибся. (17) Старик приблизил к нему своё умное, серьёзное лицо с седыми баками и сказал дружелюбно, но серьёзным тоном:

    (18) – Подождите… не волнуйтесь! (19) Расскажите мне всё по порядку и как можно короче.  (20) Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас. (21) В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, передал свою историю. (22) Он рассказал о своей болезни, о потере места, о смерти ребёнка, обо всех своих несчастиях, вплоть до нынешнего дня.

(23) – Едемте! – сказал незнакомец, увлекая за руку Мерцалова. (24) Счастье ваше, что вы встретились с врачом. (25) Я, конечно, ни за что не могу ручаться, но … поедемте!

    (26)  Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал. (27) Елизавета Ивановна лежала на постели рядом со своей больной дочерью, зарывшись лицом в грязные, замаслившиеся подушки. (28) Мальчишки хлебали борщ, сидя на тех же местах. (29) Испуганные долгим отсутствием отца и неподвижностью матери, они плакали, размазывая слёзы по лицу грязными кулаками и обильно проливая их в закопчённый чугунок.

    (30) Через две минуты Гришка уже растапливал печку дровами, за которыми чудесный доктор послал к соседям, Володя раздувал  изо всех сил самовар, Елизавета Ивановна обворачивала Машутку согревающим компрессом..  (31) Немного погодя явился и Мерцалов. (32) На три рубля, полученные от доктора, он успел купить за это время чаю, сахару, булок и достать в ближайшем трактире горячей пищи.              

(33)  Доктор сидел за столом и что- то писал на клочке бумажки, который он вырвал из записной книжки. (34) Окончив это занятие и изобразив внизу какой- то своеобразный крючок вместо подписи, он встал, прикрыл написанное чайным блюдечком и сказал:

(35) – Вот с этой бумажкой вы пойдёте в аптеку… давайте через два часа по чайной ложке.

(36) Это вызовет у малютки отхаркивание… (37) Продолжайте согревающий компресс..                    (38) Кроме того, хотя бы вашей дочери и сделалось лучше, пригласите завтра доктора Афросимова. (39) Это дельный врач и хороший человек. (40) Я его сейчас же предупрежу. (41)Затем прощайте, господа! (42) Дай Бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнёсся к вам, чем этот, а главное – не падайте никогда духом.

    (43) Пожав руки Мерцалову и Елизавете Ивановне, всё ещё не оправившимся от изумления, и потрепав мимоходом по щеке разинувшего рот Володю, доктор быстро всунул свои ноги в глубокие калоши и надел пальто. (44) Мерцалов опомнился только тогда, когда доктор уже был в коридоре, и кинулся вслед за ним.

(45) Так как в темноте нельзя было ничего разобрать, то Мерцалов закричал наугад:

(46) – Доктор! (47) Доктор, постойте!.. (48) Скажите мне ваше имя, доктор! (49) Пусть хоть мои дети будут за вас молиться!

  (50) И он водил в воздухе руками, чтобы поймать невидимого доктора. (51) Но в это время в другом конце коридора спокойный старческий голос произнёс:

(52) – Вот ещё пустяки выдумали!.. (53) Возвращайтесь- ка домой скорей!

  ( 54) Когда он возвратился, его ожидал сюрприз: под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов…

  (55) В тот же вечер Мерцалов узнал фамилию своего нежданного благодетеля. (56) На аптечном ярлыке, прикреплённом к пузырьку с лекарством, чёткою рукою аптекаря было написано: «По рецепту профессора Пирогова».

    (57) Я слышал этот рассказ, и неоднократно, из уст самого Григория Емельяновича Мерцалова – того самого Гришки, который в описанный мною сочельник проливал слёзы в закоптелый чугунок с пустым борщом. (58) Теперь он занимает довольно крупный, ответственный пост в одном из банков и слывёт образцом честности и отзывчивости на нужды бедности. (59) И каждый раз, заканчивая своё повествование о чудесном докторе, он прибавляет голосом, дрожащим от скрываемых слёз:

  (60) – С этих пор точно благодетельный ангел снизошёл в нашу семью. (61) Всё переменилось. (62) В начале января отец отыскал место, Машутка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казённый счёт. (63) Просто чудо совершил этот святой человек.

                                                                                                                (По А. Куприну)



Контрольная работа № 7 Сложные предложения с различными видами связи

I

1. Когда наступят зимние каникулы, я буду ходить на озеро, чтобы поиграть в хоккей.

2. В эту минуту дверь отворилась и вошёл высокий мужчина.

3. Через час явилась возможность ехать: метель утихла, небо прояснилось, и мы отправились.

4. Это гнездо, к моему удивлению, помещалось на маленькой, ничем не защищённой кочке.

5. Кругом было тихо, так что казалось, будто в ушах звенит.

6. Чичиков заметил на крыльце хозяина, который стоял в зелёном сюртуке, приставив руку ко лбу, чтобы рассмотреть подъезжавший экипаж.

7. Было видно, что Савельич был прав, что я напрасно оскорбил его.

8. Слушатели вынимали деньги, чтобы отдать их старику, но не знали, куда их положить: футляр скрипки был закрыт.

9. Дабы закончить описание, я скажу, что глаза у него были карие.

10. Весною иволга появляется поздно, когда рощи уже одеты листвой и все лесные певчие птицы давно прилетели.

11. Весной мы посадили аллею из лип, чтобы летом деревца радовали жителей своим медовым ароматом.

------------------------------------------------------------------------------------

а) Умение сказать именно то, что нужно и именно так, чтобы нас слушали - есть, без сомнения, великое умение, которое даётся очень немногим и которым никто не имеет права пренебрегать.

б) По - настоящему счастлив тот, кто любит людей и кого они уважают и любят, что чувствует, что у него хватает сил, знаний и умений, чтобы вместе со всеми людьми делать жизнь лучше. Радуется жизни тот, кто знает и любит своё дело, чувствует себя нужным другим людям и отдаёт им все свои силы.

Задания:

(Задания выполняются учащимися по вариантам)

1. Определите вид подчинительной связи в предложениях:

1 вариант № 5, № 10

2 вариант №6, № 9

2. (1 вариант) Найдите предложение с обособленным определением и выпишите его номер.

(2 вариант) ) Найдите предложение с обособленным обстоятельством и укажите его номер.

3. (1 вариант) Замените словосочетание "медовым ароматом" (предложение 11), построенное на основе согласования, синонимичным - со связью управление.

(2 вариант) Замените словосочетание "лесные птицы" (предложение 10 ), построенное на основе согласование, синонимичным - со связью управление.

4. (1 вариант) Замените разговорное слово " утихла" (предложение 3) стилистическим нейтральным синонимом.

(2 вариант) Замените слово "оскорбил" - синонимом.

5. Выпишите грамматическую основу предложений.

(1 вариант) предложение № 7

(2 вариант) предложение № 5

6. Найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью.

7. Из предложений 1 - 11 выпишите слова с чередующейся гласной в корне.

8. Верно или ошибочно суждение:

(1 вариант) "В слове СТОЯЛ все согласные твёрдые".

(2 вариант) "В слове ЕГО все согласные твёрдые".

(Если суждение ошибочно, необходимо доказать)

9. Укажите количество грамматических основ в предложении № 8

10. Предложения а), б) ( под сноской) сжать. ( по вариантам).

II

Происхождение Драба было покрыто мраком самой таинственной неизвестности. Люди, одаренные сильным воображением, приписывали ему аристократическое имя, которое он покрыл позором и потому принужден был скрыться, причем участвовал будто бы в подвигах знаменитого Кармелюка. Но, во-первых, для этого он был еще недостаточно стар, а во-вторых, наружность пана Тыбурция не имела в себе ни одной аристократической черты. Роста он был высокого; сильная сутуловатость как бы говорила о бремени вынесенных Тыбурцием несчастий; крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность личных мускулов придавали всей физиономии что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились, вместе с лукавством, острая проницательность, энергия и недюжинный ум.

(По В. Короленко) (120 слов)

Задания:

1.  Составьте схемы выделенных предложений.

  2. Выделите вводные слова.



Контрольная работа № 8 Сочинение о выборе профессии с использованием сложных предложений с различными видами связи.

Темы сочинений

1) Самая нужная профессия.

2) «Все работы хороши…»

3) Моя будущая профессия.

Контрольная работа № 9 Итоговая контрольная работа

Инструкция по выполнению работы

Контрольная работа состоит из 1 части, которая включает в себя 15 заданий.

На выполнение работы по русскому языку отводится 45 минут.

Ответы к заданиям 1–15 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его и запишите рядом новый.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Желаем успеха!



Часть 1

Прочтите текст и выполните задания 1-15

(1) Всяк по-своему возвращался с войны в отчий дом. (2) В те памятные послевоенные дни загородных автобусов не было, и по шоссейным и проселочным дорогам народ передвигался как умел. (3) Я подглядел на станции притаившийся «виллис», судя по окраске, не нюхавший войны, и с ходу предложил усатому шоферу-сержанту триста рублей за перегон в сорок километров.

– (4) Чего-о? – изумился он. (5) – А еще офицер!

– (6) Есть литр спирту. (7) Разделим пополам, отвези только, браток. (8) С фронта ведь еду, – попросил я.

– (9) Это другое дело, – уже иным тоном отозвался сержант, и мы поехали.

(10) Минут через двадцать мы вынырнули из балки на пригорок, где стояли с детства знакомые мне Дворики, деревенька домов в тридцать.

(11) Шофёр затормозил, мы вышли из машины и минуты три стояли не двигаясь. (12) Вдруг сержант толкнул меня локтем.

– (13) Ты погляди-ка туда, старшой! (14) За околицей деревни, куда-то в даль поля, двигалась толпа баб. (15) Низко наклоняясь, они шли путаным шагом, поддерживая на руках белое длинное бревно. (16) Далеко позади них тяжело, еле ноги передвигая, ступал высокий старик, одетый во все белое.

– (17) Куда это они ползут? – смятенно спросил шофер. (18) Я не знал, и тогда сообразил сам:

– (19) Пашут!..

(20) Да, они пахали: к бревну рушниками и обрывками веревок был прицеплен плуг, у поручня которого шёл парнишка лет тринадцати. (21) Метров за двадцать от меня бабы остановились, выпрямились, и я услыхал: (22) «Иваниха, да это ж твой!». (23) Бабы кинулись ко мне разом, и все до одной запричитали тягуче, смертно, одинаково. (24) И не разобрать, кто из них мать, и я обнимал их тоже всех разом.

(25) Потом подошел тот – белый старик. (26) Этот старик был дядя Тимофей. (27) На лямке он влачил борону. (28) Он отстранился от моих объятий, только сжал руку.

(29) Подрулив к нам, шофёр молча, не взглянув ни на кого, отвязал от плуга бревно, ожесточенно швырнул его в сторону и, завязав на веревке петлю, накинул ее на крюк в задке своего «виллиса». (30) И бабы, и дядя Тимофей, и я стояли и гадали: что он задумал?

– (31) Чепляй, отец, борону к плугу! – глухо, с обидой на кого-то сказал он дяде Тимофею.

(32) Старик удивленно взглянул на меня, но я уже все понял.

– (33) Цепляй, дядя Тимофей! (34) Цепляй скорее…

(35) На пятьдесят седьмом круге «виллис» остановился. (36) Шофёр махнул рукой дяде Тимофею, дескать, всё, потом устало стал отвинчивать пробку бензинового бака.

– (37) А ну, давай твой спирт, – приказал он. (38) Я торопливо достал из чемодана заветный литр. (39) – Лей, – твердо сказал шофёр и ткнул пальцем в воронку бензобака. (40) – Лей всё. (41) Доехать-то нужно.

(42) Он уже взялся за руль, когда я достал деньги и неуклюже, будто приготовил ему незаслуженную обиду, попросил: (43) «Тогда вот возьми, пожалуйста». (44) «Чего-о? – знакомым мне тоном спросил шофёр. (45) – Тебе, брат, найдется тут для них дырка. (46) Спрячь и бывай здоров!»

(47) Машина снялась с места какими-то смешными рывками. (48) Утопая в свежей пахоте, ко мне подошел дядя Тимофей и, взглянув на зажатые в моем кулаке деньги, с удивлением и восхищением одновременно шепотом спросил: (49)«Не взял? (50) Вот же живая душа!»

(По К.Воробьеву)

Ответами к заданиям 1–15 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему шофёр-сержант все-таки согласился подвезти офицера?»

1) "С фронта ведь еду", – попросил я.

2) "А ну, давай твой спирт", – приказал он.

3) Чепляй, отец, борону к плугу! – глухо, с обидой на кого-то сказал он дяде Тимофею.

4) Я подглядел на станции притаившийся «виллис», судя по окраске, не нюхавший войны, и с ходу предложил усатому шоферу-сержанту триста рублей за перегон в сорок километров.

Ответ: ___________________________

2. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: « Куда это они ползут?» – смятенно спросил шофер».

  1. олицетворение

  2. метафора

  3. эпитет

  4. гипербола

Ответ: _____________________________

3. Из предложений 20-23 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением"присоединения".

Ответ: ___________________________

4.Из предложений 13-16 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого оканчивается на -Н, пишется НН».

Ответ: ___________________________

5.Замените слово швырнул из предложения 29 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________

6.Замените словосочетание послевоенные дни (предложение 2), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________

7.Выпишите грамматическую основу предложения 14.

Ответ: ___________________________

8.Среди предложений 9-12 найдите предложение с обособленным распространенным приложением. Напишите его номер.

Ответ: ___________________________

9.В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.

Есть литр спирту. Разделим пополам,1 отвези только,2 браток. С фронта ведь еду,3 – попросил я. Да,4 они пахали: к бревну рушниками и обрывками веревок был прицеплен плуг,5 у поручня которого шел парнишка лет тринадцати.

Ответ: ___________________________

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 15.

Ответ: ___________________________

11. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Бабы кинулись ко мне все разом,1 и все до одной запричитали тягуче,2 смертно,3 одинаково. В те памятные послевоенные дни загородных автобусов не было,4 и по шоссейным и проселочным дорогам народ передвигался,5 как умел.

Ответ: ___________________________

12.Среди предложений 10-13 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите его номер.

Ответ: ___________________________

13.Среди предложений 23-26 найдите сложное предложение с союзной (подчинительной) и союзной (сочинительной) связью. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________

14. Среди предложений 1-8 найдите сложное предложение с союзной (сочинительной) связью. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________

15. Среди предложений 9-18 найдите сложное предложение с союзной (подчинительной) связью. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________

Вариант 2


Инструкция по выполнению работы

Контрольная работа состоит из 1 части, которая включает в себя 15 заданий.

На выполнение работы по русскому языку отводится 45 минут.

Ответы к заданиям 1–15 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его и запишите рядом новый.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Желаем успеха!

Часть 1

Прочтите текст и выполните задания 1-15


(1) У Севы болело горло. (2) Он уже три недели не ходил в школу. (3) К нему забегала Лида Зорина. (4) Она присаживалась на кончик стула, раскрывала свою сумку и, пока Малютин списывал с ее дневника заданные уроки, поспешно рассказывала ему все новости: Митя болен, без него скучно, ребята ходили его навещать. (5)Трубачев все еще занимается с Мазиным. (6) Мазин даже немножко похудел от этого. (7) Стенгазету они делают без Мити.

(8) Поболтав, Лида уходила. (9) Сева с завистью смотрел, как мимо его окна пробегают школьники. (10) Он чувствовал себя оторванным от товарищей, от школы. (11) Во время болезни он много читал, пробовал рисовать, но после картины, отданной на выставку, никак не мог придумать чего-нибудь нового и говорил матери:

– (12) Я всегда так... нарисую, отдам... и скучно, скучно мне делается…

– (13) Вот и папа твой, бывало, кончит картину и заскучает. (14) Как будто всего себя вложил в нее и ходит опустошенный. (15) А я, наоборот, сдам свои чертежи – и рада-радешенька! – смеялась мама.

– (16) Потому что ты с готового чертишь, а мы с папой свое придумываем, – серьезно сказал Сева.

– (17) Конечно. (18) Но разве неприятно тебе, что твоя картина всем понравилась? (19) Ведь это, по-моему, самое главное. (20) Разве интересно человеку делать что-нибудь только для себя?

– (21) Ну конечно, я рад, а то все ребята меня таким каким-то считают... – Сева запнулся и с упреком посмотрел на мать, но сдержался и только добавил: (22) Я многого не умею делать...

(23) Мать поняла его:

– (24) Сева, я знаю, о чем ты говоришь. (25) Но без этого футбола и всякой чехарды можно обойтись. (26) Они здоровые, крепкие мальчики, а у тебя порок сердца.

– (27) Ну, вот я никуда и не гожусь, мамочка, – грустно усмехнулся Сева.

(28) Мать заволновалась.

– (29)Это совсем не нужно внушать себе. (30) Это пройдет, с годами ты окрепнешь, но рисковать сейчас – просто глупо.

– (31) Ну ладно, ладно, мама! (32) Я ведь так сказал... (33) Просто я боюсь: мне никогда ничего такого не сделать. (34) Вот как наши герои.

– (35) Конечно, не всякий может быть героем. (36) Сева, но я думаю все-таки, что в каждом честном человеке непременно есть это геройство... непременно есть...

(По В.Осеевой)


Ответами к заданиям 1–15 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.


1.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Сева чувствовал себя оторванным от товарищей?»

1) Родители запретили Севе общаться с ребятами, так как считали их недостойными.

2) Сева заболел, ему не хватало общения с товарищами, жизнедеятельности в школе.

3) Сева был болен, и никто из ребят не навещал его.

4) Ребята объявили Севе бойкот, потому что он редко играл с ними.

Ответ: ___________________________

2.Укажите средство речевой выразительности, которое используется в предложении: «Как будто всего себя вложил в неё и ходит опустошённый».

1) сравнение

2) метафора

3) эпитет

4) фразеологизм

Ответ: ___________________________


3.Из предложений 2-5 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением "неполное действие".

Ответ: ___________________________


4.Из предложений 7-10 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется формой 1 лица ед. ч. глагола настоящего или будущего времени.

Ответ: ___________________________


5.Замените слово поболтав в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________


6.Замените словосочетание с завистью смотрел(предложение 9), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________

7. Выпишите грамматическую основу предложения 19.

Ответ: ___________________________


8. Среди предложений 8-11найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер.

Ответ: ___________________________


9.В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) при вводном слове.

Я всегда так… нарисую,1 отдам… и скучно,2 скучно мне делается. Ну ладно,3 ладно,4 мама! Ведь это,5 по-моему,6 самое главное.

Ответ: ___________________________

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 24.

Ответ: ___________________________


11. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Потому что ты с готового чертишь,1 а мы с папой своё придумываем,2 – серьёзно сказал Сева. Ну конечно,3 я рад,4 а то все ребята меня таким каким-то считают…Он чувствовал себя оторванным от товарищей,5 от школы.

Ответ: ___________________________


12.Среди предложений 1-11 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________

13. Среди предложений 31-35 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите его номер.

Ответ: ___________________________

14. Среди предложений 6-11 найдите сложное предложение с союзной (сочинительной) связью. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________

15. Среди предложений 6-11 найдите сложное предложение с союзной (подчинительной) связью. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________


Система оценивания контрольной работы:

Ключи

За верное выполнение заданий части 1 контрольной работы ученик получает по одному баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.



Вариант 1 Вариант 2

1) 1 1

2) 2 2

3) прицеплен присаживалась

4) длинное чувствовал

5) бросил поговорив

6) дни после войны завистливо смотрел

7) толпа двигалась это самое главное

8) 10 8

9) 2 5,6

10) 1 2

11) 1,4 1,4

12) 11 4

13) 24 33

14) 2 11

15) 10 9



Максимальное количество баллов за всю работу - 15 баллов

Шкала переводов первичных баллов в оценки

Отметки Интервал баллов

«2» 0-6

«3» 7-11

«4» 12-14

«5» 15



Контрольная работа № 10 Сжатое изложение

В чём польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время.
Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышление. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее и вы поймёте, что читать полезно и выгодно.

Ещё полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону.Источник: легко-егэ.рф




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!