Тема Конкуренция и монополия
Конкуренция — это мощный инструмент развития рыночной экономики, движущая сила, которая принуждает товаропроизводителей повышать эффективность производства, снижать производственные затраты, повышать качество продукции, ускорять внедрение новейших достижений науки и техники, проводить прогрессивные организационные и структурные изменения в процессе предпринимательской деятельности. Степень развития экономической конкуренции является одним из решающих критериев развитости и цивилизованности рыночных отношений.
Конкуренция (от лат. соncurrere — "сталкиваться") — экономическое соперничество, борьба между субъекта ми хозяйственной деятельности за лучшие условия производства и реализации экономических благ с целью получения наибольшей прибыли.
цель конкуренции состоит в соперничестве рыночных субъектов за реализацию собственных интересов путем получения экономических конкурентных преимуществ над своими соперниками.
Основными условиями возникновения и функционирования конкуренции являются:
— наличие на рынке неограниченного количества независимых производителей и покупателей продуктов или ресурсов;
— свобода производителей относительно выбора хозяйственной деятельности;
— абсолютно свободный доступ экономических субъектов к рынку и такой же свободный выход из него;
— определенное соответствие между спросом и предложением; нет места перепроизводству и дефициту;
— мобильность материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов;
— отсутствие соглашений между поставщиками и потребителями ресурсов, которые могут ограничить конкуренцию;
— наличие у каждого участника конкуренции полной информации о спросе, предложении, ценах, норме прибыли
Современными факторами развития конкуренции являются:
— общеэкономические: общий уровень и динамика производства; состояние деловой активности; состояние рынков; наличие и структура ресурсов; развитость кредитной и финансовой систем;
— технологические: отраслевая структура экономики; уровень распространения современных технологий; наличие в экономике технологического лидера; восприимчивость экономики относительно инноваций;
— институционально-социальные: законодательное обеспечение норм и правил экономической деятельности; создание рыночных институтов; цели государственной политики; степень вмешательства государства в экономические процессы; национальные традиции; менталитет и духовные ценности народа; общая и профессиональная культура; политическая, экономическая и социальная стабильность в обществе;
— международные: деловая активность на международных рынках; действия международных экономических организаций; стабильность мировой финансовой системы; принятие международных правовых норм и пр
Конкуренция приводит положительные и отрицательные последствия
Положительным в конкуренции есть такое:
1) она способствует развитию НТП и внедрению его в производство;
2) заставляет экономить ресурсы, способствует снижению издержек производства и цен;
3) стимулирует улучшение качества продукции и обслуживания потребителей;
4) способствует выравниванию норм прибыли
Негативные последствия:
1) конкуренция создает условия для безработицы, банкротства отдельных предприятий, приводит к разорению мелких производителей, усиливает имущественное расслоение и неравенство;
2) ведет к усилению дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;
3) способствует возникновению экономических кризисов;
4) является важным фактором усиления монополизации экономики
значение слова «монополия»имеет древнегреческие корни. Слово состоит из двух частей «моно», что имеет значение «один», «единственный», «полео» - «продавать». В дословном переводе – это означает «продаю один». Сущность монополии в экономике рассматривается в трех различных значениях:
Состояние рынка, в котором торгует только один продавец предлагающий товар, немеющий заменителей.
Монополию воспринимают как рыночную власть (это вызывает интерес у государственной власти).
Монополией отождествляется размер компании и положение ее на рынке как субъекта (крупная корпорация или объединение предприятий контролирующие долю производства и реализацию продукции).
Сущностью монополии является присвоение всех покупателей. Очень серьезно с этим произволом связана и ценовая ситуация на рынке, где заправляет монополист. Цены на рынке с монополией растут и всегда завышены, так как только один хозяин может на нее повлиять. В его интересах повышение прибыли, поэтому, как правило, стоимость продукции значительно ниже, чем цены, которые на нее установлены.