МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
тюменский ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ университет
колледж информатики и связи
Комплект контрольно-оценочных средств
по учебной дисциплине
ОП.04 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) и рабочей программы учебной дисциплины ОП.04 Материаловедение. |
Разработчик: И.А. Жгурова, преподаватель высшей квалификационной каиегории | |
Тюмень, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
| |
1 Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств ……………………... | 4 |
2 Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке....…… | 6 |
3 Оценка освоения учебной дисциплины……………………………………. | 9 |
3.1 Формы и методы оценивания ………………………………..………..…. | 9 |
3.2 Типовые задания для текущей аттестации по учебной дисциплине…… | 13 |
3.3Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации по учебной дисциплине……………………………………………….……...……. | 24 |
1 Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
В результате освоения учебной дисциплины ОП.04 Материаловедение обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС среднего полного (общего) образования следующими умениями, знаниями, общими компетенциями, общекультурными компетенциями, а также профессиональными компетенциями, указанными в Дополнении к методическим рекомендациям по формированию фондов оценочных средств для контроля качества освоения ООП, разработанных по решению Ученого совета университета от 29.04.2014 г.:
У1 распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;
У2 определять виды конструкционных материалов;
У3 выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;
У4 проводить исследования и испытания материалов;
У5 рассчитывать и назначать оптимальные режимы резания.
З1 закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии;
З2 классификацию и способы получения композиционных материалов;
З3 принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве;
З4 строение и свойства металлов, методы их исследования;
З5 классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения;
З6 методику расчета и назначения режимов резания для различных видов работ.
В процессе освоения учебной дисциплины обучающийся получит возможность повысить уровень сформированности общих компетенций, а также общекультурных компетенций, указанных в Дополнении к методическим рекомендациям по формированию фондов оценочных средств для контроля качества освоения ООП, разработанных по решению Ученого совета университета от 29.04.2014 г.:
ОКК1 Готовность к кооперации с коллегами, бесконфликтной работе в коллективе, быть толерантным к этническим, национальным, расовым, конфессиональным различиям, к восприятию культуры и обычаев стран и народов.
ОКК2 Приверженность этическим ценностям: уважение человеческого достоинства, честность, открытость, справедливость, порядочность, доброжелательность, терпимость.
ОКК3 Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
ОКК4 Умение критически оценить личные достоинства и недостатки.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ПК 1.1. Руководить работами, связанными с применением грузоподъемных механизмов, при монтаже и ремонте промышленного оборудования.
ПК.1.2. Проводить контроль работ по монтажу и ремонту промышленного оборудования с использованием контрольно-измерительных приборов.
ПК 1.3. Участвовать в пусконаладочных работах и испытаниях промышленного оборудования после ремонта и монтажа.
ПК 1.4. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.
ПК 1.5. Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей.
ПК 2.2. Планировать и организовывать производственные работы.
ПК 2.3. Выбирать оптимальные решения в нестандартных ситуациях.
ПК 2.4. Составлять документацию для проведения работ по эксплуатации промышленного оборудования.
ПК 3.1. Разрабатывать технологические процессы изготовления и ремонта деталей, узлов и изделий транспортного электрооборудования в соответствии с нормативной документацией.
ПК 3.2. Проектировать и рассчитывать технологические приспособления для производства и ремонта деталей, узлов и изделий транспортного электрооборудования в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации (далее - ЕСКД).
ПК 3.3. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.
ПК 3.4. Участвовать в анализе процесса и результатов работы подразделения, оценке экономической эффективности производственной деятельности.
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является экзамен.
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих знаний и умений, а также динамика формирования компетенций:
Результаты учебной дисциплины, подлежащие оценке
Таблица 1
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
Знания: | |
З1 | Знает закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии. |
З2 | Знает классификацию и способы получения композиционных материалов. |
З3 | Знает принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве. |
З4 | Изучил строение и свойства металлов, методы их исследования. |
З5 | Знает классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения. |
З6 | Изучил методику расчета и назначения режимов резания для различных видов работ. |
Умения: | |
У1 | Распознаёт и классифицирует конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам. |
У2 | Определяет виды конструкционных материалов. |
У3 | Выбирает материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации. |
У4 | Проводит исследования и испытания материалов. |
Компетенции: | |
ОКК1 | Готов к кооперации с коллегами, бесконфликтной работе в коллективе, быть толерантным к этническим, национальным, расовым, конфессиональным различиям, к восприятию культуры и обычаев стран и народов. |
ОКК2 | Уважает человеческое достоинство, честность, открытость, справедливость, порядочность, доброжелательность, терпимость. |
ОКК3 | Владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. |
ОКК4 | Критически оценивает личные достоинства и недостатки. |
Общие компетенции: | |
ОК 1. | Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывает собственную деятельность, выбирает типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивает их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимает решения в стандартных и нестандартных ситуациях и несет за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществляет поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использует информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работает в коллективе и команде, эффективно общается с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Берет на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определяет задачи профессионального и личностного развития, занимается самообразованием, осознанно планирует повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентируется в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
Профессиональные компетенции: | |
ПК 1.1. Руководить работами, связанными с применением грузоподъемных механизмов, при монтаже и ремонте промышленного оборудования | Выполнение работ по монтажу систем автоматического управления с учетом специфики технологического процесса. |
ПК.1.2. Проводить контроль работ по монтажу и ремонту промышленного оборудования с использованием контрольно-измерительных приборов. | Планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня. |
ПК 1.3. Участвовать в пусконаладочных работах и испытаниях промышленного оборудования после ремонта и монтажа. | Планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня. |
ПК 1.4. Выбирать методы восстановления деталей и участвовать в процессе их изготовления. | Планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня. |
ПК.1.5.Составлять документацию для проведения работ по монтажу и ремонту промышленного оборудования. | Проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности. |
ПК.2.1. Выбирать эксплуатационно-смазочные материалы при обслуживании оборудования. | Выполнение работ по монтажу систем автоматического управления с учетом специфики технологического процесса. |
ПК.2.2. Выбирать методы регулировки и наладки промышленного оборудования в зависимости от внешних факторов. | Проведение ремонта технических средств и систем автоматического управления. |
ПК 2.3. Участвовать в работах по устранению недостатков, выявленных в процессе эксплуатации промышленного оборудования. | Выполнение практических работ в производственной деятельности. |
ПК 2.4. Составлять документацию для проведения работ по эксплуатации промышленного оборудования. | Умение контролировать и анализировать функционирование параметров технологического процесса. |
ПК 3.1. Участвовать в планировании работы структурного подразделения. | Осуществление анализа работы производственного и технологического процессов. |
ПК 3.2. Участвовать в организации работы структурного подразделения. | Умение контролировать и анализировать функционирование параметров технологического процесса. |
ПК 3.3. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения. | Умение контролировать и анализировать функционирование параметров технологического процесса. |
ПК 3.4. Участвовать в анализе процесса и результатов работы подразделения, оценке экономической эффективности производственной деятельности. | Умение контролировать и анализировать функционирование параметров технологического процесса. |
3 Оценка освоения учебной дисциплины
3.1 Формы и методы оценивания
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС среднего (полного) общего образования по дисциплине ОП.04 Материаловедение, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Контроль и оценка освоения учебной дисциплины
Таблица 2
Элементы учебной дисциплины (разделы/темы) | Проверяемые З, У, ОК и ПК (код) | Основные показатели оценки результата | Форма и метод контроля | Макс. кол-во баллов (при рейтинговой системе оценки) |
Раздел 1. Физико-химические закономерности формирования структуры материалов |
Тема 1.1 Строение и свойства материалов | У1,З1,З4,З5, ОК1,4,8, ОКК2, ОКК3, ОКК4 | Перечисляет полупроводниковые приборы. Называет кристаллическое строение металлов, типы кристаллических решеток. Перечисляет электрические и магнитные свойства металлов. Называет методику определения твёрдости по методу Бринелля. Перечисляет механические свойства материалов и методы их испытания. Называет методику определения твердости по методу Роквелла. | Практическое занятие №1. Практическое занятие № 2. | 5 баллов |
Тема 1. 2 Микроструктура железоуглеродистых сплавов | З1,З4,З5, У1, ОК1,4,6,8, ОКК2, ОКК3, ОКК4 | Называет структуру железо-углеродистых сплавов. Классифицирует металлы и сплавы. Находит и называет линии охлаждения на диаграмме «Железо-Углерод». Находит и называет линии охлаждения на диаграмме «Медь-Серебро». | Практическое занятие № 3. Практическое занятие № 4. Самостоятельная работа №1. Самостоятельная работа №2. | 10 баллов |
Тема 1.3 Термическая обработка металлов и сплавов | У1, З1,З4,З5, ОК1,4,6,8, ОКК2, ОКК3, ОКК4. | Перечисляет процессы термической обработки: отжига, нормализации, закалки, отпуска. Классифицирует виды термической обработки. Называет способы обработки деталей металлизацией. Перечисляет способы химико-термической обработки металлов и сплавов: цементация и азотирование. Называет методы искусственного старения металлов и сплавов» Называет назначение металлизации стальных деталей. | Самостоятельная работа №3. Самостоятельная работа №4. Самостоятельная работа №5. | 3 балла |
Раздел 2. Материалы, применяемые в машино- и приборостроении |
Тема 2.1 Конструкционные материалы | З1, З3, З4, З5, У1, У2, У3, ОК1,4,8,ОКК2 ОКК3, ОКК4 | | Практическое занятие № 5. Самостоятельная работа №6. | 4 балла |
Тема 2.2 Лёгкие металлы | З1, З3, З4, З5, У1, ОК1,4,6,8, ОКК2, ОКК3, ОКК4 | Знает область применения сплавов на основе алюминия. Знает область применения сплавов на основе магния Знает структуру цветных металлов и сплавов. | Самостоятельная работа №7. | 2 балла |
Тема 2.3 Особые свойства материалов | З1,З4,З5, У1, ОК1,4,6,8, 9, ОКК2, ОКК3, ОКК4. | - Знает классификацию и применение жаростойких материалов. - Называет понятие о коррозионной стойкости материалов. - Перечисляет материалы с упругими свойствами. - Перечисляет тепловые свойства материалов. - Называет методы исследования коррозионной стойкости материалов. | Самостоятельная работа №8. Самостоятельная работа №9. Практическое занятие № 6. | 6 баллов |
Тема 2.4 Неметаллические материалы | З2,З3,З5, У1, ОК1,4,6,8, 9, ОКК2, ОКК3, ОКК4. | - Знает классификацию неметаллических материалов. – Перечисляет методы получения и применения пластмасс. - Рассказывает процесс получения и применения материалов из резины. - Перечисляет свойства материалов на основе полимеров. - Перечисляет материалы с диэлектрическими свойствами. -Перечисляет виды изделий из стекла и древесины для промышленных целей. | Практическое занятие № 7. Практическое занятие № 8. Самостоятельная работа №10. | 6 баллов |
Раздел 3. Инструментальные материалы |
Тема 3.1. Материалы для инструментов | З4,З5,У1,ОК1,4,6,8,ОКК2, ОКК3, ОКК4. | Называет материалы для режущих инструментов. Называет материалы для мерительного инструмента. Называет свойства инструментальной стали. Называет свойства полупроводников. Перечисляет полупроводниковые приборы. Называет материалы для микросхемы. Перечисляет виды алмазной обработки материалов. Перечисляет виды сверхтвёрдых материалов. | Практическая работа № 9. Практическая работа № 10. Самостоятельная работа №11, №12 | 5 баллов |
Тема 3.2. Порошковые и композиционные материалы | З2,З5,У1, ОК1,4,6,8, 9, ОКК2, ОКК3, ОКК4. | Называет классификацию порошковых и композиционных материалов. Перечисляет виды применения порошковых материалов. Называет технологические процессы получения композиционных материалов. Перечисляет состав и виды применения керметов Перечисляет виды применения металлопластов | Самостоятельная работа №13, №14, №15 Практическая работа №11 | 4 балла |
Раздел 4. Основные способы обработки материалов |
Тема 4.1 Технология литейного производства | З5, ОК1,4,6,8, ОКК2, ОКК3, ОКК4 | | Самостоятельная работа №16 | 1 балл |
Тема 4.2 Обработка металлов давлением | 34, З5, ОК1,4,6,8, 9, ОКК2, ОКК3, ОКК4 | Описывает ход процесса прокатки металла. Описывает ход процесса ковки металла. Описывает ход процесса холодной штамповки. Рассказывает ход технологический процесса холодной штамповки. | Самостоятельная работа №17,№18 Практическая работа №12. | 3 балла |
Тема 4.3 Обработка металлов резанием | З4,З6, ОК1,4,6,8, 9, ОКК2, ОКК3, ОКК4 | - Описывает ход процесса резания материалов. - Перечисляет виды токарных резцов. - Рассказывает ход процесса развёртывания отверстий в материалах. - Перечисляет способы резки металла на заготовки. - Перечисляет виды применения станочных пил. - Перечисляет виды применения ножевых штампов. | Практическая работа №13. | 1 балл |
Общекультурные компетенции формируются в результате использования интерактивных форм проведения занятий, таких как дискуссия, метод проектов, работа в малых группах, мультимедиа-презентации, социальные проекты, мозговой штурм. Проверка сформированности данных компетенций осуществляется с применением методик, указанных в Дополнении к методическим рекомендациям по формированию фондов оценочных средств для контроля качества освоения ООП. При недостаточном уровне сформированности общекультурных компетенций (по данным мониторинга) преподаватель принимает решение о корректировке используемых педагогических технологий и методов обучения и воспитания.
3.2. Типовые задания для текущей аттестации по учебной дисциплине
Тема 1.1. Строение и свойства материалов
Задания для оценки У1, З1,З4,З5, ОК1,4,6,8, ОКК2, ОКК3, ОКК4.
Практическое занятие №1. Определение твердости по методу Бринелля.
Испытание на твёрдость методом Бринеля (НВ) состоит во вдавливании стального закалённого шарика в образец при заданной нагрузке. При этом методе определяют площадь отпечатка и вычисляют отношение силы к площади. Показания твёрдости определяют, используя таблицы перевода площади в НВ.
Практическое занятие № 2. Определение твердости по методу Роквелла.
Для определения твёрдости методом Роквелла применяют прибор с твёрдым наконечником – индентором, который под нагрузкой проникает в поверхность. Измеряют глубину отпечатка. Для определения твёрдости применяют три шкалы с диапазоном единиц твёрдости 2 мм, измерениями по шкалам определяют показания твёрдости НRА, НRВ, НRС. Шкалы А и С – применяют для испытания твёрдых сплавов алмазным конусом. Шкала В – стальным шариком для мягких сплавов.
Тема 1.2. Микроструктура железоуглеродистых сплавов
Задания для оценки З1,З4,З5, У1, ОК1,4,6,8, ОКК2, ОКК3, ОКК4.
Самостоятельная работа № 1. Составить сообщение на тему «Линии охлаждения на диаграмме Железо-Углерод».
Составить расширенное сообщение по понятиям:
Линия ликвидуса на диаграмме Железо-Углерод .
Линия солидуса на диаграмме Железо-Углерод.
Температуры плавления железа и цементита на диаграмме Железо-Углерод.
Кривая температуры начала кристаллизации жидких расплавов на диаграмме Железо-Углерод.
Кривая температуры начала плавления твёрдых сплавов на диаграмме Железо-Углерод.
Требования к докладу (сообщению)
1. Доклад не копируется дословно из первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате осмысленного обобщения материала первоисточника;
2. При написании доклада следует использовать только тот материал, который отражает сущность темы;
3. Изложение должно быть последовательным и доступным для понимания докладчика и слушателей;
4. Доклад должен быть с иллюстрациями, таблицами, если это требуется для полноты раскрытия темы;
Требования к оформлению доклада (сообщения)
Доклад должен быть выполнен печатным способом на одной стороне бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным (шрифт Times New Roman, 14 пт.). Объем не более 10 страниц.
- Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: верхнее и нижнее — 20 мм, левое — 30 мм, правое — 10 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и составлять 1,25 см.
- Выравнивание текста по ширине.
- Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя выделение жирным шрифтом, курсив, подчеркивание.
- Перенос слов недопустим.
- Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
- Подчеркивать заголовки не допускается.
- Расстояние между заголовками раздела, подраздела и последующим текстом так же, как и расстояние между заголовками и предыдущим текстом, должно быть равно 15мм (2 пробела).
- Название каждой главы и параграфа в тексте работы можно писать более крупным шрифтом, жирным шрифтом, чем весь остальной текст. Каждая глава начинается с новой страницы, параграфы (подразделы) располагаются друг за другом.
- В тексте доклада рекомендуется чаще применять красную строку, выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац.
Требования к структуре доклада (сообщения)
1. Титульный лист;
2. Содержание;
3. Введение (если есть);
4. Основная часть;
5. Выводы или заключение;
6. Список используемой литературы.
Самостоятельная работа № 2. Составить сообщение на тему «Линии охлаждения на диаграмме Серебро-Медь».
Составить расширенное сообщение по понятиям:
Линия ликвидуса на диаграмме Серебро-Медь.
Линия солидуса на диаграмме Серебро-Медь.
Температуры плавления металлов и сплавов на диаграмме Серебро-Медь.
Кривая температуры начала кристаллизации жидких расплавов на диаграмме Серебро-Медь.
Кривая температуры начала плавления твёрдых сплавов на диаграмме Серебро-Медь.
Требования к докладу (сообщению), требования к оформлению доклада (сообщения), требования к структуре доклада (сообщения) см. Самостоятельную работу № 1.
Практическое занятие № 3. Диаграмма состояния сплава Железо-углерод.
Указать параметры состояния сплава на диаграмме.
Вертикальные оси показывают температуры плавления. Горизонтальные оси показывают две шкалы – массовое содержание углерода в сплаве от 0 до 6,67% и процентное содержание цементита в сплаве от 0 до 100% Точки А и D показывают температуру плавления железа и цементита. АВСD – кривая температуры начала кристаллизации жидких расплавов АЕСF – кривая температуры начала плавления твёрдых сплавов, ниже которой все сплавы – в твёрдом состоянии. При нормальной температуре сталь содержит структурные составляющие: феррит - углерода менее 0,006 %, феррит и перлит при углероде менее 0,83 %, - доэвтектоидная сталь; Перлит при 0,83 %, - эвтектоидная сталь; эвтектика и эвтектоидная сталь – легкоплавкая смесь.
А - аустенит – твёрдый раствор углерода в железе, Ф – феррит – чистое железо, П – перлит – твёрдый раствор углерода в железе со свободным углеродом имеет серый блеск на изломе, Л – ледебурит, Ц - цементит, Ж – жидкий расплав.
Практическое занятие № 4. Диаграмма состояния сплава Медь-серебро.
Указать параметры состояния сплава на диаграмме.
Температура плавления серебра 960 градусов Цельсия , меди 1083 градусов Цельсия. В точке С температура плавления эвтектического сплава – 779 градусов Цельсия. Состав 72% серебра и 28% меди. Неэвтектические сплавы имеют температуру плавления . При составе 50 и 50 % получим точки 1 и 2. Разница между линиями солидуса и ликвидуса называется интервалом плавления. Сплавы с интервалом плавления называются неэвтектическими. В точке С происходит полный расплав без интервала плавления. Используется для припоя. В точке С происходит полный расплав без интервала плавления. Сплав называется эвтектическим.
Тема 1.3. Термическая обработка металлов и сплавов
Задания для оценки У1, З1,З4,З5, ОК1,4,6,8, ОКК2, ОКК3, ОКК4.
Самостоятельная работа №3. Составить сообщение на тему «Назначение и методы искусственного старения металлов и сплавов».
Составить расширенное сообщение по понятиям:
Виды отпуска закалённой стали.
Искусственное старение стали.
Требования к докладу (сообщению), требования к оформлению доклада (сообщения), требования к структуре доклада (сообщения) см. Самостоятельную работу № 1.
Самостоятельная работа № 4. Составить сообщение на тему «Назначение металлизации стальных деталей».
Составить расширенное сообщение по понятиям:
Виды диффузионного насыщения поверхностного слоя стальных деталей.
Процесс металлиазации высокоуглеродистой сталью, бронзой, никелем, медью..
Требования к докладу (сообщению), требования к оформлению доклада (сообщения), требования к структуре доклада (сообщения) см. Самостоятельную работу № 1.
Самостоятельная работа № 5. Составить сообщение на тему «Виды и назначение химико-термической обработки стальных деталей».
Составить расширенное сообщение по понятиям:
Цементация поверхности низкоуглеродистых сталей углеродом.
Алюминирование поверхностного слоя стали или чугуна.
Цианирование поверхности стали.
Хромирование поверхности стали.
Требования к докладу (сообщению), требования к оформлению доклада (сообщения), требования к структуре доклада (сообщения) см. Самостоятельную работу № 1.
Тема 2.1. Конструкционные материалы
Задания для оценки З1, З3, З4, З5, У1, У2, У3, ОК1,4,6,8, ОКК2, ОКК3, ОКК4.
Практическое занятие № 5. Расшифровать обозначения железоуглеродистых сплавов.
Сочетания букв и цифр дают характеристику легированной стали. Если впереди марки стоят две цифры, они указывают среднее содержание углерода в сотых долях процента. Одна цифра впереди марки указывает среднее содержание углерода в десятых долях процента. Если впереди марки нет цифры, это значит, что углерода в ней либо 1%, либо выше 1%. Цифры, стоящие за буквами, указывают среднее содержание данного элемента в процентах, если за буквой отсутствует цифра – значит содержание данного элемента около 1% (не более 1,5%).
Буква А в конце марки, как и в углеродистой, так и в легированной стали, обозначает высококачественную сталь, т.е. сталь, содержащую меньше серы и фосфора. Указанная система маркировки охватывает большинство существующих легированных сталей. Исключение составляют отдельные группы сталей, которые дополнительно обозначаются определенной буквой: Р – быстрорежущие, Е – магнитные, Ш – шарикоподшипниковые, Э – электротехнические.
Самостоятельная работа №6. Составить сообщение на тему «Область применения железоуглеродистых сплавов».
Составить расширенное сообщение по понятиям:
Сплавы железа и углерода с другими элементами.
Состав стали.
Состав чугуна.
Содержание углерода в стали и чугуне.
Требования к докладу (сообщению), требования к оформлению доклада (сообщения), требования к структуре доклада (сообщения) см. Самостоятельную работу № 1.
Тема 2.2. Лёгкие металлы
Задания для оценки З1, З3, З4, З5, У1, ОК1,4,6,8, ОКК2, ОКК3, ОКК4.
Самостоятельная работа №7. Составить сообщение на тему «Структура цветных металлов и сплавов».
Составить расширенное сообщение по понятиям:
Сплавы на основе меди.
Состав и применение латуни.
Состав и применение бронз.
Виды и маркировка бронз.
Медно-никелиевые сплавы конструкционные.
Требования к докладу (сообщению), требования к оформлению доклада (сообщения), требования к структуре доклада (сообщения) см. Самостоятельную работу № 1.
Тема 2.3. Особые свойства материалов
Задания для оценки З1,З4,З5, У1, ОК1,4,6,8, ОКК2, ОКК3, ОКК4.
Практическое занятие № 6. Исследование коррозионной стойкости материалов.
Исследовать характеристики способов защиты от коррозии:
1. Фосфатирование – создание защитной плёнки фосфата в сцеплении с металлом.
2. Выращивание оксидных плёнок – оксидирование.
3. Нанесение металлопокрытий – погружением детали в расплав цинка, олова, свинца и алюминия.
4. Диффузионный метод – поверхностное насыщение нагретых металлов цинком, алюминием или хромом в твёрдом виде или газообразном.
5. Плакирование – совместный нагрев металла и защитного слоя – накладывают и прокатывают пластины – биметаллы и триметаллы.
6. Применение протекторов – цинковое покрытие, разрушаясь, защищает в воде сталь - цинкование.
7. Неметаллические покрытия – лаки, краски, эмали образуют плёнку из органического вещества на поверхности металла.
Самостоятельная работа № 8. Составить сообщение на тему «Виды материалов с упругими свойствами».
Составить расширенное сообщение по понятиям:
Материалы для пружин.
Способы получения пружин.
Материалы и применение рессор.
Требования к докладу (сообщению), требования к оформлению доклада (сообщения), требования к структуре доклада (сообщения) см. Самостоятельную работу № 1.
Самостоятельная работа № 9. Составить сообщение на тему «Тепловые свойства материалов».
Составить расширенное сообщение по понятиям:
Классификация металлов по температуре плавления.
Эвтектические сплавы.
Скрытая теплота плавления.
Требования к докладу (сообщению), требования к оформлению доклада (сообщения), требования к структуре доклада (сообщения) см. Самостоятельную работу № 1.
Тема 2.4. Неметаллические материалы
Задания для оценки З2,З3,З5, У1, ОК1,4,6,8, ОКК2, ОКК3, ОКК4.
Практическое занятие № 7. Исследование свойств материалов на основе полимеров.
Провести классификацию свойств материалов на основе полимеров.
Полимеризация – химический процесс, в результате которого из мономера при раскрытии кратных связей образуется полимер. Полимерное образование из двух разных способных к полимеризации мономеров называется сополимеризацией – полистирол, поливинил. Поликонденсация – химический процесс, в результате которого образуется необратимо высокомолекулярное вещество с выделением побочных продуктов. Термореактивные пластмассы образуют неплавкие продукты после и первого нагрева – необратимы. Термопластичные пластмассы способны многократно плавиться при нагревании – обратимые – полиэтилен, капрон, полистирол. Проводят их испытание на прочность при ударном изгибе. Назвать свойства материалов: коррозионно- и химически стойкие, имеют оптические свойства, изоляторы - плохие проводники, низкая теплопроводность, горючи, антифрикционные свойства.
Практическое занятие № 8. Материалы с диэлектрическими свойствами.
Классифицировать материалы с диэлектрическии свойствами:
Техническая керамика – материал, полученный спеканием оксидов глины и неорганических соединений. Свойства – высокая прочность, вакуумная плотность, химическая стойкость, жаростойкость. Бромеллитовая керамика в составе которой окись бериллия применяется для изоляторов, электроприборов имеет высокую теплопроводность.
Резина – вулканизат – продукт вулканизации каучука и наполнителей – пластификаторов и оксидантов для получения упругости и эластичности, амортизации.
Изделия из резины полученные прессованием в формы, нагревом и вулканизацией.
Самостоятельная работа № 10. Составить доклад на тему «Виды изделий из стекла и древесины для промышленных целей».
Составить расширенное сообщение по понятиям:
Процесс изготовления и применение неорганического стекла.
Составы стекловолокна и стеклоткани.
Процесс получения ситалла.
Требования к докладу (сообщению), требования к оформлению доклада (сообщения), требования к структуре доклада (сообщения) см. Самостоятельную работу № 1.
Тема 3.1. Материалы для инструментов
Задания для оценки З4,З5, У1, ОК1,4,6,8, ОКК2, ОКК3, ОКК4.
Практическое занятие № 9. Изучение свойств полупроводников.
Проведение опытов по выявлению свойств полупроводиков в электрической цепи.
Полупроводники занимают промежуточное место между металлами и диэлектриками. Основное свойство полупроводников электронно-дырочного перехода - это способность проводить ток в прямом направлении и не проводить в обратном. Диоды предназначены для выпрямления переменного тока, преобразования электроколебаний частот и стабилизации тока и напряжения. Имеют один р-н переход. Транзисторы предназначены для генерирования и усиления электрических колебаний, мощности, преобразования напряжений и переключения. Имеют два р-н перехода. МОП-транзисторы состоят: металл-оксид-полупроводник.
Практическое занятие № 10. Материалы для микросхемы.
Визуальное исследование микросхемы и её составляющих компонентов. Микросхемы – функциональные устройства, состоящие из элементов: активных (диодов и транзисторов) и пассивных (резисторов).
Полупроводниковая микросхема имеет монолитную структуру в виде кристалла, все компоненты которой находятся в объёме и на поверхности. Тонкоплёночная микросхема – монолитная структура, все элементы которой нанесены на диэлектрическую поверхность. 0,001-10 мкм.
Самостоятельная работа № 11. Составить сообщение на тему «Алмазная обработка материалов».
Составить расширенное сообщение по понятиям:
Применение природного алмаза.
Назначение алмазных резцов.
Применение искусственных алмазов.
Виды алмазной обработки.
Требования к докладу (сообщению), требования к оформлению доклада (сообщения), требования к структуре доклада (сообщения) см. Самостоятельную работу № 1.
Самостоятельная работа № 12. Составить сообщение на тему « Сверхтвёрдые материалы».
Составить расширенное сообщение по понятиям:
СТМ – сверхтвёрдые материалы.
Состав и применение сплава Баллас.
Состав и применение сплава Славутич.
Понятие о материалах эльбор, кибор и белбор.
Требования к докладу (сообщению), требования к оформлению доклада (сообщения), требования к структуре доклада (сообщения) см. Самостоятельную работу № 1.
Тема 3.2. Порошковые и композиционные материалы
Задания для оценки З2,З5, У1, ОК1,4,6,8, ОКК2, ОКК3, ОКК4.
Практическое занятие № 11. Технологические процессы получения композиционных материалов.
Систематизировать технологические процессы получения композиционных материалов:
Композиционные материалы состоят из пластичной основы – матрицы для связки компонентов (порошки, волокна, стружки, нитевидные кристаллы). Виды КМ– волокнистые, армированные. Биметалл - пластико-слоистый материал из скреплённых листов металла –листы алюминий-медь, медь-алюминий-медь, и дисперсно-упрочённые.
Металлополимеры – материалы на основе термопластов, синтетических смол или каучуков, содержащие наполнитель в виде порошков металла или волокон. Имеют высокую теплопроводность.
Многослойные металлические материалы получаются нанесением гальванического или термодиффузионного покрытия, погружением в расплав полимера, металлизацией, плазменным напылением.
Самостоятельная работа № 13. Сообщение на тему «Состав и применение керметов»
Составить расширенное сообщение по понятиям:
Получение и состав керметов.
Получение и применение Минералокерамикаи
Виды керметов.
Требования к докладу (сообщению), требования к оформлению доклада (сообщения), требования к структуре доклада (сообщения) см. Самостоятельную работу № 1.
Самостоятельная работа № 14. Сообщение на тему: «Применение металлопластов»
Составить расширенное сообщение по понятиям:
Технология получения металлопластов.
Применение металлопластов.
Требования к докладу (сообщению), требования к оформлению доклада (сообщения), требования к структуре доклада (сообщения) см. Самостоятельную работу № 1.
Тема 4.1. Технология литейного производства
Задания для оценки З5, ОК1,4,6,8, ОКК2, ОКК3, ОКК4.
Самостоятельная работа № 16. Сообщение на тему: «Технология литья неметаллов»
Составить расширенное сообщение по понятиям:
Технологический процесс литья керамики при сухом прессовании.
Технологический процесс литья керамики пластического формования.
Состав шликера.
Виды обжига керамики.
Переработка пластмасс.
Требования к докладу (сообщению), требования к оформлению доклада (сообщения), требования к структуре доклада (сообщения) см. Самостоятельную работу № 1.
Тема 4.2. Обработка металлов давлением
Задания для оценки 34, З5, ОК1,4,6,8, ОКК2, ОКК3, ОКК4.
Практическое занятие № 12. Технологический процесс холодной штамповки.
Составить последовательность технологических процессов:
Обработка металла давлением – технологический процесс формоизменения заготовок без нарушения их сплошности при пластической деформации под воздействием внешних сил в горячем и холодном состоянии.
Прокатка – процесс обработки металла давлением, при котором нагретая заготовка протягивается между валками прокатного стана.
Самостоятельная работа № 17. Сообщение на тему «Электромеханические способы обработки материалов».
Составить расширенное сообщение по понятиям:
Электромеханический способ обработки.
Анодно-механическая обработка металла.
Требования к докладу (сообщению), требования к оформлению доклада (сообщения), требования к структуре доклада (сообщения) см. Самостоятельную работу № 1.
Самостоятельная работа № 18 Сообщение на тему: «Электроэрозионная обработка»
Составить расширенное сообщение по понятиям:
Электроэрозионная обработка детали.
Электрохимическая обработка детали.
Электрогидравлический метод обработки.
Требования к докладу (сообщению), требования к оформлению доклада (сообщения), требования к структуре доклада (сообщения) см. Самостоятельную работу № 1.
Тема 4.3. Обработка металлов резанием
Задания для оценки З4,З6, ОК1,4,6,8, ОКК2, ОКК3, ОКК4.
Практическое занятие № 13. Способы резки металла на заготовки.
Ознакомиться с видами резки металла мультимедийными средствами и описать процессы:
Заготовка – полуфабрикат, предназначенный для дальнейшей обработки и получения готового изделия.
Способы резки материала на заготовки: пилы круглые, фрезы прорезные и отрезные, станочные пилы ножовочные и ленточные, вертикальные и горизонтальные, сегментные круглые пилы, дисковые ножницы – с вертикальными, горизонтальными и наклонными параллельными осями, ножевые штампы, отрезные и шлифовальные металлоасбестовые круги, абразивные круги, пилы трения беззубые, приводные ножницы вибрационные и пресс-ножницы.
Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации по учебной дисциплине
Предметом оценки являются умения и знания. Контроль и оценка осуществляется с использованием следующих форм и методов: устного ответа, выполнения практических заданий.
Оценка освоения дисциплины предусматривает использование рейтинговой системы. Формой аттестации по учебной дисциплине является экзамен.
Итогом экзамена является оценка.
I ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА
Инструкция для обучающихся
Каждый билет включает два теоретических вопроса и одно практическое задание .
Внимательно прочитайте задания.
Время выполнения заданий – 30 минут.
| Теоретическая часть | |
-
| Понятие о кристаллизации и типах кристаллических решёток. | 10 баллов |
-
| Классификация материалов по проводимости электрического тока. | 10 баллов |
-
| Классификация металлов и сплавов по взаимодействию с магнитным полем. | 10 баллов |
-
| Механические свойства материалов и методы их испытания. | 10 баллов |
-
| Определение твердости материалов по методу Бринелля. | 10 баллов |
-
| Определение твердости материалов по методу Роквелла. | 10 баллов |
-
| Структура железо-углеродистых сплавов. | 10 баллов |
-
| Классификация процессов термической обработки стали. | 10 баллов |
-
| Процесс термической обработки стали отжигом. | 10 баллов |
-
| Процесс термической обработки стали нормализацией. | 10 баллов |
-
| Процесс термической обработки стали закалкой. | 10 баллов |
-
| Классификация процессов отпуска закалённой стали при термической обработке. | 10 баллов |
-
| Способы обработки деталей металлизацией при химико-термической обработке. | 10 баллов |
-
| Химико-термическая обработка металлов и сплавов цементацией. | 10 баллов |
-
| Химико-термическая обработка металлов и сплавов азотированием. | 10 баллов |
-
| Классификация конструкционных материалов. | 10 баллов |
-
| Классификация чугунов и углеродистых сталей. | 10 баллов |
-
| Правила маркировки железоуглеродистых сплавов. | 10 баллов |
-
| Правила маркировки бронз и латуни. | 10 баллов |
-
| Применение сплавов на основе алюминия и магния. | 10 баллов |
-
| Классификация и применение жаростойких материалов. | 10 баллов |
-
| Способы повышения коррозионной стойкости материалов. | 10 баллов |
-
| Виды материалов с упругими свойствами. | 10 баллов |
-
| Классификация неметаллических материалов. | 10 баллов |
-
| Способы получения пластмасс. | 10 баллов |
-
| Процесс получения материалов из резины. | 10 баллов |
-
| Классификация материалов с диэлектрическими свойствами. | 10 баллов |
-
| Виды изделий из стекла для промышленных целей. | 10 баллов |
-
| Особенности строения жидких кристаллов. | 10 баллов |
-
| Материалы, применяемые для изготовления режущих инструментов. | 10 баллов |
-
| Материалы, применяемые для изготовления мерительного инструмента. | 10 баллов |
-
| Технологические свойства инструментальной стали. | 10 баллов |
-
| Виды технологических испытаний материалов | 10 баллов |
-
| Материалы, применяемые для изготовления микросхем. | 10 баллов |
-
| Классификация и применение порошковых материалов. | 10 баллов |
-
| Классификация композиционных материалов. | 10 баллов |
-
| Способы процессов литья металлов для изготовления заготовок деталей. | 10 баллов |
-
| Технологический процесс обработки металла прокаткой. | 10 баллов |
-
| Технологический процесс обработки металла ковкой. | 10 баллов |
-
| Технологический процесс обработки металла холодной штамповкой. | 10 баллов |
-
| Технология образования мартенсита в структуре закалённой стали. | 10 баллов |
-
| Технологический процесс резания металлов. | 10 баллов |
-
| Классификация электрических методов обработки металлов. | 10 баллов |
-
| Особенности электромеханического способа обработки металлов. | 10 баллов |
-
| Последовательность входного контроля материалов. | 10 баллов |
-
| Применение способов резки металла на заготовки деталей. | 10 баллов |
-
| Технологический процесс обработки металла горячей штамповкой. | 10 баллов |
-
| Состав и свойства металлополимеров. | 10 баллов |
-
| Состав и область применения металлокерамических материалов. | 10 баллов |
-
| Материалы для изготовления деталей штампов. | 10 баллов |
| Тематика практических заданий | | |
-
| Определение структур железо-углеродистых сплавов на диаграмме состояния. | 25 баллов | |
-
| Построение и маркировка осей диаграммы состояния сплава Железо-углерод. | 25 баллов | |
-
| Построение и маркировка осей диаграммы состояния сплава Медь-серебро. | 25 баллов | |
-
| Определение твердости материалов по методу Бринелля. | 25 баллов | |
-
| Определение твердости материалов по методу Роквелла. | 25 баллов | |
-
| Расшифровка обозначений железоуглеродистых сплавов. | 25 баллов | |
-
| Расшифровка обозначений легированных сталей. | 25 баллов | |
-
| Расшифровка обозначений лёгких сплавов. | 25 баллов | |
-
| Перечень характеристик полупроводниковых приборов для микросхем. | 25 баллов | |
-
| Описание методов технологических испытаний материалов. | 25 баллов | |
-
| Определение области образования феррита на диаграмме состояния сплава железо-углерод. | 25 баллов | |
-
| Определение области образования перлита на диаграмме состояния сплава железо-углерод. | 25 баллов | |
-
| Определение области образования аустенита на диаграмме состояния сплава железо-углерод. | 25 баллов | |
-
| Определение области образования ледебурита на диаграмме состояния сплава железо-углерод. | 25 баллов | |
-
| Определение области образования цементита на диаграмме состояния сплава железо-углерод. | 25 баллов | |
-
| Определение области образования жидкого расплава на диаграмме состояния сплава железо-углерод. | 25 баллов | |
-
| Определение температуры плавления кристаллических образований на диаграмме состояния сплава железо-углерод. | 25 баллов | |
-
| Определение положения линии ликвидуса на диаграмме состояния сплава железо-углерод. | 25 баллов | |
-
| Определение положения линии солидуса на диаграмме состояния сплава железо-углерод. | 25 баллов | |
-
| Определение положения линии ликвидуса на диаграмме состояния сплава медь-серебро. | 25 баллов | |
-
| Определение положения линии солидуса на диаграмме состояния сплава медь-серебро. | 25 баллов | |
-
| Определение положения точки эвтектики и состав эвтектического сплава на диаграмме состояния сплава железо-углерод. | 25 баллов | |
-
| Определение положения точки эвтектики и состав эвтектического сплава на диаграмме состояния сплава медь-серебро. | 25 баллов | |
-
| Составление маркировки стали с содержанием хрома, марганца, никеля и углерода. | 25 баллов | |
-
| Расшифровка маркировки чугуна. | 25 баллов | |
II ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА
Примечание: Билет включает два теоретических вопроса и одно практическое задание.
Время выполнения заданий – 30 минут.
Зачетная ведомость, журнал успеваемости обучающихся с результатами текущей аттестации за семестр.
III КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Баллы | Оценка | Критерии оценки |
менее 27 | неудовлетворительно | Обучающийся: - излагает материал бессистемно; - при отсутствии ответа. |
28-33 | удовлетворительно | Обучающийся: - знает и понимает основной материал программы; - материал излагается упрощенно, с ошибками и затруднениями. |
34-39 | хорошо | Обучающийся: - усвоил основной материал программы; - ответ, в основном, удовлетворяет установленным требованиям; - но при этом делает несущественные пропуски при изложении фактического материала, предусмотренного программой; - допускает две негрубые ошибки или неточности в формулировках. |
40-45 | отлично | Обучающийся: - последовательно, связно излагает материал, показывает знание и глубокое понимание всего материала; - делает необходимые выводы; - в пределах программы отвечает на поставленные вопросы. |