Конкурс чтецов «Отечества достойные сыны», посвящённый Дню защитника Отечества
Цели: воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину, формирование добрых чувств, уважительного отношения к старшему поколению.
Задачи.
Раскрыть творческие возможности воспитанников при помощи стихотворных произведений.
Воспитывать у детей любовь и уважение к героям, павшим за Родину.
Подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Родину, что люди всегда помнят о защитниках Отечества, в честь героев всегда слагают стихи и песни, воздвигают памятники.
Воспитывать чувство гордости за воинов-защитников.
Предварительная работа: Разучивание стихотворений на военную тематику.
Подготовка: Приобретение грамот, художественной литературы для вручения победителям, призов для всех участников конкурса.
Ход конкурса
1 ведущий.
У каждого народа есть славные воинские победы, память, о которых передаётся из поколения в поколения. На таких победах воспитывается дух нации, гордость за величие предков. Русский народ с благодарностью хранит память об этих воинских победах, о полководцах и воинах, прославивших себя, защищая народ и Отечество.
2 ведущий
Не было бы нашей страны, не было бы нас с вами, если бы на протяжении веков нас не защищали бы от врагов мужественные и умные люди, которые не щадили своей жизни ради процветания своей страны. О них во все времена слагались былины, пословицы и поговорки, писались песни, стихи, рассказы и романы.
1ведущий.
Если Вы считаете, что 23 февраля – это праздник военнослужащих, то Вы глубоко ошибаетесь! 23 февраля - это День Защитника Отечества.
2 ведущий.
И каждый мужчина, будь он морским офицером или программистом, бизнесменом или милиционером, ученым или фермером - Защитник. 23 февраля – это День Защитника своего Отечества, своей семьи.
23 февраля – это День настоящего мужчины.
1 ведущий.
Сегодня наш конкурс чтецов мы посвящаем этому замечательному празднику.
2-й ведущий:
Конкурсанты со сцены прочитают стихи на патриотическую тему, главным образом посвящённые людям, чьему героизму мы обязаны нашим безоблачным детством.
1-й ведущий:
Эти люди, наши прадеды, деды и отцы, рисковали своими жизнями, отдавали их, не задумываясь – для того, чтобы существовала, процветала и оставалась свободной Родина. Вечная память погибшим, вечная слава живым!
2-й:
В нашем конкурсе принимают участие ученики …….. , а в качестве членов жюри хотелось бы вам представить…
1-й:
Каждый конкурсант оценивается по следующим критериям:
- Знание текста
- Выразительность и громкость прочтения.
- Умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения.
- Соблюдение мелодико-интонационного и темпо-ритмического рисунка стихотворения.
- Эмоциональность исполнения.
- Умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию стихотворения.
2-й:
Война – одна из самых печальных, но и самых великих, грозовых, знаменательных страниц в истории любой страны. Каждый день мы слышим по много раз: «в войне», «о войне», «на войне». Это Отечественная война, Великая Отечественная война, война в Афганистане и Чечне. Странно: но мы пропускаем мимо ушей, не вздрагиваем, даже не останавливаемся.
1-й:
Эта война, постучав в каждый дом, унесла миллионы человеческих жизней. Многие матери лишились сыновей, жены потеряли мужей, дети остались сиротами.
2-й.
На сцену приглашается первый конкурсант, ……., … класс
1-й.
Чем дальше от начала и конца войны, тем больше осознаем мы величие народного подвига. И тем больше страшную цену победы.
1-й:
Что может быть тяжелее и горестнее для человека, чем видеть Отечество свое в руках неприятельских, душу своего народа поруганной, а тело его закованным в цепи врага! А дети на войне? Это ведь вообще противоестественно!
Стихотворения читает ….., класс…
2-й
Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством. Голодных и промерзших, этих мальчишек привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Но многим из них некуда было вернуться – война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат сдавались, нарушая инструкции.
1-й:
Стихотворения читает … , …….. класс
2 -й
Все дальше уходят от нас военные годы. Но каждый раз, приходя к Вечному огню, мы думаем о тех, кто остался на полях сражений. Победа в войнах досталась нам дорогой ценой.
Стихотворения читает …класс
1-й
Идет время. Чем дальше от нас военные годы, тем глубже и полнее оцениваем мы бессмертный подвиг нашего народа.
Как было много тех героев,
Чьи неизвестны имена.
Навеки их взяла с собою
в свой край, неведомый, война.
2-й
Они бессмертья не просили,
Сложили голову в бою
За синеву полей России,
За власть Советскую свою.
И не могли они иначе.
Иного не было пути.
Не каждый в списке обозначен
У обелиска на груди.
1 ведущий
За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам –
Нашим дедам и отцам.
Недаром сегодня салюты звучат
В честь нашей Отчизны,
В честь наших солдат!
2-й
Теперь мы предоставляем немного времени нашему жюри.
2-й
Слово для подведения итогов конкурса предоставляется жюри.
1 ведущий.
На этом наш конкурс окончен, благодарим всех участников, зрителей и жюри. Участие всех конкурсантов будет отмечено хорошими оценками в журналах. Всех с праздником.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Булат Окуджава
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли за солдатом солдат...
До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите вы... И все-таки
постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб — разлуки и дым!
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги... Ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки!
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад...
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад!
Елена Благинина «Папке на фронт»
- Здравствуй, папка! Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немного даже удивился -
До чего ж ты прежний был во сне!
Прежний-прежний, ну такой же самый,
Точно не видались мы два дня.
Ты вбежал, поцеловался с мамой,
А потом поцеловал меня.
Мама будто плачет и смеётся,
Я визжу и висну на тебе.
Мы с тобою начали бороться,
Я, конечно, одолел в борьбе.
А потом принёс те два осколка,
Что нашёл недавно у ворот,
И сказал тебе: «А скоро ёлка!
Ты приедешь к нам на Новый год?»
Я сказал да тут же и проснулся,
Как случилось это, не пойму.
Осторожно к стенке прикоснулся,
В удивленье поглядел во тьму.
Папа, ты вернёшься невредимый!
Ведь война когда-нибудь пройдёт?
Миленький, голубчик мой родимый,
Знаешь, вправду скоро Новый год!
Я тебя, конечно, поздравляю
И желаю вовсе не болеть.
Я тебе желаю– прежелаю
Поскорей фашистов одолеть!
Чтоб над всем таким большущим миром
Днём и ночью был весёлый свет...
Поклонись бойцам и командирам,
Передай им от меня привет.
Пожелай им всякую удачу,
Пусть идут на немцев как один...
...Я пишу тебе и чуть не плачу,
Это так… от радости… Твой сын.
Вероника Тушнова «Кукла»
Много нынче в памяти потухло,
а живет безделица, пустяк:
девочкой потерянная кукла
на железных скрещенных путях.
Над платформой пар от паровозов
низко плыл, в равнину уходя...
Теплый дождь шушукался в березах,
но никто не замечал дождя.
Эшелоны шли тогда к востоку,
молча шли, без света и воды,
полные внезапной и жестокой,
горькой человеческой беды.
Девочка кричала и просила
и рвалась из материнских рук,—
показалась ей такой красивой
и желанной эта кукла вдруг.
Но никто не подал ей игрушки,
и толпа, к посадке торопясь,
куклу затоптала у теплушки
в жидкую струящуюся грязь.
Маленькая смерти не поверит,
и разлуки не поймет она...
Так хоть этой крохотной потерей
дотянулась до нее война.
Некуда от странной мысли деться:
это не игрушка, не пустяк,—
это, может быть, обломок детства
на железных скрещенных путях
Юлия Друнина «Бинты»
Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем - так учили нас.
Одним движеньем - только в этом жалость...
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться - беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки".
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.
Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты...
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!
Автор: П. Попков
Никогда не найти таких слов,
Чтобы даже и сотую долю
Описать, как бывал мир суров.
Ошибиться себе не позволю.
Никогда не найти таких слов,
Что на сотую долю достойны
Описанья невзгод и трудов
Тех солдат, что теперь уж покойны.
Никогда не найти точных слов,
Что расскажут о храбрости славной
Тех, кто к бою всегда был готов,
Для кого честь страны была главной.
Никогда не найти таких слов,
Чтобы выразить всё сожаленье
И признательность тем, кто миров
Сохранил равновесие с рвеньем.
Никогда не найти таких слов,
Чтобы выразить всю благодарность
Тем, кто молод, силён и здоров,
Жизнь покинул за мира сохранность.
Никогда не найти таких слов
Для того – как в долгу перед Вами!
Но я знаю – во веки веков
Не забудем Вас! Знайте – Вы с нами!