СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Композитор-исполнитель-слушатель"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Композитор-исполнитель-слушатель"

Цель - Сформировать понимание понятий "композитор", "исполнитель", "слушатель"

Просмотр содержимого документа
«"Композитор-исполнитель-слушатель"»

Класс: 3

Тема: Композитор – исполнитель – слушатель


Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о том, из чего состоит музыка. Как вы думаете, как появляется музыка? (Она появляется из звуков, которые окружают нас).

 Представьте себе, что не было бы музыки в нашей жизни. Что бы изменилось? Наша жизнь стала бы неинтересной, скучной. Не было бы песен, музыки в мультфильмах, в цирке, на праздниках. Мамы перестали бы петь детям колыбельные песни, по радио и телевидению не услышали бы мы ни песен, ни музыки к кинофильмам, все театры были бы закрыты.

 А кто нужен для того, чтобы получилась музыка? (Нужен человек, который напишет музыку).

Да, верно сначала нужно музыку написать. А многие люди сделали музыку своей профессией. Есть особо одаренные природой люди, которые могут и любят сочинять музыку. Как они называются? (Композиторы).

Композиторы, совершенно верно. Посмотрите, что вы видите?

Слайд с нотами

Ноты.

 Мы видим ноты, а состоялась ли музыка? (Нет. Мы же её не слышим).

А кто нужен для того, чтобы музыка зазвучала? (Надо, чтобы ее кто-то исполнил — сыграл или спел).

 Как называется человек, исполняющий музыку? (Исполнитель).

Какие могут быть исполнители?

Слайд с разными исполнителями

 И так, музыка написана, исполнена, а ее никто не услышал. Состоялась музыка?

А что еще нужно для того, чтобы музыка состоялась? (Нужны слушатели).

У: Настоящей музыкой (искусством) она становится лишь тогда, когда она написана, исполнена и услышана. Музыка, прежде всего, существует для людей, а не только для тех, кто ее сочиняет и исполняет.

Ребята, как вы думаете, на композитора надо учиться? (Да, нужно учиться, чтобы уметь сочинять музыку и записывать ее нотами).

Да, нужно знать нотную грамоту, гармонию, играть на каком-то музыкальном инструменте.

А на исполнителя надо учиться? (Да, чтобы уметь исполнять произведения для слушателей).

Нужно обязательно учиться. Для этого существуют музыкальные школы, училища, консерватории.

А на слушателя надо учиться? (Да, чтобы лучше чувствовать и понимать музыку).

Чтобы стать хорошим слушателем, тоже надо учиться: больше слушать музыки, читать о композиторах, произведениях. Посмотрите внимательно на картинку, и выберите, кто сочиняет, исполняет и слушает музыку.

Слайд с изображением композитора-исполнителя-слушателя.

И так, надеюсь, вы поняли, как будет звучать тема нашего урока?  («Композитор -исполнитель -слушатель»).

Как же композиторам, исполнителям и слушателям удаётся понимать друг друга?

 Музыка строится по определённым правилам и состоит из разных элементов музыкальной речи, которые и композиторы, и исполнители, и слушатели должны знать, чтобы понимать друг друга.

 С какими элементами музыкальной речи вы уже знакомились? Напевает мелодию. (Мелодия).

Отстукивает ритм. (Ритм).

Музыку можно исполнять громко и продолжите.. (Тихо).

Музыка может звучать быстро и продолжите.. (Медленно, спокойно).

 Сегодня на уроке мы попробуем на время стать и композиторами, и исполнителями, и слушателями. Итак, представьте себе, что вы настоящие композиторы. Я сейчас задам вам музыкальный вопрос, а вы дадите на него музыкальный ответ. Учитель поет: «Как тебя зовут?» - обращается к нескольким детям, чтобы те спели свои имена:

Д. Музыкальный ответ: «Меня зовут….»

 А теперь музыкально пропойте ответ на фразу: «Зайка, зайка, где бывал?»

Д. Придумывают свои музыкальные ответы (например: на полянке. на лесной.

 Вот видите, у нас получились небольшие попевки. Кем вас можно назвать? (Композиторами. Мы сочинили попевки).

Вы же их еще исполнили. Значит, кем еще были? (Исполнителями).

 А теперь я хочу посмотреть, какими внимательными слушателями вы можете быть. Мы отправимся в музыкальный театр. Как вам кажется, какие музыкальные спектакли можно увидеть в таком театре?

Слайд – картинка театра снаружи и театрального зала. (Оперы, балеты, мюзиклы).

Мы познакомимся с фрагментом из оперы. Сначала давайте вспомним, что такое опера.

Музыкальный спектакль, где действующие лица поют.

 Сегодня мы познакомимся с фрагментом из сказочной оперы великого русского композитора.

Портрет композитора на слайде

Вы узнали фамилию этого композитора?

Д. Н.А. Римский-Корсаков.

Узнать название оперы вам подскажет загадка:

Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчушку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как дочурку величали? 

 Снегурочка)

 Где можно встретиться со Снегурочкой? (На празднике Нового года).

 А вы знаете русскую народную сказку о Снегурочке? Кто знает сюжет этой сказки?

 Русский драматург Александр Николаевич Островский на сюжет этой народной сказки написал пьесу «Снегурочка». А композитор Н.А. Римский-Корсаков –на сюжет сказки А. Островского – оперу. Как я уже сказала, сегодня мы познакомимся с фрагментом из оперы, с одним из ее героев. Но для лучшего понимания послушайте сюжет сказки А. Островского. События в сказке происходят в Берендеевом царстве в доисторические времена. Само имя «Берендей» Островский не выдумал: под старинным городом Переславлем-Залеским доныне существует Берендеево болото, на месте которого, по преданию, было Берендеево царство. В сказочной стране берендеев царят мир и доброта. В глухих, дремучих лесах скрывает Дед Мороз свою дочку Снегурочку, родившуюся от союза Тепла и Холода, дочку Деда Мороза и Весны-Красны. Оберегает отец Снегурочку от Ярилы - Солнца, своего врага и соперника. Но Снегурочка стремится из глухого леса к людям. Ей нравятся людские песни, девичьи хороводы. Дед Мороз и Весна-Красна, отпуская Снегурочку к людям, решают поселить ее в берендеевой слободке. Снегурочке очень понравились песни Леля. Кто же это такой?

Ответы учащихся.

 Лель - один из персонажей древнерусских мифов, юноша 15-17 лет, пастушок. Лель - это голос природы, голос лета. Он несет в себе тепло Солнца. Лель дарит людям добро, свет; он приносит в этот мир любовь. Лель является одним из главных героев оперы, у него несколько арий, музыка которых очень напоминает народные песни. Эти арии так и называются - песни Леля. Кто напомнит, что такое ария?

Ответы учащихся.

Ария– это сольный вокальный номер в опере, где герой рассказывает о себе, своих чувствах, переживаниях. Сопровождаются песни Леля звуками рожка. Как вы думаете, почему? (Рожок - это музыкальный инструмент пастухов).

 Лель не просто пастух, он музыкант, певец, всеобщий любимец. В опере «Снегурочка» в исполнении Леля звучат три песни:

Звучит третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась» из мультфильма «Снегурочка».

Что вы можете сказать об этой песне Леля?

К какому жанру относится эта песня? (Хороводная, плясовая песня).

 Давайте охарактеризуем характер Леля, судя по его песне. (Простой, добрый, наблюдательный, веселый, бодрый).

 И так, в какой роли мы выступали, знакомясь с песней Леля? (Мы были слушателями).

Давайте обобщим, что нового вы узнали на уроке?

Какой теме посвящен наш урок?

Кто такой композитор?

Кто такой исполнитель?

Кто такой слушатель?

Какие составляющие из этих трех необходимы для того, чтобы состоялась музыка?

В каких музыкальных произведениях мы в этом убедились?