СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплект контрольно- оценочных средств по МДК 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплект контрольно- оценочных средств по МДК 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Просмотр содержимого документа
«Комплект контрольно- оценочных средств по МДК 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»

Департамент образования, науки и молодёжной политики Воронежской области


Бутурлиновский филиал гБПОу ВО «ГПК»


Предметная (цикловая) комиссия общепрофессиональных дисциплин


«Утверждаю»

Заместитель директора по УР

______________ /Л.В. Петренко/

Приказ от «____» _________ 2016 г. № __





КОМПЛЕКТ

контрольно-оценочных средств по МДК 01.08. Теория и методика

музыкального воспитания с практикумом

по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

углублённой подготовки





















Бутурлиновка, 2016






Комплект контрольно-оценочных средств по МДК.01.08. Теория и методика

музыкального воспитания с практикумом

по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

углублённой подготовки

разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее СПО) для специальности 04.02.02. Преподавание в начальных классах углублённой подготовки


Организатор-разработчик: Бутурлиновский филиал ГБПОУ «ГПК»

Департамента образования науки и молодёжной политики Воронежской области



Разработчик:

Дорохина Л.А., преподаватель музыкальных дисциплин Бутурлиновского филиала ГБПОУ «ГПК» Департамента образования науки и молодёжной политики Воронежской области




Эксперт : Полунина Н.В., заместитель директора по УВР высшей квалификационной категории МКОУ БСОШ №1 Бутурлиновского муниципального района Воронежской области













Комплект КОС одобрен на заседании ПЦК общепрофессиональных дисциплин от __________ 2016 года, протокол № ___

Председатель ПЦК:_______Антонова С.И.







ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля


обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

– анализа учебно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным предметам начальной школы, разработки предложений по его совершенствованию;

– определения цели и задач, планирования и проведения уроков по всем учебным предметам начальной школы;


уметь:

– находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам;

– определять цели и задачи урока, планировать его с учётом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

– использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;

– устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;

– петь, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать, выполнять физические упражнения;


знать:

– особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности младших школьников;

– требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования

– особенности одарённых детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении

– элементы музыкальной грамоты и музыкальный репертуар по программе начального общего образования

Формой аттестации по профессиональному модулю является экзамен (квалификационный). Итогом экзамена является оценка с указанием уровня усвоения: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».


Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Преподавание по программам начального общего образования, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:


Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Определять цели и задачи, планировать уроки

ПК 1.2.

Проводить уроки

ПК 1.3.

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения

ПК 1.4.

Анализировать уроки

ПК 1.5.

Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9.

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий

ОК 10.

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей

ОК 11.

Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм её регулирующих



Цель курса – формирование необходимого уровня музыкальной грамотности студентов и сообщения им знаний и умений, необходимых для практического решения задач музыкально-эстетического воспитания в начальной школе на уроках и во внеурочное время.

Понятие «Музыкальная грамотность» рассматривается как базовое образование и предусматривает решение следующих задач:

1.Достижение необходимого уровня развития музыкальных способностей как общих, так и специальных.

2.Формирование элементарных умений и навыков практического музицирования в следующих видах деятельности:

  • пение

  • тактирование с элементами дирижирования

  • музыкально-ритмические движения

  • игра на детских музыкальных инструментах

  • театрально-игровая деятельность

  • простейшая вокальная импровизация и сочинение

3.Расширение кругозора студентов в области русской и мировой музыкальной культуры.

4.Углубление знаний о русской народной музыке, об обрядах и праздниках русского народа.



По окончании курса студенты должны:

-уметь применять полученные знания и навыки в педагогической деятельности

- уметь составлять сценарии, планы – конспекты по внеклассной работе с использованием музыки

-иметь широкое представление о народной музыке, понимать ее роль для формирования русского национального характера, знать о формах ее существования в настоящее время

-исполнять одноголосно и двухголосно произведения русских и зарубежных композиторов, обработки народных песен, авторские песни

-правильно использовать певческое дыхание, формировать вокальный звук

-анализировать и исправлять недостатки исполнения, бережно относиться к собственному голосу

-владеть навыками дирижирования, применять их на практике

-уметь проанализировать прослушанное произведение, давать развернутые и мотивированные ответы, грамотно и последовательно формулировать мысли, использовать музыкальную терминологию

-знать наиболее известные произведения композиторов «золотого фонда мировой музыки», ее классического наследия

-уметь применить на практике слушание классической музыки при проведении внеклассных мероприятий

-знать методику проведения школьных праздников, различные виды внеклассных занятий

-владеть навыками игры на детских музыкальных инструментах (в зависимости от индивидуальных способностей студентов – от минимального уровня, до уровня воспроизведения и применения на практике).

-знать простейшие музыкально-ритмические движения, уметь их исполнять, применять на практике. Уметь подобрать движения к музыке.



Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля

(вида профессиональной деятельности



Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки

– определение и чёткое формулирование целей и задач современного урока (внеклассного занятия) в начальной школе;

– знание структуры уроков различных типов, требований к уроку, способов организации и активизации деятельности учащихся и умение рационально применять их при планировании уроков

– текущий контроль знаний;

– защита реферата;

– промежуточная аттестация;

– государственная (итоговая) аттестация

ПК 1.2. Проводить уроки

– умение применять полученные теоретические знания при проведении уроков в начальной школе;

– знание приемов владение дисциплиной обучаемых;

– адекватное оценивание сложившейся ситуации и умение найти из неё достойный выход

– составление конспектов уроков;

– тестирование;

– экспертная оценка на практическом занятии;

– решение ситуационных задач;

– отчёт по практике

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения

– знание видов контроля и самоконтроля, методических приемов их организации в обучении младших школьников;

– умелое осуществление педагогического контроля на уроках, объективное оценивание процесса и результатов обучения, степени усвоения материала учениками

– экспертная оценка на практическом занятии;

– тестирование;

– отчёт по практике;

– промежуточная аттестация;

– государственная (итоговая) аттестация



Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.


Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

– объяснение сущности и социальной значимости будущей профессии (учителя начальных классов);

– наличие положительных отзывов по итогам педагогической практики;

– проявление интереса к педагогической литературе и педагогическим новациям

– экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях,

в процессе педагогической практики (при выполнении работ по учебной и производственной практикам);

– отзыв по итогам практики;

– презентация методического пособия

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

– обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов

– решение ситуационных задач;

– оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике;

– тестирование;

– устный экзамен

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

– адекватность принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях

– наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе педагогической практики;

– решение ситуационных задач

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

– отбор и использование необходимой информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

– наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе педагогической практики;

– экспертная оценка в ходе выполнения исследовательской и проектной работы студента;

– тестирование;

– устный экзамен

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

– использование информационно-коммуникационных технологий как методического оснащения профессиональной деятельности

– презентации к урокам, выступлениям и др.;

– представление методических разработок с использованием ИКТ;

– тестирование;

– устный экзамен




Контроль и оценка результатов освоения учебной деятельности.


1. Входной контроль. Тестирование, собеседование.

2. Текущий контроль. – Устный контроль, тестирование. Исполнение песен, дирижирование, игра на инструменте.

3. Выходной контроль- тестирование, контрольная работа, диффиренцированный зачёт.


Примерный перечень вопросов КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ


1.Какие группы детских музыкальных инструментов вы знаете? (привести пример)

2.В чем заключается развивающее значение игры на простейших музыкальных инструментах? (какие музыкальные способности развиваются)

3.Раскройте цели и задачи инструментальной деятельности.

4.Подготовка учителя к организации музыкально-ритмической деятельности.

5.Музыкально-ритмические движения. Характеристика деятельности.

6.Приемы использования движений на уроке.

7.Отметьте знаком плюс авторов программ и учебников по музыке:

Крицкая

Чайковский

Ушинский

Усачева

Куприянова

Крупская

Бородин

Кабалевский

Глинка

Сергеева

Римский-Корсаков

Шмагина

Школяр

8.Каково строение и основные принципы программы Кабалевского?

9.Сравните программу Кабалевского и программы Усачева, Школяр, Школяр, Крицкой, Сергеевой, Шмагиной.

10. Виды музыкальной деятельности, их значение в развитии ребёнка.

11. Методы музыкального воспитания.

12.Основные формы организации внеклассной работы по музыке.

13.Разработать фрагмент урока музыки ( по программе Е.Критской (на выбор) «Русские народные инструменты», «Мелодия –душа музыки», «Природа в музыке»).

14. Разработать фрагмент внеурочного занятия по музыке.


Примерные тестовые задания по МДК 01.08.3 курс 6 семестр (33 гр.)


Вариант 1

Тема: «Музыка, обряды и праздники моего народа»


1 вариант


  1. Перечислить жанры русской народной песни.

  2. Автор «Озорных частушек»

а) М. Мусоргский

б) Р.Щедрин

в) Г. Свиридов

г) Д.Шостакович

3. «Народ сочиняет музыку, мы, композиторы, только аранжируем ее» - автор слов

а) С. Прокофьев

б) С. Рахманинов

в) М. Глинка

г) П. Чайковский

4. Что такое былина?

5. Дать определение слова «фольклор»

6. В каком симфоническом произведении встречается тема русской народной песни «Во поле берёза стояла»

а) 4 симфония П. Чайковский

б) 3 концерт для фортепиано с оркестром С. Рахманинов

в) М. Глинка «Вальс – фантазия»

г) М. Мусоргский «Рассвет на Москва - реке»

7. Исполнить р.н.п. «Вниз по матушке по Волге»

8. Спеть с показом дыхания р.н.п. «Уж как по мосту – мосточку»


Задание 1. Перечислить русские народные песни, которые изучаются на уроках музыки в 1-2 классах по программе Д. Кабалевского

Задание 2. Спеть и продирижировать р.н.п «Солдатушки, бравы ребятушки»



Тема Музыка, обряды, праздники моего народа ……………………………………………………………………………

Вариант 2 Тема: «Музыка, обряды и праздники моего народа»


2 вариант


  1. Какие вы знаете обряды и праздники русского народа?

  2. Короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания.

  3. Как называются русские народные эпические песни о подвигах богатырей?

  4. Привести примеры исторических песен из программы «Музыка» в нач. классах

  5. В каком произведении встречается тема р.н.п. «Уж как по мосту – мосточку»

а) Опера «Евгений Онегин» Чайковского

б) Опера «Кармен» Ж. Бизе

в) Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев

г) Симфония № 40 В. Моцарт

  1. Какие вы знаете русские народные инструменты?

7.. Исполнить современную р.н.п. «Шёл ленинградский паренёк»

8..Спеть и продирижировать р.н.п. «Со вьюном я хожу»

…………………………………………………………..…..………………


Задание 1 …. Перечислить русские народные песни, которые изучаются на уроках музыки в 3 – 4 кл. по программе Д. Кабалевского

Задание 2. . Спеть с показом дыхания р.н.п. «Во поле берёза стояла»


Критерии оценки:

  • оценка «отлично» выставляется студенту, если он правильно ответил на все вопросы, уверенно знает музыкальный материал

  • оценка «хорошо» , если имеются 1-2 неточности или ошибки

  • оценка «удовлетворительно»- 3 ошибки

оценка «неудовлетворительно» -4 и более ошибок и неточностей в исполнении музыкального материала


Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 01. 08


Систематическая проработка конспектов занятий, материалов учебников и специальной психолого-педагогической и методической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем)

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений и др.

Составление планов-конспектов (фрагментов) уроков и внеурочных занятий

Создание программных фрагментов уроков и использование их на пробных уроках в начальной школе

Слушание музыки, просмотр музыкальных видеозаписей.

Работа над курсовой и выпускной квалификационной работой

Создание мультимедийной презентации одного из уроков в начальной школе по определённой теме (на выбор студентов)

Составление списка педагогической литературы для самообразования по определенной теме

Составление плана, тезисов статьи

Разработка методологического аппарата собственного исследования

Анализ школьных учебников для начальных классов с целью сравнения содержания материала, последовательности его изучения Обоснование своих выводов с точки зрения изучаемой теории

Ознакомление с действующими постановлениями, приказами и инструкциями о работе с младшими школьниками

Ознакомление с работой по музыке в одной из школ или в одном из классов школы

Ознакомление с кабинетом музыки одной из школ (начертить схему, внести предложения по улучшению)

Ознакомление с планированием и учётом работы по эстетическому воспитанию в одной из школ или в одном из классов школы

Составление плана внеклассной работы по музыке в начальной школе на одну учебную четверть

Подготовка наглядных учебных пособий для пробных уроков и занятий и пополнение методической копилки студента


Самостоятельная работа студентов .

Проработка конспектов занятий, материалов учебника (по вопросам к параграфам, составленным преподавателем)

Самостоятельное составление плана ответа по теме или подготовка по этому плану

Изучение теоретического материала и подготовка ответов на контрольные вопросы, выданные преподавателем

Подготовка таблиц, схем, опорных конспектов

Слушание и анализ музыкальных произведений

Изучение теоретического материала и подготовка ответов на контрольные вопросы, выданные преподавателем

Написание рефератов и докладов

Самостоятельная работа с дополнительной литературой

Игра на детских музыкальных инструментах

Самостоятельная работа с дополнительной литературой

Составление конспекта (фрагмента) музыкального занятия


ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ



1. Чтение текстов (учебники, программы, дополнительная литература).

2. Составление плана текста, выписки из текста.

3. Конспектирование текста.

4. Работа с нотной литературой (подбор репертуара для пения школьников).

5. Подготовка рефератов, докладов, аннотаций, рецензий, тематических кроссвордов.

6. Подготовка к деловым играм и участие в них.

7. Подготовка планов-конспектов уроков (фрагментов уроков) и внеурочных занятий по музыке.

8. Пение и тактирование песен, разученных на аудиторных занятиях.

9. Подготовка курсовых работ.

10. Подготовка творческих работ (сценариев, сочинений, эссе) на темы о музыке.

11. Подготовка наглядных учебных пособий для пробных уроков и пополнение методической копилки студента.





Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального воспитания. – М.: Музыка, 2006

2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Академия, 2004

3. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М.: Академия, 2002

4. Хрестоматия по музыке по программе Д.Кабалевского (1-4 кл.) М.; Просвещение, 1987г.


Дополнительные источники:

1. Алиева В.В., Науменко Т.И. Музыка. Поурочные планы. 1 – 4 классы / Авт.-сост. В.М. Самигуллина. – Волгоград: Учитель, 2006

2. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 2000

3. Изместьева Ю.Д. Музыка. Поурочные планы. 4 класс. – Волгоград: Учитель_АСТ, 2004

4. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы / Программы общеобразовательных учреждений Музыка /. – М.: Просвещение, 2004

5. Музыка. Поурочные планы по программе Критской Е.Д. / Авт.-сост. Н.В. Новодворская. – Волгоград: Торговый дом Корифей, 2006

6. Музыка. Поурочные плавны. 1 – 4 классы / Авт.-сост. Ю.Д. Изместьева. – Волгоград: Торговый дом Корифей, 2005

7. Музыка. 1 класс. Поурочное планирование уроков музыки (Программа Д.Б. Кабалевского) / Сост. Ю.Д. Изместьева. – Волгоград: Торговый дом Корифей, 2006

8. Музыка. 3 класс. Поурочные планы планы (по программе Э.Б. Абдуллина, Т.А. Бейдер, Т.Е. Вендровой, И.В. Кадобновой, Е.Д. Крицкой, Г.П. Сергеевой, В.С. Тарасова под научным руководством Д.Б. Кабалевского) / Авт.-сост. Т.С. Максимова. – Волгоград: Учитель, 2010

9. Усачёва В.О., Школяр В.В. Музыка. 1 класс. Поурочные планы по учебнику «Музыкальное искусство / Авт.-сост. Самигуллина В.М. – Волгоград: Учитель, 2008


Интернет-ресурсы:

  1. Еженедельник издательского дома "Первое сентября" "Начальная школа". Форма доступа: http://nsc.1september.ru/ 

  2. Детский портал «Солнышко». Форма доступа: http://www.solnet.ee/