СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Конфликты в межличностных отношениях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена презентация к уроку обществознания по теме « Конфликты в межличностных отношениях» для 6 класса. По программе УМК Обществознание.6 класс: Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2021. - 159 с.

Просмотр содержимого документа
«"Конфликты в межличностных отношениях"»

Конфликты  в межличностных отношениях   Обществознание  6 класс .

Конфликты в межличностных отношениях

Обществознание

6 класс .

Раз мы строили у моря С братом замок из песка. Вдруг нечаянно рукою Брат задел меня слегка.   От обиды я панамой  Запустил в него. И - в глаз! Он же мне ногою прямо По коленке стукнул раз.          Бросил я в него очками, Он в меня – своим совком, На него я – с кулаками, Он в ответ – в лицо песком!   В общем, вышла с братом драка, Мы дрались до синяков. Только жалко, что от замка Не осталось и следов…   Разве будет строиться Замок, если ссориться? Людмила Громова

Раз мы строили у моря

С братом замок из песка.

Вдруг нечаянно рукою

Брат задел меня слегка.

 

От обиды я панамой 

Запустил в него. И - в глаз!

Он же мне ногою прямо

По коленке стукнул раз.       

 

Бросил я в него очками,

Он в меня – своим совком,

На него я – с кулаками,

Он в ответ – в лицо песком!

 

В общем, вышла с братом драка,

Мы дрались до синяков.

Только жалко, что от замка

Не осталось и следов…

 

Разве будет строиться

Замок, если ссориться?

Людмила Громова

 План урока   1.Как возникает межличностный конфликт 2.Семь раз отмерь… 3.Как не проиграть в конфликте

План урока

1.Как возникает межличностный конфликт

2.Семь раз отмерь…

3.Как не проиграть в конфликте

Конфликт - это Конфликт  (от лат. conflictus — столкновение) - отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

Конфликт - это

  • Конфликт  (от лат. conflictus — столкновение) - отсутствие согласия между двумя или более сторонами.
Конфликт -это Найдите определение конфликта в словаре стр.157. Запишите в тетрадь.

Конфликт -это

  • Найдите определение конфликта в словаре стр.157.
  • Запишите в тетрадь.
Межличностный конфликт - это  Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов и мнений остальных участников события.

Межличностный конфликт - это

  • Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов и мнений остальных участников события.
Ступени развития конфликта

Ступени развития конфликта

Что лежит в основе конфликта?

Что лежит в основе конфликта?

Причины конфликта Смысловые «барьеры»: одно и то же слово (фраза, событие) имеют разный смысл для разных людей. Эмоциональные «барьеры»: заключаются в разнице чувств и вызванных ими состояний, которая ведет к непониманию. Моральные «барьеры»: возникают из-за различного представления о правилах или нормах поведения.

Причины конфликта

  • Смысловые «барьеры»: одно и то же слово (фраза, событие) имеют разный смысл для разных людей.
  • Эмоциональные «барьеры»: заключаются в разнице чувств и вызванных ими состояний, которая ведет к непониманию.
  • Моральные «барьеры»: возникают из-за различного представления о правилах или нормах поведения.
Варианты поведения  в конфликтной ситуации Сотрудничество («со»-+ «труд» –совместный труд.  Такой вариант поведения направлен на поиск решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны

Варианты поведения в конфликтной ситуации

  • Сотрудничество («со»-+ «труд» –совместный труд.

Такой вариант поведения направлен на поиск решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны

Варианты поведения  в конфликтной ситуации Компромисс - это   взаимные уступки, сделка. Для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон.

Варианты поведения в конфликтной ситуации

  • Компромисс - это   взаимные уступки, сделка.

Для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон.

 Варианты поведения  в конфликтной ситуации   Приспособление Если только одна из сторон стремится сгладить противоречия путём односторонних уступок, готова поступиться своими интересами.

Варианты поведения в конфликтной ситуации

  • Приспособление

Если только одна из сторон стремится сгладить противоречия путём односторонних уступок, готова поступиться своими интересами.

 Варианты поведения  в конфликтной ситуации   Избегание  Стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая, но и не настаивая на своём немедленно

Варианты поведения в конфликтной ситуации

  • Избегание

Стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая, но и не настаивая на своём немедленно

Конфликты    Конструктивные Неконструктивные При конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов.

Конфликты

Конструктивные Неконструктивные

  • При конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов.
Как не проиграть в конфликте Заключительная стадия – РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА: Подчинение Компромисс Прерывание конфликтных действий Интеграция

Как не проиграть в конфликте

Заключительная стадия – РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА:

  • Подчинение
  • Компромисс
  • Прерывание конфликтных действий
  • Интеграция
   Прочитайте стр. 137-138 учебника  Определите наилучший исход конфликта.

Прочитайте стр. 137-138 учебника Определите наилучший исход конфликта.

Народная мудрость Худой мир лучше доброй ссоры. Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит. Если в тебя швырнули камень – брось в ответ кусок ваты. Взаимные уступки прекрасно решают дела. Лучший способ решать конфликты – избегать их.

Народная мудрость

  • Худой мир лучше доброй ссоры.
  • Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.
  • Если в тебя швырнули камень – брось в ответ кусок ваты.
  • Взаимные уступки прекрасно решают дела.
  • Лучший способ решать конфликты – избегать их.
Какого человека можно назвать конфликтным?

Какого человека можно назвать конфликтным?

«Конфликтная ли Вы личность?» 1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция? а) не принимаю участия; б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой; в) активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя». 2. Выступаете ли на собраниях (классных часах) с критикой? а) нет; б) только если для этого имею веские обстоятельства; в) критикую по любому поводу.

«Конфликтная ли Вы личность?»

  • 1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?
  • а) не принимаю участия;
  • б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;
  • в) активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя».
  • 2. Выступаете ли на собраниях (классных часах) с критикой?
  • а) нет;
  • б) только если для этого имею веские обстоятельства;
  • в) критикую по любому поводу.
«Конфликтная ли Вы личность?» 3. Часто ли спорите с друзьями? а) только если это люди необидчивые; б) лишь по принципиальным вопросам; в) споры — моя стихия. 4. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция? а) не буду поднимать бучу из-за пустяков; б) молча возьму солонку; в) не удержусь от замечаний.

«Конфликтная ли Вы личность?»

  • 3. Часто ли спорите с друзьями?
  • а) только если это люди необидчивые;
  • б) лишь по принципиальным вопросам;
  • в) споры — моя стихия.
  • 4. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?
  • а) не буду поднимать бучу из-за пустяков;
  • б) молча возьму солонку;
  • в) не удержусь от замечаний.
«Конфликтная ли Вы личность?» 5. Если на улице, в транспорте Вам наступили на ногу: а) с возмущением посмотрю на обидчика; б) сухо сделаю замечание; в) выскажусь, не стесняясь в выражениях. 6. Если кто-то из близких купил вещь, которая Вам не понравилась: а) промолчу; б) ограничусь коротким тактичным замечанием; в) устрою скандал.

«Конфликтная ли Вы личность?»

  • 5. Если на улице, в транспорте Вам наступили на ногу:
  • а) с возмущением посмотрю на обидчика;
  • б) сухо сделаю замечание;
  • в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.
  • 6. Если кто-то из близких купил вещь, которая Вам не понравилась:
  • а) промолчу;
  • б) ограничусь коротким тактичным замечанием;
  • в) устрою скандал.
«Конфликтная ли Вы личность?» 7. Не повезло в лотерее. Как к этому отнесетесь? а) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в ней; б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш; в) проигрыш надолго испортит настроение.

«Конфликтная ли Вы личность?»

  • 7. Не повезло в лотерее. Как к этому отнесетесь?
  • а) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не
  • участвовать в ней;
  • б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять
  • реванш;
  • в) проигрыш надолго испортит настроение.
«Конфликтная ли Вы личность?» Оцените полученные результаты: каждый ответ «а» — 4 балла; «б» — 2 балла; «в» — 0. Подсчитайте общую сумму набранных баллов. От 20—28 баллов. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от конфликтов и споров, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Может поэтому иногда называют Вас приспособленцем. От 10—18 баллов. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет другого выхода и все средства исчерпаны. При этом не выходите за рамки корректности, твердо отстаиваете свое мнение. Все это вызывает к Вам уважение. До 8 баллов. Конфликты и споры — это Ваша стихия. Любите критиковать других, но не выносите критики в свой адрес. Ваша грубость и несдержанность отталкивает людей. С Вами трудно как на работе, так и дома. Постарайтесь перебороть свой характер.

«Конфликтная ли Вы личность?»

  • Оцените полученные результаты: каждый ответ «а» — 4 балла; «б» — 2 балла; «в» — 0.
  • Подсчитайте общую сумму набранных баллов.
  • От 20—28 баллов. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от конфликтов и споров, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Может поэтому иногда называют Вас приспособленцем.
  • От 10—18 баллов. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет другого выхода и все средства исчерпаны. При этом не выходите за рамки корректности, твердо отстаиваете свое мнение. Все это вызывает к Вам уважение.
  • До 8 баллов. Конфликты и споры — это Ваша стихия. Любите критиковать других, но не выносите критики в свой адрес. Ваша грубость и несдержанность отталкивает людей. С Вами трудно как на работе, так и дома. Постарайтесь перебороть свой характер.
Притча «Груз обид» Ученик попросил учителя: — Вы такой мудрый. Вы всегда в хорошем настроении, никогда не злитесь. Помогите и мне быть таким. Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет. — Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал учитель, — то возьми картофель, напиши на нём имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет. — И это всё? — недоумённо спросил ученик. — Нет, — ответил учитель. — Ты должен всегда этот пакет носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился. Прошло какое-то время.

Притча «Груз обид»

Ученик попросил учителя:

— Вы такой мудрый. Вы всегда в хорошем настроении, никогда не злитесь. Помогите и мне быть таким.

Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.

— Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал учитель, — то возьми картофель, напиши на нём имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.

— И это всё? — недоумённо спросил ученик.

— Нет, — ответил учитель. — Ты должен всегда этот пакет носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.

Ученик согласился. Прошло какое-то время.

Притча «Груз обид» Пакет ученика пополнился картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах. Ученик пришёл к учителю и сказал: — Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложите что-нибудь другое. Но учитель ответил: — То же самое происходит и у тебя в душе. Просто ты это сразу не замечаешь. Поступки превращаются в привычки, привычки — в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз.

Притча «Груз обид»

Пакет ученика пополнился картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.

Ученик пришёл к учителю и сказал: — Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложите что-нибудь другое.

Но учитель ответил:

— То же самое происходит и у тебя в душе. Просто ты это сразу не замечаешь. Поступки превращаются в привычки, привычки — в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз.

Домашнее задание Параграф 15 Составить правила поведения в конфликтной ситуации. Подобрать поговорки и пословицы по теме.

Домашнее задание

  • Параграф 15
  • Составить правила поведения в конфликтной ситуации.
  • Подобрать поговорки и пословицы по теме.
Использованные источники Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2021.   Тест:

Использованные источники

  • Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2021. 
  • Тест:" Сборник психологических тестов" / Составители: Л.А.Богатова, В.В.Герасимова, Л.А.Кудряшова, И.А.Радчук.-Казань: КНПО ВТИ, 2007.
  • Притча «Груз обид» :  https:// pritchi.ru/id_8148
  • Шаблон и иллюстрации из открытого доступа в сети Интернет


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!