СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конференция на тему: "100 000 почему или инженер и природа".

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 7-х классов проводится в виде конференции, доклады и опыты для мероприятия готовят ученики 10-11 классов, а семиклассники заранее рисуют приметы изменения погоды, всё это вывешивается на доску до начала конференции.

Просмотр содержимого документа
«Конференция на тему: "100 000 почему или инженер и природа".»

Конференция на тему:» 100 000 почему или инженер и природа».





Подготовила: учитель физики

ГБОУ РЦДО г.Белорецк

Сафонова Ирина Михайловна



Цель: показать учащимся, что физика это реальная наука и не оторванная от жизни, как и все происходящее вокруг нас; знакомство учащихся с новой наукой – бионикой – наукой, которая занимается использованием биологических процессов и методов для решения инженерных задач.



Ход мероприятия.

О предстоящем мероприятии учащим сообщают заранее интересным объявлением:



Знаете ли вы что:

Гремучая змея улавливает разницу в температуре, равную тысячной доле градуса.



Крысы ощущают радиацию.



Обыкновенный чёрный таракан радиацию видит.



Некоторые рыбы ощущают стомиллиардную долю пахучего вещества в одном литре воды.



Нильские рыбы мормириусы «чувствуют» электрическое поле.



Учёные пытаются создать корабли, обгоняющие дельфинов.



Ученики старших классов готовят доклады, схемы, рисунки и опыты по данной им теме. Конференция проводится для учащихся 7-х классов, цель развить интерес к новому школьному предмету посредством участия их в этом мероприятии. Учащиеся 7-х классов получают заранее задание: зарисовать любую примету изменения погоды и подписать её.





Докладчики выделяют в полученной для защиты темы главные вопросы так, чтобы каждый доклад был рассчитан на 8-10 минут

Демонстраторы подготавливают кино, рисунки, чертежи и схемы.

Экспериментаторы обеспечивают доклады наглядными опытами.






Ведущий: ХХI век! Привычными стали атомные электростанции, синхрофазатроны, свехзвуковые самолёты, телевидение, звёздные корабли, бороздящие космос. И всё же, принимая сегодня как должное все эти свершения человеческого гения и ничему не удивляясь, мы тем не менее не перестаём поражаться и восхищаться творениями живой природы. Чего только нет в её «патентном бюро»!



Гидравлический привод? Пожалуйста, у паука.

Пневматический отбойный молоток? Вот он, у земляной осы.



Ультразвуковой локатор? У летучей мыши.

Реактивный двигатель? У кальмара.



Точный барометр? У лягушки, вьюна, пиявки.

Запахоанализатор, способный различать 500 тысяч запахов? У обыкновенной дворняжки.



Поистине «на выдумки природа торовата»!

Живая природа – гениальный конструктор, инженер, технолог, великий зодчий и строитель. Миллионы лет она отрабатывала и совершенствовала свои требования. Естественный отбор безжалостно отбрасывал все, что не могло приспособиться к условиям существования.

Примером могут служить «навигационные системы» ряда животных. Так, гигантские морские черепахи для кладки яиц совершают по безбрежным просторам Тихого и Атлантического океанов длительные путешествия протяжённостью до 6000 км и с завидной для самого заправского штурмана точностью находят обратную дорогу домой.

Живая природа с незапамятных времён служила человеку источником вдохновения в его стремлении к научному и техническому прогрессу. В течение всей своей истории человек учился у природы, копировал её «изобретения», был самым прилежным её учеником. Ещё древнегреческий философ Демокрит отмечал: «От животных мы путём подражания научились важнейшим делам, а именно, мы ученики паука в ткацком и портняжном ремеслах, мы ученики ласточек – в построении жилищ и певчих птиц – в пении. Природа сама научает нас сельскому хозяйству...»

Известный американский математик Норберт Винер обратил внимание учёных всего мира на то, насколько общи законы управления и связи в сложнейших машинах и в живом организме.

В 1948 г. он опубликовал книгу под названием «Кибернетика, или Управление и связь в живых организмах и машинах».Она вызвала большой интерес учёных, хотя законы, которые Винер положил а основу кибернетики, были открыты и исследованы задолго до появления книги.

В развитии кибернетики большую роль сыграли и биологические науки, изучающие процессы управления в живой природе. Но решающим в становлении кибернетики был рост электроники и автоматики и особенно появление компьютеров. Творцы сложнейших приборов заимствовали идеи конструирования у живых «приборов», созданных природой и отлаженных веками безжалостной борьбы за жизнь. Родилась ещё одна новая наука – бионика. Датой её появления официально принято считать 13 сентября 1960г. – день открытия в Дайтоне (США) американского национального симпозиума на тему «Живые прототипы – ключ к новой технике». Слово «бион» по-гречески означает «ячейка жизни».

Бионика объединяет усилия физиков и математиков, проникающих вместе с биологами в тайны живых организмов, чтобы открывать новые технические принципы и на их основе создавать новые инженерные устройства.

Многие сотни лет человек задавал природе миллионы вопросов, основным из которых был «почему?». Это очень точно подметили поэты. Помните стихи С.Маршака о маленькой девочке «особе юных лет», которая

Гоняет, как собак,

В ненастье, дождь и тьму

Пять тысяч «что», семь тысяч «как»,

Сто тысяч «почему».

В настоящее время количество «почему» уменьшилось ненамного. Но вот количество «как»неслыханно возросло.

«Как это устроено?» стало основным, важнейшим вопросом бионики. «Как повторить этот принцип?» - его вторая половина.

Сегодня мы вам расскажем о некоторых достижениях бионики, о том, какие загадки природы ещё предстоит разгадать инженерам.

Может быть, на нашу с вами долю выпадет счастье разгадать хотя бы некоторые из них.




Первый доклад:» Эхолокаторы».



Опыты со звуком: звучание линейки, камертона, звуковой резонанс.



Вопросы задает ведущий каждому докладчику.

Можно ли видеть тепло?

1.Принцип эхолокации впервые был обнаружен у наземных животных – летучих мышей. Почему же этот принцип используется в технике в основном в подводных работах? Назовите случаи другого использования локации.



2.Чем объясняется тот факт , что летучие мыши воспринимают именно свои сигналы и не путают их с сигналами других летучих мышей, находящихся в этом же помещении? Как используется это явление в работе радарных установок?



Второй доклад: «Кожа – скороход. Живые ракеты».



Опыт: с воздушным шариком.



1.Можноли построить корабль, который сможет обогнать дельфина?



2.Утверждается быстроходность дельфиньего «мотора», а какова его мощность и как её можно измерить?



3.Имеет ли смысл копировать природу в деле создания кораблей-водомётов? Может быть, суда на подводных крыльях и воздушных подушках быстроходнее и манёвреннее?



4.Существуют ли наземные животные, обладающие способностью использовать принцип реактивного движения?



Третий доклад:»Живые сейсмографы. Предсказатели погоды».



Опыт: работа барометра, психрометра(самодельного)



1.Что общего и какие различия живого и механического сейсмографа?



2.Существуют ли механические предсказатели землетрясений той же чувствительности, как и у живых сейсмографов?



3.Какие практические результаты может дать бионика в деле изменения климата?



4.В настоящее время наука метеорология получила большое развитие. Останется ли в будущем место для живых предсказателей погоды?



5.Как на основе строения живых организмов изучается климат прошедших эпох?



А как ещё природа подсказывает нам погоду?

Обратимся к рисункам. Здесь есть ошибки. Найдите их.

К рисункам учеников приколоты неправильные надписи, нужно найти все.

Кто из учащихся 7-х классов найдет наибольшее количество, тот получит награду от учеников старших классов, которые организовали эту конференцию.