Компоненты педагогической деятельности воспитания и социализации обучающихся
Громак Н. И., старший преподаватель кафедры менеджмента образования и психологии ГОУ ДПО «ДОНРИДПО»
В рамках психолого-педагогического исследования следует выделить три этапа
Этап 1. Контрольный этап исследования (диагностический срез) ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.
Этап 2. Формирующий этап исследования предполагает реализацию образовательным учреждением основных направлений Программы воспитания и социализации обучающихся.
Этап 3. Интерпретационный этап исследования ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований после реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.
Заключительный этап предполагает исследование динамики воспитания и социализации обучающихся.
При описании динамики процесса воспитания и социализации подростков используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования
Психологическая служба в системе образования –
один из существенных компонентов целостной системы образования, представляющий собой сеть заведений, учреждений, структурных подразделений и должностей, которые образовывают единую систему, основу которой составляют специалисты в сфере
практической психологии и социальной педагогики
Социальная педагогика — это самостоятельный раздел педагогики, со своими особыми методами социальной воспитательной и
образовательной деятельности
Методы социальной педагогики
направлены на личность, ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию, самоутверждение
Социальное воспитание — понятие многомерное.
Это забота общества о поколении будущего, поддержка человека обществом, коллективом, другим человеком, помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились и семье и обществе, принятии правовых, экономических,
гражданских и бытовых отношений
Помочь человеку — это значит научить его найти новый путь в своей жизни, суметь перестроиться в новой жизненной ситуации
Социальное воспитание — понятие многомерное
Это забота общества о поколении будущего,
поддержка человека обществом, коллективом,
другим человеком, помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились и семье и обществе, принятии правовых, экономических,
гражданских и бытовых отношений
Процесс социализации личности -
протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях
Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной
Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений
Человек представляет собой социальное существо.
Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и
норм социальной жизни и определенных ролей
Что означают понятия – «социализация личности», «социальная адаптация», «социальная интеграция»?
Выберите из предложенного подходящий ответ:
«Социализация» – это…
- Совокупность процессов общения с другими людьми в обществе
- Процесс приспособления к условиям жизни в социуме
- Процесс овладения и активного воспроизводства индивидом социально-культурного опыта общества (опыта отношений, одобряемых норм поведения, взаимодействия)
Правильный ответ (более подробно):
- Социализация – процесс овладения и активного воспроизводства индивидом социально-культурного опыта общества, системой социальных связей и отношений, в результате которого усваиваются нормы совместного проживания и труда, образцы поведения, присущие обществу и одобряемые им, способы эффективного взаимодействия людей друг с другом.
- Социализация предполагает освоение личностью социальных ролей в обществе- гражданина, работника, семьянина (и др.)
- Социализация – процесс становления личности, усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе, той или иной общности людей.
- Социализация осуществляется в трех основных сферах:
деятельность, общение и самосознание
Социализация происходит в двух формах:
- Социальная адаптация – это форма социализации, пассивного приспособления индивида к окружающим социальным условиям.
При изменении этих условий человек испытывает дискомфорт,
с трудом меняет свои привычки, взгляды, образ жизни,
приспосабливаясь к новым условиям.
- Социальная автономизация (интеграция) - это форма социализации, активного взаимодействия индивида с социальной средой, когда человек готов к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора, способен влиять на среду, изменяя её или изменяя самого себя
Социализация -
двусторонний процесс (А.В.Мудрик)
Индивид усваивает социальный опыт,
входя в определенную социальную среду
Воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду
Человек в процессе социализации
не только обогащается опытом,
но и выражает, реализует себя, самоопределяется
13
Социализация – процесс и результат вхождения индивида в систему общественных отношений, а также самостоятельного их воспроизводства через систему социальных ролей, статусов, установок и качеств личности
Личность
Индивид
Социальные факторы
Биологические механизмы
Человек
Индивидуальность
Гармоничное самосогласование активности (самоорганизация) действующих индивидов, социальных групп
Личность как объект и субъект социализации
Личность
Личность
Личность
как объект
как субъект
Общие социальные условия
Организация и самоорганизация молодежи в процессе социализации
Взаимодействие
Отношения ответственной зависимости
Механизмы социализации:
- традиционный
- институциональный
- стилизированный
- межличностный
- рефлексивный
Социально- ответственное
поведение
Организация
Самоорганизация
ВИКТИМИЗАЦИЯ – процесс и результат превращения человека (группы людей) в той или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации
ТИПОЛОГИЯ ЖЕРТВ
НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
- РЕАЛЬНЫЕ – инвалиды, люди с психосоматическими дефектами и отклонениями
- ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ – акцентуированные личности, мигранты, лица с низким социально-экономическим статусом и др.
- ЛАТЕНТНЫЕ – высокоодаренные люди, теряющиеся в общей массе населения
Факторы виктимизации социальной среды и личности
Психологические факторы
- Социально-психологический климат
в семье
- Личностные качества (характер)
- Неуравновешенность поведения
- Недостаток любви в детстве
Биологические факторы
- Генетическая предрасположенность
- Особенности темперамента
- Отставание в развитии лобных долей
головного мозга
Социальные факторы
- Низкий социально-экономический статус семьи
- Ценностное ориентирование на богатство, гедонистические культурные модели
- Общественные и культурные изменения и общая нестабильность
- Воспитание в неполной семье
- Алкоголь и наркотики
- Влияние сверстников и местной специфики
- Учебная неуспеваемость
- Насилие в СМИ
ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ
Индивидный фактор
Личностный фактор
Девиантное
поведение
личности
Психолого-
Социально-
педагогический
психологический
фактор
фактор
Социальный
фактор
Компоненты педагогической деятельности
по социализации воспитанников
отражаются в задачах и путях их реализации
Формирование социальной компетентности человека,
осуществляется через его социальное обучение
Первая задача
Воспитание комплекса качеств, необходимых человеку
для взаимодействия с окружающей социальной средой
(социальную адаптивность, социальную автономность
и социальную активность),
реализуются на основе социального воспитания
Вторая задача
Содействие в преодолении трудностей социализации,
возникающих проблем отношений с окружающей
социальной средой, реализуется через
социально-педагогическое сопровождение
Третья задача
Организовать работу с детьми помогают эффективные методы воспитания:
- Информационные, (словесные): (беседа, рассказ, разъяснение, пояснение, чтение, пример, просмотр фильма, педагогическое требование, сообщение информации (в старших классах)).
- Практически-действенные (приучение, упражнение, закрепление, организация общественно-полезной деятельности, воспитывающие ситуации, игра как метод воспитания).
- Стимулирующие (поощрение и наказание).
- Нетрадиционные: арттерапия (воспитание средствами искусства - рисование, театр, танец, жестовое пение); общение с животными.
А также методы: Классификация методов воспитания (по Г.И.Щукиной):
- Методы формирования сознания ученика (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, беседа, этическая беседа, внушение, инструктаж, диспут, доклад).
- Методы формирования опыта общественного поведения и организации деятельности (упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации, игра как метод, моделирование ситуаций, положительный пример).
- Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование, контроль, поощрение, благодарность, похвала, указание, выражение положительного (отрицательного) отношения, наказание, осуждение, порицание, ограничение в чём-либо, лишение чего-либо, выговор, замечание).
Используемые формы воспитания (коллективные, групповые, индивидуальные)
- Групповое внеклассное занятие или групповая деятельность (беседа, этическая беседа, орг.час, час общения, практикум, внеклассное чтение, тестирование, инструктаж, игровая деятельность группой (с/р игра, д/игры, игровой тренинг), труд в классе, прогулка, экскурсия с классом, выполнение режимных моментов, занятие на факультативе, в кружке или секции, дежурство класса в столовой или по интернату.
- Индивидуальное занятие или индивидуальная деятельность ( занятие у учителя-дефектолога, процедуры у врача, занятие у психолога, беседа или инд. занятие с воспитателем, самообслуживание, инд. бытовой труд, инд. дежурство).
- Коллективное мероприятие (школьный праздник, соревнование, коллективный труд, социальные акции, концерты, трудовые десанты, встречи с выпускниками, представителями общественных и правоохранительных организаций, выезд за город, на экскурсию, в театр и т.д.)
Критерии и показатели
эффективности воспитания
Наиболее важные компоненты диагностики воспитательного процесса:
а) диагностика личностного роста школьников;
б) изучение воспитанности школьников;
в)диагностика уровня развития коллектива и сложившихся в нем эмоционально-психологических и деловых отношений;
г) диагностика социализированности личности;
д)исследование организационных аспектов воспитательной деятельности, направленное на определение наиболее эффективных педагогических средств и установление малорезультативных и отрицательных воздействий.
Мониторинг основных направлений программы воспитания и социализации обучающихся
Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
Основными понятиями, которые должны закладывать в любом возрасте, являются рациональность, разумность и реалистичность действий, взглядов
Критериями эффективности реализации учебным учреждением воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся
1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогичес-кой и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
БЛАГОДАРИМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
Отдел анализа и методического сопровождения среднего общего образования ГОУ ДПО «ДОНРИДПО»