СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конфликтные ситуации в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конфликтные ситуации в школе»

Выступление Сивухиной Т.П., учителя начальной школы

Дата выступления: 01.11.2019г.


Разгневан – потерпи, немного охладев,

Рассудку уступи, смени на милость гнев.

Разбить любой рубин недолго и несложно,

Но вновь соединить осколки невозможно.


Саади, великий персидский

писатель и мыслитель.


Упражнение «Яблоко и червячок»  (мягко и спокойно): Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы — яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг, откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

А теперь поговорим с вами о конфликтах в школе. Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях

Конфликты — это норма жизни. В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием младших школьников, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями. При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно.

Конфликтные ситуации в школе могут начаться с самых первых дней пребывания ребенка в учебном заведении.

Ввиду разного воспитания, характера, разных взглядов на жизнь среди учащихся часто происходят конфликты.

В начальных классах конфликты между учениками носят весьма безобидный характер. Мальчик дернул девочку за косичку, кто-то стрельнул бумажным шариком из ручки в своего соседа по парте — такие разногласия забываются детьми моментально и уже через несколько минут враждующие стороны могут стать настоящими друзьями друг для друга. По мере взросления круг интересов учащихся расширяется, они начинают хорошо разбираться в предательстве и дружбе, поэтому все время оценивают душевные качества друг друга. Здесь уже конфликт может набирать серьезные обороты и даже перерасти в настоящую потасовку...

Наша задача, как педагога, что класс должен быть единым коллективом.

Здесь совместная деятельность, общее дело может сблизить, сплотить коллектив. В конфликтной ситуации дети сознательно или подсознательно выбирают какой-то определенный стиль разрешения конфликта. К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

Приспособление — сглаживание противоречий, даже в ущерб своих интересов. Важнейшей задачей является восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта. Предмет разногласия не важен или не особенно волнует случившееся. Считается, что лучше сохранить добрые отношения с другими, чем отстаивать собственную точку зрения, осознать, что правда не на вашей стороне.

Компромисс — взаимные уступки. Обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью. Сотрудничество — совместная выработка решений, удовлетворяющего интересы сторон. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции.

Игнорирование/ избегание — попытка (или стремление) выхода из конфликтной ситуации, не решая её.

Соперничество — открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции. Способы решения конфликтов между учениками.

Сотрудничество - поиск решения, удовлетворяющего всех участников. Наличие времени, необходимого для разрешения конфликта. Заинтересованность обеих сторон. Четкое понимание точки зрения противника. Желание обеих сторон сохранить отношения временные и энергетические затраты. 

 В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако, любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.



Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.

В школе можно враждовать с некоторыми учениками, но можно также и обрести друзей на всю оставшуюся жизнь. Главное — несмотря ни на что, всегда оставаться человеком и стараться помогать своим одноклассникам в трудную минуту. Конфликт между учениками — довольно частое явление. Родителям необходимо обязательно научить свое чадо, как с достоинством выходить из подобных ситуаций, чтобы еще больше не усугубить конфликт... Именно поэтому преподаватели часто устраивают конкурсы и разнообразные мероприятия, чтобы сплотить коллектив детей.

Родители тоже должны проявлять свою мудрость и участие в подобных ситуациях. Зачастую только они могут оказать правильное давление на детей, проявить свое главенствующее положение в их жизни.



Для формирования у учащихся умения бесконфликтного общения были разработаны следующие тематические беседы:

  • Дружба

  • Ссоры и мир

  • Отношение к людям

  • Ценность каждого

Целью проведения этих бесед стало обучение учащихся способам бесконфликтного общения в классе.



Упражнение: «Яблоко и червячок».

А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок».

Примеры ответов участников семинара.

  • Конкуренция: «Сейчас, как упаду на тебя и раздавлю!»

  • Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»

  • Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»

  • Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»

  • Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»





Как бы нам не хотелось этого, едва ли возможно представить и, тем более, осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению. Только переговоры, которые помогут выяснить истинные причины поведения, способствуют урегулированию взаимоотношений и установлению сотрудничества обеих сторон.

Как видим, нам педагогам нужно приобщать учащихся к умению слушать, учить ориентироваться в различных ситуациях и использовать различные вербальные и невербальные способы общения.





.   Литература:  

1.      Б. А. Шевчук «Всё о конфликтных ситуациях» М., 2010

2.      Чернышев А. С. «Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций»- Москва: Пед. общество России,2008   





























Приложение




____________________________

_______________________________?

Конкуренция

Игнорирование

Компромисс

Приспособление

Сотрудничество


______________________________

_____________________________?


Конкуренция

Игнорирование

Компромисс

Приспособление

Сотрудничество


______________________________

_____________________________?


Конкуренция

Игнорирование

Компромисс

Приспособление

Сотрудничество

_______________________________

_______________________________?


Конкуренция

Игнорирование

Компромисс

Приспособление

Сотрудничество




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!