Левченко Светлана Андреевна педагог-психолог МБОУ СОШ № 9 г. Пушкино КОНФЛИКТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. . В нынешних публикациях часто поднимается вопрос конфликтов в школе. Источником их, как правило, являются падение интереса педагога к личности ребенка, нежелание понять его внутренний мир. Возникновение проблемных и конфликтных ситуаций обусловлено и падением престижа педагогической профессии в обществе, авторитарностью в школьном управлении, возросшей напряженностью в межличностных отношениях в школьном социуме. Современные дети стали отличаться или полным безразличием к окружающим их людям, либо редкой жестокостью ко всему жестокостью, из-за чего педагог не всегда может воздействовать на них, ведь для таких детей учитель не является тем, кого они обязаны уважать. Поэтому по этой причине удачно разрешенный конфликт является одним из средств поднятия своего авторитета, и не только. Такая ситуация может положительно повлиять на ребенка, отозваться глубокого в нём и заставить пересмотреть его свои взгляды на мир. Проблема жестокого обращения в последнее время актуальна и для начальной школы в особенности, в которой и должно идти формирование личности будущего человека, и главный созидатель – это учитель. И ему очень важно уметь предупреждать конфликты и грамотно их разрешать. Для школьника младших классов характерна недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний, если, конечно, речь идет не о глубоких потрясениях и постоянных угнетающих ребенка раздражителях. Эмоциональная переключаемость и высокая степень конформности способствуют защищенности психики младшего школьника. Однако кратковременность нервных переживаний учащихся этого возраста не дает учителю оснований для неосторожных форм давления на него под предлогом, что все будет забыто. Лишь бы привести поведение или сознание его в сиюминутно требуемое состояние. Еще одна психологическая истина состоит в том, что для детей начального школьного возраста свойственна потребность в защите со стороны взрослых и прежде всего учителя. В любой стрессогенной ситуации он устремляет свой взор в сторону учителя и ждет от него помощи, поддержки. Тем сильнее потрясение, если его ожидания не оправдываются, если его оставляют с переживанием один на один. И еще хуже, когда вместо помощи от учителя ребенок получает противоположное. В начальных классах состав конфликтующих достаточно устойчив и
основными сторонами выступают ученики и учителя. Имеет место несколько сочетаний конфликты, с одной стороны - слабо успевающими школьниками и детьми с высокими показателями в учебных успехах, авторитетными и
неавторитетными, мальчиками и девочками, группами мальчиков и девочек. Анализ и обобщение конфликтных происшествий в начальных классах по содержанию и сценарию можно условно разделить на три группы дидактические, этические и запредельно-этические конфликты. Конфликты дидактического характера. Стрессогенные события в процессе обучения младших школьников по существу не отличаются многообразием. Доминирует три группы взаимоотношений «ученик-учитель» где возникают психотравмы школьников. Происходят они на уроке и касаются не методики в ее собственном значении, а поведения учителя, т. е. его тактики, стиля, реакции на поступки учащихся. Сильнее всего на психику учащихся влияют в негативном плане происшествия, вызванные приемами дисциплинирования младших школьников. Ещё одну группу конфликтогенных ситуаций в начальных классах образуют поступки учителей, которые могут объединяться термином «дискриминация» по отношению к учащимся. И группу дидактических конфликтов образуют события, происходящие в ситуациях оценки успеваемости младших учащихся. Среди прочих конфликтных ситуаций в условиях дидактических взаимодействий учителя с младшими школьниками встречаются такие, как служебная недисциплинированность учителя, наблюдаемая его подопечными, пренебрежение к отстающим, демонстративное потакание школьникам, чьи родители имеют ту или иную форму власти над учителем, публичное посрамление ученика за дурные привычки (грызет ногти, шмыгает носом, уходит в себя) Конфликты этики: эпизоды проявления бестактности и грубости... ничего путёвого из тебя не выйдет.., Иди к родителям-пока они не пьяные...». Чаще всего конфликтные события сказываются на сознании, поведении, самочувствии учащихся. Лишь незначительное место занимают позитивные последствия, которые в основном выражаются в улучшении учебных успехов, нормализации поведения, исчезновении дурных поступков и укреплении исполнительности в ответ на общепринятые требования, которые предъявляются учительницей начальных классов. Зафиксированы факты послеконфликтиого ухудшения успеваемости, поведения, потери доверия к учителю, обиды надолго, осознания несправедливости со стороны учителя, падения в глазах ребенка авторитета учительницы, выработки двойного стиля поведения. Статистическая картина всего спектра конфликтных происшествий в работе учителей с младшими школьниками показывает, что запредельно-этические конфликты по частоте стоят на последнем месте. Иначе говоря, начальная школа в этом отношении не страдает слишком масштабной распространенностью фактов запредельно-этических форм обращения учителей с младшими школьниками. Обнаруживаются две разновидности педагогических правонарушений, допускаемых учителями младших классов общеобразовательной школы. Впереди стоит словесное оскорбление, наносимое, как правило, публично. Между прочим, в Уголовном Кодексе РФ существует статья 131, согласно которой лица, наносящие словесное оскорбление публично, подвергаются уголовному наказанию. Другая форма правонарушений учителей младших классов – физическое воздействие на них, т. е. рукоприкладство. Здесь тоже есть свой набор приемов дерганье за уши, подзатыльники, битье по рукам и голове линейкой, выталкивание из класса, битье по голове пальцем. Мы рассмотрели ряд конфликтогенных событий, характеризующих взаимодействие учителя и учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Сложность проблемы состоит в том, что в школу малыши приходят уже с определенным жизненным опытом, который сформирован в семье. И если дома подзатыльник или другое физическое воздействие взрослых вполне традиционны, то ребенок не испытывает контраста в поведении учителей. Другое дело, когда свидетелем рукоприкладства учительницы оказывается юный гражданин, в семье которого к подобным методам никогда не прибегают. А у ребенка формируют сознательный протест против оскорблений распоясавшихся взрослых людей.
Теперь отчетливо вырисовывается необходимость выработки каждым учителем собственного профессионального кодекса «не навреди» ребенку, переступившему порог школы. Чтобы этого не случилось, педагогу надо знать примерный алгоритм процесса урегулирования конфликта и некоторые средства воздействия, приведенные ниже. Мудрые говорят, что из двух спорящих виноват тот, кто умнее. Это не означает, что надо избегать конфликтов. Неразрешенный своевременно конфликт, так же, как и вовремя не излеченная болезнь, через определенный период времени может дать серьезные осложнения, поэтому надо своевременно вскрывать назревшие противоречия, ставить правильный диагноз «болезни» и находить способы «выздоровления». Особенно велика роль учителя в тех случаях, когда в ходе педагогического процесса образуется конфликтный треугольник «учитель-ученик-родители». В таком случае возможно возникновение следящих вариантов конфликта: - учитель в союзе с родителями действует против ученика; - родители с учеником против учителя; - учитель с учеником – против родителей; - все – против всех и каждый за себя. При любом варианте развития конфликта задача педагога состоит в том, чтобы превратить противодействие сторон во взаимодействие, деструктивный конфликт – в конструктивный. Для этого необходимо проделать ряд последовательных операций: 1. Добиться адекватного восприятия оппонентами друг друга. Конфликтные люди (особенно дети), как правило, недружелюбны к оппоненту. Эмоциональное возбуждение мешает им адекватно оценивать ситуация и реальное отношение оппонента к ним лично. Контролируя свои эмоции, педагогу необходимо снизить эмоциональное напряжение в отношениях с учеником, родителем, коллегой. Для этого можно использовать следующие приёмы - не отвечать агрессией на агрессию; - не оскорблять и не унижать оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом; - дать возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушать его претензии; - стараться выразить своё понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями; - не делать скоропалительных выводов, не давать поспешных советов – ситуация всегда бывает гораздо сложней, чем кажется на первый взгляд; - предложить оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке. Если обстоятельства позволяют, то попросить дать время, чтобы лучше обдумать полученную информацию. Пауза также будет способствовать снятию эмоционального напряжения. При восприятии слов он сначала реагирует на интонацию ответным действием и лишь потом усваивает смысл сказанного. В интонации проявляются те переживания, которые сопровождают речь взрослых, обращенную к ребенку, и он реагирует на них. Крик и монотонная речь учителя лишаются воздействующей силы потому, что сенсорные входы ученика либо забиты (криком), либо он вообще не улавливает эмоционального сопровождения, и это порождает безразличие, как бы четко и правильно ни произносились слова и фразы. Такая речь не вызывает переживаний у ученика, и учитель теряет действительно надежный «мост» к сознанию ученика через его переживания. 2. Диалог. Как показала работа с учителями, многие из них затрудняются в проведении диалога с учениками разного возраста. Диалог учителя с учениками часто ведется на командно-административном уровне и содержит набор стереотипных выражений, упреков, угроз, недовольства поведением ученика. Такое общение продолжается в течение многих лет обучения в школе, и к старшему школьному возрасту многие из учеников вырабатывают ответный стиль общения с учителями. Сближению позиции учителя и ученика, взаимопониманию помогут некоторые приемы, которые не все используются учителями. Приведем некоторые из них - соблюдать такт, корректность по отношению к оппоненту. Это должен быть разговор равного с равным; - не перебивайте без надобности, сначала случайте, а потом говорите; - не навязывайте свою точку зрения, ищите истину вместе; - отстаивая свои позиции, не будьте категоричны, умейте усомниться в самом себе; - в своих доводах опирайтесь на факты, а не на слухи и чужие мнения; - старайтесь правильно задавать вопросы, они являются основным ключом в поисках истины; - не давайте готовых «рецептов» решения проблемы, постарайтесь построить логику рассуждений, чтобы оппонент сам находил нужные решения. 3. Взаимодействие. По сути, этот этап включает и восприятие, и диалог и прочие виды совместной деятельности общения. Но здесь под взаимодействием понимается совместная деятельность всех оппонентов, направленная на разрешение конфликта. Важным средством предупреждения и успешного разрешения конфликтов может быть прием «возврат эмоций». Учитель вместе с учениками «проживает» каждый возрастной период становления их личности, сопереживает по поводу их неудач, радуется успехам, огорчается за срывы в поведении и работе, великодушно прощает – все это не снижает авторитет учителя в глазах учеников, а эмоционально сближает их позиции, порождает сопереживание и взаимопонимание. Без этого немыслимо педагогическое сотрудничество, когда учитель может увидеть хорошее в «отпетом» ученике, выразить надежду на его исправление. При разрешении конфликтов учителя считают наказание одним из основных средств воздействия. Они полагают, что этим будет достигнуто неповторение поступка, что это устрашит ученика. Однако вспомним из отечественной истории о том, что можно построить на страхе. Весь вопрос в том, какой след переживаний остается в душе ребенка после его наказания раскаяние, злоба, стыд, страх, обида, вина, агрессия. А. С. Макаренко писал «Как бы ни строго был наказан воспитанник, наложенное наказание должно всегда разрешать конфликт до конца, без всяких остатков. Уже через час после наложения взыскания нужно быть с воспитанником в нормальных отношениях».Наказание должно разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов. Для разрешения конфликта, когда отношения между учителем и учеником принимают характер противостояния, иногда приглашают «третьего». Он должен иметь и искреннее желание помочь ученику, и глубоко понять причины конфликта. Таким «третьим» могут быть и родители, и кто-то из учителей или сверстников. Главное, чтобы «третий» был значимым для конфликтующего ученика человеком. Занятия в подгруппах младших классов с использованием психологических игр и упражнений, воздействия учителя, изменившего стиль общения с конкретными учениками, привели к положительным результатам: совпали социометрические выборы, желание общаться и дружить, снизилась конфликтность в подгруппе и с другими одноклассниками и учителем.
Конфликтные зоны 2013-2015 гг.
Классы2 г | С родителями | С классным руководителем | С одноклассниками | Негативное отношение к дом. заданию | Негативное отношение к урокам, школе |
12-13 г. | 11 | 12 | 12 | 9 | 7 |
13-14 г. | 6 | 7 | 6 | 6 | 4 |
14-15 г. | 3 | 1 | 2 | 4 | 2 |
Улучш. | 8 | 11 | 10 | 5 | 5 |