СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конфликт «Учитель-родитель. Причины возникновения и пути решения».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конфликт «Учитель-родитель.  Причины возникновения и пути решения».

Просмотр содержимого документа
«Конфликт «Учитель-родитель. Причины возникновения и пути решения».»

Конфликт «Учитель-родитель.  Причины возникновения и пути решения».

                               


Цель:  помочь педагогам преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций.

Задачи:

Рассмотреть понятие педагогического конфликта, его виды.

Изучить основные типы конфликтных ситуаций в школе.

Овладеть приемами общения в конфликте.

Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.

Выявить основные варианты предупреждения и урегулирования конфликтов.

Ход семинара: 

1.      Упражнение «Яблоко и червячок»

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

 

2.      Что же такое конфликт?

Конфликт ( от лат. conflictus- столкновение) - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами,

Конфликты могут быть:

Конструктивными  - способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений.

Деструктивными  – препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений.

 

А сейчас давайте попробуем выполнить простое упражнение .

Упражнение “Руки” 

Психолог просит соединить ладони на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.

(По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции не было).

В ответ на агрессию, мы бессознательно начинаем сопротивляться, т.е. агрессия рождает агрессию. Если педагог настроен недружелюбно по отношению к родителям, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.

 

Конфликты бывают:

Межгрупповые

Межличностные

Внутриличностные (мечтаешь похудеть, но очень трудно отказаться от сладкого- “душевные муки”)

Между личностью и группой

 

Работа по группам

Оказывается, у конфликтов бывают как плюсы, так и минусы. Разбейтесь на 2 команды. Первая команда записывает как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, вторая команда описывает негативные последствия конфликтов. На работу группам даётся по 5 минут.

Далее каждая группа оглашает свой список, а ведущий фиксирует его на листе ватмана или доске. Если у команды соперников возникают вопросы и замечания, то они могут их озвучить, после того как команда полностью закончит свой ответ.

Плюсы

Дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.

Конфликт вскрывает «слабое звено» во взаимоотношениях

Дает возможность увидеть скрытые отношения.

Учит формам общения, умению налаживать отношения;

Способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

Минусы:

Разрушает здоровье, вызывает стресс,

психотравмы.

Разрушает межличностные отношения.

Снижает  дисциплину  ухудшает социально-психологический климат.

Ухудшает качество работы -сложное восстановление деловых отношений.

 

временные потери - на 1 мин. конфликта приходится 12 мин. после конфликтных переживаний.

 

Таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.

 

А теперь давайте рассмотрим причины возникновения конфликтов.

Причины возникновения конфликтов:

      С точки зрения родителей:

Учителя всех детей делят на «любимчиков и остальных».

Для учителя главное: раз плохо учится, значит хулиган.

Постоянно несправедливо занижают оценки. Необъективны.

Часто унижают детей, оскорбляют их.

Плохо высказываются о родителях при детях.

 

           С точки зрения учителей:

Слишком высокого мнения о своём ребёнке.

Родители опираются на свои случайные и внешние наблюдения Поверхностно судят об учителях.

Совершенно не контролируют ребёнка, не уделяют ему внимания, а приходят с претензиями к учителю.

Считают,  что только мы, учителя, обязаны их детей учить и воспитывать.

Часто вмешиваются в учебный процесс. То классный руководитель не подходит, то учитель не такой.

 

Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций

Конкуренция -предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Избегание -характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера.

Компромисс - достижение  «половинчатой» выгоды каждой стороны.

Приспособление - предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

Сотрудничество - является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

 

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.(таблица)

А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из конфликтных ситуаций.

(Н-р: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» -конкуренция,

«Вон посмотри, какая там красивая груша» -избегание,

«Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс,

«Такая, видно, у меня доля тяжкая» -приспособление,

«Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество) .

 

Как обойти конфликт. 

Ответить улыбкой  (не с сарказмом и иронией)

Использовать “Я – утверждение”  –

концентрируем свое внимание на том, что мы чувствуем.

Ответить согласием   (при этом не отступая от своей позиции). Найти в словах партнера ЧТО-ТО с чем можно согласиться.

Способность и умение прощать!!! - значит «отпустить» свой гнев и не собираться мстить.

Например: Один участник нападает, а второй пытается перевести диалог в мирное русло:

Ситуация нападение

Выход из конфликта

Ты никогда не сдерживаешь взятые на себя обязательства!

Иногда я выполняю свои обязанности, иногда мне приходится их нарушать.

Прекрати разговаривать со мной в таком тоне!

Бывает, что мой тон кажется обидным  для собеседника.

На нашей работе – по-настоящему работаю только я!

Да, вы действительно тратите много времени и сил на работу.

 

Мне очень хочется надеяться, что также и Вы будете побеждать в любых конфликтных ситуациях, действуя по-доброму и с любовью, и у вас обязательно все получится!

 

 

Педагог-психолог Амчеславская Т.В.

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!