СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Композиция и изо

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеграция информационных технологий в изобразительному искусстве.

Просмотр содержимого документа
«Композиция и изо»

Интеграция информационных технологий в учебно – воспитательный процесс

Аннотация: Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высоко образованной, интеллектуально развитой личности. Обучающиеся должны уметь воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, овладевать современными средствами, методами и технологией работы с ними в любой предметной области. В связи с этим информационные технологии становятся не только объектом изучения, но также средством и рабочей средой обучения. Интеграция информатики и информационных технологий с другими общеобразо-вательными предметами является реальной необходимостью. Интеграция является средством расширения возможностей школьного образования, способом методического обогащения педагога и повышения качества обучения.

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высоко образованной, интеллектуально развитой личности. Сама жизнь диктует школе новые ориентиры и перспективы в развитии образования. Педагогический коллектив нашей школы стремится к повышению культуры обучающихся, к сопряжению полученных знаний с вечными жизненными и духовными ценностями. Именно так, по нашему убеждению, можно воспитать свободную, творческую, интеллектуально и духовно развитую личность, способную в дальнейшем к самоопределению. Основной целью Программы развития школы на 2005—2008 г. г. «Модель управления профессиональным самоопределением обучающихся» является создание системы управления, обеспечивающей на выходе из школы выпускника, соответствующего своими качествами требованиям компетентно-ориентированного обучения, способного к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. С 1999 года школа работает в режиме инновационной деятельности. Основным направлением деятельности является допрофессиональное и профильное обучение обучающихся III ступени, организуемое совместно с высшими и средними профессиональными образовательными учреждениями: медицинским факультетом ПетрГУ, Петрозаводским колледжем железнодорожного транспорта, медицинским и юридическим колледжами.

В основе организационно-педагогической модели школы лежит социальный заказ, отражающий общественные и индивидуальные потребности, служащий основой для формирования системы целей образования. В этой системе из наиболее важных компонентов является готовность выпускника школы к деятельности в быстро меняющемся мире, способность к самостоятельному принятию и реализации решений. Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты интеграционные связи. Часто ученик, успешно занимающийся в рамках одной дисциплины, не может применить имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в других предметах. Основная причина этого заключается в том, что в общеобразовательной школе основное внимание традиционно уделяется накоплению знаний, в современный же период необходимо подготовить выпускника умеющего применять свои знания в реальных жизненных ситуациях. Обучающиеся должны уметь воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, овладевать современными средствами, методами и технологией работы с ними в любой предметной области. В связи с этим информационные технологии становятся не только объектом изучения, но также средством и рабочей средой обучения.

Интеграция информатики и информационных технологий с другими общеобразовательными предметами является реальной необходимостью. Такая интеграция является средством расширения возможностей школьного образования, способом методического обогащения педагога и повышения качества обучения. Сегодня наиболее очевидно, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами.

Введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. ИНТЕГРАЦИЯ — (лат. Integratio- восстановление-восполнение) процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Главная цель интеграции — создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т. е. формирование мировоззрения. Рассмотрим некоторые возможности при интегрированном построении учебного — воспитательного процесса, позволяющие качественно решать задачи обучения и воспитания обучающихся:

· Переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира.

· Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов активизирует мыслительную деятельность школьника.

· Интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы.

· Интеграция увеличивает информативную емкость урока.

· Интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы обучающихся при изучении различных предметов.

· Интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.

· Интеграция учебного материала способствует развитию творчества обучающихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.

Интеграция предпрофильной и профильной подготовки в учебно — воспитательный процесс с целью оказания помощи обучающимся в профессиональном самоопределении с использованием ресурсов высших и средних профессиональных учреждений позволяет обучающимся расширять знания на элективных курсах.

Интеграция дополнительного образования с основным образованием служит расширением возможностей выбора.

Реализовать все вышеназванное возможно через интегрированные уроки информатики с другими учебными предметами. Интегративная система предполагает равномерное, равноправное соединение родственных тем всех школьных предметов, изучение которых взаимно переплетается на каждом этапе урока. Такие занятия позволяют экономить время, т. к. дают возможность не дублировать материал на разных предметах.

Основные приемы интеграции в учебном процессе заключаются в следующем:

Уроки проводятся по сопряженным темам, изучаемым в различных предметных областях;

Уроки проводятся в форме творческих лабораторий;

Уроки используют математические методы решения, тем самым, подтверждая целесообразность изучения предмета математики;

Уроки наполняются музыкой, рисунками, поделками.

Безусловно, учитель должен работать в определенной системе, в которой каждый урок или внеклассное мероприятие становится частью единого целого. Стержнем моей системы считаю развитие мышления. С одной стороны, развивается мышление детей на уроках информатики по вертикали (начиная с младших классов и заканчивая старшими), а с другой стороны, формируется новое педагогическое мышление у педагогов школы, путем вовлечения их в сотрудничество в школьном образовательном пространстве, основанном на использование ИКТ — технологий.

Для реализации этих идей мною используются интегративный подход к применению инновационных образовательных технологий: индивидуальное и дифференцированное обучение, Internet-ориентированные технологии и приемы, игровые, метод проектов, а также все мои авторские наработки, которые позволяют вносить новое во все компоненты урока, повышать информативность содержания изучаемого материала, менять виды и формы урока.. Используемые в работе индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения в основном носят интерактивный (направленный на взаимодействие) характер, способствуют интенсификации уроков, развитию самостоятельности обучающихся, их самоорганизации.

Для решения данной проблемы в работе использую технологии, которые предполагают:

взаимное обогащение обучающихся через организацию совместных действий;

обмен способами действий для решения общей проблемы, развитие взаимопонимания;

коммуникацию, общение;

рефлексию, через которую устанавливается отношение ученика к собственной работе, собственным действиям и обеспечивается адекватная коррекция этих действий.

Многие образовательные и социальные проблемы решаются через систему школьных проектов, так или иначе связанных с информатикой и ИТ. Проекты имеют разные уровни направленности реализации — как для детей, так и для учителей; они ориентированы и на школьное, и на межшкольное образовательное пространство. Дети начинают осваивать проектную технологию с создания компьютерных проектов на уроках информатики в 3, 4 классах в среде ЛогоМиры. При этом у школьников появляются первые навыки работы в группе, проявляются лидерские качества, создается умение планировать свою работу. В среднем и старшем звеньях появляется возможность интегрировать знания по различным предметам в исследовательские проекты, включающие в себя изучение различных информационных ресурсов и использование Интернета.



Подготовка детей к различным олимпиадам и конкурсам также организуется в форме проекта. Ведь в конкурсах и олимпиадах важно не только содержание знаний, но и навыки соединения различных видов мышления с подходами к решению проблемы. Эта подготовка имеет большое значение как для детей, участвующих в школьных, городских, республиканских, всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах и проектах.

Развитием идеи интеграции различных видов мыслительной деятельности учителей и учеников стал международный проект «Учебный бизнес», организованный при поддержки Фонда детей и молодёжи Финляндии и Детско — юношеского центра г. Петрозаводска, направленный на развитие бизнес — образования школьников. Проект, целью которого является внедрение в Карелии новой дистанционной методики обучения ведению бизнеса через Интернет, построен по принципу большой бизнес — игры.

Традиционно одним из самых доступных способов осуществления интеграции является проведение интегрированных уроков. Уроки информатики — это универсальное связующее звено, позволяющее «соединить» практически все школьные дисциплины. Используя инструментарий информационных технологий и уровень подготовленности школьников, можно построить интегрированный урок, создать интегрированные задания, интегрированный модуль для обучающихся любого возраста. Изучая электронные таблицы, можно решать задачи математики и физики, строить графики функций, решать уравнения, выполнять приближенные вычисления, моделировать физические процессы и т. п. Осваивая сервисы и службы Интернет, ученики могут узнавать интересные факты из истории Отечества, знакомиться с мнением литературных критиков, узнавать о последних научных достижениях и т. п., обрабатывать и систематизировать найденную информацию. Изучая базы данных, можно формировать навыки классификации и структурирования информации. Этот список можно продолжать. При этом интегративный характер курса реализуется в рамках требований обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.

В школе наработан материал по организации интегрированных учебных занятий, есть разработки уроков, электронные материалы для сопровождения занятий, тематические планы и другие учебные материалы.

Некоторые примеры интеграции:

математика и информатика

Тема: Обработка числовой информации (8, 9, 10 кл., 22 часа)

Приближенное графическое решение уравнений. (4 часа). Приближенное решение уравнений методом подбора параметра.(4 часа).

Пример:

1. Решить графически систему уравнений.

обществознание и информатика

Тема: Технология хранения, поиска и сортировки информации

(10 и 11 кл. социального профиля, 20 часов).

Информационно-правовая система «Консультант плюс» (8 часов)

Пример:

1. Используя данную справочную систему, охарактеризуйте основные

направления и задачи правоохранительной деятельности.

2. Каковы задачи и функции прокуратуры? Дайте перечень правовых

источников для ответа на поставленный вопрос.

3. На основе материалов, включенных в данный раздел справочной

системы, подготовьте доклад на тему «Охрана государственной тайны».

4. Каковы правовые основания установления режима чрезвычайного

положения?

информатика и черчение, информатика и ИЗО

Тема: Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации

(5, 6, 7, 8 кл., 18 часов)

Система автоматизированного проектирования КОМПАС-3D. Построение основных чертежных объектов. (4 часа). Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии.

Пример:

1. Построение отрезка с использованием Автоматического ввода;

2. Построение прямоугольника с использованием Ручного ввода;

3. Построение окружности с использованием геометрического калькулятора;

4. Геометрическое построение угла, равного заданному;

5. Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними;

6. Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними;

7. Построение треугольника по трем сторонам;

8. Построение перпендикуляра к заданной прямой;

9. Построение биссектрисы неразвернутого угла.

Таких примеров интеграции учебных тем привести можно очень много. Применение интегрированного подхода способствует пониманию предмета, умению применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, понять, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в повседневной жизнедеятельности. Таким образом, у школьников не возникает вопроса: «А зачем все это надо?»

Опираясь на современное представление о школьной дисциплине «Информатика» как системообразующей и интегрирующей дисциплине, можно утверждать, что активизация воспитательной работы и внедрение новых методик в воспитательной деятельности позволяет нам существенно снизить влияние случайных факторов социализации в условиях информатизации, осуществить целенаправленную подготовку личность ребенка к жизнедеятельности в информационном обществе. Интегрированный подход не только учит, но и воспитывает. Цель воспитания — есть суть воспитания следующих качеств:

эмоционально-положительной направленности на практическую деятельность;

бережное отношение к технике, информации; этическое отношение к результату чужого труда;

стремление к самоутверждению через освоение компьютерных технологий;

личная ответственность за результаты работы (личные и в группе).

Необходимыми условиями достижения выделенных целей и задач, активно применяемыми в педагогической практике, считаю:

повышение информативной ёмкости и наглядности изучаемого материала;

лучшее освоение знаний, умений и навыков за счет использования индивидуальных образовательных траекторий как в урочное, так и во внеурочное время;

формирование умения моделировать и проектировать изучаемые процессы;

развитие навыков самостоятельной работы обучаемых, превращение их из пассивных потребителей информации в исследователей;

раскрытие потенциала и значимости изучаемого материала в будущей профессиональной деятельности;

оперативность и объективность контроля знаний.

Дополнительные условия достижения целей и задач образования, развития и воспитания:

расширение использования возможностей современных компьютерных технологий в школе, их применение при преподавании не только информатики и других предметов, но и в целом в образовательном процессе;

повышение уровня оснащенности техникой не только компьютерных классов, но и других кабинетов, позволяющей на практике осваивать и применять информационные технологии;

расширение сотрудничества между обучающимися и учителями школы.

В современных условиях образование не может оставаться в стороне от стремительных процессов научно-технического прогресса, усиления интегративных функций в развитии науки, техники, производства, политики. Наше общество находится в постоянном развитии и через систему образования выдвигает и реализует все новые требования к человеку, а, следовательно, и к качеству образования:

к обученности и воспитанности;

к интеллектуально-физическому развитию;

к способности мыслить и действовать творчески.

Многие из этих качеств можно развить, вводя в школах интегративные курсы, интегрированные уроки, используя компьютерные технологии, желание педагогов научить видеть мир целым, а не раздробленным на кусочки сведений, которые легко забываются и не находят применение в реальной действительности. Процесс интеграции очень сложен. Есть много объективных и субъективных причин сдерживающих его развитие. Но всегда нужно стремиться к движению вперёд. И как результат мы получим ученика владеющего не только компьютерными информационными технологиями, но и умением применять свои разносторонние глубокие знания на практике.

Результатом деятельности учителя являются победы учеников на конкурсах, конференциях, олимпиадах разных уровней, результатом считается составление методических пособий и сборников, результат — уровень обученности и качество образования, результат — отношение школьников к предмету и учителю. Результат — это сопоставление желаемого в начале пути с конечным итогом. А итог всего этого — дети в достаточной степени обладают навыками мыслительной деятельности, у них развито логическое мышление, они успешны и любят творить.

Опыт сотрудничества с педагогическим сообществом наглядно доказывает, что интеграция с информационными технологиями открывает следующие возможности для образовательного процесса: эффективный свободный доступ к самой разнообразной информации; возможности использовать различные источники информации; возможности повышения квалификации через Internet; использование компьютера как средства для подготовки, печати, и поиска информации; возможность моделирования для проведения эксперимента; отработка определенных навыков и умений; контроль знаний; организация исследовательской деятельности обучающихся; повышение мотивации обучения; увлекательное объяснение нового материала; визуализация.

Единство цели порождает единство действий, в конечном результате одинаково заинтересованы все!

Презентация на тему: "Интеграция, инклюзия в специальной педагогике Система понятий Формы интеграции и инклюзии Задачи Принципы Преимущества и проблемы Перспективы развития." — Транслит презентации:

Слайд 1

Интеграция, инклюзия в специальной педагогике Система понятий Формы интеграции и инклюзии Задачи Принципы Преимущества и проблемы Перспективы развития Опыт в России и за рубежом

Слайд 2«Инклюзия» / «интеграция» О шаткости терминов В американской педагогической литературе встречается понятие mainstreaming (дословно - включение в общий поток). В Великобритании говорят о social invention (социальное изобретение). Нам более привычны integration (интеграция, слияние, соединение, внедрение) и inclusion (инклюзия, включение, вхождение, присоединение). В отечественной литературе встречаются оба эти термина. Однако, если у термина «инклюзия» нет разночтений, то слово «интеграция» каждый раз требует уточнений, т.к. оно может обозначать и собственно интегрированное образование, и инклюзивное. Например Е. А. Екжанова и Е. В. Резникова в пособии «Основы интегрированного обучения» перечисляют формы интеграции, которые по существу являются формами инклюзивного образования. Н.М Назарова описывает два вида интеграции (интернальный и экстернальный), один из которых включает в себя и инклюзию (наряду с другой формой). Поэтому сначала уточним термины.

Слайд 3

Уточнение Интеграция – это совместное обучение (воспитание) детей с разными видами ограничений возможностей здоровья (ОВЗ), а также детей с ОВЗ и детей здоровых. Виды формы отличаются друг от друга: а) по степени интеграции каждого ребёнка и б) по степени интеграции (взаимодействия) между системами специального и массового образования. По степени интеграции ребёнка Интеграция – дети с особенностями психофизического развития посещают обычные детские сады и школы. - 1 вариант. Считается, что ученик должен «заслужить» возможность обучаться в общеобразовательной школе, продемонстрировать свои «способности» справляться с ее программой. Азы своей интеграции он постигает своим опытом, как бы варясь в собственном соку. - 2 вариант. Частичная интеграция: дети посещают массовую школу (или детсад), но занимаются в специальных классах, не включаясь в процесс совместного обучения с остальными детьми. Инклюзия – термин означает более глубокие процессы: ребенку предоставляется право посещать обычную школу, но для этого создается необходимая адаптированная образовательная среда и оказываются поддерживающие услуги. Все ученики – независимо от вида, тяжести и характера нарушения развития – обучаются в общеобразовательном классе, получая, если требуется, дополнительные услуги, извлекая пользу из совместного обучения со своими здоровыми сверстниками. Главное отличие инклюзивного подхода от интегративного состоит в том, что при инклюзии в обычных школах меняется отношение к детям с ограниченными возможностями и к их родителям. (См. Екжанова Е.А., РезниковаЕ.В. Основы интегрированного обучения. – М.: Дрофа. – 2008) По степени межсистемной интеграции (взаимодействия) Интернальная интеграция – объединение учеников (воспитанников) внутри системы специального образования. Например, одну и ту же школу (детский сад) могут посещать дети с поражением слуха и дети с тяжелыми нарушениями речи. Экстернальная интеграция – специальное образование внутри системы массового образования. (См. Специальная педагогика / под ред. Н.М Назаровой. – М.: АСАDEMА. – 2000)

Слайд 4

ИНТЕГРАЦИЯ Интернальная В специальных классах (группах) массовых школ (садов) Экстернальная ИНКЛЮЗИЯ: в обычном классе (группе) массовой школы (сада) Инклюзия – самый радикальный вариант интеграции.

Слайд 5

Выбор содержания обучения (варианты индивидуальной программы) Выбор организационной формы При интернальной форме – выбор принципа комплектования контингента (РДА+ДЦП и др.) Определение сроков усвоения Кадровая подготовка: (обучение учителей, тьюторов) Организационные вопросы интеграции (разных типов)

Слайд 6

Принципы интеграции различных типов (по Н.М. Назаровой) Ребенок с особыми образовательными потребностями имеет общие для всех потребности, главная из которых потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке. Ребенок должен вести жизнь, приближающуюся к нормальной в максимальной степени. Лучшим местом для ребенка является его родной дом, и обязанность местных властей способствовать тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались в свои семьях. Учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелым ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование. В основе - концепция «нормализации» условий жизни инвалидов.

Слайд 7

Сильные стороны дифференцированного образования (в учебных/воспитательных учреждениях и на дому) Подготовленные кадры Разработанные методики Приспособленная среда

Слайд 8

Причины выбора экстернальной интеграции ОрганизационныеПедагогические Отсутствие специальных (коррекционных) учреждений. Их удалённость от места проживания ребёнка и его семьи. Нежелание родителей обучать ребенка в специальном учреждении. При дифференцированном специальном образовании патернализм со стороны государства и общества сочетается с изоляцией детей –инвалидов от реальной жизни общества. Формируется социальная пассивность, отсутствие желания трудиться: около половины учащихся старших классов специальных школ не проявляет беспокойства о своей будущей жизни. Иждивенческая позиция, ложная уверенность в том, что забота и помощь окружающих - само собой разумеющееся обязательство. Волевое решение органов управления образованием без одновременного создания соответствующей инфраструктуры в массовой школе.

Слайд 9

Задачи экстернальной интеграции: Создание безбарьерной среды обучения и профессиональной подготовки. Обеспечение ребёнку с ОВЗ среды, стимулирующей его развитие (интеллектуальное и социальное). Формирование социальных навыков и развитие социальной активности. Изменение отношения общества к детям и взрослым с ОВЗ. Преодоление дискриминации.

Слайд 10

Инклюзивное образование означает развитие общего образования, основанное на идее физической и организационной доступности для всех детей, в том числе детей с ОВЗ. Инклюзивное образование означает развитие гибких подходов, основанных на отношении к детям как индивидуумам с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование означает исключение любой дискриминации детей, при создании особых условий для детей с ОВЗ. При эффективности разработанных методик, от инклюзии выигрывают все дети, не только дети с ОВЗ. Идеология инклюзивного образования:

Слайд 11

Организационные принципы инклюзии Дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад или школу. Программы раннего вмешательства готовят к интегративному детскому саду, обеспечивая право ребенка с ОВЗ на посещение детского сада. Методология направлена на поддержку детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей). Все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными. Индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку.

Слайд 12

Принципы формирования индивидуальной программы обучения: Применимо ко всем составным частям программы и привычной манере поведения в классе Обязательно для всех работников, вовлеченных в процесс обучения Является наиболее эффективным в повышении успешности ученика Подходит для всех учеников – не только для учеников с инвалидностью Служит редством приспособления к широкому кругу возможностей ученика Выражает принятие ученика, уважение к его индивидуальным потребностям в обучении

Слайд 13

Достоинства инклюзивного образования (в интересах ребёнка и общества) Воспитание отзывчивости у здоровых. Гуманизация общества. Полноценное образование Адаптация и интеграция в социум Адаптация и интеграция в социум Общение со сверстникам и Понимание проблем инвалидов, улучшение соц. системы

Слайд 14

Слагаемые инклюзии (по Ричарду Зингеру) Общество вне школы (community): помощь семьи, соседей, социальных работников, педагогов на дому. В школе вне класса: занятия с психологом, логопедом и т.п. В классе. Пропорции этих элементов зависят от степени нарушения. Гибкость системы: чем легче нарушение интеллекта, тем большую роль играет работа в классе. Слепой или глухой ребёнок может работать наравне со всеми при соответствующем оснащении процесса (шрифт брайля, помощь сурдопереводчика и т.п.) Даже при тяжёлом нарушении интеллекта ребёнок может заниматься в классе: участвовать в играх, на уроках физкультуры, музыки и т.п. Но в этом случае возрастает роль домашнего обучения. «Если вы верите, что каждый ребёнок должен весь день сидеть в классе, - всё, у вас ничего не получится». (см. лекцию Р. Зингера «Международный опыт инклюзии» в МГППУ, 2010 г.) Результаты успешной инклюзивной программы: Достижения в классе (с поправкой на возможности) Успехи при поддержке специалистов (логопедов, психологов и пр.) Функциональная независимость в социуме

Слайд 15

Условия успешной инклюзии ПравовыеМентальныеОрганизационно- педагогические Жизнедеятельности Демократичное общество и правовая защищённость. Приоритет интересов ребёнка. Возможность выбора: интеграция/дифференци ация. Добровольное согласие родителей детей с ОВЗ. Готовность ребёнка с ОВЗ. Готовность здоровых детей к совместному обучению. Доброжелательная атмосфера в сообществе детей, родителей и педагогов. Готовность общества в целом. Система ранней диагностики отклонений. Финансовое обеспечение. Подготовка воспитателей, кл. руководителей, учителей- предметников, к работе в инклюзивном классе. Наличие ассистента учителя (сурдопереводчик, тьютор). Специалисты для поддержки вне класса (логопед, специальный психолог). Возможность разработки индивидуального «маршрута» обучения. Система оценки результатов. Специальное обустройство пришкольной территории, мест общего пользования внутри школы (лестниц, коридоров, туалетов), классов. Например: пандусы, подъёмники, приспособленные для колясочников двери. Специальное учебное оборудование, учебные материалы. Например: индивидуальная звукоусиливающая аппаратура. Специальный транспорт для детей, ограниченных в передвижении.

Слайд 16

Внешние условия Раннее выявление нарушений (на первом году жизни) и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни. Желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми, стремление и готовность помогать ребенку в процессе совместного обучения. Обязательная коррекционная помощь каждом интегрированному ребёнку с ОВЗ. Обоснованный отбор детей с ОВЗ для интегрированного обучения. Внутренние условия Уровень психофизического развития ребенка (чем ближе он к норме, тем больше возможность успешного совместного обучения). Способность ребенка овладеть общим образовательным стандартом в обычные сроки: наибольшая эффективность полной инклюзии – при небольших нарушениями развития (слабовидящих, слабослышащих, колясочников, с легкой формой ДЦП и др.) Вариант: способность заниматься по индивидуальному маршруту обучения. психологическая готовность ученика с ОВЗ заниматься в обычном классе и др. Готовность ребёнка с ОВЗ к инклюзии

Слайд 17

Проблемы инклюзивного образования Профессор Ричард Зингер (Канада) имеет 40-летний опыт продвижения инклюзивного образования в мире. Из лекции в МГППУ 17 мая 2010 г.: «Главное - не ресурсы, которые есть в обществе, а отношение, которое сформировано в обществе. В Танзании или Перу, где денег немного, существует «культура принадлежности». В этих странах семья - это не только родители. Это большая семья, это большие семьи. Это способствует инклюзии. Там не стоит вопрос, имеет ли право человек с особенностями развития посещать школу и быть частью общества. Внутри таких культур есть глубокое понимание, что люди с особенностями развития имеют своё место в этом обществе вне зависимости от умений, способностей. Мы смотрим на людей с ограниченными возможностями как на людей, которые чего-то не могут, вместо того, чтобы смотреть как на людей, которые обладают какими-то дарами и ценны. Такая у нас с вами проблема изначальных установок мировоззрения. Вы можете изменить жизнь многих детей. Чтобы решить проблему, нужны всего три вещи (на языке Суахили): Бону, то есть ваш мозг. Мойл, то есть ваше сердце. Рохо, то есть ваш дух». Зрелость общества Ментальные изменения требуют целого поколения: Есть предубеждение со стороны некоторых родителей здоровых детей. В обществе нет понимания абсолютного понимания права инвалида на выбор формы обучения. Преобладает благотворительный подход («из жалости»). Зрелость педагогической системы Необходимы: соответствующие знания и навыки педагогов; помощь тьютеров; гибкость программы обучения и возможность индивидуальных планов; техническая оснащённость школ (детских садов); техническая оснащённость самих учеников. Адекватность формы обучения потребностям ребёнка Основной школьной ступени трудно преодолеть ориентацию на цензовое образование. (по данным С.В. Алёхиной, МГППУ) При некоторых видах инвалидности инклюзия (как и любая форма интеграции) невозможна: даже сейчас ок. 200 тыс. детей с инвалидностью не учатся вообще, даже в системе спец. обр. (по данным Олега Смолина).

Слайд 18

Пути развития специального образования (по Л.М. Шипициной) Специальная педагогика Дифференциация Интеграция Совершенствование сети специальных учреждений (8 видов) Дальнейшая дифференциация: учреждения для детей с аутизмом, девиантным поведением и т.д. Социальная интеграция Интегрированное обучение

Слайд 19

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Инклюзивное образование в РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В РФ действует федеральная программа «Доступная среда» (рассчитана на 2011-2015 гг.) В Москве: «Закон города Москвы об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» (28 апреля 2010 года N 16) «Там впервые на законодательном уровне говорится об инклюзивном образовании. От деятельности энтузиастов мы переходим к систематическим вопросам, решаем на уровне не отдельной школы, но каждой». (Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребёнка с Москве). Интеграция, инклюзия в России Проблемы, затрудняющие продвижение Неориентированность стандартов общего образования на обучение детей с особыми образовательными потребностями. Неучтённость разного уровня потребностей и нужд детей в зависимости от степени ОВЗ при организации целевого финансирования. Элементы программы Приспособление физической среды. Подготовка педагогов. Разработка системы оказания индивидуальной и дополнительной поддержки. Разработка индивидуальных планов обучения. Разработка принципов и процедуры оценки и аттестации учащихся, обучающихся по таким планам. Федеральная программа «Доступная среда» (рассчитана на 2011- 2015 гг.)

Слайд 20

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 - 1990 гг. ОСОБЕННОСТИ ВОПЛОЩЕНИЯ «Рассмотрение образования через призму инклюзивности предполагает изменение представления о том, что проблемой является ребёнок. И переход к пониманию того, что в изменении нуждается сама система образования». (Светлана Алёхина, директор Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ, Там же.) По данным Михаила Терентьева (депутата Госдумы), в России около 500 тыс. детей с инвалидностью хотят и способны учиться в обычных школах. (Озвучено на международной конференции «Инклюзивное образование: методика, практика, технология», в МГППУ, июль 2011 г.) Инициаторы инклюзии - объединения родителей детей с ОВЗ и общественные организации отстаивающие права и интересы людей с инвалидностью. В России образовательная интеграция реализуется в основном методом экстраполяции зарубежного опыта и его адаптацией под российские условия. Интеграция, инклюзия в России

Слайд 21

Интеграция, инклюзия за рубежом Развитие идеологии и законодательства За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования. Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980 - 1990-х гг. и демонстрируют преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений. Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года. На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные, муниципальные и школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.

Слайд 22

Британская модель интеграции Британские специалисты приступают к системным занятиям со всеми детьми, начиная с девятимесячного возраста, не стремясь установить точный диагноз, а стараясь максимально развить имеющиеся у них потенциальные возможности. В дошкольном и младшем школьном возрасте интеграция очень объемная, но это объясняется специфической направленностью системы обучения. Возрастной этап от 5 до 11 лет соответствует подготовительной школе. Методы и содержание обучения в этот период очень похожи на российское дошкольное образование. В средней и старшей школе подход к интеграции видоизменяется: занимаясь в классе вместе с другими детьми, каждый «интегрированный ребенок» в то же время имеет своего учителя, свою индивидуальную программу, учитывающую его возможности и темп обучения. Перспективы развития «особого ребенка» тщательно планируются, в этот процесс включены все педагоги школы, контактирующие с ребенком, методист, тьютор и родители, которых информируют о возможностях его дальнейшей социализации. (см. Екжанова Е.А., Резникова Е. В. ) Интеграция, инклюзия за рубежом ВАРИАНТЫ ВОПЛОЩЕНИЯ Подходы к интеграции в современной образовательной политике США и Европы : Расширение доступа к образованию (widening participation). Мэйнстриминг (mainstreaming): ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция (integration): приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Инклюзия, т.е. включение (inclusion): реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

Слайд 23

Источники Инклюзивное образование – московский опыт: http://www.materinstvo.ru/art/6922http://www.materinstvo.ru/art/6922 Алехина С.В., Инклюзивное образование в России /Алехина С.В., директор Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ: http://psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing/issue/36287_full.shtmlhttp://psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing/issue/36287_full.shtml Инклюзивное образование в России и Москве. Статистика и справочные материалы: http://www.dislife.ru/flow/theme/4696 http://www.dislife.ru/flow/theme/4696 Совместный проект ЕАР/Джойнт «Интеграция детей со специальными потребностями в еврейскую общину г. Москвы»: http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_inkluziv_obrazov http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_inkluziv_obrazov «Инклюзивное образование: методика, практика, технология». Материалы международной конференции в МГППУ (июль 2011 г.): http://www.inclusive-edu.ru/multimedia/http://www.inclusive-edu.ru/multimedia/ Лекция «Международный опыт инклюзии» :http://psypress.ru/articles/24481.shtmlhttp://psypress.ru/articles/24481.shtml Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2003. 368 с.: http://www.pedlib.ru/Books/5/0347/5_0347-136.shtml http://www.pedlib.ru/Books/5/0347/5_0347-136.shtml Проблема обучения детей с ОИН (статья): http://www.maystro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=628:2011-06-17-00-03-59&catid=109:2011-02-06-23- 36-45&Itemid=187 Екжанова Е.А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения. М. : Дрофа. 2008.: http://fictionbook.ru/author/elena_anatolevna_ekjanova/osnoviy_integrirovannogo_obucheniya_poso/read_online.html?page=2 http://fictionbook.ru/author/elena_anatolevna_ekjanova/osnoviy_integrirovannogo_obucheniya_poso/read_online.html?page=2

Формирование знаний, умений, навыков учащихся через интеграцию, дифференциацию учебного процесса

Левчук Виктор Андреевич, директор

Разделы: Администрирование школы

В концепции развития российского образования на период до 2020 г. отведена большая роль образования в развитии российского общества.

Новые требования, предъявленные к образованию, определили приоритеты образовательной политики учреждений.

Ключевым вопросом в образовательной политике школы является личностно-ориентированное образование. Обращение к личностно-ориентированному обучению обязывает педагогов направлять внимание на индивидуальные особенности учащихся в развитии знаний, умений и навыков.

Продолжительное время школьник получал знания в основном посредством изучения дифференцированных учебных курсов. Однако очень часто у одного ребенка школьные знания так и оставались разрозненными сведениями, искусственно расчлененными по предметному признаку. В результате этого ученик не воспринимал целостно учебный материал, ни тем более картину окружающего мира. Потребность преодолеть указанное противоречие привела в свое время к активному поиску межпредметных связей, к попыткам их использования в дифференцированном обучении.

Интеграция и дифференциация – это взаимообратные процессы. Они взаимодополняют диалектически равновесное состояние целостной системы любого уровня. Именно поэтому в идеале на всех ступенях образования нужно стремиться к созданию системы, оптимально сочетающей идеи интеграции и дифференциации.

В переводе с латинского “интеграция” означает значение “восстановление”, “восполнение”. Дифференциация – “разность, различие”. В чем же заключается суть интеграции в обучении? Применительно к системе обучения понятия “интеграция” может принимать два значения:

а) как цель обучения – это создание у школьника целостного представления об окружающем мире;

б) как средство обучения – нахождение общей платформы сближения предметных знаний.

Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Интеграция также – средство получения новых представлений на стыке традиционных предметных знаний. В первую очередь она призвана заполнить незнание на стыке уже имеющихся дифференцированных знаний, установить существенные связи между ними.

Различают три уровня интеграции содержания учебного материала:

Внутрипредметная;

Межпредметная;

Транспредметная

Внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений внутри отдельных учебных предметов.

Межпредметная – синтез фактов понятий, принципов двух или более дисциплин.

Транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Внутрипредметная интеграция направлена на “спресование” материала в крупные блоки, что, в конечном счете, ведет к изменению структуры содержания дисциплины. Подача материала блоками более приемлема в старшем и среднем звене на уроках математики, русского языка, физики, химии.

В начальной школе внутрипредметная интеграция хорошо прослеживается в программе развивающего обучения Л.В. Занкова, “Школа 2100”.

Межпредметная интеграция проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой.

Межпредметная интеграция подразумевает:

а) использование межпредметных связей;

б) интегрированных уроков, блоков;

в) интегрированных курсов.

Межпредметные связи постоянно имеют место в образовательном процессе на всех учебных дисциплинах.

Значительно реже проводятся интегрированные уроки, которые имеют большие развивающие возможности:

а) во-первых, такой урок позволяет реализовать один из важных принципов дидактики – принцип системности обучения;

б) во-вторых, создает оптимальные условия для развития мышления (способность к абстракции, умения выделять главное, проводить аналогии, осуществлять анализ, сопоставление, обобщение.

в) в-третьих, способствует развитию системного мировоззрения, гармонизации личности учащихся.

Практика подтверждает хорошую интеграцию литературы и русского языка, литературы и музыки, математики и технологии, изобразительного искусства и технологии, литературы и истории.

Более высокого порядка является интеграция содержания различных дисциплин. Здесь речь идет об интегрированных курсах.

В начальной школе примером интегрированного курса является “Окружающий мир”, где объединены предметы истории, природоведения, ОБЖ.

В интегрированном курсе природоведения учебника 5 класса под редакцией Сонина объединены дисциплины – физика, астрономия, естествознание, география.

Высший уровень интеграции – транспредметная имеет также место в нашей школе, когда объединяется в единое целое, содержание образовательных областей учебного плана с содержанием образования, получаемого детьми вне школы – с системой дополнительного образования. Хорошим примером в нашей школе объединения основного и дополнительного образования является экологическое направление деятельности, когда объединяются в единое целое содержание природоведения, биологии, химии с содержанием кружков по экологии.

Виды интеграции:

Значение интеграции огромно. Интеграция позволяет учащимся перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимному изучению.

На интегрированных уроках повышается уровень знаний по предмету, изменяется уровень интеллектуальной деятельности, растет познавательный интерес школьников, активизируется творческая деятельность, снимается умственное напряжение, утомляемость. Организация интегрированного обучения должна проходить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, т.е. при дифференцированном подходе к обучению.

В практике школ выделяют 3 основных формы дифференцированного обучения:

Модель полного усвоения знаний.

Уровневая дифференциация (внутри класса).

Организация факультативов, кружков (дифференциация по интересам).

Внутриклассная уровневая дифференциация является самой распространенной формой дифференциации, при которой учителя используют разные виды работы.

а) Планируют выполнение учениками заданий различного уровня сложности. При этом усложнение может происходить за счет привлечения пройденного материала, когда ученикам необходимо установить близкие или далекие связи между различными фрагментами содержания. Усложнение заданий может происходить и за счет усложнения видов работы, условия уровня творческой деятельности, необходимой при выполнении задания. Например, на самом простом уровне предлагается прочитать параграф в учебнике, пересказать его, выделив основные мысли; на более сложном уровне – прочитать параграф, составить план и вопросы к нему; на самом сложном уровне – прочитать параграф, дать аннотацию и рецензию на него.

В начальной школе дифференцированные задания могут выглядеть следующим образом: на самом низком уровне группа учащихся готовит выразительное чтение произведения; на более высоком – план пересказа; на самом высоком – группа работает мультипликаторами или готовит инсценировку отрывка.

б) Учителя планируют разнообразные способы включения дифференцированных заданий в учебный процесс. Их можно объединить в 2 группы: первая – учитель может дать задание каждому ученику, вторая – ученики могут взять (выбрать) сами задание. К самостоятельному выбору заданий учеников надо готовить. На первом этапе учитель рассказывает о сложности каждого задания, советует, какое задание выбрать; на втором этапе – рассказывает о сложности задания, но выбирают сами ученики. Учитель корректирует их выбор. На заключительном этапе ученики сами определяют сложность задания и сами осуществляют выбор.

в) Задания различной направленности: устраняющие пробелы в знаниях, и задания, учитывающие имеющиеся у учеников предварительные знания по теме.

г) Дозирование помощи учителя ученикам, которое включает временное облегчение заданий (разбивка текста или упражнения на самостоятельные части – порции), задания с письменной инструкцией (например, с подготовительными упражнениями (каждое подготовительное упражнение представляет собой этап выполнения основного), работы с наглядным подкреплением рисунком, чертежом.

Выполняя задание с дозированной помощью, ученик получает конверт с необходимыми инструктивными материалами, к которым он может обратиться в процессе выполнения задания. В данном случае объем дозированной помощи определяет сам ученик.

д) групповая работа, предполагающая четкую постановку целей в образовательной деятельности: что ученики должны знать и уметь, какие ценности должны у них формироваться в ходе учения. Достижение целей должно быть проверяемым, то есть должен существовать инструментарий проверки.

Организуя дифференцированное обучение, учитываются интеллектуальные способности, специальные способности, интересы и будущую профессию подростков: учащиеся готовят доклады, рефераты по темам, интересующим их, изготавливают модели, макеты, проводят микроисследования.

Особенно важное значение имеют процессы интеграции и дифференциации в связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Данные процессы решает важные дидактические задачи:

ЗАДАЧИ:

Расширение круга представлений, общего кругозора и эрудиции не основе дальнейшего развития учебно-познавательной мотивации ученика;

Расширение и закрепление учебных действий ребенка, их отдельных операций и последовательности;

Развитие у школьников контроля и самоконтроля, оценки и самооценки как важнейших показателей сформированности учебной деятельности;

Выявление детей, у которых не сформированы те или иные умения, навыки, качества и корректировка учебного процесса с целью организации специальной помощи этим детям.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!