СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкуренция и монополия

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

конкуренция и монополия.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конкуренция и монополия»

Тема Конкуренция и монополия

Конкуренция — это мощный инструмент развития рыночной экономики, движущая сила, которая принуждает товаропроизводителей повышать эффективность производства, снижать производственные затраты, повышать качество продукции, ускорять внедрение новейших достижений науки и техники, проводить прогрессивные организационные и структурные изменения в процессе предпринимательской деятельности. Степень развития экономической конкуренции является одним из решающих критериев развитости и цивилизованности рыночных отношений.

Конкуренция (от лат. соncurrere — "сталкиваться") — экономическое соперничество, борьба между субъекта ми хозяйственной деятельности за лучшие условия производства и реализации экономических благ с целью получения наибольшей прибыли.

цель конкуренции состоит в соперничестве рыночных субъектов за реализацию собственных интересов путем получения экономических конкурентных преимуществ над своими соперниками.

Основными условиями возникновения и функционирования конкуренции являются:

— наличие на рынке неограниченного количества независимых производителей и покупателей продуктов или ресурсов;

— свобода производителей относительно выбора хозяйственной деятельности;

— абсолютно свободный доступ экономических субъектов к рынку и такой же свободный выход из него;

— определенное соответствие между спросом и предложением; нет места перепроизводству и дефициту;

— мобильность материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов;

— отсутствие соглашений между поставщиками и потребителями ресурсов, которые могут ограничить конкуренцию;

— наличие у каждого участника конкуренции полной информации о спросе, предложении, ценах, норме прибыли

Современными факторами развития конкуренции являются:

— общеэкономические: общий уровень и динамика производства; состояние деловой активности; состояние рынков; наличие и структура ресурсов; развитость кредитной и финансовой систем;

— технологические: отраслевая структура экономики; уровень распространения современных технологий; наличие в экономике технологического лидера; восприимчивость экономики относительно инноваций;

— институционально-социальные: законодательное обеспечение норм и правил экономической деятельности; создание рыночных институтов; цели государственной политики; степень вмешательства государства в экономические процессы; национальные традиции; менталитет и духовные ценности народа; общая и профессиональная культура; политическая, экономическая и социальная стабильность в обществе;

— международные: деловая активность на международных рынках; действия международных экономических организаций; стабильность мировой финансовой системы; принятие международных правовых норм и пр

Конкуренция приводит положительные и отрицательные последствия

Положительным в конкуренции есть такое:

1) она способствует развитию НТП и внедрению его в производство;

2) заставляет экономить ресурсы, способствует снижению издержек производства и цен;

3) стимулирует улучшение качества продукции и обслуживания потребителей;

4) способствует выравниванию норм прибыли

Негативные последствия:

1) конкуренция создает условия для безработицы, банкротства отдельных предприятий, приводит к разорению мелких производителей, усиливает имущественное расслоение и неравенство;

2) ведет к усилению дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;

3) способствует возникновению экономических кризисов;

4) является важным фактором усиления монополизации экономики

значение слова «монополия»имеет древнегреческие корни. Слово состоит из двух частей «моно», что имеет значение «один», «единственный», «полео» - «продавать». В дословном переводе – это означает «продаю один». Сущность монополии в экономике рассматривается в трех различных значениях:

  1. Состояние рынка, в котором торгует только один продавец предлагающий товар, немеющий заменителей.

  2. Монополию воспринимают как рыночную власть (это вызывает интерес у государственной власти).

  3. Монополией отождествляется размер компании и положение ее на рынке как субъекта (крупная корпорация или объединение предприятий контролирующие долю производства и реализацию продукции).

Сущностью монополии является присвоение всех покупателей. Очень серьезно с этим произволом связана и ценовая ситуация на рынке, где заправляет монополист. Цены на рынке с монополией растут и всегда завышены, так как только один хозяин может на нее повлиять. В его интересах повышение прибыли, поэтому, как правило, стоимость продукции значительно ниже, чем цены, которые на нее установлены.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!