СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Конфликтные ситуации и способы их разрешения"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В научной литературе, как и в публицистике, конфликт рассматривается неоднозначно. Существует множество определений данного термина.

Просмотр содержимого документа
«"Конфликтные ситуации и способы их разрешения"»

До сравнительно недавнего времени содержание понятия «конфликт» связывали с разрушением, патогенными событиями в социокультурной сфере, межличностных отношениях  или в глубинах бессознательного. Только со второй половины двадцатого века –  согласно распространенной точки зрения, с работ М. Фоллет конца сороковых годов возникает тенденция пересмотреть традиционное содержание этого понятия. Таким образом, чтобы оно в равной мере было приложено и к позитивным, и негативным жизненным явлениям, и тем самым лишить его заведомо отрицательного и вообще оценочного измерения.

В научной литературе, как и в публицистике, конфликт рассматривается неоднозначно. Существует множество определений данного термина. Наиболее распространенный подход состоит в определении конфликта через противоречие как более общее понятие и прежде всего – через социальное противоречие. То есть конфликт определяется как проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон.

Иными словами, конфликт – это процесс, в котором два (или более) индивида или группы активно ищут возможности помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции. Конфликт включает в себя активность индивида или групп, неумышленно блокирующих функционирование или наносящих ущерб другим людям (группа). У многих исследователей конфликт ассоциируется с масштабными историческими изменениями.

Необходимость развернутого представления и классификации конфликта в условиях детского дома задается двумя следующими моментами: 1) разрешение противоречий предъявляемых воспитателями требований к воспитанникам является ядром воспитательного процесса; 2) управляемость воспитательного процесса задается осознанным конструированием конфликтов.

Ситуация воспитания организована конфликтно. Она характеризуется противопоставлением несовершеннолетних (некультурных, натуральных) способов поведения ребенка совершенным (культурным, искусственным) способам поведения взрослого на одном и том же материале, по поводу одного и того же предмета взаимодействия и разворачивается как коллизия и конфликт, на преодоление которого направлены усилия ребенка. Внешняя картина поведения ребенка в такой ситуации выглядит как сложная система полиадресных пробующих действий, имеющих разные основания. Положительное разрешение конфликта зависит от конфликтной компетентности воспитателя или другого участника воспитания детей в детском доме  – умения различать и выделять основания детского конфликта.

Таким образом, можно систематизировать конфликтные ситуации, возникающие  в условиях детского дома, в общую структуру и выделить:

-конфликтные ситуации, возникающие у воспитанников  в школе, имеющих продолжение в детском доме.

-конфликтные ситуации, возникающие у воспитанника с воспитателем. В данном случае причиной конфликтной ситуации выступают предъявляемые воспитателем требования, касающиеся разных сфер жизни ребенка.

-конфликтные ситуации, возникающие у воспитанника при посещении обязательных музыкальных занятий.

-конфликтные ситуации, возникающие у воспитанника с администрацией детского дома при решении вопроса посещаемости им родственников или своей биологической семьи.

-конфликтные ситуации, возникающие у воспитанника со сверстниками или другими воспитанниками детского дома.

Анализ конфликтных ситуаций в условиях детского дома позволяет сделать следующий вывод.  С одной стороны – детский дом - это дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; с другой – образовательное учреждение, к которому предъявляются определенные требования. Поэтому каждому участнику воспитания детей в условиях детского дома необходимо знать и помнить приоритетные мотивы воспитанников, находящихся в «своем доме».

Детский дом по сравнению со многими другими учреждениями отличается обилием всевозможных межличностных, групповых, ролевых взаимосвязей, причем порой запутанных, тесно переплетенных и неоднозначных. К педагогическим конфликтам относятся межличностные конфликты между воспитателем и воспитанником. Следовательно, педагогический конфликт является частным случаем межличностного конфликта, и поэтому для него характерны свойства, присущие межличностным конфликтам, выполняются соответствующие закономерности. Последствия неразрешенных в детстве конфликтов сказывается на всей дальнейшей жизни, являются источником многих трудностей и проблем взрослого человека. Из этого следует, что необходимо развивать культуру разрешения конфликтов. Как уже отмечалось выше, умение педагога правильно оценить конфликтную ситуацию, найти конструктивный способ ее разрешения становится ведущим критерием при его взаимодействии с воспитанником. Но также важно, чтобы сам воспитанник научился адекватно реагировать на конфликтную ситуацию, а также уметь предотвращать ее и самое важное – привыкнуть не провоцировать подобные ситуации, имеющие чаще всего разрушительный характер.  Однако в обществе, к сожалению, до сих пор не развита культура разрешения конфликтов. Школа (где обучаются воспитанники детского дома), как общественный институт не только несет весь груз социальных противоречий,  но и является, по сути, «школой конфликтов». Усвоение в пору учительства силовые методы разрешения конфликтов,  стратегии по принципу «выиграть – проиграть» реализуются взрослыми людьми во взаимоотношении с другими, бизнесе, политике, на военной службе. Детские игры переходят во взрослые сражения с их отнюдь не детскими средствами на пути к достижению сиюминутных выгод и зачастую минутных побед. 

Современные психологи считают, что сегодня довольно четко вырисовываются, не свойственные нашей культуре, нашему образу жизни модели поведения людей. Сформированные по западным «выкройкам», по так называемым законам цивилизованного мира, они, между тем, не несут мира душе русского человека, поскольку она в силу этических, традиционных особенностей, в корне отличается от устроения души того же американца или англичанина. Сказанное подводит к выводу о том, что конфликт должен восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей. Как и человек, общество по самой своей природе не может быть абсолютно совершенным, идеальным, бесконфликтным. Дисгармония, противоречия, конфликты – постоянные и неизбежные составные части общественного развития. Однако при выпуске из детского дома взрослый уже ребенок должен уметь различать разные пути достижения успеха и гибко применять различные способы разрешения конфликтных ситуаций, исключать возможность провоцировать их самостоятельно.

Подавляющее большинство конфликтологических работ, центрированных на разрешении конфликтов, посвящено технологии ведения переговоров и условиям их проведения, а «правильно» проведенные переговоры рассматриваются в качестве универсального средства конструктивизации конфликтных отношений.

Переговоры – это, как правило, прекращение самого реального противодействия и перевод его в рефлексивный коммуникативно-мыслительный план открытого обсуждения участниками своих разногласий и усилий «прямого» согласования своих интересов.

Как будет разрешена конфликтная ситуация определяется не только и не столько характером самого конфликта, сколько отношением  к ситуации. Продуктивность в разрешении педагогически сложных ситуаций предполагает, прежде всего, выраженную готовность учесть позицию другого, в данном случае воспитанника, его интересов, мотивов, возможностей и т.д. Сохранение позиции сотрудничества с воспитанником и в условиях конфликта – принципиальный момент в спектре умений педагога.

Односторонность и категоричность, желание «властьупотребить», неумение выслушать – плохие помощники в конфликтных ситуациях. В плане воспитания это приводит к неблагоприятным последствиям в виде неприязни, отчуждения, затрудняющих или разрушающих конфликт. В исследованиях было выявлено, что продуктивность в решении конфликтных ситуаций падает, если участники фиксируются на упреках и обвинениях в адрес партнера, если уклоняются от ответственности за возникновение конфликтных отношений.

Правильное отношение к конфликту предполагает не восприятие его как  досадной помехи, а как творчески решаемой задачи. От педагога требуется не малое мастерство для распознания подлинного конфликта, когда он скрывается, например, за некоторыми другим, поверхностным. Возникшее столкновение может служить проявлением другого, обычно более серьезного, возможно и неосознанного конфликта. К примеру,  выше было отмечено возникновение конфликтной ситуации у воспитанника в школе, которые при неправильном подходе имеют продолжение уже в детском доме.

В воспитательной работе постоянно возникают новые ситуации, когда в условиях большого набора альтернатив педагогу предстоит принять нестандартное решение, ориентируясь на специфические особенности данного конкретного положения, его конкретных участников, а также свои собственные возможности. Из этого следует важность позиции открытости поиску нового – знания, опыта, умение импровизировать, действовать за рамки предусмотренного, преодолевая приверженность к старым сложившимся образцам, страх перед неизвестностью, недоверие к себе, боязнь быть застигнутым врасплох и т.п.

Выбирать наиболее адекватный способ разрешения конфликта помогает умение педагога – практика четко классифицировать сам конфликт. Подобных способов огромное множество, но мы остановимся на восьми из них: юмор, проявление ласки, компромисс, третейский суд, анализ, ультиматум, разрыв связи, подавление (моральное и физическое).

Юмор – это беззлобно – насмешливое отношение к чему – либо (к кому – либо). В нем не должно быть сарказма, иначе это может обидеть одну из конфликтующих сторон.

Проявление ласки заключается в выделении положительных черт «противника» (Ты умный, знающий, самый любимый… и т.п.).

Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок. Например, два ребенка спорят о том, кому играть большой машиной. Один говорит другому: «Давай ты сначала поиграешь, а потом я». Конфликт будет решен, если второй ребенок согласится принять предложение другого.

Третейский суд. Данный способ разрешения конфликта хорош тем, что незаинтересованное лицо может помочь конфликтующим сторонам увидеть то, что они не заметили в «пылу борьбы». Он может быть непосредственным (когда обращаются к реальному лицу) или опосредованным (обращение к произведениям знаменитых философов, писателей и т.д.) Важно также, чтобы третейский суд был авторитетен для обеих конфликтующих сторон.

Анализ обычно используется, если все предыдущие способы не соответствуют социально – психологической природе конфликта или же они не дали эффекта. Важнейшим  условием анализа является то, что проводить его следует на нейтральной территории. Иначе одна из конфликтующих сторон получает преимущество (эффект психологической защищенности).

Если все предыдущие способы не принесли желаемого результата, то можно предъявитьультиматум, то есть предъявление решительного требования с угрозой применения мер воздействия в случае отказа («если вы не…, то я вынужден буду…(санкции)»).

И, наконец, если затронуты какие – то личностные структуры, которыми субъект не может поступиться, то возможен разрыв связи, либо используется такой крайний способ решения конфликтов как подавление (моральное или физическое).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!