СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурс чтецов «Ради жизни на Земле»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурс чтецов «Ради жизни на Земле»

Просмотр содержимого документа
«Конкурс чтецов «Ради жизни на Земле»»

Конкурс чтецов «Ради жизни на Земле»

Цель конкурса:

  1. раскрыть роль и значение поэзии времен Великой Отечественной войны;

  2. развивать память декламировать поэтические произведения;

  3. привить любовь к Отечеству



Конкурс проведен с применением презентации

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Великая Отечественная война оказала огромное воздействие как на дальнейший ход истории, так и на развитие мировой и особенно русской культуры.

На великую народную беду сразу откликнулись и поэты. Они почувствовали себя призванными поддерживать

  • высокий патриотический подъем на фронте и в тылу,

  • уверенность в победе,

  • стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний.

В поэзии с первых дней войны
прежде всего проявила себя
ЛИРИКА.

Она стала явлением

уникальным.

  • Поэты писали о самой войне во всей ее объемной полноте: о ее тяготах, сражениях, трагедии отступления на начальном этапе, о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах.

  • Война вызвала творческий подъем самых разных поэтов : и признанных лириков, и молодых фронтовиков.

  • Многие военные стихи становились популярными песнями (« Священная война» В. Лебедев-Кумач, «Землянка» А. Сурков и др.)

Каковы же особенности

лирики военного времени?

  • Отсутствует деление на гражданскую, интимную, философскую и т.д.;

  • 3 основные группы жанров: лирические (элегия, ода, песня), сатирические (высмеивающие врага), лироэпические (баллада, поэма);

  • многогранность и глубина лирики;

  • раскрытие сознания героя-освободителя, подвига труженика тыла;

  • музыкальность стиха соседствует с простотой изложения;

  • создается образ Родины как всей страны, так и образ малой родины (родного города, села).

  • Лирика военных лет

  • Юлия Друнина

  • Иосиф Уткин

  • Муса Джалиль

  • Константин Симонов

  • Алексей Сурков

Юлия Друнина

(1924-1991)

Юлия Владимировна со школьной скамьи, в 17-летнем возрасте, ушла на фронт. До ранения в 1944 г. была батальонным санинструктором. Демобилизовалась сержантом медицинской службы.

Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Целовались.

Плакали

И пели.

Шли в штыки.

И прямо на бегу

Девочка в заштопанной шинели

Разбросала руки на снегу.

Мама!

Мама!

Иосиф Уткин
(1903-1944)

Иосиф Павлович был военным корреспондентом фронтовой газеты. После тяжелого ранения в 1941 г. Вновь вернулся в газету. 13.11.1944, возвращаясь с Западного фронта в Москву, погиб в авиационной катастрофе.

Если я не вернусь , дорогая…

Если я не вернусь , дорогая,

Нежным письмам твоим не внемля,

Не подумай, что это – другая,

Это значит – сырая земля.


Это значит – дубы-нелюдимы

Надо мною грустят в тишине.

А такую разлуку с любимой

Ты простишь вместе с Родиной мне.


Только вам я всем сердцем и внемлю.

Только вами я счастлив и был:

Лишь тебя и родимую землю

Я всем сердцем, ты знаешь, любил.


И доколе дубы-нелюдимы

Надо мной не склонятся, дремля,

Только ты мне и будешь любимой,

Только ты да родная земля!

Муса Джалиль (1906-1944)

Муса Мустафиевич Джалилов - татарский поэт. В 1-ый же день войны добровольцем ушел в ряды действующей армии. В июне 1942г. На Волховском фронте был тяжело ранен и взят в плен. В концентрационном лагере вел активную подпольную работу, за что был брошен в фашистскую тюрьму Моабит. В тюрьме создал цикл стихотворений. В 1944 г. Казнен моабитскими палачами. Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Платок

Платочек в руку на прощанье

Вложила мне моя любовь,

И вот его к открытой ране

Прижал я, чтоб не била кровь,

Отяжелел платок дареный,

От крови стал горяч и ал.

Платок, любовью озаренный,

Ослабил боль и кровь унял.

Я шел на смерть за счастье наше

И не боялся ничего.

Пусть кровью мой платок окрашен,

Но я не запятнал его.

Июль,1942

Константин Симонов

(1915-1979)

Константин (Кирилл) Михайлович известность как поэт и драматург приобрел еще до войны.

24.06.1941 г. был призван в армию и пошел на войну фронтовым корреспондентом. Написанное во время войны стихотворение «Жди меня» стало широко известным, его переписывали солдаты и посылали в письмах своим любимым.

Алексей Сурков
(1899-1983)

Алексей Александрович на финской и Великой Отечественной войнах был военным корреспондентом. Автор знаменитой песни «Землянка»

Краткий обзор поэзии периода Великой Отечественной войны показал, что подвиг народа
не остается в прошлом.
Каждая семья помнит своих ГЕРОЕВ, гордится ими.
Давайте хранить память и передавать ее будущим поколениям!

  • Вопросы и задания:


  • Какую роль сыграла литература в годы Великой Отечественной войны?

  • Каковы же особенности лирики военного времени?

  • Выучите наизусть стихотворение любимого поэта о Великой Отечественной войне и проанализируйте его.

  • Напишите эссе на тему: «Какие чувства и мысли вызывает лирика военных лет?»

  • Подготовьте проект «Военная лирика поэтов-земляков».

Жюри в составе:

  1. Меджитовой Ф.Ш.

  2. Ульчаевой Г.Н.

  3. Лиджиевой А.Е. распределило призовые места.

В конкурсе чтецов первое место занял Очир-Горяев Виталий, второе место Горяев Чингис, третье место- Варавкина Анастасия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!