Конспект урока «Конфликты в межличностных отношениях»
Цель: формирование представлений о межличностных конфликтах, причинах их возникновения и способах их разрешения.
Задачи урока:
предметные: сформировать представление о конфликтах, их разновидностях и способах разрешения;
метапредметные: используя полученные знания, самостоятельно оценивать информацию; приводить примеры, доказывая выдвигаемые положения;
личностные: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться сохранять достоинство в конфликтной ситуации; научиться допускать существование различных точек зрения, принимать мнение и позицию другого человека, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделять цели урока; анализировать вопросы, формулировать ответы.
Коммуникативные: участие в коллективном решении проблем; обмен мнениями, понимание и принятие позиции партнёра.
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценка учебной деятельности, своих достижений.
Личностные УУД: проявление заинтересованности не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражение положительного отношения к процессу познания, адекватное понимание причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
Методы и формы обучения:
Методы: технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый, тренинг.
Формы: фронтальная, групповая.
Тип урока: урок усвоения нового знания
Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.
Методический аппарат: Учебник Обществознание 6 кл., под ред. Л.Н. Боголюбова. М., Просвещение, 2015. – 111 с., раздаточный материал.
План:
1. Понятие конфликта
2. Основные стадии (этапы) конфликта
3. Способы поведения в конфликтной ситуации.
Ход урока.
Тема урока: Конфликт в межличностных отношениях.
- Что вы знаете о конфликтах а отношениях между людьми? (совместно с учащимися в таблице ЗХУ на доске заполняется графа «Знаю»).
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (в таблице заполняется графа «Хочу узнать», таким образом, учитель подводит учащихся к правильной формулировке пунктов плана).
Изучение нового материала
1. Понятие «конфликта"
Ученикам предлагается дать свое описание понятия «конфликт». Таким образом учитель выходит к определению конфликта. Учитель подытоживает ответы учеников и дает им определение: Под конфликтом понимают противоречия интересов, взглядов, установок, стремлений. Конфликты всегда присутствовали в обществе. Люди всегда стремились к пониманию друг друга. Иногда это трудно, потому что не всегда люди видят проблемы одинаково.
2. Основные стадии (этапы) конфликта
Учитель предлагает рассмотреть схему на с. 76 учебника.
Класс делится на группы по количеству этапов конфликта. Каждой группе дается задание изучить характеристику одного этапа конфликта. Ученикам предлагается прочитать текст (раздаточный материал, приложение 1), назвать этап конфликта и дать краткую характеристику поведения людей на данном этапе. Ответы учащихся корректируются по мере необходимости и заносятся в таблицу.
3. Способы поведения в конфликтных ситуациях
Учитель объясняет разные варианты поведения в конфликтной ситуации: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. Затем детям предлагается угадать, какая стратегия поведения в конфликте описана в предложенной ситуации (учитель зачитывает описание ситуации, дети дают ответ).
В жертву приносятся собственные интересы ради интересов другого. Эта стратегия характерна для мирного, уступчивого человека. (Приспособление.)
Человек уклоняется от принятия решений. Такая стратегия характерна для людей, неуверенных в себе. (Избегание.)
Участник конфликта ищет решение, которое будет устраивать обе стороны. Такая стратегия свойственна сильным, зрелым, уверенным в себе людям. (Компромисс.)
Участник конфликта стремится добиться своего за счет другого. Такой стратегией, как правило, пользуются люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные, (Сотрудничество.)
Работа в мини-группах (по 4 человека)
Каждой группе предлагается конфликтная ситуация (раздаточный материал, приложение 2). После пятиминутного обсуждения каждая группа должна дать ответы на вопросы:
1. Можно ли назвать данную ситуацию конфликтной?
2. Назовите причину конфликта.
3. Каким образом можно разрешить данный конфликт?
После обсуждения представитель каждой группы отвечает на вопросы.
Упражнение «Карикатура на врага»
Детям предлагается нарисовать своего врага в виде сказочного животного. С рогами, клыками, копытами.
И дальше с ним можно поиграть. К примеру, у вас конфликты с одноклассницей (-ком). Вот и нарисуйте ее (его) в виде огнедышащего дракона. А потом «посадите» в клетку с огромными замками. Или отправьте ее (его) на другую планету в большущей ракете. Все, конфликт исчерпан!
А теперь прислушайтесь к своим эмоциям. Как вы думаете, почему, нарисовав карикатуру на своего врага, да еще и отправив его в клетку или на далекую планету, вам стало легче?
Рефлексия
- Что вы узнали сегодня на уроке? (в таблице ЗХУ вместе с учениками заполняется графа «Узнал»).
- Узнали ли вы на уроке то, что хотели? (сравниваются графы «Хотел узнать» и «Узнал»).
Подведение итогов.
Вопросы учителю.
Домашнее задание.
Приложения
Приложение 1
Таблица «Этапы конфликтной ситуации»
Этап конфликта | Варианты поведения и характеристика |
Возникновение конфликтной ситуации | Конфликта пока нет, есть только причина, способная его вызвать: Противоположные желания и интересы, смысловые барьеры, различия в положении в обществе, эмоциональный барьер, моральный барьер |
Осознание конфликта | противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам. Поведение: Сотрудничество - направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны Компромисс - для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. Приспособление - только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами Избегание - заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно. |
Проявление конфликтного поведения | необходим инцидент - «случай, происшествие, недоразумение»; конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте. |
Углубление конфликта | Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. При конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели. |
Разрешение конфликта | может быть полным или частичным. Поведение: Подчинение - одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной. Компромисс - обоюдные уступки смягчают причины конфликта прерывание конфликтных действий - по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины, из-за объективного разделения конфликтующих интеграция – наилучший исход; в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции и в результате сформировалось единое мнение. |
Приложение 2
Карточки-задания для работы в группах
В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед одноклассниками – мальчишками .Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек
Вопросы
1. Можно ли назвать данную ситуацию конфликтной?
2. Назовите причину конфликта.
3. Каким образом можно разрешить данный конфликт?
Миша попросил у Виктора сотовый телефон, для того чтобы позвонить. Вышел с телефоном на улицу и не вернулся. На следующий день Виктор потребовал вернуть телефон, на что Михаил ответил, что телефон он потерял, и деньги за телефон вернуть не может
Вопросы
1. Можно ли назвать данную ситуацию конфликтной?
2. Назовите причину конфликта.
3. Каким образом можно разрешить данный конфликт?
Идет урок, учащиеся выполняют задания. Вдруг один ученик начинает стучать ручкой по парте. Учитель делает замечание: «Сергей, не стучи, пожалуйста, по парте, выполняй задания». Сергей отвечает: «Почему опять я? Опять крайний! Вы что, видели? ».
Вопросы
1. Можно ли назвать данную ситуацию конфликтной?
2. Назовите причину конфликта.
3. Каким образом можно разрешить данный конфликт?
Мама пришла с работы и говорит дочери: «Сколько можно говорить? Убери за собой, разбросал все, словно смерч пронесся в квартире! Не девушка, а несчастье какое-то! Говоришь, а ей, как об стену горохом!».
Вопросы
1. Можно ли назвать данную ситуацию конфликтной?
2. Назовите причину конфликта.
3. Каким образом можно разрешить данный конфликт?
Учитель проверяет домашнее задание. Дошла очередь и до Олега. Андрей Иванович, проверяя работу ученика, сказал: «Да что же это такое? Этот бездарь опять не сделал, как следует, написал в тетради так, что ничего не разберешь! ».
Вопросы
1. Можно ли назвать данную ситуацию конфликтной?
2. Назовите причину конфликта.
3. Каким образом можно разрешить данный конфликт?
Маша очень любила перед сном рассматривать любимые журналы. Однако родители считали, что режим дня важнее всего и ровно в 21.00 выключали в комнате дочери свет.
Вопросы
1. Можно ли назвать данную ситуацию конфликтной?
2. Назовите причину конфликта.
3. Каким образом можно разрешить данный конфликт?
Игорь очень любит громко слушать музыку. Но его соседи считают это чуть ли не преступлением и постоянно жалуются родителям Игоря, за что ему не редко перепадает от отца
Вопросы
1. Можно ли назвать данную ситуацию конфликтной?
2. Назовите причину конфликта.
3. Каким образом можно разрешить данный конфликт?
8