Журнал «Справочника классного руководителя», №2 Февраль 2018
Конфликт с ребенком. Как избежать ошибок и не усугубить ситуацию
Кирилл Алексеев, тьютор, специалист по командообразованию, Москва
Важное в статье
Педагог разрешит конфликт с учеником, если знает, каких ошибок надо избегать. Как построить процесс примирения.
Процесс примирения принесет результаты, если соблюдать последовательность этапов. Цели и результаты каждого этапа.
Процесс примирения включает четыре этапа: 1) «Белый флаг» 2) «Поговорим?»;
3) «Мирные предложения»; 4) «Рукопожатие». Цели каждого этапа и как определить, есть ли результат, – в таблице. Десять советов помогут разрешить конфликт с учеником.
Что ждать педагогу от процесса примирения
Любой конфликт вызывает у участников негативные эмоции, каждый чувствует себя задетым и оскорбленным, ждет определенного поведения с другой стороны. При этом неверные ожидания могут быть препятствием, чтобы примириться. Поэтому во время процесса примирения не ждите, что ученик будет вести себя корректно, проявит инициативу к примирению; все будет происходить только так, как вы хотите; тема, которая вызвала конфликт, будет закрыта сразу же. Наоборот, следует ждать, что:
участники конфликта будут эмоциональными, несдержанными, выплеснут эмоции, которые до момента примирения испытывали из-за конфликтной ситуации;
примирение займет не один день и будет неудачным, если пытаться добиться его в день конфликта;
инициатором примирения, скорее всего, будет педагог;
предмет конфликта может остаться – единой точки зрения участники не достигнут, общение после примирения не станет легче.
Из-за неверных ожиданий педагог совершает ошибки, которые препятствуют примирению. Чтобы этого избежать, следуйте правилу шести НЕ-:
1. Не начинайте разговор с негативного высказывания в адрес учащегося – «ты, конечно, лентяй и поведение у тебя ужасное».
2. Не требуйте немедленного разрешения конфликта – «я хочу, чтобы мы немедленно разобрались в этой ситуации».
Совет
Не пытайтесь примириться сразу после конфликта. Конфликт и примирение – это разные процессы, не смешивайте их
3. Не настаивайте на том, чтобы ученик проявил инициативу к примирению – «ты должен передо мной извиниться и пообещать больше так не делать».
4. Не обращайтесь за помощью к родителям, одноклассникам, другим педагогам – «я сейчас позвоню твоим родителям»; «позову класс, и мы вместе разберемся»; «давай я позову Марию Владимировну, у вас же с ней хорошие отношения».
5. Не делайте конфликт всеобщим достоянием – «посмотрите, какой наглец, я всем расскажу, какой ты».
6. Не приводите в качестве положительного примера одноклассников – «а вот Иванов себя хорошо ведет».
Чтобы примирительный диалог начался правильно и принес результаты, оставайтесь в своей профессиональной позиции: не переходите на личности, не срывайтесь на крик, не давите, не впадайте в обиду. Не реагируйте на провокации. Не выделяйте его негативным образом перед всем классом – «ну, как всегда, хуже всех!».
Этапы процесса примирения
Процесс примирения включает четыре этапа, проходя которые педагог избежит ошибок и не усугубит конфликт с учащимся: 1) «Белый флаг»; 2) «Поговорим?»;
3) «Мирные предложения»; 4) «Рукопожатие». Цели и результаты каждого этапа – в таблице.
Цели и результаты этапов примирения с учащимся
Этап | Цель | Этап пройден, если… |
«Белый флаг» | Выйти на диалог: создать атмосферу для продуктивного диалога вне зависимости от остроты конфликта | Ученик демонстрирует готовность к диалогу: отвечает на содержание нейтрального высказывания педагога, хотя бы немногословно поддерживает беседу, не дистанцируется физически (не выбегает из кабинета, не отворачивается), соглашается сотрудничать |
«Поговорим?» | Обсудить взаимные претензии, понять факторы, которые спровоцировали конфликта | Оба участника конфликта высказались, смогли выразить эмоции, сравнили точки зрения |
«Мирные предложения» | Определить желаемую выгоду от примирения и от окончания конфликта. Уловить вербальные и невербальные признаки готовности учащегося к примирению. Озвучить собственную готовность продолжать конструктивное взаимодействие, несмотря на произошедший конфликт | Участники обсуждают желаемые условия сотрудничества, диалог касается будущего, а не прошлого. Ученик дает развернутые, содержательные ответы. Его поза открытая. Жестикуляция умеренная – он не зажат, не размахивает руками. Стиль речи – обычный, не конфликтный |
«Рукопожатие» | Достичь примирения. Закрепить окончание конфликта, завершить диалог на позитивной ноте | Ученик дал положительную обратную связь |
Этап 1. «Белый флаг». Проявите инициативу и постройте диалог с учащимся на любую тему, кроме собственно конфликта. Не ссылайтесь на неравенство в отношениях – «я старше, и я знаю…», «я учитель», «мое дело – научить вас, а ваше – учиться», «ты еще маленький, чтобы судить об этом». Не усугубляйте конфликт: будьте корректными в высказываниях, займите нейтральную позицию (не агрессивную, не заискивающую), обращайтесь к ученику по имени.
Можно задать учащемуся вопрос неучебного характера – «Ты не видел NN в кабинете?», завести разговор на отвлеченную тему, например: «Ну и погода!», «У вас на физкультуре все нормально прошло?» Можно дать ученику задание, которое не относится к конфликту и соответствует его интересам: «Ты хорошо рисуешь, не хотел(а) бы принять участие в конкурсе…?», «У нас будет концерт, ты хочешь спеть?», «Пригласи команду самых активных учеников поучаствовать в соревнованиях». Таким образом, вы покажете учащемуся, что сотрудничество между вами возможно и за пределами конфликта.
Этап 2. «Поговорим?» Если ученик сам пришел к вам, чтобы обсудить конфликт, то предыдущий этап не обязателен – начните сразу со второго. Но чаще педагогу самому нужно предложить учащемуся поговорить о том, что произошло. Используйте для начала разговора предложения: «Я не могу забыть наш разговор», «Меня огорчает наш конфликт», «Мне важно понять тебя», «Мне хотелось бы понять, как ты видишь ситуацию», «Я думаю, ты хочешь высказаться», «Тебе ведь что-то не понравилось, расскажи». Если ученик уходит от ответа, наберитесь терпения и используйте высказывания, например: «Я вижу, что и у тебя много эмоций в связи с этим», «Я помню, как ты среагировал(а) на это», «Для меня это очень важный вопрос», «Ты можешь еще раз сказать, что заставило тебя…?»
Когда ученик начинает говорить, даже если это путаная и обвинительная речь, обязательно выслушайте его. Используйте технику активного слушания: сидите или стойте рядом, желательно в пол-оборота – если вы расположитесь друг против друга, это только усилит конфронтацию. Избегайте закрытых жестов – скрещенных рук, ног. Кивайте, используйте «угу-поддакивания» – «А! Угу. Ммм», не перебивайте, не отвлекайтесь. Время от времени резюмируйте то, что сказал ученик: «По-твоему, я во всех этих случаях была несправедлива к тебе?», «Ты считаешь все это несовременным?»
Выслушав ученика, выскажите свое мнение. Сделайте это лаконично и конкретно, очень понятно и недвусмысленно: «Я считаю, что ответственность – это очень важно», «Я не могу допустить, чтобы один ученик унижал другого», «Мне трудно принять, что Пушкин может не нравиться». Важно задать вопрос о том, с чем не согласен ученик – с содержанием или с формой реакции учителя. Обоюдное высказывание накипевшего позволит психологически «разгрузиться», завершить конфликт, увидеть хотя бы частично ситуацию глазами оппонента.
Этап 3. «Мирные предложения». Обязательно скажите, что в любом случае вы остаетесь учителем (классным руководителем), и вам важно справедливо и полно работать с этим учащимся. Так как отношения ученика и учителя не ограничиваются коротким промежутком времени, акцентируйте на этом внимание: «Нам еще несколько лет работать вместе», «Мы видимся почти каждый день», «У нас четыре урока в неделю». Подчеркните, что сотрудничество не пострадает от конфликта: «Мы в любом случае будем готовиться к экзаменам», «У нас еще много материала впереди», «Будем сотрудничать, как и раньше», «Я не хочу, чтобы ты из-за нашего конфликта пропустил(а) важное мероприятие».
Внимание
Примирение не означает, что стороны придут к единому мнению, но услышать мнение другого необходимо
Можно высказаться о том, что, когда нет конфликтов, решать общие задачи легче. Но человеческие отношения невозможны без конфликтов. При этом заверьте учащегося: «Мое отношение к тебе не изменилось», «Я не сержусь», «Меня конфликты не пугают».
Если в конфликте нашли отражение какие-то ваши или учащегося значимые убеждения, обсудите условия, которые позволят в дальнейшем взаимодействии меньше задевать друг друга. Используйте в разговоре фразы: «Хорошо, я не буду этого касаться – я поняла, как это неприятно для тебя», «Я могу допустить…, если ты…», «Ты можешь делать так, если я буду в курсе», «Ты можешь делать так, но тогда я буду…», «Как мне реагировать, если…» При этом полезно обращаться к ученику с вопросами: «Согласен?», «Что скажешь?», «Как тебе такой вариант?»
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ 10 советов помогут разрешить конфликт с учеником
1. Не пытайтесь помириться сразу после конфликта. Конфликт и примирение – это разные процессы, не смешивайте их.
2. Миритесь наедине.
3. Начинайте примирение с разговора на нейтральную тему.
4. Обращайтесь к ученику по имени. Избегайте высокомерного, обиженного, раздраженного тона.
5. Не используйте свои возраст, опыт, образование как аргумент, чтобы ученик с вами согласился.
6. Обращайте внимание на содержание, а не на форму реакций учащегося.
7. Будьте искренни. Нет недопустимых эмоций – выражать можно всё.
8. Оставайтесь корректным, не позволяйте гневу и обиде управлять вашим поведением. Если чувствуете, что не выдерживаете, сделайте перерыв.
9. Сочувствуйте собеседнику. Принимайте во внимание его переживания, дослушивайте до конца, давайте обратную связь.
10. Не бойтесь в процессе примирения признавать свои ошибки и извиняться. Если вы правы, не нужно ложного, демонстративного согласия, только чтобы примириться.
Этап 4. «Рукопожатие». Коротко проговорите достигнутые договоренности: «Мы с тобой решили, что…», «Я тебя услышала, я больше не…», «Я буду…», «Прошу тебя учитывать, что…» Необходимо, чтобы высказывания носили позитивный характер, звучали как мотивирующие договоренности к дальнейшей работе, акцентировали внимание учителя к переживаниям ученика. Затем получите от ученика обратную связь. Используйте вопросы: «Тебя устраивает, что…?», «Ты согласен поступить так?», «Моя реакция на это тебя устраивает?», «Как ты считаешь, это поможет?», «Тебе будет лучше, если мы сделаем так?», «Как ты думаешь, мы можем сделать так?»
Если ученик дает позитивную обратную связь, соглашается с условиями примирения, не высказывает возражений, сомнений, негативных чувств, можете завершить обсуждение. При этом обязательно покажите, что вам стало легче после разговора: «Я очень переживала, спасибо за откровенность!», «Я рада, что мы поговорили!», «Мне стало намного легче после нашего разговора!»