УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ АМВРОСИЕВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЛАГОДАТНОВСКАЯ ШКОЛА»
АМВРОСИЕВСКОГО РАЙОНА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Открытый республиканский конкурс поисково-краеведческих работ учащейся молодежи: «Донбасс – мой родной край»
Направление:
«Заветы доброй старины»
Тема работы «Святыня земли Благодатновской»
Подготовила
Остапенко Анастасия Андреевна, учащаяся 10 класса
Руководитель Малык Галина Владимировна,
учитель истории
МОУ «Благодатновская школа»
Амвросиевского района ДНР
Амвросиевский район
2019
Содержание
Введение………………………………………………………………..…..3
Строительство первых храмов……………………………………………4
Неизвестные страницы «Святыни земли Благодатновской………..…...5
Выводы. Методика и результаты исследования……………………….8
Приложения………………………………………………………………..9
2
ВВЕДЕНИЕ
Донбасс – мой родной край. Здесь есть все: шахты, заводы, фабрики… Это самый молодой и динамично развивающийся регион. Но сегодня хотелось бы обратить внимание не на экономические успехи или спортивные достижения, а на самый главный аспект каждого человека, без которого все остальное теряет свой смысл – о духовной стороне жизни людей Донбасса. Духовность и религия тесно связаны между собой. Эти понятия, формирующие личность, особенно важны сейчас, когда мы видим, как безнравственное поведение в нашем обществе становится нормой. Страстность, эгоизм и ненависть часто являются основой мировоззрения современного человека. Когда в понимании бытия нет места духовности, нравственности, то человек ради своих мнимых высших ценностей может пойти даже на преступление. Он становится лишь винтиком в огромной безжалостной машине, винтиком, который всегда можно заменить. С давних времен носителями культурных ценностей были храмы. Ибо вера помогала человеку выжить, выстоять, победить, преодолеть трудности. Своеобразными центрами, берегущими традиции и нравственные заповеди, позволяющие воспитать высоконравственного человека, стали храмы. Таким центром в моем родном селе Благодатное был и является сейчас храм Святого Николая, расположенный на возвышенности южной части села. Церковь, как и прежде, выполняет одну из главных своих задач — сохранение культурных ценностей и воспитание духовности как основы высоконравственного человека. Ведь не зря сказал в подтверждение этому В.Г. Белинский свою крылатую фразу: «Без глубоко духовного и нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, - ничего, чем человек есть человек».
3
Строительство первых храмов
Историк Русской Церкви Петр Васильевич Знаменский свидетельствует, что весть о Воскресении Христовом достигла народов, населявших Приазовские степи, еще в ХІ веке. ХІІІ - ХІV веками датируется начало монашеской жизни на территории нынешней Святогорской Лавры. Однако первая епархия Русской Православной Церкви здесь была учреждена только к концу ХVІІІ века, когда началось активное заселение земель нашего края. Это время рождения моего родного села Благодатное.
Слобода Амвросиевская (старое название села) расположена на обеих берегах реки Крынки. Основателем ее был подполковник Амвросий Гавриилович Луковкин, [Фото 1. А. Г. Луковкин], которому в 1777 году было позволено войсковым правительством заселять при речке Крынке, выше Шишовых гор, хутор. Вскоре, после заселения этой слободы, в ней на средства Амвросия Луковкина начала строиться первая деревянная церковь [Фото 2. храм св. Николая] во имя Святого Николая Чудотворца, с пределом во имя Святого Амвросия, епископа Медиоланского. Почему первый храм назван в честь Святителя Николая? [Фото 3. Святитель Николай] А все потому, что Святитель Николай архиепископ Мир Ликийских, великий угодник Божий и Чудотворец, глубоко чтим всем христианским миром и особенно у нас. Почти в каждом русском селении есть Николаевский храм, а в домах – благодатные иконы Святителя Николая.
Церковь была заложена 14 сентября 1787 года, а освящена 9 сентября 1789 года [Фото 4. Документ «Об работе храма»] и располагалась недалеко от речки Крынки - это западная часть центра села.
В 1786 году в слободе насчитывалось 103 приходских двора. Вследствие ветхости деревянной церкви 6 августа 1841 года была заложена новая во имя Святого мученика Василия, с пределом Святого Амвросия, епископа Медиоланского, окрашенная в голубой цвет и с каменным фундаментом. Эта церковь освящена в 1845 году и сооружена на средства генерал-майора
4
Гавриила Амвросиевича Луковкина. Она была уже с каменной колокольнею и оградою. Таким образом, в слободе Луковкиной появилось два храма – Васильевский и Николаевский. Васильевский (по другим сведениям Вознесения Христово [Фото 5. Храм Вознесения Христова]), к большому сожалению, не сохранился. Церковь была разрушена в годы советской власти. Из ее материалов в районном городе Амвросиевка построились новых 4 школы, в том числе и моя – двухэтажная Благодатновская школа. Возведена она на месте храма в 1936 году. На первом этаже узоры плиточки на полу до сих пор напоминают об интерьере храма. Все это говорит о величии Храма, ведь на его строительство, согласно предания, только Г.А. Луковкин положил 100.000 тысяч золотых рублей.
Свято - Николаевский храм [Фото 6. Храм Св. Николая] живет и действует и в настоящее время. Но в его истории есть нечто интересное.
Неизвестные страницы «Святыни земли Благодатновской»
Ветхая Николаевская церковь с 1845 года начала перестраиваться, а после переделки была освящена 6 февраля 1847 года. Ее в 1861 году перенесли на другой берег реки Крынки и 2 мая 1862 года заложили ее там, а освящение последовало 14 октября 1864 года. Церковь деревянная с деревянною колокольнею и каменной оградой. Перенесение храма на другой берег связано с очень трагическими событиями. Об этом поведали в свое время Бурхан Афанасий Евдокимович, 1911 года рождения, и Медяник Мария Мироновна ,1922 года рождения, которые опирались на сведения и рассказы своих родителей. Новую, заложенную церковь, стали называть «заречанской». Так как находилась на другом берегу речки. Жители села по-прежнему, особенно по большим праздникам, старались попасть на службу в старую деревянную церквушку. Считалось, что она имеет большую животворящую силу, чем новая. Попасть на службу, особенно весной, было не так просто. Речка сильно разливалась, и на другой берег люди и подводы переправлялись с
5
помощью парома. В 1861 году после снежной зимы разлив Крынки был очень сильным. Когда люди переправлялись на пароме на службу Пасхального воскресенья, оборвался трос, который перетягивал паром. Подвода и люди оказались в ледяной воде. Утонуло несколько человек. После этого случая решено было перенести иконы и всю церковную утварь в новый храм. Причем даже доски со старой церкви были разобраны, помечены номерами и использовались в строительных работах нового храма. В церковных документах сохранилось фото одного из первых священников со своей матушкой Свято-Николаевской церкви. [Фото 7. Первый священник с матушкой]
В храме хранятся иконы, датируемые концом ХVІІ и началом ХVІІІ веков: Святого Николая Чудотворца [Фото 8. Икона Николая Чудотворца ХVІІ век], а также иконы, привезенные со Святой Горы Афон - икона Казанской Божьей Матери, [Фото 9. Казанская икона Божьей Матери ХVІІІ век], икона Святого Великомученика Пантелеймона [Фото 10. Святой Великомученик Пантелеймон], и икона Пророка Ильи [Фото 11. Пророк Илья]. В нашем храме хранятся святые мощи [Фото 12. Мощи святых]. Не все храмы имеют столько святынь, сколько их есть в нашем. Милосердную помощь Святителя Николая не раз испытывали на себе жители моего села. Так в годы Великой Отечественной войны, недалеко от церкви, был создан немецко-казацкий штаб. Казаки (предки донских казаков) были коллаборационистами, которым немцы за сотрудничество пообещали вернуть земельные владения их предков. В селе вели они себя как хозяева. Грабили местных жителей, пили, гуляли. Часто на свои «веселья» сгоняли мальчишек, которые до войны играли в оркестре местного клуба. Если ребята отказывались играть, их избивали до полусмерти. Чтобы не играть, парни пошли на то, что порезали аккордеон и погнули трубы. Мальчишек избили и, невзирая ни на какие просьбы и молитвы со стороны родителей, связанных бросили на подводу и повезли на Матвеев Курган. Там находился центральный штаб. По дороге пьяные казаки уснули, а ребята, соскочив с подводы, направились в сторону села.
6
Лесопосадок, как сейчас, в то время не было, поэтому возвращающихся беглецов заприметила немецкая охрана. И снова «юные музыканты» оказались в том же немецко-казацком штабе, только теперь у немцев. Настоятель храма отец Анатолий (его фамилии так и не удалось узнать) договорился с немцами и в качестве выкупа за детей отдал все церковное добро. Этот поступок подтверждает еще раз истину о том, что Николай Чудотворец, чье имя носит храм, «источает целебное миро, помогает страждущим духовно и телесно». (Из Книги Минея). Прихожане стараются тоже оказывать храму поддержку. Построен Крестильный дом. Так в 1992 году работниками ЧП «Нива» был открыт и облагорожен камнем источник. Дарует живительную силу всем приходящим в храм.
В настоящее время настоятелем нашей церкви является Протоирей Михаил. Свою чудодейственную силу храм имеет и сейчас. Когда в августе 2014 года у нас в селе происходили боевые действия, Отец Михаил вместе с прихожанами обошли храм с иконой Казанской Божьей Матери. Неподалеку от храма стоял блокпост, и когда начался обстрел, то на церковь попало только несколько осколков. С давних времен Икона Казанской Божьей Матери оберегала и оберегает до сих пор православных христиан.
К сожалению, в наше время не все люди понимают значимость этих реликвий. В 50-е годы Филарет схимонах в (миру Николай Малов) привозил в наш храм церковную утварь: подсвечники, иконы, лампады, свечи и. т. д., некоторые из привезенных икон сохранились до наших дней.
В храме идут богослужения: праздничные, воскресные, будничные, проходят венчания, крещение младенцев. Также есть престольные дни: в честь Святого Николая Чудотворца, Святого Архангела Михаила, Святого Благоверного Великого князя Александра Невского, а также в честь Вознесения Господнего. На престольные праздники к нам часто приезжают гости. Они съезжаются отовсюду: из Амвросиевки, Шахтерска, Тореза, Снежного, Новоамвросиевки… Бывают гости и с ближнего зарубежья.
7
[Фото 13. Престольный день в храме] Те, кто приезжает к нам впервые, то ощущает на себе благодать Божию и старается посетить наш храм еще не один раз. Во время своих проповедей Отец Михаил рассказывает о духовных ценностях, позволяющих сделать этот мир чище и добрее. [Фото 14. Праздничное богослужение]
ВЫВОД
В своей работе я раскрыла малоизвестные факты из истории Свято – Николаевского храма в моем родном селе Благодатное. Попыталась показать на примерах поступков священников и самой церкви их роль в формировании духовно – нравственных ценностей современного человека. Доказать истину того, что Храм Божий – это богатейшая сокровищница всего самого дорогого для христианина. Храм - это кусочек Неба на земле. Прикоснись к нему и, как сказал Святитель Николай Сербский, «изо всех сил старайся очищать себя от зла к людям. Ибо накапливая зло к людям, накапливаешь яд, который рано или поздно убьёт в тебе человека».
При выполнении работы в качестве методики исследования использовался:
- метод опроса очевидцев;
- работа с материалами по истории села и строительства храмов;
- церковные книги: сдано в набор 25.12.1981 года, Московская типография «Союзполиграфпрола» по Благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена.
Наталия Будур «Православный храм» издательство «Роосса», 2009 год.
- фото из архивов храма.
Результатами поиска и исследований стали – дополненная история малоизвестных фактов строительства и истории Свято – Николаевского храма, расположенного в южной части села Благодатное, Амвросиевского района ДНР.
8
Приложения
Фото 1. А. Г. Луковкин Фото 2. Храм Святого Николая
Фото 3. Святитель Николай Фото 4. Документ «Об работе храма»
Фото 5. Храм Вознесения Христова Фото 6. Храм Святого Николая
9
Фото 7. Первый священник с матушкой Фото 8. Николай Чудотворец
Фото 9. Казанская Божья Мать Фото 10. Великомученик Пантелеймон
Фото 11. Пророк Илья 10 Фото 12. Мощи святых
Фото 13. Престольный день в храме Фото 14. Праздничное богослужение
11