СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие "Композиция из осенних листьев"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие «Композиция из осенних листьев» представляет собой работу в  художественном направлении дополнительного образования детей по модифицированной программе ИЗО «Акварель».

Просмотр содержимого документа
«Вакорина Конспект занятия 2015 Композиция из осенних листьев»

МБУДО Дом детского творчества

г.Новокубанска муниципального образования

Новокубанский район















ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: «Композиция из осенних листьев»








Объединение: ИЗО «Акварель»

Руководитель: Вакорина О.Р.












г.Новокубанск, 2015

Пояснительная записка



Занятие «Композиция из осенних листьев» представляет собой работу в художественном направлении дополнительного образования детей по модифицированной программе ИЗО «Акварель». Данная программа реализуется в течение двух лет обучения. Первый год обучения рассчитан на 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа), второй – 216 часов (2 раза в неделю по 3 часа). Программа рассчитана для художественно-творческого просвещения и развития школьников 6,5 – 12 лет. Для групп 10-12 человек, где занятия по уровню сложности рассчитаны для одаренных детей, детей с художественно развитыми способностями и детей со средними развитием и способностями.



Тема: «Композиция из осенних листьев».

Тип занятия: комбинированное (занятие-объяснение, занятие-практикум).



Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.



Цель - сформировать у учащихся представление о растительном мире края. Показать различные способы изображения объектов растительного мира.

Задачи:

Обучающие:

  • Сформировать интерес к изобразительной деятельности.

  • Расширить знания об орнаменте и научить правильно его выполнять.

  • Познакомить с произведениями художников и поэтов, русского фольклора, посвященных осени.

  • Познакомить с различными художественными материалами и различными техниками.

  • Научить работать с шаблонами, ножницами и клеем.



Развивающие:

  • Развитие композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения.

  • Развитие творческого воображения.

  • Развитие интереса и мотивации к предмету.

  • Создание условий для развития мелкой моторики, образного и логического мышления, эстетического вкуса.

Воспитательные:

  • Воспитание собранности, аккуратности при подготовке к занятию;

  • Воспитание умения планировать свою работу.

  • Воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логичности и развитого воображения.

  • Способствовать воспитанию чувств восхищения красотой осенней природы и любви к родному краю, трудолюбия.

Задание: заготовить детали аппликации по шаблонам, изготовить карандашницу из картона, украсить ее осенним узором листьев и ягод из цветной бумаги.

Оборудование: Лист бумаги А4, цветная бумага, гофрированный картон, карандаш, ластик, ножницы, клей и фломастеры.

Дидактический материал:

Зрительный ряд - подборка иллюстраций картин художников с осенним пейзажем, осенние листья.

Литературный ряд – стихи, осенние пословицы, поговорки и загадки.

Музыкальный ряд – «Времена года» Вивальди и другие композиции.



План проведения занятия

Этап занятия

Оперативные задачи педагога

Способы, приёмы, методы организации деятельности и учебно-воспитательного процесса. Дидактический материал, техническое оснащение.

1

Организацион-ный момент

(1 мин.)

Проверить готовность детей к занятию, наличие необходимых материалов и инструментов.

Напомнить правила по технике безопасности обращения с кисточками, красками, палитрами.

Беседа, наблюдение.

2

Приветствие группы. Предмет исследования. Введение в тему занятия

(1 мин.)

Обеспечение нормальной обстановки для работы на занятии и психологическая подготовка учащихся к общению и предстоящему занятию.

Беседа.

3

Мотивирование к учебной деятельности. Постановка задачи.

2 мин.)

Мотивирование к учебной деятельности. Постановка задачи.


Беседа.

Прием постановки проблемы и активизации воображения.

4

Новая тема

(7 мин.)

Рассказ о природе и ее изменениях осенью. (общие сведения). Произведения поэтов и художников, посвященных осени. Посмотреть презентацию, посвященной источнику творчества. Посмотреть фотографии осеннего пейзажа и натуральные осенние листья.

Рассказ, диалог педагога и учеников. Совместный просмотр презентации,

Активный диалог, наглядный,

иллюстративно-объяснительный. Прием активизации воображения, игровой метод.(мультимедийная доска, презентация, музыка)

5

Актуализация знаний учащихся. Теоретическая часть.

(3 мин.)

Актуализация знаний о композиции. (общие сведения).

Рассказ, диалог педагога и учеников.

Активный диалог.

6

Постановка художественной задачи.

(2 мин.)

Дать задание и кратко рассказать алгоритм выполнения работы. Напомнить требования к выполнению работы. Ответить на вопросы.

Изложение задания, диалог педагога и учеников. Прием постановки проблемы и активизации воображения.


7

Практическая работа. Творческое задание

(20 мин.)

Поиск идеи и компоновки объектов на объемной форме. Самостоятельная работа над творческой композицией.

Выполнение задания детьми совместно с педагогом. Выполнение задания сопровождается комментариями педагога и индивидуальными консультациями с детьми при необходимости.

Иллюстративно-объяснительный, наглядный, метод моделирования и репродуктивный метод (образцы, карточки-схемы, музыкальный фон)

8

Физкультминутка во время выполнения задания

(2 мин.)

Обеспечить двигательную физическую активность.

Выполнение вместе с педагогом

(Игровой метод)

9

Контрольный этап. Подведение итогов. «Вернисаж детских работ». Рефлексия. Итог. (3 мин.)


Организовать экспозицию работ учащихся. Подвести итоги. Сделать выводы в конце пройденной темы.

Анализ выполненных практических работ. (Метод контроля и анализа)



План-конспект

1. Организационный момент.

Приветствие. Зрительный контроль посещаемости. Организация учащихся к образовательной деятельности, наличие необходимых материалов. Контроль соблюдения правил ТБ, личной и общественной гигиены.

Здравствуйте, ребята! Удобно садимся, поправляем предметы на столе. Начинаем занятие.



2-3. Вступительная часть. Мотивирование к учебной деятельности. Предмет исследования.

- Ребята! Чтобы узнать тему нашего занятия, вам необходимо отгадать загадку:

Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Осенью)

- Какое сейчас время года у нас на дворе? Тема нашего занятия сегодня связано с осенью и звучит так: Композиция из осенних листьев.



Сегодня на занятии нам предстоит выполнить три важных задачи:

  • Совершить путешествие в осеннюю природу.

  • Научиться анализировать наглядность и брать от нее только самое выразительное.

  • Научиться новому для вас способу изображения объектов растительного мира и применения их на практике в выполнении творческой работы.

4. Новая тема.

С давних времен человек стремился к красоте, природе и гармонии. Всячески проявляя свою фантазию, выдумку и умения, люди украшали свой быт различными предметами и вещами. Сегодня мы с вами изготовим необычную подставку-карандашницу с элементами орнаментального узора.

- Ребята, как вы думаете, что послужит источником вдохновения для сегодняшнего занятия? Вариантов здесь может быть очень много. Давайте сейчас внимательно посмотрим на экран… (презентация с картинами художников, писавших осень, и с музыкой)

Есть в осени первоначальной...

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

Федор Тютчев


***

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

А.С. Пушкин


***
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

А. С. Пушкин


- Какие прекрасные строки написали наши классики! И какие необыкновенные картины, посвященные осени, были написаны российскими художниками в прошлом!

-А сейчас я предлагаю вам обратиться к русскому фольклору. Как вы думаете, как и в какой форме простые люди раньше отражали свои наблюдения и знания о природе и передавали их будущим поколениям? Конечно, читая различные приметы, пословицы, поговорки и загадки можно узнать много нового. Ребята, а какие приметы знаете вы?

Народные приметы и пословицы про осень.

  • Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.

  • Большой урожай рябины - к большим морозам.

  • Раннее опадание листвы - к ранней зиме.

  • Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льет и снизу метет.

От осени к лету повороту нету.

Весна красна цветами, а осень снопами.

Осенние загадки:


Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)

Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(Дождь)

Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется,
Во мгле,
Только ноги на земле.
(Дождь)

Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)

Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно ...
(Листопад)

Не колючий, светло-синий
По кустам развешан ...
(Иней)

Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет.
(Иней)

Весной – веселит,

летом – холодит,

осенью – питает,

зимой – согревает.

(Дерево)



5. Актуализация знаний учащихся.

- Ребята, прежде чем мы начнем выполнять задание, давайте с вами вспомним то, что будет необходимо при работе.

Что такое композиция? Какие основные законы и средства композиции мы уже знаем?

Композиция (сочинение, составление, расположение) - целенаправленное построение художественного произведения, де­лающее замысел художника более доходчивым и впечатляющим.

Основные законы композиции: равновесие, цельность, соподчинение.

Средства композиции: центр композиции, статика, динамика, симметрия, асимметрия, ритм, ньюанс и другие.

Работа является композиционно верной, если все элементы композиции находятся каждый на своем месте. Нам не хочется что-либо передвинуть, добавить или убрать.

6-7. Постановка художественной задачи. Практическая работа:

- Ребята! Что мы с вами увидели на фотографиях на стенде? Какое время года отражено на них? Давайте подумаем, что из увиденной живой природы мы с вами можем взять за основу осеннего орнамента аппликации.

- Сейчас на столе у каждого из вас лежат шаблоны различных осенних листьев, ягод, грибочков, улиток, а также заготовка для карандашницы из гофрированного картона. Давайте сейчас подберем необходимые цвета декоративной бумаги. Какая гамма цветов соответствует осенней поре? Правильно, это желтые, оранжевые, зеленые, красные, бордовые и коричневые оттенки.

- Перенесем контур шаблонов на выбранную цветную бумагу. От аккуратности нашей работы зависит эстетическая красота изделия, поэтому карандашные линии должны быть тонкими, обрезанные края деталей достаточно ровными. Так как, наша аппликация декоративная, все детали представляют собой стилизованные элементы композиции. Поэтому, серединки и прожилки на листьях можно выполнить с помощью маркера или фломастера плавными линиями.

8. Физкультминутка:


- Думаю, вы уже немного устали. Давайте прогуляемся по осеннему лесу, где растет много-много деревьев. Там можно сделать запасы дров на зиму… (дети выходят на свободное пространство и повторяют движения за педагогом)


Отправляемся в поход -

Сколько нас открытий ждет! (марш на месте)

Мы шагаем друг за другом

Лесом и осенним лугом. (ходьба на носках, на пятках)


Мы сейчас бревно распилим:

Пилим-пилим, пилим-пилим,

Мы сейчас бревно расколем:

Колем-колем, колем-колем. (имитация движений)


Раз-два! Раз-два! (марш на месте)

Будут на зиму дрова!


После проведения физкультминутки дети продолжают работу.

- Далее прикрепляем с помощью клея ПВА заготовленные детали в свободном композиционном порядке. Здесь нам поможет наше воображение, интуиция и внутреннее чувство красоты и гармонии. Листья и элементы могут перекрывать друг друга, отставать друг от друга на разном расстоянии, располагаться в разных направлениях, создавать ощущения полета.


9. Контрольный этап. Подведение итогов:

- Ребята, какие цвета вы выбрали для того, чтобы изобразить осеннюю листву? Чем отличается осенняя пора от лета, весны и зимы? В какой новой технике выполняли работу? (ответы детей)


Все детские работы помещаются на общий стол для проведения мини-выставки. Отмечается, как работала группа, кто из учащихся работал особенно старательно, что нового узнали учащиеся.

Рефлексия.

- Ребята, понравилось ли вам сегодняшнее занятие? А как можно назвать нашу выставку? (дети предлагают варианты названий)

- Ребята, давайте создадим на доске полянку настроения нашего занятия из осенних листьев. На доске нарисовано дерево и полянка. Вы сами решите, где вам захочется прикрепить листья – на дереве или на полянке на траве.

- Кто чувствовал себя комфортно на занятии, уверенно – возьмите желтые и оранжевые листья. Кто чувствовал себя немножко неуверенно, была проблема на занятии, ошибался, но ошибки свои понял и исправил – зеленые листья. У кого была тревога на занятии, затруднения при выполнении заданий – красные листья. (учащиеся прикрепляют листья на доску).

- Вот какое замечательное осеннее дерево и полянка у нас с вами получились!





Просмотр содержимого презентации
«Презентация Осень в картинах художников»

Осень глазами  художников.

Осень глазами художников.

Унылая пора!  Очей очарованье!  Приятна мне твоя прощальная краса -  Люблю я пышное природы увяданье.  В багрец и в золото одетые леса,  В их сенях ветра шум и свежее дыханье,  И мглой волнистою покрыты небеса,  И редкий солнца луч, и первые морозы,  И отдаленные седой зимы угрозы.    А.С.Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье. В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. А.С.Пушкин

И. Левитан «Золотая осень»

И. Левитан «Золотая осень»

В. Поленов «Золотая осень»

В. Поленов «Золотая осень»

И. Остроухов «Золотая осень»

И. Остроухов «Золотая осень»

И. Шишкин «Золотая осень»

И. Шишкин «Золотая осень»

С. Герасимов «Золотая осень»

С. Герасимов «Золотая осень»

С. Петров «Золотая осень»

С. Петров «Золотая осень»

В. Мясоедов «Осеннее утро»

В. Мясоедов «Осеннее утро»

Е. Волков «Золотая осень. Тихая речка»

Е. Волков «Золотая осень. Тихая речка»