СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компоненты педагогической деятельности воспитания и социализации обучающихся

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей 

Просмотр содержимого документа
«Компоненты педагогической деятельности воспитания и социализации обучающихся»

  Компоненты педагогической деятельности  воспитания и социализации обучающихся  Громак Н. И., старший преподаватель кафедры менеджмента образования и психологии ГОУ ДПО «ДОНРИДПО»

Компоненты педагогической деятельности воспитания и социализации обучающихся

Громак Н. И., старший преподаватель кафедры менеджмента образования и психологии ГОУ ДПО «ДОНРИДПО»

В рамках психолого-педагогического исследования следует выделить три этапа  Этап 1. Контрольный этап исследования (диагностический срез)  ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализации Программы воспитания и социализации обучающихся. Этап 2. Формирующий этап исследования  предполагает реализацию образовательным учреждением основных направлений Программы воспитания и социализации обучающихся. Этап 3. Интерпретационный этап исследования ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований после реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся. Заключительный этап предполагает исследование динамики воспитания и социализации обучающихся.  При описании динамики процесса воспитания и социализации подростков используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования

В рамках психолого-педагогического исследования следует выделить три этапа

Этап 1. Контрольный этап исследования (диагностический срез) ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.

Этап 2. Формирующий этап исследования предполагает реализацию образовательным учреждением основных направлений Программы воспитания и социализации обучающихся.

Этап 3. Интерпретационный этап исследования ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований после реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.

Заключительный этап предполагает исследование динамики воспитания и социализации обучающихся.

При описании динамики процесса воспитания и социализации подростков используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования

Психологическая служба в системе образования – один из существенных компонентов целостной системы образования, представляющий собой сеть заведений, учреждений, структурных подразделений и должностей, которые образовывают единую систему, основу которой составляют специалисты в сфере практической психологии и социальной педагогики          Социальная педагогика — это самостоятельный раздел педагогики, со своими особыми методами социальной воспитательной и образовательной деятельности

Психологическая служба в системе образования –

один из существенных компонентов целостной системы образования, представляющий собой сеть заведений, учреждений, структурных подразделений и должностей, которые образовывают единую систему, основу которой составляют специалисты в сфере

практической психологии и социальной педагогики

Социальная педагогика — это самостоятельный раздел педагогики, со своими особыми методами социальной воспитательной и

образовательной деятельности

Методы социальной педагогики направлены на личность, ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию, самоутверждение Социальное воспитание — понятие многомерное. Это забота общества о поколении будущего, поддержка человека обществом, коллективом, другим человеком, помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились и семье и обществе, принятии правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений

Методы социальной педагогики

направлены на личность, ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию, самоутверждение

Социальное воспитание — понятие многомерное.

Это забота общества о поколении будущего, поддержка человека обществом, коллективом, другим человеком, помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились и семье и обществе, принятии правовых, экономических,

гражданских и бытовых отношений

Помочь человеку — это значит научить его найти новый путь в своей жизни, суметь перестроиться в новой жизненной ситуации

Помочь человеку — это значит научить его найти новый путь в своей жизни, суметь перестроиться в новой жизненной ситуации

Социальное воспитание — понятие многомерное Это забота общества о поколении будущего, поддержка человека обществом, коллективом, другим человеком, помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились и семье и обществе, принятии правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений

Социальное воспитание — понятие многомерное

Это забота общества о поколении будущего,

поддержка человека обществом, коллективом,

другим человеком, помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились и семье и обществе, принятии правовых, экономических,

гражданских и бытовых отношений

Процесс социализации личности  -  протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях  Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений   Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей 

Процесс социализации личности  -

протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях

Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной

Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений

Человек представляет собой социальное существо.

Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и

норм социальной жизни и определенных ролей 

   Что означают понятия – «социализация личности»,  «социальная адаптация»,  «социальная интеграция»?   Выберите из предложенного подходящий ответ: «Социализация» – это… Совокупность процессов общения с другими людьми в обществе  Процесс приспособления к условиям жизни в социуме  Процесс овладения и активного воспроизводства индивидом социально-культурного опыта общества (опыта отношений, одобряемых норм поведения, взаимодействия)

Что означают понятия – «социализация личности», «социальная адаптация», «социальная интеграция»?

Выберите из предложенного подходящий ответ:

«Социализация» – это…

  • Совокупность процессов общения с другими людьми в обществе

  • Процесс приспособления к условиям жизни в социуме

  • Процесс овладения и активного воспроизводства индивидом социально-культурного опыта общества (опыта отношений, одобряемых норм поведения, взаимодействия)
Правильный ответ (более подробно):   Социализация – процесс овладения и активного воспроизводства индивидом социально-культурного опыта общества, системой социальных связей и отношений, в результате которого усваиваются нормы совместного проживания и труда, образцы поведения, присущие обществу и одобряемые им, способы эффективного взаимодействия людей друг с другом. Социализация предполагает освоение личностью социальных ролей в обществе- гражданина, работника, семьянина (и др.)  Социализация – процесс становления личности, усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе, той или иной общности людей. Социализация осуществляется в трех основных сферах: деятельность, общение и самосознание

Правильный ответ (более подробно):

  • Социализация – процесс овладения и активного воспроизводства индивидом социально-культурного опыта общества, системой социальных связей и отношений, в результате которого усваиваются нормы совместного проживания и труда, образцы поведения, присущие обществу и одобряемые им, способы эффективного взаимодействия людей друг с другом.
  • Социализация предполагает освоение личностью социальных ролей в обществе- гражданина, работника, семьянина (и др.)
  • Социализация – процесс становления личности, усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе, той или иной общности людей.
  • Социализация осуществляется в трех основных сферах:

деятельность, общение и самосознание

Социализация происходит в двух формах: Социальная адаптация – это форма социализации, пассивного приспособления индивида к окружающим социальным условиям.  При изменении этих условий человек испытывает дискомфорт, с трудом меняет свои привычки, взгляды, образ жизни, приспосабливаясь к новым условиям. Социальная автономизация (интеграция) - это форма социализации, активного взаимодействия индивида с социальной средой, когда человек готов к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора, способен влиять на среду, изменяя её или изменяя самого себя

Социализация происходит в двух формах:

  • Социальная адаптация – это форма социализации, пассивного приспособления индивида к окружающим социальным условиям.

При изменении этих условий человек испытывает дискомфорт,

с трудом меняет свои привычки, взгляды, образ жизни,

приспосабливаясь к новым условиям.

  • Социальная автономизация (интеграция) - это форма социализации, активного взаимодействия индивида с социальной средой, когда человек готов к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора, способен влиять на среду, изменяя её или изменяя самого себя
Социализация -  двусторонний процесс (А.В.Мудрик)  Индивид усваивает социальный опыт, входя в определенную социальную среду Воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду Человек в процессе социализации не только обогащается опытом,  но и выражает, реализует себя, самоопределяется  13

Социализация -

двусторонний процесс (А.В.Мудрик)

Индивид усваивает социальный опыт,

входя в определенную социальную среду

Воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду

Человек в процессе социализации

не только обогащается опытом,

но и выражает, реализует себя, самоопределяется

13

Социализация – процесс и результат вхождения индивида в систему общественных отношений, а также самостоятельного их воспроизводства через систему социальных ролей, статусов, установок и качеств личности Личность Индивид Социальные факторы Биологические механизмы Человек  Индивидуальность Гармоничное самосогласование активности (самоорганизация) действующих индивидов, социальных групп

Социализация процесс и результат вхождения индивида в систему общественных отношений, а также самостоятельного их воспроизводства через систему социальных ролей, статусов, установок и качеств личности

Личность

Индивид

Социальные факторы

Биологические механизмы

Человек

Индивидуальность

Гармоничное самосогласование активности (самоорганизация) действующих индивидов, социальных групп

Личность как объект и субъект социализации Личность Личность Личность как объект как субъект Общие социальные условия

Личность как объект и субъект социализации

Личность

Личность

Личность

как объект

как субъект

Общие социальные условия

Организация и самоорганизация молодежи в процессе социализации Взаимодействие Отношения ответственной зависимости Механизмы социализации:  традиционный институциональный стилизированный межличностный рефлексивный Социально- ответственное поведение  Организация Самоорганизация

Организация и самоорганизация молодежи в процессе социализации

Взаимодействие

Отношения ответственной зависимости

Механизмы социализации:

  • традиционный
  • институциональный
  • стилизированный
  • межличностный
  • рефлексивный

Социально- ответственное

поведение

Организация

Самоорганизация

ВИКТИМИЗАЦИЯ – процесс и результат превращения человека (группы людей) в той или иной тип жертвы  неблагоприятных условий социализации  ТИПОЛОГИЯ ЖЕРТВ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ  РЕАЛЬНЫЕ – инвалиды, люди с психосоматическими дефектами и отклонениями ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ – акцентуированные личности, мигранты, лица с низким социально-экономическим статусом и др. ЛАТЕНТНЫЕ – высокоодаренные люди, теряющиеся в общей массе населения

ВИКТИМИЗАЦИЯ процесс и результат превращения человека (группы людей) в той или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации

ТИПОЛОГИЯ ЖЕРТВ

НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

  • РЕАЛЬНЫЕ – инвалиды, люди с психосоматическими дефектами и отклонениями
  • ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ – акцентуированные личности, мигранты, лица с низким социально-экономическим статусом и др.
  • ЛАТЕНТНЫЕ – высокоодаренные люди, теряющиеся в общей массе населения
Факторы виктимизации социальной среды и личности Психологические факторы Социально-психологический климат  в семье  Личностные качества (характер)  Неуравновешенность поведения  Недостаток любви в детстве Биологические факторы Генетическая предрасположенность  Особенности темперамента  Отставание в развитии лобных долей  головного мозга  Органические причины Социальные факторы  Низкий социально-экономический статус семьи  Ценностное ориентирование на богатство, гедонистические культурные модели  Общественные и культурные изменения и общая нестабильность  Воспитание в неполной семье  Алкоголь и наркотики  Влияние сверстников и местной специфики  Учебная неуспеваемость  Насилие в СМИ

Факторы виктимизации социальной среды и личности

Психологические факторы

  • Социально-психологический климат

в семье

  • Личностные качества (характер)
  • Неуравновешенность поведения
  • Недостаток любви в детстве

Биологические факторы

  • Генетическая предрасположенность
  • Особенности темперамента
  • Отставание в развитии лобных долей

головного мозга

  • Органические причины

Социальные факторы

  • Низкий социально-экономический статус семьи
  • Ценностное ориентирование на богатство, гедонистические культурные модели
  • Общественные и культурные изменения и общая нестабильность
  • Воспитание в неполной семье
  • Алкоголь и наркотики
  • Влияние сверстников и местной специфики
  • Учебная неуспеваемость
  • Насилие в СМИ
ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ  Индивидный фактор Личностный фактор Девиантное поведение личности Психолого- Социально- педагогический психологический фактор фактор Социальный фактор

ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ

Индивидный фактор

Личностный фактор

Девиантное

поведение

личности

Психолого-

Социально-

педагогический

психологический

фактор

фактор

Социальный

фактор

 Компоненты педагогической деятельности по социализации воспитанников   отражаются в задачах и путях их реализации Формирование социальной компетентности человека, осуществляется через его социальное обучение Первая задача Воспитание комплекса качеств, необходимых человеку для взаимодействия с окружающей социальной средой (социальную адаптивность, социальную автономность и социальную активность), реализуются на основе социального воспитания Вторая задача Содействие в преодолении трудностей социализации, возникающих проблем отношений с окружающей социальной средой, реализуется через социально-педагогическое сопровождение Третья задача

Компоненты педагогической деятельности

по социализации воспитанников

отражаются в задачах и путях их реализации

Формирование социальной компетентности человека,

осуществляется через его социальное обучение

Первая задача

Воспитание комплекса качеств, необходимых человеку

для взаимодействия с окружающей социальной средой

(социальную адаптивность, социальную автономность

и социальную активность),

реализуются на основе социального воспитания

Вторая задача

Содействие в преодолении трудностей социализации,

возникающих проблем отношений с окружающей

социальной средой, реализуется через

социально-педагогическое сопровождение

Третья задача

 Организовать работу с детьми помогают эффективные методы воспитания: Информационные, (словесные): (беседа, рассказ, разъяснение, пояснение, чтение, пример, просмотр фильма, педагогическое требование, сообщение информации (в старших классах)). Практически-действенные (приучение, упражнение, закрепление, организация общественно-полезной деятельности, воспитывающие ситуации, игра как метод воспитания). Стимулирующие (поощрение и наказание). Нетрадиционные: арттерапия (воспитание средствами искусства - рисование, театр, танец, жестовое пение); общение с животными.

Организовать работу с детьми помогают эффективные методы воспитания:

  • Информационные, (словесные): (беседа, рассказ, разъяснение, пояснение, чтение, пример, просмотр фильма, педагогическое требование, сообщение информации (в старших классах)).
  • Практически-действенные (приучение, упражнение, закрепление, организация общественно-полезной деятельности, воспитывающие ситуации, игра как метод воспитания).
  • Стимулирующие (поощрение и наказание).
  • Нетрадиционные: арттерапия (воспитание средствами искусства - рисование, театр, танец, жестовое пение); общение с животными.
А также методы:  Классификация методов воспитания  (по Г.И.Щукиной): Методы формирования сознания ученика  (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, беседа, этическая беседа, внушение, инструктаж, диспут, доклад).  Методы формирования опыта общественного поведения и организации деятельности  (упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации, игра как метод, моделирование ситуаций, положительный пример).  Методы стимулирования поведения и деятельности  (соревнование, контроль, поощрение, благодарность, похвала, указание, выражение положительного (отрицательного) отношения, наказание, осуждение, порицание, ограничение в чём-либо, лишение чего-либо, выговор, замечание).

А также методы: Классификация методов воспитания (по Г.И.Щукиной):

  • Методы формирования сознания ученика (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, беседа, этическая беседа, внушение, инструктаж, диспут, доклад).

  • Методы формирования опыта общественного поведения и организации деятельности (упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации, игра как метод, моделирование ситуаций, положительный пример).

  • Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование, контроль, поощрение, благодарность, похвала, указание, выражение положительного (отрицательного) отношения, наказание, осуждение, порицание, ограничение в чём-либо, лишение чего-либо, выговор, замечание).
Используемые формы воспитания (коллективные, групповые, индивидуальные) Групповое внеклассное занятие или групповая деятельность  (беседа, этическая беседа, орг.час, час общения, практикум, внеклассное чтение, тестирование, инструктаж, игровая деятельность группой (с/р игра, д/игры, игровой тренинг), труд в классе, прогулка, экскурсия с классом, выполнение режимных моментов, занятие на факультативе, в кружке или секции, дежурство класса в столовой или по интернату. Индивидуальное занятие или индивидуальная деятельность  ( занятие у учителя-дефектолога, процедуры у врача, занятие у психолога, беседа или инд. занятие с воспитателем, самообслуживание, инд. бытовой труд, инд. дежурство). Коллективное мероприятие  (школьный праздник, соревнование, коллективный труд, социальные акции, концерты, трудовые десанты, встречи с выпускниками, представителями общественных и правоохранительных организаций, выезд за город, на экскурсию, в театр и т.д.)

Используемые формы воспитания (коллективные, групповые, индивидуальные)

  • Групповое внеклассное занятие или групповая деятельность (беседа, этическая беседа, орг.час, час общения, практикум, внеклассное чтение, тестирование, инструктаж, игровая деятельность группой (с/р игра, д/игры, игровой тренинг), труд в классе, прогулка, экскурсия с классом, выполнение режимных моментов, занятие на факультативе, в кружке или секции, дежурство класса в столовой или по интернату.
  • Индивидуальное занятие или индивидуальная деятельность ( занятие у учителя-дефектолога, процедуры у врача, занятие у психолога, беседа или инд. занятие с воспитателем, самообслуживание, инд. бытовой труд, инд. дежурство).
  • Коллективное мероприятие (школьный праздник, соревнование, коллективный труд, социальные акции, концерты, трудовые десанты, встречи с выпускниками, представителями общественных и правоохранительных организаций, выезд за город, на экскурсию, в театр и т.д.)

Критерии и показатели эффективности воспитания Наиболее важные компоненты диагностики воспитательного процесса:  а) диагностика личностного роста школьников; б) изучение воспитанности школьников; в)диагностика уровня развития коллектива и сложившихся в нем эмоционально-психологических и деловых отношений; г) диагностика социализированности личности; д)исследование организационных аспектов воспитательной деятельности, направленное на определение наиболее эффективных педагогических средств и установление малорезультативных и отрицательных воздействий.

Критерии и показатели

эффективности воспитания

Наиболее важные компоненты диагностики воспитательного процесса:

а) диагностика личностного роста школьников;

б) изучение воспитанности школьников;

в)диагностика уровня развития коллектива и сложившихся в нем эмоционально-психологических и деловых отношений;

г) диагностика социализированности личности;

д)исследование организационных аспектов воспитательной деятельности, направленное на определение наиболее эффективных педагогических средств и установление малорезультативных и отрицательных воздействий.

 Мониторинг  основных направлений программы воспитания и социализации обучающихся   Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни    Основными понятиями, которые должны закладывать в любом возрасте, являются рациональность, разумность и реалистичность действий, взглядов

Мониторинг основных направлений программы воспитания и социализации обучающихся

Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

Основными понятиями, которые должны закладывать в любом возрасте, являются рациональность, разумность и реалистичность действий, взглядов

Критериями эффективности реализации учебным учреждением воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся 1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся. 2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогичес-кой и нравственной атмосферы в образовательном учреждении. 3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Критериями эффективности реализации учебным учреждением воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся

1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогичес-кой и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.

3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!  БЛАГОДАРИМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО! Отдел анализа и методического сопровождения среднего общего образования ГОУ ДПО «ДОНРИДПО»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРИМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

Отдел анализа и методического сопровождения среднего общего образования ГОУ ДПО «ДОНРИДПО»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!