СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплект уроков по теме «Исполнитель Робот»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлены три урока для изучения темы "Исполнитель Робот" по учебнику "Информатика и ИКТ 7" Босовой Л.Л., адаптированные для использования системы "Исполнители" К.Полякова. Работа содержит поурочные разработки, авторскую презентацию, файлы с лабиринтами и программами для Робота. Рассматриваются управление Роботом, задачи с использованием процедур, цикла "пока", ветвлений, составных условий. Т.к. система команд исполнителя и лабиринты отличаются от используемых в учебнике, детям распечатываются нужные материалы и домашние задания. Непосредственно из презентации можно запустить систему Исполнители и проверить работу программ.

Просмотр содержимого документа
«Аннотация»

Чайченков Сергей Викторович

учитель информатики и ИКТ

МБОУ Грушевской СОШ Аксайского района Ростовской области



Уроки по теме «Исполнитель Робот»
в пропедевтическом курсе информатики


Одной главных целей изучения информатики является развитие алгоритмического мышления у учащихся. Очень важно начинать знакомство с этой темой как можно раньше. В УМК Босовой Л.Л. для 5-7 классов имеется раздел «Алгоритмизация», в котором рассмотрены учебные исполнители Чертежник и Робот. К сожалению, в УМК отсутствовала программная реализация этих исполнителей, поэтому приходилось изучать эту тему «на пальцах». В пропедевтическом курсе я использую программу К.Полякова «Исполнители». Эта программа очень удобная, красочная, вызывает большой интерес у детей.


В данной работе представлены уроки по теме "Исполнитель Робот", адаптированные для использования системы Исполнители К.Полякова. Работа содержит поурочные разработки, авторскую презентацию, файлы с лабиринтами и программами для Робота. Рассматриваются управление Роботом, задачи с использованием процедур, цикла "пока", ветвлений, составных условий. Т.к. система команд исполнителя и лабиринты отличаются от используемых в учебнике, детям распечатываются нужные материалы и домашние задания.


Презентация содержит весь необходимый учебный материал и домашние задания. Непосредственно из презентации можно запустить систему Исполнители и проверить работу программ. При необходимости презентация может быть использована для самостоятельного изучения учащимися.



Просмотр содержимого документа
«Домашние задания»

РТ №24 стр. 100, учебник №5 стр. 148

«Напишите программу, с помощью которой Робот сможет попасть на Базу во всех трех лабиринтах».


РТ №27(б, в) стр. 103, учебник №8 (б, в) стр. 149. (файлы рт27б.maz, рт27в.maz)

б) в)


РТ №30 стр. 105, учебник №10 стр. 150

«Напишите программу, с помощью которой Робот посадит цветы в грядке до уже посаженной клумбы и вернется в исходное положение».


РТ №34 стр. 108, учебник №15 стр.151)

«Напишите программу, с помощью которой Робот сможет попасть на Базу во всех трех лабиринтах».

Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал»


СКИ Робота:

направо; - повернуться на 90 градусов вправо

налево; - повернуться на 90 градусов влево

кругом; - развернуться кругом (на 180 градусов)

вперед ( n ); - перейти на n клеток вперед

назад ( n ); - перейти на n клеток назад

посади; - посадить цветы на грядке, где стоит Робот



Простые условия:














Цикл «пока»:

Frame1




Полная форма ветвления

Frame2



Краткая форма ветвления

Frame3

Просмотр содержимого документа
«Уроки»

16



Автор разработки:

Чайченков Сергей Викторович

Должность и
место работы:

Учитель информатики и ИКТ
МБОУ Грушевской СОШ Аксайского р-на Ростовской обл.

Название разработки:

Уроки по теме «Исполнитель Робот»

Класс:

7

Раздел программы:

Алгоритмика

Темы уроков:

Урок 1. Исполнитель Робот. Управление Роботом

Урок 2. Исполнитель Робот. Цикл «Пока»

Урок 3. Исполнитель Робот. Ветвление

Цели уроков:

Расширение представлений об исполнителях алгоритмов, пропедевтическая подготовка учеников по программированию

Тип уроков:

Комбинированный

Оборудование:

  • Рабочие места учеников с установленным ПО

  • Рабочее место учителя с установленным ПО

  • Мультимедийный проектор, экран

  • Программа-тренажер Исполнители (версия 2.5) (© К. Поляков)

  • Мультимедийная презентация «Исполнитель Робот»

  • Распечатки раздаточного материала

Список литературы и Интернет-ресурсов:

  • Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

  • Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

  • Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

  • http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ – авторская мастерская Л.Л.Босовой на сайте «Методическая служба. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

  • http://kpolyakov.narod.ru/ – сайт К.Полякова «Преподавание, наука и жизнь»

Аннотация:

Уроки по теме "Исполнитель Робот", адаптированные для использования системы Исполнители К.Полякова. Эта программа очень удобная, красочная, вызывает большой интерес у детей. Т.к. СКИ и лабиринты отличаются от используемых в учебнике, детям распечатываются нужные материалы и домашние задания. Рассматриваются управление Роботом, задачи с использованием процедур, цикла "пока", ветвлений, составных условий. Работа содержит поурочные разработки, авторскую презентацию, файлы с лабиринтами и программами для Робота.

Примечание:

Предполагается, что учащиеся уже изучили темы «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов», «Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов», «Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз» с использованием системы «Исполнители» К. Полякова. В зависимости от подготовленности класса и при наличии возможности, желательно увеличить количество уроков на изучение этой темы.


Урок 1. Исполнитель Робот. Управление Роботом

Цели урока:

  • расширить представления об исполнителях алгоритмов;

  • научить управлять исполнителем Робот.

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, объявление темы и цели урока (слайд 3).

II. Актуализация знаний

Визуальная проверка и обсуждение домашнего задания.

Блиц-опрос по ранее изученному материалу (слайд 4):

  • Исполнитель – это …

  • Управление – это …

  • Алгоритм – это …

  • Опишите исполнителя Чертёжника по плану:

1) Имя
2) Круг решаемых задач
3) Среда
4) СКИ
5) Система отказов
6) Режимы работы

III. Изучение нового материала

Объяснение нового материала проходит в форме беседы с одновременной демонстрацией мультимедийной презентации. Так как СКИ и лабиринты отличаются от используемых в учебнике, детям распечатываются нужные материалы и домашние задания.

Учитель напоминает основные элементы интерфейса системы «Исполнители» (слайд 5).

Далее идет знакомство со средой исполнителя Робот и его системой команд (СКИ).

Среда Робота (слайд 6):

Робот выполняет специальную задачу - сажает цветы в грядки на поле (лабиринте).
Поле размечено на квадраты, каждый из которых может быть:
1) свободным местом;
2) грядкой;
3) клумбой с цветами;
3) стенкой.

Робот может переходить из клетки в клетку по грядкам или по свободным клеткам.

Робот не может проходить через стенки, ходить по клумбам с цветами, выходить за границы поля.

Робот должен посадить цветы на всех грядках и вернуться на Базу для пополнения запасов.

СКИ Робота (слайд 7):

направо; - повернуться на 90 градусов вправо

налево; - повернуться на 90 градусов влево

кругом; - развернуться кругом (на 180 градусов)

вперед ( n ); - перейти на n клеток вперед

назад ( n ); - перейти на n клеток назад

посади; - посадить цветы на грядке, где стоит Робот

Разбирается простой пример по управлению Роботом (слайд 8).

(файлы z1.prg, z1.maz)

Учитель объясняет, какие ошибки могут возникнуть в программе для Робота (слайд 9):

1. Синтаксические (“НЕ ПОНИМАЮ”) – появляются при ошибках в написании команд, например:

влево;

вперет ( 3 );

направо ( 2 );

2. Отказы (“НЕ МОГУ”) – появляются, например, если Роботу дают команду идти прямо на стенку или сажать цветы там, где нет грядки.

3. Логические – возникают тогда, когда Робот понимает команды и выполняет их, но результат не тот, какой нужен.

Далее разбирается пример, аналогичный приведенному в учебнике на рис. 3.12:

«Составить программу, после выполнения которой Робот посадит цветы в грядку в форме меандра из 4 витков и придет на Базу».

Желательно продемонстрировать работу программ в среде системы Исполнители (файлы лабиринтов и программ в приложении).

1 способ (слайд 10): (файлы меандр1.prg, меандр.maz)

2 способ (с использованием процедуры) (слайд 11): (файлы меандр2.prg, меандр.maz)

При наличии времени решаются аналоги задач из рабочей тетради (слайды 12-14).

Задача 1 (РТ №22 стр. 99, учебник №1 стр.148).

«Приведите все алгоритмы из трех команд, которые переместят Робота из исходного положения на Базу».

Задача 2 (РТ №23 стр. 99, учебник №4 стр.148) (файл рт23.maz)

«Маша придумала лабиринт для Робота. Коля стёр ровно половину клеток с грядками. Восстановите рисунок (он симметричен относительно вертикальной оси). Напишите программу для Робота».

Задача 3 (РТ №25 стр. 100, учебник №6 стр.149) (файл рт25.maz)

«Напишите программу, с помощью которой Робот пройдет по лабиринту и попадет на Базу».


IV. Практическая работа

Для реализации программы в среде системы Исполнители предлагается составить программу для аналога задачи из рабочей тетради (РТ №27(а) стр. 103, учебник №8(а) стр.149). Слабые ученики могут ввести тексты уже рассмотренных программ.

(слайд 15) (файлы рт27а-1.prg, рт27а-2.prg, рт27а.maz)

V. Обобщение и домашнее задание

Учитель подводит итог урока, отвечает на возможные вопросы учеников.

Домашнее задание (слайды 16-17):

§3.3 стр. 135-136

РТ №24 стр. 100, учебник №5 стр. 148

«Напишите программу, с помощью которой Робот сможет попасть на Базу во всех трех лабиринтах». (файлы рт24а.maz, рт24б.maz, рт24в.maz)

Для желающих можно предложить дополнительное задание РТ №27(б, в) стр. 103, учебник №8 (б, в) стр. 149. (файлы рт27б.maz, рт27в.maz)

б) в)


Урок 2. Исполнитель Робот. Цикл «Пока»

Цели урока:

  • познакомить с алгоритмической конструкцией повторения – циклом «пока»;

  • научить управлять исполнителем Робот с использованием цикла «пока».

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, объявление темы и цели урока (слайд 18).

II. Актуализация знаний

Визуальная проверка и обсуждение домашнего задания.

Блиц-опрос по ранее изученному материалу (слайд 19):

  • Неформальный исполнитель – это …

  • Приведите примеры неформальных исполнителей …

  • Формальный исполнитель – это …

  • Приведите примеры формальных исполнителей

  • Опишите исполнителя Робота по плану:

1) Имя
2) Круг решаемых задач
3) Среда
4) СКИ
5) Система отказов
6) Режимы работы
6) Режимы работы

III. Изучение нового материала

Объяснение нового материала проходит в форме беседы с одновременной демонстрацией мультимедийной презентации. Так как СКИ и лабиринты отличаются от используемых в учебнике, детям распечатываются нужные материалы и домашние задания.

Учитель спрашивает учеников, как быть, если количество повторений тела цикла заранее неизвестно? Рассказывает о том, что Робот может получать информацию об окружающей обстановке с помощью датчиков, которые выдают ответ "Да" или "Нет" ("истинно" или "ложно") на вопросы-команды.

Робот может проверять следующие простые условия (слайд 20):


Далее ученикам сообщается о еще одной алгоритмической конструкции – цикл с предусловием или цикл «пока» (слайд 21).

Frame1



Далее разбирается пример, аналогичный приведенному в учебнике на рис. 3.13:

«Составить программу, после выполнения которой Робот посадит цветы в прямолинейную грядку неизвестной длины до стены и вернется на Базу» (слайд 22).

Желательно продемонстрировать работу программ в среде системы Исполнители (файлы лабиринтов и программ в приложении). (файлы дл_клумба.prg, дл_клумба.maz)

Далее можно показать примеры типичных ошибок при использовании цикла «пока»: когда исполнитель ничего не выполнит, когда выполнение программы зациклится, когда исполнитель не сможет выполнить команду в данных условиях (слайд 23).

(файлы ничего.prg, ничего.maz; зацикл.prg, зацикл.maz; не_могу.prg, не_могу.maz)

В сложных лабиринтах может потребоваться проверка не одного, а нескольких условий одновременно. В таких случаях применяют составные условия (слайд 24).

Составные условия образуются из простых условий добавлением логических операций И, ИЛИ, НЕ.

Пусть А, В – простые условия.

Составное условие ( А и В ) будет выполняться только тогда, когда выполняются каждое из простых условий.

Составное условие ( А или В ) будет выполняться тогда, когда выполняется хотя бы одно из простых условий.

Составное условие ( не А ) будет выполняться, когда не выполняется простое условие А.

Применение составных условий рассмотрим в Практической работе.

IV. Практическая работа

Для реализации программы в среде системы Исполнители предлагается составить программу для задачи, аналогичной приведенной в учебнике на рис. 3.17. Слабые ученики могут ввести тексты уже рассмотренных программ.

«Составить программу, после выполнения которой Робот посадит цветы в прямом коридоре неизвестной длины и вернется на Базу» (слайд 25). (файлы коридор1.prg, коридор1.maz)

Сильным ученикам можно предложить дополнительную задачу. «Составить программу, после выполнения которой Робот посадит цветы в прямом коридоре с проходами неизвестной длины и придет на Базу» (слайд 26). (файлы коридор2.prg, коридор2.maz)

V. Обобщение и домашнее задание

Учитель подводит итог урока, отвечает на возможные вопросы учеников.

Домашнее задание (слайд 27):

§3.3 стр. 137-144

РТ №30 стр. 105, учебник №10 стр. 150

«Напишите программу, с помощью которой Робот посадит цветы в грядке до уже посаженной клумбы и вернется в исходное положение». (файлы рт30.prg, рт30.maz)


Урок 3. Исполнитель Робот. Ветвление

Цели урока:

  • Закрепить умения использования алгоритмической конструкции повторения;

  • научить управлять исполнителем Робот с использованием конструкции ветвления.

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, объявление темы и цели урока (слайд 28).

II. Актуализация знаний

Визуальная проверка и обсуждение домашнего задания.

Блиц-опрос по ранее изученному материалу (слайд 29):

  • Линейный алгоритм – это …

  • Разветвляющийся алгоритм – это …

  • Циклический алгоритм – это …

  • Опишите исполнителя Робота по плану:

1) Имя
2) Круг решаемых задач
3) Среда
4) СКИ
5) Система отказов
6) Режимы работы


III. Изучение нового материала

Объяснение нового материала проходит в форме беседы с одновременной демонстрацией мультимедийной презентации. Так как СКИ и лабиринты отличаются от используемых в учебнике, детям распечатываются нужные материалы и домашние задания.

Вспоминаем, что ветвление бывает в полной и краткой формах (слады 30-31).


Полная форма ветвления

Frame2



Краткая форма ветвления

Frame3


Далее рассматриваются примеры задач с использованием ветвлений.


Пример задачи с кратким ветвлением (слайд 32):

«Робот находится перед коридором неизвестной длины, у которого одна стена сплошная, а другая имеет проходы. Составить программу, после выполнения которой Робот посадит цветы в грядки возле проходов». (файлы клумба_выбор1.prg, клумба_выбор1.maz)


Пример задачи с полным ветвлением (слайд 33):

«Робот должен посадить цветы во всех клетках вдоль стены, а если в стене проход, то посадить в нем. Составить программу, после выполнения которой Робот посадит цветы в нужные грядки и придет на Базу». (файлы клумба_выбор2.prg, клумба_выбор2.maz)


IV. Практическая работа

Для реализации программы в среде системы Исполнители предлагается составить программу для аналога задачи из рабочей тетради (РТ №35 стр. 109, учебник №16 стр.151). Слабые ученики могут ввести тексты уже рассмотренных программ.

«Напишите программу, с помощью которой Робот сможет пройти по извилистому коридору. Коридор имеет ширину в одну клетку и идет в направлении слева-снизу вправо-вверх. Пример возможного коридора на рисунке:» (слайд 34). (файлы рт35.prg, рт35.maz)


V. Обобщение и домашнее задание

Учитель подводит итог урока, отвечает на возможные вопросы учеников.

Домашнее задание (слайд 35):

§3.3 стр. 145-147

РТ № 36, 37, 38 стр. 110-111

Подготовиться к контрольной работе

Сильным ученикам можно предложить дополнительное задание (РТ №34 стр. 108, учебник №15 стр.151) (слайд 36).

«Напишите программу, с помощью которой Робот сможет попасть на Базу во всех трех лабиринтах». (файлы рт34а.maz, рт34б.maz, рт34в.maz)


Примечание:

На следующем уроке проводится контрольная работа в соответствии с методическим пособием Босовой Л.Л. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 (Урок 33).


Просмотр содержимого презентации
«Исполнитель Робот»

МБОУ Грушевская СОШ Аксайского района Ростовской области Учитель информатики и ИКТ Чайченков Сергей Викторович Исполнитель Робот Применение системы «Исполнители» (К.Поляков, http://kpolyakov.narod.ru ) при изучении раздела «Алгоритмика» пропедевтического курса Информатики и ИКТ УМК Босовой Л.Л., 7 класс

МБОУ Грушевская СОШ Аксайского района Ростовской области

Учитель информатики и ИКТ Чайченков Сергей Викторович

Исполнитель Робот

Применение системы «Исполнители» (К.Поляков, http://kpolyakov.narod.ru )

при изучении раздела «Алгоритмика» пропедевтического курса Информатики и ИКТ

УМК Босовой Л.Л., 7 класс

Содержание

Содержание

  • Исполнитель Робот. Управление Роботом
  • Исполнитель Робот. Цикл «Пока»
  • Исполнитель Робот. Ветвление
1. Исполнитель Робот  Управление Роботом

1. Исполнитель Робот Управление Роботом

Давайте вспомним   Исполнитель – это …  Управление – это …  Алгоритм – это …  Опишите исполнителя Чертёжника по плану:  1) Имя  2) Круг решаемых задач  3) Среда  4) СКИ  5) Система отказов  6) Режимы работы

Давайте вспомним

  • Исполнитель – это …
  • Управление – это …
  • Алгоритм – это …
  • Опишите исполнителя Чертёжника по плану:

1) Имя 2) Круг решаемых задач 3) Среда 4) СКИ 5) Система отказов 6) Режимы работы

Система «Исполнители» Режим Робота Загрузить задачу для Робота Восстановить лабиринт Окно редактора программ Задача для Робота Поле Исполнителя

Система «Исполнители»

Режим Робота

Загрузить задачу для Робота

Восстановить лабиринт

Окно редактора программ

Задача для Робота

Поле Исполнителя

Среда Робота Робот выполняет специальную задачу - сажает цветы в грядки на поле (лабиринте).  Поле размечено на квадраты, каждый из которых может быть:  1) свободным местом;  2) грядкой;  3) клумбой с цветами;  3) стенкой . Робот может переходить из клетки в клетку по грядкам или по свободным клеткам. Робот не может проходить через стенки, ходить по клумбам с цветами, выходить за границы поля. Робот должен посадить цветы на всех грядках и вернуться на Базу для пополнения запасов. клумба Робот грядка База стенка свободное место

Среда Робота

Робот выполняет специальную задачу - сажает цветы в грядки на поле (лабиринте). Поле размечено на квадраты, каждый из которых может быть: 1) свободным местом; 2) грядкой; 3) клумбой с цветами; 3) стенкой .

Робот может переходить из клетки в клетку по грядкам или по свободным клеткам.

Робот не может проходить через стенки, ходить по клумбам с цветами, выходить за границы поля.

Робот должен посадить цветы на всех грядках и вернуться на Базу для пополнения запасов.

клумба

Робот

грядка

База

стенка

свободное место

СКИ Робота Основные команды: направо ;   - повернуться на 90 градусов вправо налево ;   - повернуться на 90 градусов влево кругом ;   - развернуться кругом (на 180 градусов) вперед ( n );   -  перейти на n клеток вперед назад ( n );   -  перейти на n клеток назад посади ;   -  посадить цветы на грядке, где стоит Робот

СКИ Робота

Основные команды:

направо ; - повернуться на 90 градусов вправо

налево ; - повернуться на 90 градусов влево

кругом ; - развернуться кругом (на 180 градусов)

вперед ( n ); - перейти на n клеток вперед

назад ( n ); - перейти на n клеток назад

посади ; - посадить цветы на грядке, где стоит Робот

Пример простой задачи Задача1  {  вперед  ( 3 );  налево ;  назад  ( 1 );  посади ;  вперед  ( 2 );  посади ;  вперед  ( 1 );  направо ;  вперед  ( 2 );  направо ;  вперед  ( 2 );  посади ;  вперед  ( 2 );  направо ;  вперед  ( 1 );   } Файлы  z1.prg, z1.maz

Пример простой задачи

Задача1

{

вперед ( 3 );

налево ;

назад ( 1 );

посади ;

вперед ( 2 );

посади ;

вперед ( 1 );

направо ;

вперед ( 2 );

направо ;

вперед ( 2 );

посади ;

вперед ( 2 );

направо ;

вперед ( 1 );

}

Файлы z1.prg, z1.maz

Возможные ошибки Робота 1. Синтаксические (“НЕ ПОНИМАЮ”)  – появляются при ошибках в написании команд, например:   в лево ;   впере т ( 3 );   направо  ( 2 ) ;  2. Отказы (“НЕ МОГУ”) – появляются, например, если Роботу дают команду идти прямо на стенку или сажать цветы там, где нет грядки.  3. Логические – возникают тогда, когда Робот понимает команды и выполняет их, но результат не тот, какой нужен.

Возможные ошибки Робота

1. Синтаксические (“НЕ ПОНИМАЮ”) – появляются при ошибках в написании команд, например:

в лево ;

впере т ( 3 );

направо ( 2 ) ;

2. Отказы (“НЕ МОГУ”) появляются, например, если Роботу дают команду идти прямо на стенку или сажать цветы там, где нет грядки.

3. Логические – возникают тогда, когда Робот понимает команды и выполняет их, но результат не тот, какой нужен.

Пример алгоритма управления Роботом 1 способ Меандр1  {  вперед  ( 1 );  повтори ( 4 )  {  налево ;  посади ;  вперед  ( 1 );  посади ;  вперед  ( 1 );  посади ;   направо ;  вперед  ( 1 );  посади ;  направо ;  вперед  ( 2 );  налево ;  посади ;  вперед  ( 1 );  посади ;  вперед  ( 1 );  }  } Файлы меандр1. prg , меандр. maz

Пример алгоритма управления Роботом

1 способ

Меандр1

{

вперед ( 1 );

повтори ( 4 )

{

налево ;

посади ; вперед ( 1 );

посади ; вперед ( 1 );

посади ;

направо ; вперед ( 1 );

посади ; направо ;

вперед ( 2 ); налево ;

посади ; вперед ( 1 );

посади ; вперед ( 1 );

}

}

Файлы меандр1. prg , меандр. maz

Пример алгоритма управления Роботом 2 способ  (с использованием процедуры) Меандр2  {  вперед  ( 1 );  повтори ( 4 ) Виток ;   }  Виток  {  налево ;  посади ;  вперед  ( 1 );  посади ;  вперед  ( 1 );  посади ;   направо ;  вперед  ( 1 );  посади ;  направо ;  вперед  ( 2 );  налево ;  посади ;  вперед  ( 1 );  посади ;  вперед  ( 1 );  } Файлы меандр2. prg , меандр. maz

Пример алгоритма управления Роботом

2 способ (с использованием процедуры)

Меандр2

{

вперед ( 1 );

повтори ( 4 ) Виток ;

}

Виток

{

налево ;

посади ; вперед ( 1 );

посади ; вперед ( 1 );

посади ;

направо ; вперед ( 1 );

посади ; направо ;

вперед ( 2 ); налево ;

посади ; вперед ( 1 );

посади ; вперед ( 1 );

}

Файлы меандр2. prg , меандр. maz

Задача 1   (РТ №22 стр. 99, учебник №1 стр.148)

Задача 1 (РТ №22 стр. 99, учебник №1 стр.148)

Задача 2   (РТ №23 стр. 99, учебник №4 стр.148) Файл рт23.maz

Задача 2 (РТ №23 стр. 99, учебник №4 стр.148)

Файл рт23.maz

Задача 3   (РТ №25 стр. 100, учебник №6 стр.149) Файл рт25.maz

Задача 3 (РТ №25 стр. 100, учебник №6 стр.149)

Файл рт25.maz

Практическая работа   (РТ №27(а) стр. 103, учебник №8(а) стр.149) РТ27а  {  повтори ( 3 )  {  Угол ;  направо ; вперед ( 2 );  направо ; вперед ( 2 );  направо ;  }   } Угол  {  назад ( 4 );  посади ;  вперед  ( 1 );  посади ;  вперед  ( 1 );  посади ;  вперед  ( 1 );  посади ;  вперед  ( 1 );  направо ;   посади ;  вперед  ( 1 );  посади ;  вперед  ( 1 );  посади ;  вперед  ( 1 );  посади ;  вперед  ( 1 );  посади ;   } Файлы рт27а-1. prg , рт27а-2. prg , рт27а. maz

Практическая работа (РТ №27(а) стр. 103, учебник №8(а) стр.149)

РТ27а

{

повтори ( 3 )

{

Угол ;

направо ; вперед ( 2 );

направо ; вперед ( 2 );

направо ;

}

}

Угол

{

назад ( 4 );

посади ; вперед ( 1 );

посади ; вперед ( 1 );

посади ; вперед ( 1 );

посади ; вперед ( 1 );

направо ;

посади ; вперед ( 1 );

посади ; вперед ( 1 );

посади ; вперед ( 1 );

посади ; вперед ( 1 );

посади ;

}

Файлы рт27а-1. prg , рт27а-2. prg , рт27а. maz

Домашнее задание  § 3.3 стр. 135-136 РТ №24 стр. 100, учебник №5 стр. 148 а) б) в) Файлы рт24а. maz , рт24б. maz , рт24в. maz

Домашнее задание

§ 3.3 стр. 135-136

РТ №24 стр. 100, учебник №5 стр. 148

а)

б)

в)

Файлы рт24а. maz , рт24б. maz , рт24в. maz

Дополнительное домашнее задание  РТ №27 стр. 103, учебник №8 стр. 149 в) б) Файлы рт27б. maz , рт27в. maz

Дополнительное домашнее задание

РТ №27 стр. 103, учебник №8 стр. 149

в)

б)

Файлы рт27б. maz , рт27в. maz

2. Исполнитель Робот  Цикл «Пока»

2. Исполнитель Робот Цикл «Пока»

Давайте вспомним   Неформальный исполнитель – это …  Приведите примеры неформальных исполнителей …  Формальный исполнитель – это …  Приведите примеры формальных исполнителей  Опишите исполнителя Робота по плану:  1) Имя  2) Круг решаемых задач  3) Среда  4) СКИ  5) Система отказов  6) Режимы работы

Давайте вспомним

  • Неформальный исполнитель – это …
  • Приведите примеры неформальных исполнителей …
  • Формальный исполнитель – это …
  • Приведите примеры формальных исполнителей
  • Опишите исполнителя Робота по плану:

1) Имя 2) Круг решаемых задач 3) Среда 4) СКИ 5) Система отказов 6) Режимы работы

Алгоритмы с обратной связью Робот может получать информацию об окружающей обстановке с помощью датчиков, которые выдают ответ

Алгоритмы с обратной связью

Робот может получать информацию об окружающей обстановке с помощью датчиков, которые выдают ответ "Да" или "Нет" ("истинно" или "ложно") на вопросы-команды.

Робот может проверять следующие простые условия :

слева_стена

справа_стена

впереди_стена

сзади_стена

эти команды определяют, есть ли стена в ближайшей клетке в указанном направлении

слева_клумба

справа_клумба

впереди_клумба

сзади_клумба

эти команды определяют, есть ли клумба в соседней клетке в указанном направлении

слева_свободно

справа_свободно

впереди_свободно

сзади_свободно

эти команды определяют, свободна ли ближайшая клетка в указанном направлении (Робот получает ответ "Да", если там нет стены и нет клумбы)

грядка

клумба

база

эти команды определяют, является ли клетка, в которой стоит Робот, грядкой клумбой или Базой

Цикл «Пока» пока (  условие  )  {  команды ;  } условие нет да команды (тело цикла)

Цикл «Пока»

пока ( условие )

{

команды ;

}

условие

нет

да

команды

(тело цикла)

Пример задачи с циклом «пока» Длинная_клумба  {  пока ( впереди_свободно )  {  вперед ( 1 );  посади ;  }  налево ;  вперед ( 1 );  налево ;  пока ( слева_клумба )  {  вперед ( 1 );  }  налево ; вперед ( 1 );  } Файлы дл_клумба. prg , дл_клумба. maz

Пример задачи с циклом «пока»

Длинная_клумба

{

пока ( впереди_свободно )

{

вперед ( 1 );

посади ;

}

налево ;

вперед ( 1 );

налево ;

пока ( слева_клумба )

{

вперед ( 1 );

}

налево ; вперед ( 1 );

}

Файлы дл_клумба. prg , дл_клумба. maz

Примеры ошибок в циклах «пока» Файлы ничего. prg , ничего. maz ; зацикл. prg , зацикл. maz ; не_могу. prg , не_могу. maz

Примеры ошибок в циклах «пока»

Файлы ничего. prg , ничего. maz ; зацикл. prg , зацикл. maz ; не_могу. prg , не_могу. maz

Составные условия Составные условия образуются из простых условий добавлением логических операций И , ИЛИ , НЕ . Пусть  А ,  В  – простые условия. Составное условие  (  А  и  В  )  будет выполняться только  тогда, когда выполняются каждое из простых условий. Составное условие  (  А  или  В  )  будет выполняться  тогда, когда выполняется хотя бы одно из простых условий. Составное условие  (  не  А  )  будет выполняться, когда не выполняется простое условие  А .

Составные условия

Составные условия образуются из простых условий добавлением логических операций И , ИЛИ , НЕ .

Пусть А , В – простые условия.

Составное условие ( А и В ) будет выполняться только тогда, когда выполняются каждое из простых условий.

Составное условие ( А или В ) будет выполняться тогда, когда выполняется хотя бы одно из простых условий.

Составное условие ( не А ) будет выполняться, когда не выполняется простое условие А .

Практическая работа Пример 1 Клумба_в_коридоре  {  вперед ( 1 );  пока ( слева_стена и справа_стена )  {  посади ; вперед ( 1 );  }  налево ; вперед ( 2 );  налево ; вперед ( 1 );  пока ( слева_стена )  {  вперед ( 1 );  }  налево ; вперед ( 2 );  } Файлы коридор1. prg , коридор1. maz

Практическая работа

Пример 1

Клумба_в_коридоре

{

вперед ( 1 );

пока ( слева_стена и справа_стена )

{

посади ; вперед ( 1 );

}

налево ; вперед ( 2 );

налево ; вперед ( 1 );

пока ( слева_стена )

{

вперед ( 1 );

}

налево ; вперед ( 2 );

}

Файлы коридор1. prg , коридор1. maz

Практическая работа Пример 2 Клумба_в_коридоре2  {  вперед ( 1 );  пока ( слева_стена или справа_стена )  {  посади ; вперед ( 1 );  }  налево ; вперед ( 2 );  налево ; вперед ( 1 );  пока ( не база ) вперед ( 1 );  } Файлы коридор2. prg , коридор2. maz

Практическая работа

Пример 2

Клумба_в_коридоре2

{

вперед ( 1 );

пока ( слева_стена или справа_стена )

{

посади ; вперед ( 1 );

}

налево ; вперед ( 2 );

налево ; вперед ( 1 );

пока ( не база ) вперед ( 1 );

}

Файлы коридор2. prg , коридор2. maz

Домашнее задание  § 3.3 стр. 137-144 РТ №30 стр. 105, учебник №10 стр. 150 Файлы рт30. prg , рт30. maz

Домашнее задание

§ 3.3 стр. 137-144

РТ №30 стр. 105, учебник №10 стр. 150

Файлы рт30. prg , рт30. maz

3. Исполнитель Робот  Ветвление

3. Исполнитель Робот Ветвление

Давайте вспомним   Линейный алгоритм – это …  Разветвляющийся алгоритм – это …  Циклический алгоритм – это …  Опишите исполнителя Робота по плану:  1) Имя  2) Круг решаемых задач  3) Среда  4) СКИ  5) Система отказов  6) Режимы работы

Давайте вспомним

  • Линейный алгоритм – это …
  • Разветвляющийся алгоритм – это …
  • Циклический алгоритм – это …
  • Опишите исполнителя Робота по плану:

1) Имя 2) Круг решаемых задач 3) Среда 4) СКИ 5) Система отказов 6) Режимы работы

Полная форма ветвления если (  условие  )  {  команды1 ;  } иначе  {  команды2 ;  } условие нет да команды1 команды2

Полная форма ветвления

если ( условие )

{

команды1 ;

}

иначе

{

команды2 ;

}

условие

нет

да

команды1

команды2

Краткая форма ветвления если (  условие  )  {  команды ;  } условие нет да команды

Краткая форма ветвления

если ( условие )

{

команды ;

}

условие

нет

да

команды

Пример задачи с кратким ветвлением Клумбы_выбор  {  вперед ( 2 );  пока ( не справа_свободно )  {  если ( слева_свободно )  {  посади ; }  вперед ( 1 );    }  вперед ( 1 );  } Файлы клумба_выбор1. prg , клумба_выбор1. maz

Пример задачи с кратким ветвлением

Клумбы_выбор

{

вперед ( 2 );

пока ( не справа_свободно )

{

если ( слева_свободно )

{ посади ; }

вперед ( 1 );

}

вперед ( 1 );

}

Файлы клумба_выбор1. prg , клумба_выбор1. maz

Пример задачи с полным ветвлением Клумбы_выбор2  {  вперед ( 1 ); направо ;  пока ( впереди_свободно )  {  вперед ( 1 );  если ( слева_свободно )  {   налево ; вперед ( 1 );  посади ;  назад ( 1 ); направо ;  }  иначе  {  посади ; }    }  направо ; вперед ( 1 );  } Файлы клумба_выбор2. prg , клумба_выбор2. maz

Пример задачи с полным ветвлением

Клумбы_выбор2

{

вперед ( 1 ); направо ;

пока ( впереди_свободно )

{

вперед ( 1 );

если ( слева_свободно )

{

налево ; вперед ( 1 );

посади ;

назад ( 1 ); направо ;

}

иначе

{ посади ; }

}

направо ; вперед ( 1 );

}

Файлы клумба_выбор2. prg , клумба_выбор2. maz

Практическая работа   (РТ №35 стр. 109, учебник №16 стр.151) Напишите программу, с помощью которой Робот сможет пройти по извилистому коридору. Коридор имеет ширину в одну клетку и идет в направлении слева-снизу вправо-вверх. Пример возможного коридора: РТ35  {  пока ( слева_свободно или впереди_свободно )  {  если ( слева_свободно )  {  налево ; вперед ( 1 ); направо ;  }  иначе  {  вперед ( 1 );  }    }  } Файлы рт35. prg , рт35. maz

Практическая работа (РТ №35 стр. 109, учебник №16 стр.151)

Напишите программу, с помощью которой Робот сможет пройти по извилистому коридору. Коридор имеет ширину в одну клетку и идет в направлении слева-снизу вправо-вверх. Пример возможного коридора:

РТ35

{

пока ( слева_свободно или впереди_свободно )

{

если ( слева_свободно )

{

налево ; вперед ( 1 ); направо ;

}

иначе

{

вперед ( 1 );

}

}

}

Файлы рт35. prg , рт35. maz

Домашнее задание  § 3.3 стр. 145-147 РТ № 36, 37, 38 стр. 110-111 Подготовиться к контрольной работе

Домашнее задание

§ 3.3 стр. 145-147

РТ № 36, 37, 38 стр. 110-111

Подготовиться к контрольной работе

Дополнительное домашнее задание   (РТ №34 стр. 108, учебник №15 стр.151) Файлы рт34а. maz , рт34б. maz , рт34в. maz

Дополнительное домашнее задание (РТ №34 стр. 108, учебник №15 стр.151)

Файлы рт34а. maz , рт34б. maz , рт34в. maz

Использованные источники Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 7 класса . – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. http://kpolyakov.narod.ru/school/robots/robots.htm – сайт автора программы Исполнители К.Полякова. http://www.dj-sures.com/GraphicFiles/2008-10-07%20Calgary%20Wall-e%20Robot%20Part%202/DSC07484.JPG -         изображение Робота. Остальные изображения созданы автором разработки.

Использованные источники

  • Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 7 класса . – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  • Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  • Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  • http://kpolyakov.narod.ru/school/robots/robots.htm – сайт автора программы Исполнители К.Полякова.
  • http://www.dj-sures.com/GraphicFiles/2008-10-07%20Calgary%20Wall-e%20Robot%20Part%202/DSC07484.JPG - изображение Робота.

Остальные изображения созданы автором разработки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!