Просмотр содержимого документа
«Конкурс исследовательских работ по этнопедагогике. Руководитель: Манджиева Бэлла Андреевна, учитель родного языка и литературы.»
Этнопедагогика и устное народное творчество.
Жанры устного народного творчества - эпосы, сказки, пословицы и поговорки, загадки несут неоценимую педагогическую нагрузку. Калмыцкие пословицы устанавливают нравственное кредо настоящего мужчины :
«Залу күн ичхин ормд, зандн модн хуhртха».
По представлениям калмыков, настоящий мужчина должен быть «всесторонне совершенным», обладать чувством собственного достоинства, самолюбием и гордостью, не позволять никому оскорблять честь семьи, рода, племени.
Каким представлял калмыцкий народ идеал женщины, сказано в сказках. Наставления исходят из того, что женщине нужно быть мудрой и трудолюбивой, скромной и терпеливой.
Пословицы и поговорки приобщают нас, детей, к родной речи, дают советы, предостерегают от плохих и необдуманных поступков. Есть целая серия пословиц об отрицательных качествах: хвастовстве, лени и лживости, сплетни и жадности, каким не должен быть человек, например:
«Ховч күн- хойр чирәтө»,
«Му ухата күн - бийән бардг».
У калмыков воспитание начиналось сразу после рождения ребенка. Пословица «Күн болх баҺасн, күлг болх унҺнасн» передает нам смысл и значение этого постулата. Опыт раннего начала воспитания закреплен в различных обрядах, связанных с рождением ребенка, с первыми шагами младенца. С его приобщением к интересам семьи, рода.
Загадки калмыцкого народа призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления у окружающей действительности. Раньше в семьях долгими вечерами слушали сказки, участвовали в исполнении песен, загадывали загадки, что располагало к совместному досугу, общению и дружбе.
Сейчас перед нами, учащимися, стоит большая задача сохранить свой родной язык, огромной духовной ценностью. Калмыцкий язык находится на грани ухода из сферы активного бытования. Между тем более 400 лет пребывания калмыков в составе России, язык является единственным средством общения нас, калмыков. Старописьменный калмыцкий язык был государственным языком Калмыцкого ханства, на котором создавались ханские эдикты, законы, дипломатическая переписка.
Письменными памятниками калмыков наводнены книгохранилища, архивы Европы, России.
Итак. Только в содружестве и в тесном контакте школа и семья могут возродить народную педагогику, тем более что в нашем калмыцком фольклоре и в традициях очень много воспитательных элементов.
Конкурс исследовательских работ по этнопедагогике
Анюшева Алена, ученица 11 класса
МКОУ «Цаган-Нурская СОШ им.Н.М.Санджирова»
20.04.2023 җ.