Учебный предмет - Окружающий мир
Класс - 1 класс
Цели и задачи урока:
познакомить с разнообразием мира растений;
учить выделять существенные признаки объектов живой природы;
развивать практические умения при проведении длительных опытов;
воспитывать интерес к изучению родной природы.
Оборудование:
файл для интерактивной доски,
семена гороха, фасоли или тыквы,
марлевая ткань,
неглубокие чашечки для длительного наблюдения,
вода,
учебник.
ХОД УРОКА:
I Мотивация к учебной деятельности
(Нажать на звоночек)
1. Прозвенел звонок весёлый
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, отвечать -
И друг другу помогать.
М.о.: объяснительно-иллюстративный
(чтение стихотворения и демонстрация слайда)
Цель: повысить мотивацию к процессу обучения, настроить на сотрудничество в учебном процессе
II. Выявление места и причины затруднения
1)Актуализация опорных знаний
Отгадайте загадки:
Стоят в лугах сестрички,
Золотой глазок,
Белые реснички.
(Ромашка.)
Я прихожу с подарками,
блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
на Новый год я главная.
(Елка)
Две сестры летом зелены.
К осени одна краснеет,
Другая – чернеет.
(Смородина)
– Что объединяет слова-отгадки? (Это все растения.)
- На какие 3 группы можно разделить? (Деревья, кустарники, травы).
Игра «Деревья, кустарники, травы»
2)Постановка проблемы и построение
проекта выхода из затруднения
-К какой природе они относятся: живой или неживой?
-Какие будут предположения? (Высказывают предположения).
- Сегодня на уроке мы об этом и постараемся узнать.
- Что нам поможет?
- Посмотрите на подсказки. (Игра, учебник, фильм, практическая работа).
М.о.: объяснительно-иллюстративный
(Отгадывание загадок и демонстрация отгадок)
Цель: актуализация опорных знаний, формирование навыков самоконтроля
М.о.: проблемный (постановка проблемы, целеполагание, планирование)
Цель: повысить познавательную активность учащихся, учить планировать свою деятельность с опорой на условно-знаковые модели
III. Реализация построенного проекта
1. Игра «Живое - неживое».
– Давайте назовем признаки живой природы и неживой?
– Как вы думаете, куда же относятся растения? Почему?
- Давайте убедимся, посмотрев фильм.
М.о.: объяснительный (беседа)
Цель: повысить познавательную активность учащихся, формировать навыки самоконтроля
2. Просмотр фильма «Развитие растения»
- Что можете сказать? Докажите.
(Растения, действительно, относятся к живой природе).
-Укажите порядок роста и развития растения.
– Какие условия необходимы для жизни растений?
(Тепло, свет, вода, земля.)
- Сделайте вывод. К какой природе относятся растения?
(Растения относятся к живой природе.)
М.о.: объяснительно-иллюстративный (просмотр учебного видеофильма и беседа по просмотренному)
Цель: повысить наглядность преподавания, познавательную активность учащихся, формировать навыки самоконтроля
3. Работа по учебнику
– Рассмотрите центральный рисунок. Представьте себя на борту вертолета.
- Какие растения вы видите с вертолета? (Рябину, березу, яблоню, грушу.)
– Как одним словом назвать эти растения? (Это все деревья.)
– Почему вы увидели их с вертолета?
- А чтобы увидеть растения, которые ниже ростом, придется спуститься на землю. Что вы увидите в саду семьи Ивановых? (Используя центральный рисунок, называют кустарники и травы в саду Ивановых)
Листья каких деревьев изображены на рисунках-подсказках? (Листья рябины и березы.)
– Соотнесите рисунки листьев и растений.
4. Игра «Какого растения лист»
М.о.: объяснительно-иллюстративный (беседа по развороту учебника)
Цель: учить работать с различными видами информации (с книгой)
М.о.: объяснительно-иллюстративный
( игра)
Цель: познакомить с разнообразием мира растений, формировать навыки самоконтроля, сотрудничества с одноклассниками
IV. Физкультминутка «Ёлочка»
Цель: обеспечение активного отдыха учащихся, переключение внимания с одного вида деятельности на другой, повышение внимания и активности детей для следующего этапа урока
V. Реализация построенного проекта
1) Продолжение работы по учебнику
– Отгадайте загадку:
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки.
(Земляника.)
– Найдите на рисунке Машу. Какое растение рассматривает девочка? (Садовую землянику.)
– Что делает Маша? (Она рыхлит землю.)
– Зачем она это делает? (Она рыхлит землю, чтобы в земле было больше воздуха, который нужен для дыхания корней растения.)
– Зачем люди поливают, удобряют растения?
– Отчего растение может погибнуть?
М.о.: объяснительно-иллюстративный (беседа по развороту учебника)
Цель: учить работать с различными видами информации (с книгой)
2) Практическая работа в парах
– Рассмотрите рисунок справа «Длительное наблюдение». Что нам предлагают сделать авторы учебника?
-Вспомните, что надо семенам для жизни?
Что надо сделать сначала?(Семена гороха надо намочить и завернуть в мокрую тряпочку, чтобы они проросли. Если сухие семена помес-тить в сухую тряпочку, то ничего не изменится).
– Как надо ухаживать за семенами дальше.
- Давайте выполним первый этап нашей работы. (Дети завертывают семена в мокрую тряпочку, кладут в чашечку и наливают туда немного воды).
М.о.: практический
(практическая работа по замачиванию семян)
VI. Подведение итогов урока
1) – Что нового вы узнали на уроке?
– Какие условия необходимы для жизни растений?
– Докажите, что растения – часть живой природы.
М.о.: объяснительно-иллюстративный
(беседа, игра)
Цель: повысить наглядность преподавания, познавательную активность учащихся, формировать навыки самоконтроля, сотрудничества с одноклассниками
2) Игра «Водоворот»
-Если это о растениях, то опускаем в 1 водоворот, всё остальное - во 2 водоворот.
VII. Рефлексия учебной деятельности
1) Оцените свою работу на уроке.
М.о.: объяснительно-иллюстративный
(рефлексия учебной деятельности, логичное завершение урока)
Цель: формировать навыки самоконтроля и самооценки
2) Завершение урока
(Нажать на звоночек)