Музыка
Тема: Композитор — исполнитель — слушатель.
Цель: сформировать понимание понятий «Композитор-исполнитель-слушатель»
Задачи:
Образовательные:
формировать знания о различии в понятиях «Композитор», «Исполнитель», «Слушатель», проанализировать, как музыка, средства музыкальной выразительности помогают созданию музыкального образа;
Воспитательные:
формировать умение учащихся давать эмоционально-образную оценку музыкальным произведениям и явлениям жизни;
формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре; воспитывать доброе отношение друг к другу и к окружающим.
Развивающие:
развивать интонационный слух и творческие способности учащихся;
совершенствовать вокально-хоровые навыки; развивать творческие способности, вовлекая детей в эмоциональное исполнение музыкальных произведений.
Оборудование: компьютер, видеопроектор.
Музыкальный материал: Оркестровые эпизоды из оперы «Сказка о царе Салтане» » Н.А.Римского – Корсакова; Песня Г. Гладкого «Песня о волшебниках», презентация к уроку.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
Научатся:
определять характер и настроение музыки с учётом терминов и образных определений;
слушать и определять настроения в музыке;
вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, чётко и ясно произносить слова при исполнении, .
Получат возможность научиться:
оценивать результаты выполненных заданий.
Метапредметные:
Познавательные:
овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;
отвечать на вопросы;
обобщать собственное представление;
соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни.
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество, оценка действий партнёра;
учиться взаимодействовать с окружающими: развитие диалогической и монологической речи.
Регулятивные:
формирование умения анализировать и оценивать свои достижения на уроке;
- развитие умения осмысливать полученную информацию;
- выполнять действия в устной форме.
Личностные:
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивочти;
принятие и освоение социальной роли обучающегося;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностностного смысла учения.
Ход урока:
Вход детей под музыку
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, на котором присутствуют гости. Давайте поприветствуем наших гостей!
Актуализация знаний и мотивация.
Тема нашего урока (слайд 1): Композитор-исполнитель-слушатель (читают дети)
Слайд 2 ТАБЛИЦА композитор — исполнитель — слушатель.
.
- Как называют человека, который сочиняет музыку?
Композитор создает музыкальные произведения, где при помощи музыкальных звуков передает нам свои впечатления и воображаемые картины.
Вот сочинил композитор музыкальное произведение и спрятал к себе в карман.
- Будет музыка?
- А что нужно, чтобы она зазвучала? Нужны исполнители. У одного музыкального произведения исполнителей может быть очень много – целый оркестр или хор.
Вот музыка написана и исполнена, но ее никто не услышал.
- Для кого она сочинялась и исполнялась?
Музыка существует для людей, а не только для тех, кто ее сочиняет и исполняет.
Настоящей музыкой она станет лишь тогда, когда она написана, исполнена и услышана.
Слайд 3
Вспомним, как связаны между собой композитор-исполнитель-слушатель
Узнаем о разнообразии изобразительных интонаций в музыке
Научимся сравнивать сюжеты и музыкальные темы
Познакомимся со сказочными образами в русской музыке
Чтобы стать композитором и исполнителем, надо учиться?
- А что нужно знать? (нотную грамоту, уметь играть на музыкальном инструменте)
Слайд 4 Распевка «До, ре, ми, фа, соль»
Слайд 5 Музыкальный ребус
Слайд 6 Николай Андреевич Римский-Корсаков – композитор-сказочник. Мы с вами совершим путешествие в увлекательный мир сказочной музыки. А о каком жанре пойдет речь, мы с вами узнаем, выполнив творческое задание.
Слайд 7 КРОССВОРД
Музыкальные знаки (ноты)
Струнный музыкальный инструмент (скрипка)
Скорость исполнения музыки (темп)
Руководитель оркестра (дирижер)
Жанр литературного творчества о вымышленных и волшебных событиях (сказка)
- Молодцы! Справились с заданием! Какое ключевое слово мы собрали из этих букв?
ОПЕРА
- А что же такое опера?
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: У вас на столе лежат конверты с потерявшимися словами. Помогите, пожалуйста, мне собрать их воедино.
Работа в парах.
Спектакль, герои, музыкальный, в котором, опера, это, поют.
-А теперь давайте сверим, что у вас получилось?
Итак, ваши версии. А вот какое определение этому жанру мы найдём в музыкальном словаре.
Слайд 8 Опера – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.
И сегодня мы с вами познакомимся со сказочными образами в русской музыке на примере творчества Н.А. Римского-Корсакова.
Слайд 9 Перед собой Вы видите портреты замечательного композитора и поэта, но эти люди жили в разное время и никогда друг с другом не встречались.
Будучи взрослым Н.А. Римский-Корсаков познакомился с творчеством А.С. Пушкина, прочитал его сказки, которые ему очень понравились. Так родилась идея: написать музыку на сказки поэта. Оперу композитор написал к 100-летию со дня рождения поэта.
Ребята, давайте вспомним сюжет сказки о царе Салтане А.С. Пушкина и необычные чудеса в граде на острове, которыми восхищался царь Салтан.
В этой сказке есть три чуда, которые заставили царя Салтана отправиться на остров Буян к князю Гвидону. Сегодня вы услышите большой оркестровый эпизод из оперы «Сказка о царе Салтане», в котором перед нами предстанут все три чуда этой сказки. Какие? (ответ детей)
Каждое из чудес предваряется фанфарным вступлением, как бы представляющем нам каждое чудо.
Слайд 10 Фанфары – это сигнал торжественного характера, привлекающий внимание, для оповещения какого-либо события. Звонко, празднично, мажорно звучит труба, настраивая нас на что-то интересное. Трубы поют и приказывают: «Слушайте! Слушайте!» Композитор специально ввёл фанфары, чтобы ввести слушателей в атмосферу сказки.
Слайд 11 Итак, чудо первое – белка. Вот как её описывает А.С. Пушкин (ученик читает литературный текст) вешаем на доску картинку
Представьте себя в роли композитора. Перед вами словарь эстетических эмоций и таблица с инструментами симфонического оркестра.
Давайте пофантазируем:
-Как будет звучать мелодия?
-Какому инструменту доверите главную тему?
-Какому типу музыки относится этот фрагмент?
(во время диалога с детьми заполняется цветик-семицветик под картинкой белка)
- А вот теперь послушаем, как этот фрагмент изобразил композитор.
Слайд 12
Возможно, кто-то из вас узнает в музыке первого чуда интонации русской народной песни. Какой? («Во саду ли в огороде»)
- Совпадает ли услышанная музыка с вашим представлением?
Итак, второе чудо 33 богатыря. (ребенок читает лит. Текст) слайд 13
- Как Вы думаете, какой характер будет у этой музыки?
- Торжественный, мужественный, маршевый (словарь эстетических эмоций)
- К какому типу музыки относится этот фрагмент? (марш)
Заполняется цветик-семицветик по ответам детей
Слайд 14 слушаем
Слайд 15 На экране приведен нотный пример. Обратите внимание на многократно повторяющиеся ноты, которые сгруппированы по четыре. Эти быстрые шестнадцатые ноты изображают бурлящие морские волны, из которых появляются богатыри. Волны можно не только услышать в музыке, но и увидеть в нотной записи. Здесь же композитор указывает темп, в котором должен исполняться этот эпизод (очень оживленно) и динамику ff, что означает очень громко.
- Вы знаете, почему у композитора так ярко и выразительно звучит тема моря?
Интересный факт из биографии – был военным моряком, совершил двухгодичное путешествие на парусном судне, затем учился в Петербургской консерватории, 30 лет преподавал в ней, имел много учеников, перед зданием учебного заведения стоит памятник композитору и консерватория носит его имя.
Вернемся снова к тексту сказки Пушкина.
Слайд 16 Итак, третье чудо – Царевна Лебедь.
Постарайтесь самостоятельно определить характерные способности этой музыки. Представьте себе, как по водной глади скользит лебедь, вокруг тишина, не слышно ни шороха. Как будет звучать эта мелодия? (Таинственно, светло, волшебно) Какому бы инструменту вы доверили исполнение солирующей партии? Какому типу музыки отнесется этот фрагмент? (песня)
Заполняется цветик-семицветик по ответам детей
Слайд 17
Ну, а теперь, прослушав все фрагменты, побывав в роли композитора, исполнителя, слушателя, посмотрите, какой получился замечательный букет для великого музыканта-сказочника Н.А. Римского-Корсакова, в благодарность за его прекрасную музыку, которая сегодня звучала!
А сейчас мы как настоящие исполнители по нотной записи, соблюдая всё, что написал композитор, исполним песню о волшебниках Геннадия Гладкова. Слайд 18
(исполняем)
ФИНАЛ
На сегодняшнем уроке мы с вами побывали в роли композитора – исполнителя – слушателя и пришли к выводу: слайд 19
Итоговая картинка
Вы сегодня хорошо поработали, и я хочу вам предложить продолжить фразу:
На сегодняшнем уроке:
- Я узнал…
- Я понял…
- Мне было интересно…
- Мне было трудно…
- Мне понравилось…
Слайд 20
Я внимательно вас выслушала, и мне бы очень хотелось узнать, с каким настроением вы сегодня уходите с урока?
(подняли смайлики)
Мы еще не раз встретимся с произведениями Николая Андреевича Римского-Корсакова, написанные на основе известных сказок.
Благодарю за активную работу на уроке! До новых встреч с музыкой!
(музыка, ВЫХОД ДЕТЕЙ)