МБОУ «Первомайская основная общеобразовательная школа»
Урицкого района Орловской области
Литературный конкурс чтецов
«Живое слово»

Подготовила и провела:
Лавренова Светлана Васильевна
2018-2019 учебный год.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА:
1 Повышение интереса детей к чтению.
2 Расширение читательского кругозора детей.
3 Возрождение традиций семейного чтения.
4 Повышение уровня грамотности населения.
5 Поиск и поддержка талантливых детей.
Участники смотра – конкурса:
В конкурсе принимают участие учащиеся начальной школы .
Условия смотра-конкурса:
В ходе конкурсных состязаний могут использоваться отрывки из любых произведений российских и зарубежных авторов. Во время выступления могут быть использованы музыкальное сопровождение, декорации, костюмы.
Участник не имеет права использовать запись голоса.
Каждый участник Конкурса выступает самостоятельно и не может прибегать во время выступления к помощи других лиц.
Критерии оценки и требования к выступлениям
Регламент выступления: Длительность выступления до 5 минут.
Подведение итогов конкурса
Каждый участник Конкурса получает свидетельство об участии.
Победителями школьного этапа Конкурса считаются 3 участника, набравшие наибольшее количество баллов. Они награждаются дипломом «Победителя школьного этапа Всероссийского Конкурса чтецов «Живая классика».
Наше время — время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим А. М. Горький считал книгу. В книге заключен огромный духовный мир человечества. Книга — самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее… Книга — верный и неизменный наш спутник. Она остается главным источником, из которого мы черпаем знания. Недаром К. Г. Паустовский писал: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!»
Дорогие друзья, сегодня мы впервые проводим конкурс юных чтецов «Живая классика» среди учащихся начальных классов. В нашей школе много талантливых детей и мы в этом убедимся ещё раз.
Разрешите представить вам жюри, которое будет оценивать конкурс:
Спирина Ирина Юрьевна – учитель русского языка и литературы
Блынская Лариса Викторовна – учитель русского языка и литературы
В: Конкурс чтецов объявляется открытым.
В: Встречайте первого конкурсанта Ковальчук Марину с произведением Эдуарда Асадова «Цветы прощения»
В белоснежном платье, как снежинка
(То ли в гости, то ли в отчий дом),
Шла девчонка вьющейся тропинкой
И несла букет живых цветов.
Стройная, как тополь серебристый,
Весела, как звонкий ручеек,
Что-то нежно ей шептали листья,
Улыбался каждый лепесток.
Гладили кудрявую головку
Солнышка влюбленные лучи,
А она, счастливая девчонка,
Целовала розы лепестки.
И в глазах - лучащихся росинках -
Полыхала цветью неба синь.
И вот-вот, казалось, что пушинкой
Вдруг взлетит над шелестом осин.
Шла и пела голосом счастливым,
Вторила ей музыка весны,
И кругом светлее становилось
От сверкавшей платья белизны.
Что-то замаячило в сторонке,
И жестокой брошенный рукой
К платью белоснежному девчонки
Вдруг прилип зловонный грязный ком.
Словно ничего не понимая,
Девочка рассматривала грязь,
А мальчишка, руки потирая,
Нагло улыбался, щуря глаз.
Не всплакнула, не назвала хамом
Гордого виновника в ответ,
А с улыбкой светлой хулигану
Бросила душистый свой букет.
И, мотнув короткой рыжей стрижкой
(Сердце есть и у озорника),
Побежал пристыженный мальчишка
С пересохшей грязью на руках.
Если злые люди в вашей жизни
Вдруг оставят грязные следы,
Вы, подобно девочке-снежинке,
Бросьте в них прощения цветы.
Продолжаем нашу конкурсную программу произведением замечательного детского писателя С. Я. Маршака. Маршак написал много стихов для детей. Всю жизнь он был добрым другом детей . Его стихи учат радоваться красоте поэтического слова.
Слово предоставляется ученице 1 класса Егорочкиной Полине с произведением С.Я. Маршака «Угомон»
Что случилось нынче в школе?
Нет учительницы, что ли?
Расшумелся первый класс
И бушует целый час.
Поднял шум дежурный Миша.
Он сказал: — Ребята, тише!
— Тише! — крикнули в ответ
Юра, Шура и Ахмет.
— Тише, тише! — закричали
Коля, Оля, Галя, Валя.
— Тише-тише-тишина!
Крикнул Игорь у окна.
— Тише, тише! Не шумите!
Заорали Витя, Митя.
— Замолчите! — на весь класс
Басом выкрикнул Тарас.
Тут учительница пенья
Просто вышла из терпенья,
Убежать хотела вон…
Вдруг явился Угомон.
Оглядел он всех сурово
И сказал ученикам:
— Не учи
Молчать
Другого,
А молчи
Побольше
Сам!
Чуковский Корней Иванович - русский писатель. Корней Иванович очень любил детей, детским поэтом стал случайно. А вышло это так: заболел его маленький сынишка, а они вместе ехали в ночном поезде. Мальчик стонал, капризничал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:
Жил да был крокодил.
Он по улице ходил.
Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу рассказать ему вечернюю сказку. Чуковский ее уже забыл, а сынишка запомнил ее слово в слово. Так родилась первая сказка под названием “Крокодил”.
– А вот другой случай:
Однажды, работая в кабинете, Чуковский услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, потому что не хотела умываться. Тогда папа подошел, взял ее на руки и совершенно неожиданно сказал:
“Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам!”. Так Корней Чуковский стал сказочником.
Сказку Бармалей Чуковский сочинил тоже случайно: бродя по Петроградской стороне, он встретил улицу со странным названием “Бармалеева” и стал думать над этим названием, но никак не мог понять, почему она так называется. А потом в голову взбрела мысль, что Бармалей – это злой разбойник, который жил в Африке, страшный и ужасный.
– А каким становится Бармалей в конце сказки? (Добрым, добро побеждает зло.)
Следующий участник Аданбаева Софья с произведением К.И. Чуковского «Бармалей»
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать,
Бить и обижать,-
Не ходите, дети,
В Африку гулять.
В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный
Бар-ма-лей!
Он бегает по Африке
И кушает детей —
Гадкий, нехороший, жадный Бармалей!
И папочка, и мамочка
Под деревом сидят,
И папочка, и мамочка
Детям говорят:
«Африка ужасна,
Да-да-да!
Африка опасна,
Да-да-да!
Не ходите в Африку,
Дети, никогда!»
Михаил Исаковский. Произведения этого автора мы не изучаем в начальной школе.
Стёпина Анастасия познакомит нас с его произведением «Враги сожгли родную хату»
Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток двух дорог,
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок.
Стоит солдат — и словно комья
Застряли в горле у него.
Сказал солдат: «Встречай, Прасковья,
Героя — мужа своего.
Готовь для гостя угощенье,
Накрой в избе широкий стол,-
Свой день, свой праздник возвращенья
К тебе я праздновать пришел…»
Никто солдату не ответил,
Никто его не повстречал,
И только теплый летний ветер
Траву могильную качал.
Вздохнул солдат, ремень поправил,
Раскрыл мешок походный свой,
Бутылку горькую поставил
На серый камень гробовой.
«Не осуждай меня, Прасковья,
Что я пришел к тебе такой:
Хотел я выпить за здоровье,
А должен пить за упокой.
Сойдутся вновь друзья, подружки,
Но не сойтись вовеки нам…»
И пил солдат из медной кружки
Вино с печалью пополам.
Он пил — солдат, слуга народа,
И с болью в сердце говорил:
«Я шел к тебе четыре года,
Я три державы покорил…»
Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт.
Следующий участник Злобина Лилия с произведением П.Синявского «Штранная иштория»
Встретил жук в одном лесу
Симпатичную осу.
— Ах, какая модница!
Пожвольте пожнакомиться.
— Увазаемый прохозый,
Ну на сто это похозэ!
Вы не представляете,
Как вы сепелявете!
И красавица оса
Улетела в небеса.
— Штранная гражданка,
Наверно, иноштранка.
Жук с досады кренделями
По поляне носится.
— Это ж надо было так
Опроштоволоситься.
Как бы вновь не оказаться
В положении таком —
Нужно шрочно жаниматься
Иноштранным яжыком.
Талант, которым одарен этот поэт, - большая редкость. Поэзия С. Есенина. Когда читаешь стихотворения Сергея Есенина, перед глазами невольно возникает образ светловолосого юноши с открытым взглядом и горячим сердцем. Более того — перед нами проходит вся его жизнь, полная радости и невзгод, надежд и разочарований. Перед нами открывается душа поэта. Детство Есенина прошло «среди полей и степей», в окружении могучей русской природы, которая наградила будущего поэта самым драгоценным — ощущением гармонии и красоты мира.
Волкова Елизавета с произведением С.А. Есенина «Черемуха»
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Лавренов Кирилл с произведением С.А. Есенина «Белая берёза»
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
Произведение «Лебёдушка» стало для него - воплощение бесконечной любви и нежности материнства.
Финягина Елена с произведением С.А.Есенина «Лебёдушка»
Но глаза его орлиные
Разглядели степь далекую,
И у озера широкого
Он увидел лебедь белую.
Грозный взмах крыла могучего
Отогнал седое облако,
И орел, как точка черная,
Стал к земле спускаться кольцами.
В это время лебедь белая
Оглянула гладь зеркальную
И на небе отражавшемся
Увидала крылья длинные.
Встрепенулася лебедушка,
Закричала лебежатушкам,
Собралися детки малые
И под крылья схоронилися.
А орел, взмахнувши крыльями,
Как стрела на землю кинулся,
И впилися когти острые
Прямо в шею лебединую.
Распустила крылья белые
Белоснежная лебедушка
И ногами помертвелыми
Оттолкнула малых детушек.
Побежали детки к озеру,
Понеслись в густые заросли,
А из глаз родимой матери
Покатились слезы горькие.
А орел когтями острыми
Раздирал ей тело нежное,
И летели перья белые,
Словно брызги, во все стороны.
Колыхалось тихо озеро,
Камыши, склонясь, шепталися,
А под кочками зелеными
Хоронились лебежатушки.
Безусловно, заслуживает особого внимания произведение С.А.Есенина «Молитва матери». Читает ученик 2 класса Широбоков Дмитрий
На краю деревни старая избушка,
Там перед иконой молится старушка.
Молитва старушки сына поминает,
Сын в краю далеком родину спасает.
Молится старушка, утирает слезы,
А в глазах усталых расцветают грезы.
Видит она поле, поле перед боем,
Где лежит убитым сын ее героем.
На груди широкой брызжет кровь, что пламя,
А в руках застывших вражеское знамя.
И от счастья с горем вся она застыла,
Голову седую на руки склонила.
И закрыли брови редкие сединки,
А из глаз, как бисер, сыплются слезинки.
Следующий участник Егорцева Арина «Притча об уважении к матери»
Первый богач города устроил праздник в честь рождения сына. Были приглашены все знатные горожане. Только мать богача не приехала на праздник. Она жила далеко в деревне и, видимо, не смогла приехать. По поводу замечательного события на центральной площади города поставили столы и приготовили угощение для всех желающих. В разгар праздника в ворота богача постучала старая женщина, покрытая покрывалом.
- Все нищие угощаются на центральной площади. Иди туда, - велел слуга нищенке.
- Мне не нужно угощения, разреши только одну минуту на младенца посмотреть, - попросила старая женщина, а потом добавила: "Я тоже мать, и у меня тоже когда-то родился сын. Теперь я уже давно живу одна, и много лет не видела своего сына.
Слуга спросил хозяина, как ему быть.
Богач выглянул в окно и увидел плохо одетую женщину, покрытую старым покрывалом.
- Ты же видишь - это нищенка. Гони ее прочь, - сердито приказал он слуге. - У каждого нищего есть своя мать, но я не могу всем им разрешить на моего сына смотреть.
Заплакала старая женщина и грустно сказала слуге: "Передай хозяину, что я желаю своему сыну и внуку здоровья и счастья, а еще скажи: "Кто свою мать уважает, чужую не обругает!".
Когда слуга передал слова старой женщины, понял богач, что это его мать к нему приходила. Выскочил он из дома, но матери уже нигде не было видно.
Сергей Михалков – величайший человек, талантливый поэт с молодым сердцем и душой ребенка, военный корреспондент, драматург, писатель. История его жизни интересна и полна событий. Он посвятил свою жизнь созданию детских книг, сценариев для мультипликационных и художественных фильмов. Его стихи, басни, мультфильмы наизусть знают и взрослые, и дети. А еще именно Сергей Михалков является автором двух гимнов – СССР и Российской Федерации.
Арзуманьян Артур познакомит вас с одним из его стихотворений
«Сила воли»
Я откровенно признаюсь,
Что в темноте я спать боюсь.
Когда вокруг меня темно
И занавешено окно,
Мне так и хочется вскочить
И поскорее свет включить.
Я чувства этого боюсь,
Но силой воли с ним борюсь –
Я говорю себе: «Лежи!
Глаза закрытыми держи!»
И я лежу, лежу, лежу,
Глаза закрытыми держу
И засыпаю наконец.
Ну разве я не молодец!
А можно было бы начать
С того, чтоб свет не выключать
И чтобы не было темно,
Не занавешивать окно.
И до утра при свете спать…
Но так же можно трусом стать!
Мы выслушали всех конкурсантов и получили огромное удовольствие.
А пока совещается наше уважаемое жюри, предлагаем мини-викторину.
Вопросы:
1. Птичка, которую спасла Дюймовочка? (Ласточка)
2. Кто написал стихотворение «Дядя Стёпа»? (С.Михалков)
3. На какой улице жил человек рассеянный? (Бассейной)
4. Друг крокодила Гены, который прибыл в ящике с апельсинами? (Чебурашка)
5. На чём летал Мюнхгаузен на Луну? (На пушечном ядре)
6. Кличка телёнка из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»? (Гаврюша)
7. Кто автор сказки «Колосок»? (Народ)
8. Кто из героев детской сказки считал себя лучшим в мире специалистом по
привидениям? (Карлсон)
9. Кто автор строк «Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана»? (М.Ю.Лермонтов)
10. Назовите русскую народную сказку про общежитие. (Теремок)
Исполнение песни «Книжка» - все желающие.
Слово предоставляется нашему уважаемому жюри…..
Награждение участников конкурса….
Дорогие друзья! Благодарим вас за внимание! Желаем, чтобы книга стала для вас настоящим другом и советчиком!
Наш конкурс закончен.
Но не закончено творчество.
Впереди – новые свершения и победы!
Впереди – новые стихи и проза!
Мы говорим вам – до новых встреч!
Мы говорим вам – до свидания!