Российское образование претерпевает существенные изменения, обусловленные стремлением соответствовать принципам гуманизации ,демократизации, развития, тенденциям мирового образовательного пространства.
Происходит трансформация содержания, ценностей, целей, методов образования, процесс обучения приобретает новаторский и творческий характер, нацеленный на развитие успешной, конкурентоспособной личности.
Обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
. Конкурентоспособная личность - это личность, для которой характерны стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами.
Конкурентная деятельность – это составная часть любой сферы деятельности (учебной, спортивной, творческой и т.д.), в которой осуществляется борьба за качество деятельности и лидерство.
Сравниваются данные анкетирования.
1.Мотивы и ценностные ориентации
-глубокий интерес к делу-85
- оптимизм, вера в успех своего дела-65
- стремление к качественному конечному продукту своей деятельности-59
2. Нравственные качества
-ответственность-89
- обязательность-70
- самостоятельность в условиях нравственного выбора-68
3.Гражданские качества
-способность отстаивать свои права-67
- смелость-65
-ясность и четкость гражданской позиции-60
4.Интеллектуальные и деловые качества
- способность к творческому самовыражению, к постоянному развитию и самосовершенствованию-70
- креативность, творческий подход к делу-64
- профессионализм-63
5. Особенности характера и поведения
- трудолюбие-81
- решительность-69
- способность доводить начатое дело до конца-72
6. Коммуникативные способности
– умение вести диалог, дискуссию-66
– умение работать с различными источниками информации-65
– умение публично выступать, делать доклад, презентацию-63
– терпимость, дипломатичность-63
7. Организаторские способности
- способность создать команду-74
- самостоятельность в принятии ответственных решений-70
- самостоятельность в принятии ответственных решений-65
Чтобы человек был способен выполнять определенный вид социальной деятельности, необходимо:
- знал ту область, в которой будет происходить его деятельность, процессы, которые протекают в ней, условия, в которых они происходят; типичные проблемы данной области;
- имел желание действовать, потребностями, интересами, установками, относящимися к определенной области.
- владел обобщенными способами деятельности в данной области;
- имел собственный опыт творческого решения проблем, относящихся к данной области;
- знал и был готов соблюдать правовые и моральные нормы, а также традиции, регулирующие общественные отношения в целом и поведение людей в конкретной области;
- имел ценностные ориентации, позволяющие придерживаться определенного направления этой деятельности;
- владел общими компетенциями, относящимися к самоорганизации в любой деятельности, взаимодействию с другими людьми, решению проблем;
Все компетенции являются социальными. Каждый учебный предмет и каждый педагог должны играть в формировании той или иной компетенции четко прописанную роль:
- самостоятельной познавательной деятельности -усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
- в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
- в сфере общественно-трудовой деятельности - умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах трудовых отношений;
- в бытовой сфере, включая аспекты собственного здоровья, семейного быта и пр.;
- в сфере культурно - досуговой деятельности, включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность.