-воспитывать положительное отношение к урокам математики.
Цель этапа, время | Методы обучения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф - фронтальная, И - индивидуальная, П- парная, Г - групповая) | Дидактические материалы, оборудование | Формы контроля | Формируемые УУД |
Предметные | Метапредметные (П- познавательные, Р - регулятивные, К - коммуника- тивные) | Личностные |
1 Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности |
Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности, 1 мин | Словесный (приветствие, создание эмоционального настроя) | –Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виталия Николаевна, и сегодня я проведу урок математики. Посмотрите на свои парты, всё ли у вас готово к уроку? Девиз на урок: «Учись, смекай, активным будь И к знаниям откроешь путь!» -Начинаем наш урок. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Настраиваются на урок. | Ф | Девиз вывешенный на доске. | Визуальный контроль | Проявляют интерес к изучению новой темы. | Р-организация рабочего места К-включение в приветсвие | Снижение тревожности, создание положительного настроя. |
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии |
Цель:актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии , 5мин. | Практический (устные упражнения), наглядна, словесный | -Начнем наш урок с выполнения задания. Но прежде, открываем тетради и подписываем число, классная работа. Мною на доску были записаны двузначные числа. Я вам дам несколько секунд ознакомится с числами. После я закрываю доску и ваша задача записать в тетрадь числа, которые вы запомнили. Кому не понятно задание? -Начинаем. -Время вышло, я закрываю доску. Запишите числа, которые запомнили. -Проверим. У вас должно было получиться 15, 27, 34,43,65, 85. У кого так, поднимите зеленый сфетофор, у кого были ошибки желтый и кто запомнил неправильно красный. -Далее вы закроете глаза, и я поменяют местами некоторые числа. -Закрывайте глаза. -Открывайте. Какие числа я изменила? | Выполняют задание учителя. Выполняют обратную связь с учителем. Выполняют следующее задания. Закрывают глаза. Отвечают на вопрос учителя. Вы поменяли местами 34 и 43. | Ф, И | Доска, тетрадь, сигнальные карточки. | Устный опрос, наблюдение за работой учащихся. | Умение структурировать знания, воспроизводить информацию по памяти | П- поиск и выделение информации Р -планирование своих действий К –аргументация выбора | Сформировать потребности в самовыражении. |
3. Этап выявления места и причины затруднения |
Цель:Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, 4 мин. | Проблемный | -Ребята сегодня к нам в гости пришли фиксики Нолик и Симка. Они подготовили вам интересное задания в парах. -У вас на столах лежат кубики. Возьмите 2 кубика. Положите перед собой в коробку. Возьмите еще 2 кубика. Положите рядом в другую корзинку. Далее еще 2. Сколько всего кубиков? Как узнали? -Теперь возьмите три палочки и добавьте к ним еще 3 палочки. После добавьте еще 3 палочки. Сколько всего палочек? Как узнали? Что одинаковое в этих группах? -Сегодня мы научимся быстро записывать такие примеры, где складываются одинаковые числа. -Может быть кто-то знает, как записать короче сумму одинаковых слагаемых? А что бы узнать тему нашего урока, предлагаю вам задание. У вас на столах лежат листочки. Ваша задача зачеркнуть повторяющеюся букву Ф. | Выполняют задание учителя в парах с предметами по инструкции. Считают общее количество. Называют сумму. -6 кубика. Мы к 2+2+2 и получили 6. -9 палочек. Мы к 3+3+3=9. Обращают внимание на одинаковость предметов в группах и одинаковость групп. Одинаковые группы кубиков по 2 и одинаковые группы палочек по 3. Отвечают на вопрос учителя. | П | Кубики, коробка, счетные палочки, изображение Нолика и Симки, карточки. | Устный опрос, наблюдение за работой учащихся. | Вычисление суммы одинаковых слагаемых. | П – анализ групп предметов (выделение количества) Р- выполнение простых инструкций К – ответы на вопросы простой фразой. Обсуждение в парах. | Осознание посильности задачи |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения |
Цель: Постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации, 3 мин. | Диалог | Какая тема нашего урока? -Тема урока: «Конкретный смысл действия умножения» Какую мы поставим цель? - Сегодня мы будем работать по следующему плану: 1. Познакомиться с действием «умножение». 2. Закрепить полученные знания. | Определяют тему и цель урока. -Умножение. -Узнать, что такое умножение. Знакомятся с планом урока. | Ф, Г | Изображение: темы, цели и плана урока. | Устный опрос | Постановка целей учебной деятельности | К-учет разных мнений. Р-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. П-поиск разнообразных способов решения задачи. | Формирование границ собственного знания и незнания. |
5. Этап реализации построенного проекта |
Цель: Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще, 13 мин. | Практический, наглядна, словесный | -Ответить на вопросы нам поможет учебник. Открываем учебники с. 48 - Прочитайте тему. -Какая тема? -Верно мы определили тему, цель? - Фиксики подсказывают нам, что на этой странице мы можем найти правило. Как мы его узнаем? Рассмотрим рисунок. На каждой тарелке по 3 груши. Сколько груш на четырех тарелках? Учитель записывает на доске. -Ребята, сложение одинаковых слагаемых можно заменить новым действием- умножением. Чтобы было удобно подсчитывать результат, великие учёные придумали математический знак ( или х) – умножение. -Читают так по 3 взяли 4 раза или 3 умножить на 4 получится 12 Решение записывают так:34=12 -Что можете сказать про это выражение 3+3+3+3=34? -Чему будет равен первый пример 3+3+3+3? -А 34? Между ними какой стоит знак? И что он показывает? - Одно и то же, а записано по-разному. Одно длиннее, вычислять долго. А другое короче, и совсем скоро вы научитесь такие выражения вычислять тоже очень быстро, потому что мы с вами буем учить таблицу умножения. А пока будем тренироваться и закреплять знания. Физминутка -Ребята, Фиксики предлагает нам немного отдохнуть. Давайте встанем. Я буду читать вам выражения, если оно решается сложением – присаживаетесь, если умножением – встаете и тянете руки вверх. К 5 прибавили еще 8 (присед) Число 5 повторили 6 раз (встать) Из 6 вычесть 2 (вычитаем, ничего не делаем) Число 2 повторили 6 раз (встать) К 8 прибавили 2 (присед) -Вернемся к нашим кубикам. Как мы можем посчитать сколько их всего? -Запишу на доске, а вы в тетрадях 2+2+2=6. -Мы с вами изучили еще один способ. Как еще мы можем посчитать? -Что мы должны сделать? -Как мы можем записать? -Я запишу на доске, вы в тетрадях. 23=6 -Сравним 2+2+2 и 23. Какой мы можем поставить между ними знак? И что мы можем о них сказать? -Сейчас я на доску повешу алгоритм, к которому вы сможете обращаться, если забыли. Рисунок группы – число предметов в группе – знак - число групп - знак = - общее число. -Вернемся к плану, какой пункт нам удалось осуществить? -Что же такое умножение? | Работа с учебником, тетрадью. Отвечают на вопросы учителя. -Умножение. -Да -Оно выделено вертикальной чертой. 3+3+3+3=12 Знакомятся с новым понятием и узнают, как его применять. Отвечают на вопрос. -Будет 12. -Тоже 12. - Знак равно. -Что примеры одинаковы. -С помощью сложения 2+2+2=6 -С помощью умножения. - Мы должны по 2 взять 3 раза. 23=6 -Мы можем поставить знак равно. Так как они равны и один и второй пример равны 6. -Мы осуществили 1 пункт плана познакомиться с действием умножением. Умножение – это сложение одинаковых слагаемых. | Ф | Учебник, изображение Симки и Нолика, тетрадь, алгоритм, кубики и коробка. | Наблюдение, проверка правильности выполненных заданий. Устный опрос | Понимание смысла умножения как сложения одинаковых групп. Знакомство со знаком умножения (). | П- установление связи: предмет- сумма-запись умножения. Формирование зрительного образа знака умножения. Р- работа по четкому алгоритму. Фиксация нового знания. К- понимание объяснения учителя | Позитивное отношение к новому знанию |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
Цель: Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач, 6мин. | Словесный, практический. | Выполним с вами номер 1 стр. 48. Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено? -Посчитаем с вами сколько треугольников? -Сколько кругов изображено? -А во всех ли 3 кругах по 5 синих треугольника? Кто мне сможет объяснить первую строчку записи: 5+5+5=15 -Вторую строчку 53=15 - Какой мы можем сделать вывод по этому заданию? Какими действиями мы можем узнать, сколько всего синих треугольников? -Верно, в данном задании-сложение заменили умножением. При том, что сложение можно заменить умножением, только тогда, когда складываем одинаковые слагаемые. Выполним с вами пальчиковую гимнастику. На большом диване в ряд Попеременно хлопают в ладошки Куклы Катины сидят: Два медведя, Буратино Загибают поочередно все пальчики. И веселый Чиполлино, И котенок и слоненок. Раз, два, три, четыре, пять. Разгибают поочередно пальчики. Помогаем нашей Кате Попеременно хлопают в ладошки Мы игрушки собирать. и стучат кулачками Мы с вами выполнили еще один пункт плана. | Работа с учебником. Отвечают на вопросы. -На нем треугольники в кругах. -5 синих треугольников. -3 круга. -Да. -Мы к 5 прибавляем 5 и еще 5, получаем 15. Мы по 5 взяли 3 раза или 5 умножаем на 3 равно 15. -сначала выполнялось сложение, затем умножение, т.е. мы сложение заменили умножением. | Ф | Учебник | Устный опрос, проверка правильности решения примеров. | Замена суммы одинаковых слагаемых умножением по рисунку. Чтение простых записей | П-применение алгоритма в новой ситуации. Анализ рисунков. Р- Работа по образцу. К-использование речи для регуляции своего действия. | Формирование мотивов достижения целей |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха, 6 мин. | Практический. | -Выполним самостоятельную работу. Я раздам вам карточки. Дан рисунок, на котором стоят 2 группы по 4 шарика. Ниже даны два пустых поля ___ + ___ +___ =___ и ___ ___. Ваша задача заполнить пропуски числами. На выполнение 5 минут. -Посмотрите на эталон на доске. Сверьтесь. У кого все верно поднимите зеленый цвет светофора, у кого есть ошибки желтый и кого не правильно красный. | Выполняют самостоятельное задание. Выполняют самопроверку по эталону. | И, Ф | Карточка с заданием, эталон работы, сигнальные карточки | Самоконтроль, самооценка. | Запись суммы и умножения по рисунку. | П- применение знания в стандартной ситуация. Зрительный контроль соответствия рисунка и записи. Р-самостоятельное выполнение пошагового задания. Самопроверка по эталону. Коррекция ошибок. | Уверенность в своих силах. Адекватное восприятие ошибки. |
8. Этап включения в систему знаний и повторения |
Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, 5 мин | Словесный, практический | -Выполним с вами номер 2 . подпишем в тетради. -Я прочитаю задачу, а вы внимательно слушайте и следите по учебнику, а после ответьте на вопрос: «О чем в ней говориться?». - На двух аллеях парка, длинной и короткой, 20 лип. На длинной аллее 12 лип. На сколько лип больше на длинной аллее, чем на короткой? - О чем говориться в задаче? -Прочитаем задачу еще раз, выделим в ней условие и вопрос. -Сколько лип всего? -Что сказано про число 12. Составим краткую запись. Что известно в задаче? З апишем: Длинная – 12л. Короткая - ? 20 л. на ?. Повторим еще раз вопрос задачи. Что нам надо найти? -Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? -Что мы не знаем? -Мы можем найти? - Каким действием? - Запишем 1 действие в тетрадь. -Теперь мы можем ответить на вопрос задачи? -Каким действием? -Запишем решение. Запишем ответ. Как он будет звучать? Выполним номер 4. Подпишите в тетрадях. 2 человека решат по 2 примера у доски, остальные в тетради. Решить в столбик. 29+17 61-28 90-16 56+34 -Проверим сколько получилось. - Ребята, давайте вспомним, какая была тема нашего урока? - Какую цель мы ставили на урок? - Достигли мы ее? Как? - Вернемся к плану, все ли пункты мы осуществили? Какое действие мы называем умножением? - Как вы думаете, нам пригодятся где-то полученные знания? - Фиксики прощаются с нами. До скорых встреч! | Выполняют задание 2. Отвечают на вопросы. -В задаче говориться о липах. -Условие: На двух аллеях парка, длинной и короткой, 20 лип. На длинной аллее 12 лип. -Вопрос: На сколько лип больше на длинной аллее, чем на короткой? -Всего 20 лип. -Это сколько лип было на длинной аллее. -На сколько лип больше на длинной аллее, чем на короткой? -Нет. -Мы не знаем сколько лип на короткой аллее. -Можем -Вычитанием. -20-12=8(л.) -Можем. -Вычитанием. -12-8=4(л.) -на 4 липы больше на длинной аллее, чем на короткой. Выполняют номер 4 у доски, остальные в тетради 29+17=46 61-28=33 90-16=74 56+34=90 Подводят итоги. -Умножение. -Узнать, что такое умножение. -Да -Сложение одинаковых слагаемых можно заменить новым действием - умножением. Да, на следующих уроках, дома, в магазине, на огороде. | Ф | Учебник, тетрадь | Устный опрос, проверка правильности выполненных заданий. | Узнавание знака умножения. | П– элементарное обобщение. Р- опора на подсказки учителя. К –Ответы на итоговые вопросы | Положительная самооценка усилий. |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке |
Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности, 2 мин. | Словесный (беседа). | Вы большие молодцы! Наш урок подходит к концу. Д/З № 5 стр. 48. Оценим вашу работу на уроке. Выполним самопроверку. Если вы все поняли и не возникло трудностей, поднимите зеленый кружок. Если были какие-то трудности и материал вы не совсем поняли – красный. Но это значит, что вам нужно быть на уроках внимательнее и поработать над этой темой дома. На этом урок окончен, до свидания! | | Ф, И | Сигнальные карточки | Самооценка, устный опрос | Понимание условий применения умножения | П – осознание своего уровня понимания Р- Оценка своего состояния | Мотивация к дальнейшему изучению |