Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях» (2 урока)
Цель: способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.
Задачи урока:
предметные: сформировать представление о конфликтах, их разновидностях и способах разрешения;
метапредметные: на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
личностные: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.
Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания
Тест по теме: «Общение»
Определение темы урока.
Демонстрируется фрагмент выпуска №4 киножурнала «Ералаш»
Какая ситуация возникла между ребятами?(драка, ссора, конфликт)
Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке? Какова тема урока?
Правильно, тема нашего урока – «Конфликты в межличностных отношениях». Запишите ее в тетради
Актуализация знаний
При каком виде деятельности могут возникать конфликты?(при общении)
Что мы называем «общением»?(это взаимодействие между людьми, в процессе которого происходит обмен информацией, деятельностью и результатами деятельности)
Какие средства общения вам известны? (речь, невербальное общение)
Могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт?(конечно, могут)
Изучение нового материала
Так что же мы можем назвать конфликтом? Назовите не менее 5 слов, словосочетаний с которыми у вас ассоциируется понятие конфликт.
Примерный ответ: Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.
Вывод учителя:под конфликтом обычно считают противоречия интересов, взглядов, установок, стремлений. Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир друг друга. Иногда это трудно, потому что не всегда люди видят проблемы одинаково.
В переводе с латинского конфликт означает «столкновение».
В словаре Ожегова С.И. конфликт — это столкновение, серьёзное разногласие, спор.
Конфликт – это столкновение целей, интересов, мнений, взглядов партнёров по общению, отсутствие согласия между ними.
Проявляются эти столкновения в изменении межличностных отношений. Вместо спокойных, ровных, взаимоприятных, они могут стать нетерпимыми.
Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от 2 и более), каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события.
В своём развитии конфликт проходит целый ряд стадий. Давайте представим их в виде ступенек лестницы.
Самая первая ступенька – это возникновение конфликтной ситуации. На ней конфликта пока что нет, есть только причина, которая способна его начать.
Например, у вас с братом один телевизор на двоих. И вы никак не можете договориться между собой, какой канал вы будете смотреть.
Естественно, вы попытаетесь выразить своё недовольство друг другу, так как каждый считает, что правда на его стороне и не собирается соглашаться с мнением другого. Вот вам и повод для взаимного недовольства, раздражения, спора и, в конечном итоге, начала конфликта.
Вторая ступенька – осознание конфликта. На этой ступеньке вы с братом, каждый по отдельности, начинаете осмысливать, анализировать причины конфликта и вырабатывать возможную линию вашего дальнейшего поведения.
Например, младший из вас может заявить: «Если ты не включишь мне мультики, то я расскажу родителям». И, скорее всего, в ответ на это он услышит: «Только попробуй, ты у меня получишь».
Следующая ступенька – это проявление конфликтного поведения. На этой стадии участники конфликта переходят к активным действиям. Например, ваш младший брат действительно бежит жаловаться родителям, ну а вы придумываете, чтобы такое сделать с младшим братом.
Таким образом вы переходите на следующую ступень – углубление конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Например, ваш брат заявляет родителям, что вы не даёте ему не только смотреть мультики, но и постоянно обижаете, на что вы с удовольствием отвечаете, что именно он разбил любимую мамину вазу, поэтому он должен быть наказан и лишён любимых мультфильмов.
Но любому, даже очень серьёзному конфликту, рано или поздно приходит конец, который наступает после его разрешения – это и есть последняя ступенька нашей лестницы. На этой стадии происходит практическая ликвидация противоречий. Например, в нашем случае родители могут пообещать вам купить второй телевизор или предложат брату посмотреть мультики в записи.
Завершение конфликта возможно по разным причинам. Это возможно благодаря желанию сторон или в результате несущественности причины. Конфликтная ситуация может быть прервана и из-за разделения конфликтующих. Например, ваш конфликт с одноклассниками был прерван, так как вы переехали в другой город и пошли в новую школу.
Наилучшим исходом для конфликта считается такая ситуация, при которой стороны конфликта сделали для себя определённые выводы, которые привели к изменению их первоначальной позиции, в результате чего у всех сформировалось единое мнение. Согласитесь, что такой исход можно считать оптимальным. Но, к сожалению, так бывает не всегда.
Послушайте притчу.
Однажды привели как-то в один город слона. Поскольку раньше жители города никогда не видели это животное, многие захотели посмотреть на неизвестного им зверя. Среди любопытных были и известные на всю округу слепые мудрецы. Но как увидеть слона, если ты слеп?
«Я знаю, – сказал один мудрец, — мы ощупаем его».
Хорошая идея, – согласились другие. – Так мы сможем узнать, какой он, этот СЛОН.
И мудрецы пошли “смотреть” на слона, а вернее, щупать.
Первый мудрец нащупал большое плоское ухо, которое медленно двигалось вперёд и назад.
Второй мудрец стоял возле ноги слона и трогал её. Нога была круглой и могучей.
М-м-м... Это что-то круглое и толстое… Слон похож на дерево! – воскликнул он.
«Вы оба не правы», —сказал третий. – Да, он круглый, но не толстый, и к тому же очень гибкий! Он похож на верёвку! Этот мудрец нащупал хвост слона.
Ну нет! Слон похож на копьё! Да - круглый, да - тонкий, но не гибкий! – воскликнул четвёртый, который ощупывал бивни.
Нет, нет, – закричал пятый, – слон, как высокая стена. Большая, широкая и шершавая, – говорил тот, ощупывая бок слона.
Шестой мудрец в руках держал хобот слона.
«Все вы не правы, – сказал он, — слон похож на змею».
Нет, на верёвку!
Нет, змею!
Стену!
Вы ошибаетесь!
Я прав!
Шестеро слепых мудрецов безудержно кричали друг на друга. Их спор продолжался целый день. Потом ещё один, затем неделю, а к единому мнению они так и не пришли. Каждый мудрец представлял себе лишь то, что могли чувствовать его руки, и верил он только себе.
В результате каждый думал, что только он прав и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать то, что говорят ему другие.
Поэтому они никогда так и не узнали, как выглядит слон.
А договорись они между собой, история имела бы совершенно другой финал.
Подведение итогов 1 урока
Что мы называем конфликтом?
Межличностным конфликтом?
Каковы стадии развития конфликта?
Можно ли избегать конфликтов, как вы думаете?
2 урок
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Что мы называем конфликтом?
Назовите основные стадии развития конфликта. Приведите примеры.
Изучение нового материала.
Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными.
При конструктивном конфликте стороны спора не выходят за рамки приличий и аргументов. Конфликтующие не опускаются до взаимных оскорблений и грубости.
При неконструктивном конфликте спорящие стороны считают, что для победы все средства хороши. Следовательно, последствия неконструктивного конфликта для межличностных отношений могут быть самими драматическими.
Наверное, самым известным неконструктивным конфликтом можно назвать конфликт между семьями Ромео и Джульетты, Монтекки и Капулетти, который привёл к смерти влюблённых.
Наиболее частыми причинами конфликтов служат различные барьеры:
Барьер чужого желания связан с тем, что в основе конфликта лежат определённые противоположные желания и интересы. Например, вы можете поспорить с другом из-за того, что кто-то из вас хочет идти пешком, а кто-то поехать на автобусе.
Смысловой барьер в общении может быть связан с тем, что одно и тоже слово, фраза или событие имеют разное значение для разных людей. Например, для одних болельщиков победа команды в матче – это настоящий праздник, но для болельщиков проигравшей команды – это трагедия, и многим из них может не понравиться веселье болельщиков победителей.
Кстати, однажды такое вот непонимание между футбольными фанатами привело к самой настоящей войне между двумя соседними странами – Сальвадором и Гондурасом. После победы сборной Сальвадора в матчах плей-офф отборочного этапа Чемпионата мира по футболу в 1969 году. В обоих странах прокатилась волна беспорядков. В итоге обе страны взялись за оружие.
Несмотря на скоротечность конфликта – война продолжалась всего шесть дней – он дорого обошёлся обеим сторонам; общие потери составили несколько тысяч человек, а мирный договор между странами был подписан только через десять лет после окончания войны.
Эмоциональный барьер, заключается в разнице чувств и вызванных ими состояний, которые приводят к непониманию. Например, играя на улице зимой, вы с друзьями закидали снежками проходящую мимо одноклассницу. Вам в этот момент было весело, а девочка обиделась и начала кричать на вас.
Наиболее острые конфликты возникают из-за моральных барьеров. Это случается из-за различного представления о правилах или нормах поведения.Пример: полночь, а за стеной у соседей всё ещё слышна громкая музыка, заливистый смех. Наши действия?
Мы уже говорили, что конфликт – это столкновение интересов. И как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения.
Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология.
Становясь участником конфликта, возможно, сами того, не осознавая мы выбираем определённый вариант поведения. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. Их характеристики вы найдёте на стр. 79. Давайте прочитаем и заполним табличку.
Приспособление | Избегание | Компромисс | Сотрудничество |
В этом случае одна из сторон стремится сгладить конфликтную ситуацию путём односторонних уступок, то есть готова поступиться своими интересами, приспособиться под вторую сторону конфликта. | Такой вариант поведения заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации не решая её, не уступая, но и не настаивая на своём немедленно. Избегание только замораживает конфликт, но не решает его. Следовательно, рано или поздно конфликт может разгореться вновь. | Этот вариант поведения похож на сотрудничество с той лишь разницей, что для решения спора стороны идут на некоторые уступки. | Усилия участников конфликта будут направлены на поиск такого решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны. |
Сотрудничество.
Например, в случае с нашими братьями и телевизором. Братья могли бы ещё на самой первой ступеньке договориться о том, кто и когда будет смотреть телевизор.
Компромисс.
Например, старший брат может дать посмотреть мультики, если младший согласится вместо него пропылесосить квартиру.
Приспособление.
Например, старший брат может сказать младшему: «Ладно, смотри свои мультфильмы, мне всё равно есть чем заняться».
В конце нашего урока давайте вспомним основные моменты. Сегодня мы узнали с вами о том, что такое межличностный конфликт. Познакомились с его стадиями и вариантами поведения участников конфликта.
Послушайте притчу и попытайтесь ответить на этот вопрос.
Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему мешок гвоздей и сказал: "Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз когда ты потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо"
В первый день он забил 37 гвоздей. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая их изо-дня в день: Понял проще контролировать себя, чем забивать гвозди.
Наконец наступил тот день, когда он не забил ни единого гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сообщил эту новость.
Тогда отец сказал ему: "Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда ты не потеряешь терпение". И вот настал день, когда юноша смог сказать, что вытащил все гвозди.
Отец отвёл сына к садовым воротам: "Сын, ты прекрасно вел себя, но посмотри сколько дырок осталось в воротах! Никогда они уже не будут такими же как раньше."
Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь воткнуть в человека нож и вынуть его, но всегда остается рана. И будет неважно сколько раз ты попросишь прощение. Рана, нанесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая.
Когда ты с кем –то ругаешься и говоришь ему что-нибудь неприятное, злое, ты оставляешь ему раны. И будет неважно, насколько искренне ты попросишь прощения. Рана остается. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что физическая.
Возможно, в ходе уроков некоторые из вас мысленно не раз спросили себя: «А я конфликтный человек или нет? Что окружающие думают обо мне. Комфортно ли им рядом со мной?»
Подведение итогов
Выполнение заданий в презентации
Чему научил вас урок?
Что такое конфликт?
Почему возникают конфликты?
Как ведут себя люди во время конфликта?
Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?
Домашнее задание.
§ 9 прочитать, ответить на вопросы.
Вспомнить литературные произведения, в которых описываются конфликты.
Рефлексия
Оцените свою работу в группе смайликом:
активно работал
делал то, о чем просили
внимательно наблюдал за работой других
Известно, что время, потраченное на сам конфликт, во много раз меньше времени постконфликтных переживаний. Поэтому конфликты разумнее предупреждать, а это возможно, если люди будут уважать друг друга, будут толерантны друг к другу. Как говорил известный кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!» А если уж и попадёте в конфликтную ситуацию, нужно достойно выйти из неё. Для этого я даю вам на память памятки «Формула успешного решения школьных конфликтов»