Конфликт «Учитель-родитель. Причины возникновения и пути решения».
Цель: помочь педагогам преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций.
Задачи:
Рассмотреть понятие педагогического конфликта, его виды.
Изучить основные типы конфликтных ситуаций в школе.
Овладеть приемами общения в конфликте.
Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.
Выявить основные варианты предупреждения и урегулирования конфликтов.
Ход семинара:
1. Упражнение «Яблоко и червячок»
Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
2. Что же такое конфликт?
Конфликт ( от лат. conflictus- столкновение) - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами,
Конфликты могут быть:
Конструктивными - способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений.
Деструктивными – препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений.
А сейчас давайте попробуем выполнить простое упражнение .
Упражнение “Руки”
Психолог просит соединить ладони на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.
(По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции не было).
В ответ на агрессию, мы бессознательно начинаем сопротивляться, т.е. агрессия рождает агрессию. Если педагог настроен недружелюбно по отношению к родителям, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.
Конфликты бывают:
Межгрупповые
Межличностные
Внутриличностные (мечтаешь похудеть, но очень трудно отказаться от сладкого- “душевные муки”)
Между личностью и группой
Работа по группам
Оказывается, у конфликтов бывают как плюсы, так и минусы. Разбейтесь на 2 команды. Первая команда записывает как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, вторая команда описывает негативные последствия конфликтов. На работу группам даётся по 5 минут.
Далее каждая группа оглашает свой список, а ведущий фиксирует его на листе ватмана или доске. Если у команды соперников возникают вопросы и замечания, то они могут их озвучить, после того как команда полностью закончит свой ответ.
Плюсы
Дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.
Конфликт вскрывает «слабое звено» во взаимоотношениях
Дает возможность увидеть скрытые отношения.
Учит формам общения, умению налаживать отношения;
Способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.
Минусы:
Разрушает здоровье, вызывает стресс,
психотравмы.
Разрушает межличностные отношения.
Снижает дисциплину ухудшает социально-психологический климат.
Ухудшает качество работы -сложное восстановление деловых отношений.
временные потери - на 1 мин. конфликта приходится 12 мин. после конфликтных переживаний.
Таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.
А теперь давайте рассмотрим причины возникновения конфликтов.
Причины возникновения конфликтов:
С точки зрения родителей:
Учителя всех детей делят на «любимчиков и остальных».
Для учителя главное: раз плохо учится, значит хулиган.
Постоянно несправедливо занижают оценки. Необъективны.
Часто унижают детей, оскорбляют их.
Плохо высказываются о родителях при детях.
С точки зрения учителей:
Слишком высокого мнения о своём ребёнке.
Родители опираются на свои случайные и внешние наблюдения Поверхностно судят об учителях.
Совершенно не контролируют ребёнка, не уделяют ему внимания, а приходят с претензиями к учителю.
Считают, что только мы, учителя, обязаны их детей учить и воспитывать.
Часто вмешиваются в учебный процесс. То классный руководитель не подходит, то учитель не такой.
Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций
Конкуренция -предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
Избегание -характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера.
Компромисс - достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
Приспособление - предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
Сотрудничество - является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.(таблица)
А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из конфликтных ситуаций.
(Н-р: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» -конкуренция,
«Вон посмотри, какая там красивая груша» -избегание,
«Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс,
«Такая, видно, у меня доля тяжкая» -приспособление,
«Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество) .
Как обойти конфликт.
Ответить улыбкой (не с сарказмом и иронией)
Использовать “Я – утверждение” –
концентрируем свое внимание на том, что мы чувствуем.
Ответить согласием (при этом не отступая от своей позиции). Найти в словах партнера ЧТО-ТО с чем можно согласиться.
Способность и умение прощать!!! - значит «отпустить» свой гнев и не собираться мстить.
Например: Один участник нападает, а второй пытается перевести диалог в мирное русло:
Ситуация нападение | Выход из конфликта |
Ты никогда не сдерживаешь взятые на себя обязательства! | Иногда я выполняю свои обязанности, иногда мне приходится их нарушать. |
Прекрати разговаривать со мной в таком тоне! | Бывает, что мой тон кажется обидным для собеседника. |
На нашей работе – по-настоящему работаю только я! | Да, вы действительно тратите много времени и сил на работу. |
Мне очень хочется надеяться, что также и Вы будете побеждать в любых конфликтных ситуациях, действуя по-доброму и с любовью, и у вас обязательно все получится!
Педагог-психолог Амчеславская Т.В.