Композиция по стихам Юрия Левитанского
«Бегущее пространство»
Тема: «Время и человек»
Декорация: 4 рамы-окна, висящих в разных частях сцены;
1 дерево, ветви которого символизируют разные времена года – жизни человека…
Всё начинается с появления в полной темноте силуэта часовых стрелок на полу при загорании 1 софита…
- звук Метронома – потом более быстрый…
Утро-вечер, утро-вечер, день и ночь.
Стрелки, цифры, циферблаты, сутки прочь.
Гири, маятники, цепи, медный гуд.
Все торопятся куда-то, все бегут.
На ходу махнуть рукою, крикнуть «будь»!
Съесть сосиску на ходу, и снова в путь.
Сдать багаж, и в самолет, и в облака.
-Как там наши? - как там ваши? – ну, пока!
Гири, цепи, шестеренки, медный звон.
Телеграмма – вместо писем – телефон,
Телефонные кабины – о стекло
Стук монеты – ваше время истекло!
Нету времени присесть, поговорить,
Покалякать, покумекать, покурить.
Нету времени друг друга пожалеть,
От несчастья от чужого ошалеть.
Даже выслушать друг друга – на бегу –
Нету времени – приедешь? – не могу!
На автобус, на троллейбус, в этот гон,
В эту гонку, в переполненный вагон,
То в обгон, а то вдогонку – на ходу –
В эту давку, суматоху, чехарду.
В автогонку, в мотогонку, в нету мест,
В не толкайтесь, переулками, в объезд,
И в затор у светофора – как в тупик…
Что за время? Наше время, время пик!
Только выхлопы бензина, дым и чад.
Только маятники медные стучат.
Только стрелки сумасшедшие бегут.
Стрелки, цифры, циферблаты, медный гуд.
Словно мир этот бессонный городской
Стал огромной часовою мастерской,
Часовою мастерской, где со стен –
Циферблаты всех фасонов и систем,
Где безумные живут часовщики.
Спать ложишься – ходят стрелки у щеки.
Стрелки, цифры, циферблаты, медный зов.
Засыпаешь под тиктаканье часов.
И летишь под этим небом грозовым –
Как на бомбе с механизмом часовым.
- CHajkovskij Petr Il'ich - SHest' p'es dlya fortepiano, Op.19 F-dur - 04 'Noktyurn' (isp. Viktoriya Postnikova)
"Большие мои часы
И маленькие часы.
Две стрелки моих часов -
как две на лугу косы.
По кругу они идут.
Под корень траву секут.
Секут стебельки секунд.
Травинки моих минут.
Не косы - а два меча,
нацеленных на меня.
Вернее - два палача,
преследующие меня.
Как пики у них усы.
В различные лишь часы
опущены их усы
и вздёрнуты их усы.
Повсюду они торчат.
Повсюду часы стучат.
Ворчат на меня. Кричат.
За что на меня кричат?
Издёвка у них в глазах.
Ухмылка у них в усах.
- Смотри, - говорят, - смотри!
А что на твоих часах? -
И некуда мне бежать.
Весь век я у них в плену
- Ты спишь? - говорят. -
Так-так!
- Встаёшь? - говорят. -
Ну-ну!"
- OST Hatiko - Fortepiano
Время раскрывающихся листьев
Клавиши рояля, чей-то палец,
пробежавший по клавиатуре,
и сейчас же тысячи сосулек
с грохотом летят на тротуар.
Человек идет в весеннем сквере,
в сквере,
где сейчас творится чудо,
чудо непрерывности творенья,
сотворенья ветки и куста,
чудо воссозданья,
повторенья,
завершенья круга,
воскрешенья
линий изначального рисунка,
формы прошлогоднего листа.
Человек сидит в весеннем сквере,
в сквере,
переполненном грачами,
их высокомерными речами,
вздорностью грачиных пересуд.
Черные пасхальные старухи
с древними рублевскими очами
белые платочки с куличами
мимо сквера бережно несут.
Человек сидит в весеннем сквере,
улыбаясь грусти безотчетной,
смотрит,
как в песке играют дети,
хлебцы выпекают на доске,
как они песок упрямо роют,
на песке
песочный домик строят,
крепость воздвигают на песке.
А весенний гром,
еще несмелый,
первый,
еще робкий,
неумелый,
тихо погромыхивает где-то,
громыхает,
душу веселит.
А весенний дождик все смывает,
облегчает,
очищает душу,
обещает радужное что-то,
что-то неизвестное сулит,
что-то позабывшееся будит —
что-то будет,
что-то еще будет,
что-то еще здесь произойдет.
И тогда в дожде,
как наважденье,
возникает давнее виденье —
женщины забытые глаза,
два бездонных,
два бессонных круга,
и сквозь них,
сквозь дождь,
неторопливо —
человек по улице идет,
и навстречу женщина идет,
и они
увидели
друг друга.
|
- – Что происходит на свете?...
(песня) ДИАЛОГ У НОВОГОДНЕЙ ЕЛКИ
(пластический этюд) …
Что-то увидела в окне…
- Под музыку Yuki Kajiura - My Love, So Sweet
«Полночное окно»
В чужом окне чужая женщина не спит.
Чужая женщина в чужом окне гадает.
Какая карта ей сегодня выпадает?
Пошли ей. Господи, четверку королей!
Король бубей, король трефей, король червей,
король пиковый, полуночная морока.
Все карты спутаны - ах, поздняя дорога,
пустые хлопоты, случайный интерес.
Чужая женщина, полночное окно.
Средина августа, пустынное предместье.
Предвестье осени, внезапное известье
о приближенье первых чисел сентября.
Чужая женщина, случайный интерес.
Все карты спутаны, последний лепет лета.
Средина августа, две дамы, два валета,
предвестье осени, десятка и король.
Предвестье осени, преддверье сентября.
Невнятный шелест, бормотанье, лепетанье.
Дождя и тополя полночное свиданье,
листвы и капель полусонный разговор.
Чужая женщина, полночное окно.
Средина августа, живу в казенном доме.
Преддверье осени, и ночь на переломе,
и масть бубновая скользит по тополям.
Чужая женщина, последний свет в окне.
И тополя меняют масть, и дом казенный
спит, как невинно осужденный и казненный
за чьи - неведомо, но тяжкие грехи.
- Под музыку Artur Zobnin
Разлюбили, забыли, как однажды забыли,
Будто двери закрыли и все окна забили.
В заколоченном доме моем не светает,
Только слышно как с крыши сосулька слетает.
Кто то мимо проходит, кого то зовут,
В заколоченном доме моем только звуки живут.
Только звуки приходят ко мне и гостят у меня,
Звуки Ваших часов, звуки Вашего дня.
Вот я слышу, как Вы зажигаете свет,
Через тысячу стен от меня
Ваше платье упало на пол –
Это Вы раздеваетесь.
Вы гребенкою чешете волосы – это гроза.
Через тысячу стен этих слышу
Как Вы раздеваетесь.
Как Вы дышите, как закрываются Ваши глаза,
Как становится тихо кругом… а потом…
Белый звук снегопада, зеленые звуки дождя.
7.Под музыку Grig Edvard - Per Gyunt - Smert' Oze
«Горящими листьями пахнет в саду»
Горящими листьями пахнет в саду,
прощайте,
я больше сюда не приду.
Дымится бумага,
чернеют листы.
Сжигаю мосты.
Чернеют листы,
тяжелеет рука.
Бикфордовым шнуром
дымится строка.
Последние листья,
деревья пусты.
Сжигаю мосты.
Прощайте,
прощальный свершаю обряд.
Осенние листья,
как порох, горят.
И капли на стеклах,
как слезы, чисты.
Сжигаю мосты.
Я больше уже не приду в этот сад.
Иду, чтоб уже не вернуться назад.
До ранней,
зеленой,
последней звезды
сжигаю мосты.
- Музыка - Al'fred SHnitke - k-f Skazka stranstvij (Epilog)
«Стало многое изменяться…»
Стало многое изменяться-
Видно было, что изменять.
Стали многие извиняться,
Не привыкшие извинять.
Люди сразу и подобрели,
Обретая свои права,
Распрямляются,как в апреле
Оживающая трава.
Стали меркой иной мерить,
без опаски вступаю в спор.
Стали больше поэтам верить,
Чего не было до сих пор.
И глазами глядят другими
На открывшееся вокруг-
Были маленькими такими
Великанами стали вдруг.
Распаляются,как вулканы,
Выражают мненья свои,
Ах вы,грозные великаны,
Ах вы, маленькие мои.
Ю.Левитанский.
- Пластический этюд с зонтом поз музыку: Grigorij Gladkov - Final (flejta),m-f 'Padal proshlogodnij sneg'
Примерно с 20й секунды «Листья мокли под окном..»
* * *
Листья мокли под окном,
намокали…
— Дело к осени идет! —
намекали.
Протрубили журавли,
пролетели,
Прокричали про снега,
про метели.
Эти голые поля,
эти дали
тоже мненье журавлей
подтверждали.
Только зрелые плоды,
тяжелея,
наливались ни о чем
не жалея.
Да и мы с тобою, друг,
не тужили,
в камельке своем огонь
не тушили.
Хоть и видели, что день
убывает,
говорили: — Ничего!
Все бывает!
- Музыка: Jimmy Cox - Boogie Woogie Stomp (OST The Majestic) «Собирались наскоро»
Собирались наскоро,
обнимались ласково,
пели, балагурили,
пили и курили.
День прошел - как не было.
Не поговорили.
Виделись, не виделись,
ни за что обиделись,
помирились, встретились,
шуму натворили.
Год прошел - как не было.
Не поговорили.
Так и жили - наскоро,
и дружили наскоро,
не жалея тратили,
не скупясь дарили.
Жизнь прошла - как не было.
Не поговорили.
- « Так дни неслись...» музыка: Klassika - саксофон
Так дни неслись, так быстро время мчалось,
что нам не удавалось наблюдать,
как листья блекли, и не замечалось,
как успевали листья облэтать,
как вновь они раскрыться успевали,
и, с дождиком сойдясь на коротке,
цвела сирень, и сливы поспевали,
и дыни золотились на лотке,
и небо постепенно прояснялось,
и как-то утром, выглянув в окно,
спохватывались вдруг, и выяснялось,
что снег лежит на улице давно,
что искрится за ближней подворотней,
как елочные хрупкие шары,
не прошлогодний снег, а новогодний,
в накрапах мандаринной кожуры,
и дети уже возятся с санями,
и не вчера ли выстроенный дом
весь заселен и светится огнями...
Но все это заметилось потом,
когда у нас во всю сверкала елка,
и мы, почти совсем уже без сил,
сидели за столом, и кто-то долго
за тостом новый тост произносил
и говорил, что можно жить без боли,
и есть к тому достойные пути,
чтоб день начать -- как-будто выйти в поле,
и жизнь прожить -- как поле перейти.
|
- Музыка: Aleksej Ajgi & Ansambl' 4_'33_'_' - Noch'
«Говорили, ладно, потерпи…»
Говорили - ладно, потерпи,
время - оно быстро пролетит.
Пролетело.
Говорили - ничего, пройдет,
станет понемногу заживать.
Заживало.
Станет понемногу заживать,
буйною травою зарастать.
Зарастало.
Время лучше всяких лекарей,
время твою душу исцелит.
Исцелило.
Ну и ладно, вот и хорошо,
смотришь - и забылось наконец.
Не забылось.
В памяти осталось - просто в щель,
как зверек, забилось.
- Финал…
- : Dzhon Uil'yams(SHopen) - Kolybel'naya dlya angela
«Мой календарь»
Давно ли покупали календарь,
а вот уже почти перелистали,
и вот уже на прежнем пьедестале
себе воздвигли новый календарь
и он стоит, как новый государь,
чей норов до поры еще неведом,
и подданным пока не угадать,
дарует ли он мир и благодать,
а, может быть, проявится не в этом.
Ах, государь мой, новый календарь,
три с половиной сотни, чуть поболе,
страниц надежды, радости и боли,
спрессованная стопочка листов,
билетов именных и пропусков
на право беспрепятственного входа
под своды наступающего года,
где точно обозначены уже
часы восхода и часы захода
рожденья чей-то день и день ухода
туда, где больше не т календарей,
и нет ни декабрей, ни январей,
а все одно и то же время года.
Ах, Государь мой, новый календарь!
Что б ни было, пребуду благодарен
за каждый лист, что будет мне тобой подарен,
за каждый день такой-то и такой
из них, что мне бестрепетной рукой
отсчитаны и строго, и бесстрастно.
...И снова первый лист перевернуть -
как с берега высокого нырнуть
в холодное бегущее пространство.
Просмотр содержимого документа
«Композиция по стихам Юрия Левитанского «Бегущее пространство» Тема: «Время и человек»»
15
«Бегущее пространство»
Тема: «Время и человек»
Композиция Юрьевой Марины по стихам Юрия Левитанского
Декорация: 4 рамы-окна, висящих в разных частях сцены;
1 дерево, ветви которого символизируют разные времена года – жизни человека…
Всё начинается с появления в полной темноте силуэта часовых стрелок на полу при загорании 1 софита…
звук Метронома – потом более быстрый…
Утро-вечер, утро-вечер, день и ночь.
Стрелки, цифры, циферблаты, сутки прочь.
Гири, маятники, цепи, медный гуд.
Все торопятся куда-то, все бегут.
На ходу махнуть рукою, крикнуть «будь»!
Съесть сосиску на ходу, и снова в путь.
Сдать багаж, и в самолет, и в облака.
-Как там наши? - как там ваши? – ну, пока!
Гири, цепи, шестеренки, медный звон.
Телеграмма – вместо писем – телефон,
Телефонные кабины – о стекло
Стук монеты – ваше время истекло!
Нету времени присесть, поговорить,
Покалякать, покумекать, покурить.
Нету времени друг друга пожалеть,
От несчастья от чужого ошалеть.
Даже выслушать друг друга – на бегу –
Нету времени – приедешь? – не могу!
На автобус, на троллейбус, в этот гон,
В эту гонку, в переполненный вагон,
То в обгон, а то вдогонку – на ходу –
В эту давку, суматоху, чехарду.
В автогонку, в мотогонку, в нету мест,
В не толкайтесь, переулками, в объезд,
И в затор у светофора – как в тупик…
Что за время? Наше время, время пик!
Только выхлопы бензина, дым и чад.
Только маятники медные стучат.
Только стрелки сумасшедшие бегут.
Стрелки, цифры, циферблаты, медный гуд.
Словно мир этот бессонный городской
Стал огромной часовою мастерской,
Часовою мастерской, где со стен –
Циферблаты всех фасонов и систем,
Где безумные живут часовщики.
Спать ложишься – ходят стрелки у щеки.
Стрелки, цифры, циферблаты, медный зов.
Засыпаешь под тиктаканье часов.
И летишь под этим небом грозовым –
Как на бомбе с механизмом часовым.
CHajkovskij Petr Il'ich - SHest' p'es dlya fortepiano, Op.19 F-dur - 04 'Noktyurn' (isp. Viktoriya Postnikova)
"Большие мои часы
И маленькие часы.
Две стрелки моих часов -
как две на лугу косы.
По кругу они идут.
Под корень траву секут.
Секут стебельки секунд.
Травинки моих минут.
Не косы - а два меча,
нацеленных на меня.
Вернее - два палача,
преследующие меня.
Как пики у них усы.
В различные лишь часы
опущены их усы
и вздёрнуты их усы.
Повсюду они торчат.
Повсюду часы стучат.
Ворчат на меня. Кричат.
За что на меня кричат?
Издёвка у них в глазах.
Ухмылка у них в усах.
- Смотри, - говорят, - смотри!
А что на твоих часах? -
И некуда мне бежать.
Весь век я у них в плену
- Ты спишь? - говорят. -
Так-так!
- Встаёшь? - говорят. -
Ну-ну!"
OST Hatiko - Fortepiano
Время раскрывающихся листьев
Клавиши рояля, чей-то палец, пробежавший по клавиатуре, и сейчас же тысячи сосулек с грохотом летят на тротуар. Человек идет в весеннем сквере, в сквере, где сейчас творится чудо, чудо непрерывности творенья, сотворенья ветки и куста, чудо воссозданья, повторенья, завершенья круга, воскрешенья линий изначального рисунка, формы прошлогоднего листа. Человек сидит в весеннем сквере, в сквере, переполненном грачами, их высокомерными речами, вздорностью грачиных пересуд. Черные пасхальные старухи с древними рублевскими очами белые платочки с куличами мимо сквера бережно несут. Человек сидит в весеннем сквере, улыбаясь грусти безотчетной, смотрит, как в песке играют дети, хлебцы выпекают на доске, как они песок упрямо роют, на песке песочный домик строят, крепость воздвигают на песке. А весенний гром, еще несмелый, первый, еще робкий, неумелый, тихо погромыхивает где-то, громыхает, душу веселит. А весенний дождик все смывает, облегчает, очищает душу, обещает радужное что-то, что-то неизвестное сулит, что-то позабывшееся будит — что-то будет, что-то еще будет, что-то еще здесь произойдет. И тогда в дожде, как наважденье, возникает давнее виденье — женщины забытые глаза, два бездонных, два бессонных круга, и сквозь них, сквозь дождь, неторопливо — человек по улице идет, и навстречу женщина идет, и они увидели друг друга. |
– Что происходит на свете?...
(песня) ДИАЛОГ У НОВОГОДНЕЙ ЕЛКИ
(пластический этюд) …
Что-то увидела в окне…
Под музыку Yuki Kajiura - My Love, So Sweet
«Полночное окно»
В чужом окне чужая женщина не спит.
Чужая женщина в чужом окне гадает.
Какая карта ей сегодня выпадает?
Пошли ей. Господи, четверку королей!
Король бубей, король трефей, король червей,
король пиковый, полуночная морока.
Все карты спутаны - ах, поздняя дорога,
пустые хлопоты, случайный интерес.
Чужая женщина, полночное окно.
Средина августа, пустынное предместье.
Предвестье осени, внезапное известье
о приближенье первых чисел сентября.
Чужая женщина, случайный интерес.
Все карты спутаны, последний лепет лета.
Средина августа, две дамы, два валета,
предвестье осени, десятка и король.
Предвестье осени, преддверье сентября.
Невнятный шелест, бормотанье, лепетанье.
Дождя и тополя полночное свиданье,
листвы и капель полусонный разговор.
Чужая женщина, полночное окно.
Средина августа, живу в казенном доме.
Преддверье осени, и ночь на переломе,
и масть бубновая скользит по тополям.
Чужая женщина, последний свет в окне.
И тополя меняют масть, и дом казенный
спит, как невинно осужденный и казненный
за чьи - неведомо, но тяжкие грехи.
Под музыку Artur Zobnin
Разлюбили, забыли, как однажды забыли,
Будто двери закрыли и все окна забили.
В заколоченном доме моем не светает,
Только слышно как с крыши сосулька слетает.
Кто то мимо проходит, кого то зовут,
В заколоченном доме моем только звуки живут.
Только звуки приходят ко мне и гостят у меня,
Звуки Ваших часов, звуки Вашего дня.
Вот я слышу, как Вы зажигаете свет,
Через тысячу стен от меня
Ваше платье упало на пол –
Это Вы раздеваетесь.
Вы гребенкою чешете волосы – это гроза.
Через тысячу стен этих слышу
Как Вы раздеваетесь.
Как Вы дышите, как закрываются Ваши глаза,
Как становится тихо кругом… а потом…
Белый звук снегопада, зеленые звуки дождя.
- Под музыку Grig Edvard - Per Gyunt - Smert' Oze
«Горящими листьями пахнет в саду»
Горящими листьями пахнет в саду,
прощайте,
я больше сюда не приду.
Дымится бумага,
чернеют листы.
Сжигаю мосты.
Чернеют листы,
тяжелеет рука.
Бикфордовым шнуром
дымится строка.
Последние листья,
деревья пусты.
Сжигаю мосты.
Прощайте,
прощальный свершаю обряд.
Осенние листья,
как порох, горят.
И капли на стеклах,
как слезы, чисты.
Сжигаю мосты.
Я больше уже не приду в этот сад.
Иду, чтоб уже не вернуться назад.
До ранней,
зеленой,
последней звезды
сжигаю мосты.
Музыка - Al'fred SHnitke - k-f Skazka stranstvij (Epilog)
«Стало многое изменяться…»
Стало многое изменяться-
Видно было, что изменять.
Стали многие извиняться,
Не привыкшие извинять.
Люди сразу и подобрели,
Обретая свои права,
Распрямляются,как в апреле
Оживающая трава.
Стали меркой иной мерить,
без опаски вступаю в спор.
Стали больше поэтам верить,
Чего не было до сих пор.
И глазами глядят другими
На открывшееся вокруг-
Были маленькими такими
Великанами стали вдруг.
Распаляются,как вулканы,
Выражают мненья свои,
Ах вы,грозные великаны,
Ах вы, маленькие мои.
Ю.Левитанский.
Пластический этюд с зонтом поз музыку: Grigorij Gladkov - Final (flejta),m-f 'Padal proshlogodnij sneg'
Примерно с 20й секунды «Листья мокли под окном..»
* * *
Листья мокли под окном,
намокали…
— Дело к осени идет! —
намекали.
Протрубили журавли,
пролетели,
Прокричали про снега,
про метели.
Эти голые поля,
эти дали
тоже мненье журавлей
подтверждали.
Только зрелые плоды,
тяжелея,
наливались ни о чем
не жалея.
Да и мы с тобою, друг,
не тужили,
в камельке своем огонь
не тушили.
Хоть и видели, что день
убывает,
говорили: — Ничего!
Все бывает!
Музыка: Jimmy Cox - Boogie Woogie Stomp (OST The Majestic) «Собирались наскоро»
Собирались наскоро,
обнимались ласково,
пели, балагурили,
пили и курили.
День прошел - как не было.
Не поговорили.
Виделись, не виделись,
ни за что обиделись,
помирились, встретились,
шуму натворили.
Год прошел - как не было.
Не поговорили.
Так и жили - наскоро,
и дружили наскоро,
не жалея тратили,
не скупясь дарили.
Жизнь прошла - как не было.
Не поговорили.
« Так дни неслись...» музыка: Klassika - саксофон
Так дни неслись, так быстро время мчалось, что нам не удавалось наблюдать, как листья блекли, и не замечалось, как успевали листья облэтать, как вновь они раскрыться успевали, и, с дождиком сойдясь на коротке, цвела сирень, и сливы поспевали, и дыни золотились на лотке, и небо постепенно прояснялось, и как-то утром, выглянув в окно, спохватывались вдруг, и выяснялось, что снег лежит на улице давно, что искрится за ближней подворотней, как елочные хрупкие шары, не прошлогодний снег, а новогодний, в накрапах мандаринной кожуры, и дети уже возятся с санями, и не вчера ли выстроенный дом весь заселен и светится огнями... Но все это заметилось потом, когда у нас во всю сверкала елка, и мы, почти совсем уже без сил, сидели за столом, и кто-то долго за тостом новый тост произносил и говорил, что можно жить без боли, и есть к тому достойные пути, чтоб день начать -- как-будто выйти в поле, и жизнь прожить -- как поле перейти. |
Музыка: Aleksej Ajgi & Ansambl' 4_'33_'_' - Noch'
«Говорили, ладно, потерпи…»
Говорили - ладно, потерпи,
время - оно быстро пролетит.
Пролетело.
Говорили - ничего, пройдет,
станет понемногу заживать.
Заживало.
Станет понемногу заживать,
буйною травою зарастать.
Зарастало.
Время лучше всяких лекарей,
время твою душу исцелит.
Исцелило.
Ну и ладно, вот и хорошо,
смотришь - и забылось наконец.
Не забылось.
В памяти осталось - просто в щель,
как зверек, забилось.
Финал…
Музыка: Dzhon Uil'yams(SHopen) - Kolybel'naya dlya angela
«Мой календарь»
Давно ли покупали календарь,
а вот уже почти перелистали,
и вот уже на прежнем пьедестале
себе воздвигли новый календарь
и он стоит, как новый государь,
чей норов до поры еще неведом,
и подданным пока не угадать,
дарует ли он мир и благодать,
а, может быть, проявится не в этом.
Ах, государь мой, новый календарь,
три с половиной сотни, чуть поболе,
страниц надежды, радости и боли,
спрессованная стопочка листов,
билетов именных и пропусков
на право беспрепятственного входа
под своды наступающего года,
где точно обозначены уже
часы восхода и часы захода
рожденья чей-то день и день ухода
туда, где больше не т календарей,
и нет ни декабрей, ни январей,
а все одно и то же время года.
Ах, Государь мой, новый календарь!
Что б ни было, пребуду благодарен
за каждый лист, что будет мне тобой подарен,
за каждый день такой-то и такой
из них, что мне бестрепетной рукой
отсчитаны и строго, и бесстрастно.
...И снова первый лист перевернуть -
как с берега высокого нырнуть
в холодное бегущее пространство.