СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурс "Юннат"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурсная работа.

Просмотр содержимого документа
«Конкурс "Юннат"»




Всероссийский конкурс «Юннат» 
Номинация «Пчеловодство» 




Автор: Гусейнов Акиф Арифович- ученик 8 класса МКОУ «Куйсунская СОШ».

Руководитель: Гусейнова Фаизат Азизовна- педагог-психолог МКОУ «Куйсунская СОШ».





2015



Содержание 

Введение

«Разведение пчел и получение продукции пчеловодства»

1.Теоретические основы пчеловодства, как 
приусадебного хозяйства

1.1.История пчеловодства

1.2.Биология пчелиной семьи

1.2.1.Биологические особенности медоносной пчелы

1.2.2.Состав пчелиной семьи и её особенности

2 Содержание пчел.

2.1Факторы влияющие на продуктивность семьи.

2.2.Подготовка к главному медосбору.

3. Использование продуктов пчеловодства.

3.1Мед.

3.2.Цветочная пыльца.

3.3.Маточное молочко.

3.4. Прополис.

3.5. В чем видят целительную силу меда и продукции пчеловодства (мед, прополис, перга и др.) мои односельчане. Опрос жителей села Куйсун. 


4.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНОСТИ МЕДА 

Заключение 

Список литературы

Приложение



Введение. 
« Ни девка, ни вдова ,не замужняя жена : детей водит , людей питает, дары Богу приносит»- так народная мудрость характеризует удивительное создание природы –пчелу.

С давних времен человек учился пользоваться дарами пчел.У многих народов мира пчела – издревле почитаемое насекомое.Недаром изображения пчел встречаются в наскальной живописи древних людей,на стенах усыпальниц знати, на сосудах , монетах и т.д. Люди , познавая природу, познавали и мир пчел.Чтобы наиболее полно воспользоваться продуктами пчелиного производства , они стали более бережно и рационально обращаться с крылатыми труженицами.

Пчеловодство — отрасль сельского хозяйства, которая занимается разведением медоносных пчёл для получения мёда, пчелиного воска и других продуктов, а также для опыления сельскохозяйственных культур с целью повышения их урожайности.

Важной особенностью пчеловодства как вида при­усадебного хозяйства является то, что оно не тре­бует тяжелого физического труда и доступно ши­роким слоям населения.

Организация пчеловодного хозяйства не требу­ет больших затрат, и при кропотливом и внимательном уходе за пчелами, соблюдении правил обращения с ними может принести хозяину зна­чительный доход.



Цель моей работы: освоение технологии содержания и разведения пчел в условиях приусадебного участка. 

Место реализации :с.Куйсун Магарамкентского района Республики Дагестан. 

Проблема заключается в том, что почти повсеместно наметилась тенденция снижения внимания к пчеловодству - важнейшей отрасли аграрного сектора производства.









Исходя из цели и проблемы моей работы, я выделил следующие

задачи: 



  • изучить научно-популярную литературу, раскрывающую технологию пчеловодства;
     


  • выявить особенности разведения пчел и получение продукции пчеловодства;
     


  • изучить биологию пчёл;
     


  • объяснить технологию получения продукции пчеловодства, её обработку и хранение;
     


  • проанализировать продуктивность и рентабельность пчеловодческого хозяйства
     



«Разведение пчел и получение продукции пчеловодства».

Мой дед пчеловод. Зовут его Гусейнов Шихмурад Гусейнович . Он 1938 года рождения. На данный момент ему 75 лет. По профессии дедушка инженер.

В 2001году когда моя мама вышла замуж за моего отца, ее дядя подарил им один улей с пчелами. Мои родители не стали ими заниматься, но зато мой дедудушка увлекся . Он стал изучать литературу о пчелах, ходил к известным здесь пасечникам. В настоящее время у него 68 улей и приносят неплохой доход.

У меня возник интерес узнать как можно больше о способах разведения пчел и продукции пчеловодства. Дедушка Шихмурад Гусейнович согласился помочь мне и даже выделил один улей, чтобы я мог сам под его руководством осуществить задуманную идею и реализовать свои способности.[ 1]

Мы начали работу в осенний период 2013 года, изучая теоретические материалы по пчеловодству. А летом я вплотную занялся деятельностью по разведению пчел, сбору меда и продуктов пчеловодства.

Осенью я смог подвести результаты летней практики: узнал много нового о ведении пчеловодства, собрал свою первую банку меда, вытерпел все трудности, которые испытывает пчеловод: укусы пчел (многим полезно для здоровья), «погоню» за роями, «страх и ужас» от вредителей. 

1.Теоретические основы пчеловодства, как приусадебного хозяйства. 

    1. История пчеловодства. 

Еще в древнейшие времена человек заметил , что дикие пчелы производят удивительный по своим вкусовым и питательным качествам продукт- мед.

Однако прошли долгие века , прежде чем диких пчел удалось приручить и одамашнить. А производство меда и других ценных продуктов пчеловодства сделать отраслью домашнего хозяйства.

Собственно пчеловодство в современном значении этого понятия – как целенаправленное и технологически организованное разведение пчел- возникло сравнительно недавно- в начале девятнадцатого столетия. А до этого , на протяжении многих веков . люди добывали мед в готовом виде, не щадя при этом самих тружениц –пчел, производящих этот ценнейший продукт. Одним из древнейших способов получения меда было так называемое бортничество, то есть добывание его из дупел деревьев, в которых поселились пчелы. Дерево с искусственно выдолбленным дуплом и называлась бортью. Затем пчел научились держать в колодах(так называемое колодное пчеловодство). И бортничество и колодное пчеловодство были разбойными.Для добычи меда пользовались закуриванием пчел- обычно серным. При этом пчелиные семьи погибали. Естественно такие варварские методы обращения и не способствовали повышению его продуктивности. И только с началом разведения пчел в ульях , а также с изобретением и внедрением в практику искусственной вощины, медогонок и различных других приспособлений для содержания пчел и уходом за ними пчеловодство стало принимать привычный нам современный облик. Однако до настоящего времени мед в условиях России остается довольно дефицитным и дорогим прдуктом , поэтому развитие пчеловодства , в том числе приусадебного , является настоятельно необходимой задачей для нашей страны.Задачей ,решая которую пчеловод не только будет производить нужные всем и всегда продукты ,не только будет работать на повышение урожаев опыляемых культур , но и при умелом отношении к делу получит существенную прибыль. Применяются прогрессивные методы содержания пчел и интенсивные технологии производства пчеловодческой продукции, развивается павильонное пчеловодство. На пасеках ведется племенная работа с пчелами, основанная на знании генетики и тесно связанная с селекцией пчел, осуществляется ветеринарно-санитарный надзор за выполнением правил содержания пчел.  Чтобы овладеть техникой пчеловодства, необходимо хорошо знать биологию пчелиной семьи. 


2.Биология пчелиной семьи. 

« С древних времен это маленькое ,загадочное существо ,живущее сообществами ,подчиняющееся сложным законам и совершающее во мраке чудесные работы, возбуждало в человеке интерес.»

В.Метерлинк.



Наши медоносные пчелы по своим признакам относятся к типу членистоногих животных, классу насекомых, отряду перепончатокрылых, семейству пчелиных, роду общественных пчел, виду медоносных пчел.



1.2.1. Биологические особенности медоносной пчелы

В основе биологии так называемых «общественных» насекомых, к которым относятся и наши медоносные пчёлы, лежит их жизнь семьями. Ни один член такой семьи вне семьи жить не может. Поэтому пчеловоду при изучении жизни пчёл и при работе с ними приходится иметь дело со всей семьёй как сельскохозяйственной единицей.

Среди всех видов пчёл, собирающих нектар и перерабатывающих его в мёд, только медоносная пчела широко используется человеком.

Семьи медоносной пчелы собирают большие запасы мёда и складывают их отдельно от расплода и перги (пыльца, переработанная пчёлами), что даёт человеку возможность отбирать мёд, не разоряя гнезда и не разрушая сотов. Этому способствует своеобразное строение сотов и гнезда, не встречающееся у других пчёл.

Особенностью медоносной пчелы является способность жить всюду, где она может находить себе жилище и корм. Естественным жильём пчелы служат дупла, расщелины или небольшие пещеры в скалах, предохраняющие её от дождя, жары и холода. Медоносная пчела живёт большими семьями. Число рабочих пчёл в ней может достигнуть 100 тыс. и более. Такие семьи собирают большие кормовые запасы (мёд и перга). Наличие корма в гнезде позволяет пчёлам сравнительно легко переносить и перерывы во взятке и длительную зимовку. Пчел можно содержать и разводить и на севере и на юге нашей страны. Пчёл с успехом разводят и в долинах и на высоких горах.

Пчелиная семья не вымирает к осени, как это происходит, например, у шмелей. Большинство пчёл, родившихся в конце лета и осенью, перезимовывает до следующей весны. Следовательно, пчеловоду не приходится заботиться о заселении ульев в начале сезона.

Большим преимуществом медоносной пчелы является способ образования новых семей роением, т. е. отделение части пчёл от существующей семьи. Рой не улетает обычно сразу с пасеки, а прививается на ветке дерева. Пчеловод может собрать такой рой и посадить в улей. Кроме того, способность выводить маток и приёмки подсаженных маток пчелами безматочной семьи позволяют применять искусственное образование новых семей. Никакие другие виды пчёл этим свойством не обладают. 

1.2.2. Состав пчелиной семьи и её особенности

Нормальная пчелиная семья состоит из: 1) одной плодной матки, которая является самкой; 2) многих тысяч рабочих пчёл – тоже самок, отличающихся тем, что у них половые органы недоразвиты; 3) Значительного числа трутней – пчелиных самцов, появляющихся в семье только летом.

Наличие самца и двух форм самок в семье – явление характерное для медоносной пчелы оно называется полиморфизмом, т. е. многоформенностью («поли» значит много, а «морфа» – форма).

Полиморфизм пчелиной семьи возник в результате исторического хода эволюции семьи, которая привела к разделению работ среди особей пчелиной семьи и побуждает матку, рабочую пчелу и трутня вести тот образ жизни, который свойственный данной особи.

Матка в пчелиной семье несет функции исключительно по воспроизводству потомства. Она способна только к откладки яиц. Забота о воспитании потомства, о своём жилище, корме и т. д. ей несвойственна.

Трутни никаких работ в семье не выполняют. Они находят приют и корм в любой семье, где имеются молодые матки которым нужно спариться с трутнем.

Жизнь матки и трутней невозможна без рабочих пчел. Только рабочие пчёлы собирают корм, выращивают личинок, поддерживают чистоту в своём жилище и т. д.

Хотя рабочие пчёлы и имеют половые органы самки, но в случае утери матки они заменить ее не могут, так как половые органы у них недоразвиты.

Матка. По величине матка самая большая из всех особей семьи. Длина ее тела приблизительно равна 20 – 25 мм, а вес достигает 280 мг и больше. Особенно она отличается длиной брюшка, отчего крылья кажутся меньше, чем у рабочей пчелы (рис. 1–А).

В семье пчёлы постоянно окружают матку, дают ей с хоботков корм, и т. д. В нормальной семье бывает только одна плодная матка. Матки обычно враждебно относятся друг к другу. Только во время смены самими пчёлами старой матки в семье может находиться некоторое время, наряду со старой маткой, и молодая, только что народившаяся. У некоторых южных пчёл нередко бывает продолжительное сожительство двух маток в одной семье; можно даже наблюдать совместную кладку яиц двух маток, но обычно и на юге в семье остаётся только одна матка.

Матка может прожить до пяти лет. Но это ещё не значит, что пчеловоды должны оставлять маток в семье так долго. Если матка имеет возможность интенсивно класть яйца, то у нее вскоре, обычно года через два, истощаются яичники и матка кладёт мало яиц. Такую матку обязательно нужно заранее заменять молодой. 




Трутень отличается и от матки и от рабочей пчелы более широким телом. Длила его приблизительно равна 15 – 17 мм, а вес достигает 250 мг и больше (рис. 1 – В). Живут трутни около трёх месяцев и только летом. Вывод трутней начинается весной. Время их появления в значительной степени зависит от погоды, взятка, силы семьи, возраста матки и других причин. С прекращением взятка в природе трутни из нормальной семьи изгоняются. Начинается так называемое избиение трутней. Когда взяток обрывается сразу, пчёлы одновременно с изгнанием трутней начинают выкидывать из ячеек и трутневой расплод. Нормальная семья зимует без трутней. Но бывают иногда исключения, когда семьи оставляют трутней на зимовку. Семьи с неплодными матками или совсем без маток обычно не изгоняют трутней. Если в семье поздней осенью находят трутней, то это свидетельствует о неблагополучии семьи.

Трутни никаких работ в поле и в улье не выполняют. Единственное назначение трутней – спаривание с маткой и передача ей запаса семени (сперматозоидов). Рабочие пчелы составляют главное население семьи. Летом в средней по силе семье насчитывается около 35–40 тыс. пчёл и более, осенью – 20–27 тыс., зимой – 10–15 тыс. и, наконец, весною – 8–13 тыс. Длина их тела равна приблизительно 12–14 мм, а вес их в среднем – 100 мг. Вес пчелы сильно колеблется и зависит от нагрузки медового зобика и содержимого задней кишки. Особенно сильно бывает нагружен медовый зобик у пчёл, вылетающих с роем (до 50 – 70 мг). У пчёл-сборщиц вес нектара в зобике колеблется от 25 до 40 мг. Вес содержимого задней кишки возрастает зимой. В среднем можно считать, что в 1 кг массы пчёл находится 10 – 12 тыс. рабочих пчёл с пустыми медовыми зобиками и задней кишкой. Северные пчёлы весят в среднем на 20–25% больше южных. Рабочих пчёл очень часто считают бесполыми, или недоразвитыми самками. Это рабочие пчёлы – те же самки, но только с незначительно развитыми половыми органами. Яичники рабочей пчелы могут работать, и в некоторые моменты жизнедеятельности семьи рабочие пчёлы могут откладывать неоплодотворённые яйца, но матку они заменить не могут. Главная роль в семье принадлежит рабочим пчёлам: они регулируют кладку яиц маткой и уничтожают расплод, если наступает голодное время, они сменяют больную или старую матку на новую, изгоняют из семьи трутней, выполняют все работы в улье и в поле. Летом пчёлы живут недолго – от одного до двух месяцев; только зимующие пчёлы достигают 6–8-месячного возраста. Летом, особенно в период хорошего взятка, организм пчел быстро изнашивается от усиленной работы и пчёлы гибнут в большом количестве вне улья. Быстрая убыль семьи постоянно пополняется молодыми пчёлами. 
Для изучения жизни медоносной пчелы следует рассмотреть её морфологию, эмбриологию, физиологию и экологию.  Морфология изучает строение тела пчелы и её органов. Эти знания имеют большое практическое значение. Так, знание строения дыхательной системы пчелы позволило установить пути проникновения паразита при заболевании пчёл акарозом; знание размера тела трёх особей пчелиной семьи (матки, трутня, рабочей пчелы) используется в пчеловодстве для отделения матки или трутней от рабочих пчёл (разделительная решётка) и т. д.  Эмбриология изучает развитие пчелы из яйца, формирование её органов. Эти знания широко используются при искусственном выводе маток.  Физиология изучает функции органов пчелы, их отправления (дыхание, газообмен, процесс пищеварения и т. д.).Эти знания дают возможность устанавливать, какие корма необходимы для пчёл, как рассчитать вентиляцию улья, зимовника и т. д.  Экология изучает взаимоотношения между пчёлами и окружающей средой; как пчёлы размножаются и как жизнь семьи зависит от внешних условий. 

Содержание пчел.


« Дремлет все

А пчелы с жаром

Мчат в медовые дворцы,

Нагруженные нектаром,

В желтых туфельках пыльцы».

Б.Шаховский.


Факторы влияющие на продуктивность семьи.


Решающее влияние на продуктивность семьи оказывает количество пчел в гнезде, т.е. сила семьи. Сила семьи и уровень медосбора в природе во многом определяют количество пчел, работающих в поле.

Во время сбора небольшая семья интенсивно растет, но мало собирает меда.

По мере увеличения числа пчел интенсивность роста семьи уменьшается , а интенсивность роста сбора меда увеличивается.

Низкая продуктивность слабых семей объясняется не только малым числом пчел в семье и большим количеством выращиваемого расплода , но и более низким качеством пчел.

Так пчелы из слабых семей набирают нектара в медовый зобик в 1,5-1,8 раза меньше ,чем пчелы из сильных семей.

Таким образом ,пчеловод должен помнить о том, что подготовка сильных пчелиных семей к главному медосбору имеет решающее значение для повышения продуктивности пасеки.

Среди многих факторов ,влияющих на медопродуктивность пчелиной семьи ,особое значение имеет возраст маток и их качество. Установлено ,что семьи пчел с молодыми (однолетними) матками собирают меда на 42,4% , а с 2-летними –на 20.8% больше ,чем семья с 3-летними матками.В связи с этим своевременная смена старых маток на молодых является обязательным технологическим приемом повышения силы продуктивности пчелиных семей.
Чтобы сильные семьи пчел могли реализовать свои возможности по сбору и переработку нектара , они должны иметь не менее 24-30 высококачественных сотов на каждую семью.

По мере накопления медовых запасов в ульях инстинкт приноса нектара и пыльцы у пчел затухает, поэтому пчеловод должен своевременно отбирать медовые соты из ульев[2,3]. При своевременном отборе зрелого меда медосбор семей возрастает в среднем на 31%. Во время главного медосбора всякий осмотр семей вызывает беспокойство и отвлекает пчел от сбора нектар и его переработки. Особенно нарушает нормальную работу семей отбор медовых сотов со стряхиванием с них пчел. В связи с этим лучше отбирать мед во

второй половине или в конце дня. [4]


Подготовка к главному медосбору.


Подготовка пчел к главному медосбору начинается с осени предыдущего года, так как успешно перезимовавшие сильные семьи способны усиленно развиваться весной и с максимальной эффективностью использовать медосбор. Необходимо правильно подготовить пчелиные семьи к медосбору , исходя из конкретных природно-климатических условий и биологических особенностей используемой породы пчел.

Уровень медосбора нероившихся пчелиных семей прямо пропорционален количеству расплода , выращенного в семьях за оптимальный расчетный период для получения пчел к медосбору. Основная задача пчеловода в этот период для сводится к тому , чтобы создать наиболее благоприятные условия для интенсивного выращивания в семьях максимального количества расплода.


3Использование продуктов пчеловодства.


3.1. Мед. [5]

Свежий и зрелый мед- сверхнасыщенное сладкое вещество с приятным чуть кисловатым вкусом.Цвет меда зависит от красящих веществ ,содержащихся в нектаре (ксантофилла,каротина,хлорофилоподобных и т.др.). Он может быть различным : прозрачным , светло-желтым,лимонно-желтым, золотистым, темно-желтым, коричнево-зеленым иногда и черным. Современем мед теряет свой первоначальный оттенок и, кристаллизуясь,светлеет. Кристаллизация меда показывает на его доброкачественность.

Мед включает ряд ограниченных кислот( яблочную,винную,лимонную,молочную,щавелевую) и витамины. В настоящее время установлен,что в пчелиноч меде содежатся витамины

группы В, фолиевая кислота,биотин,аскорбиновая кислота, витамины К,Е, и другие.

Пчелиный мед –натуральный продукт, который в определенных условиях сохраняет свои качества и сотни лет. Наиболее удобна для хранения стеклянная посуда.

В течении многих лет мед считается панацеей. О его полезных свойсвах можно говорить бесконечно много.

Д.С.Джарвис выделяет следующие : мед не разрушает слизистой оболочки пищеварительного тракта, легко и быстро усваивается организмом,быстро освобождает энергии и восстанавливает силы при больших физических нагрузках, хорошо пропускается почками, показывает успокаивающее действие на организм ,выводит из организма токсины, успокаивает кащель, снимает боли при артритах и т. др.


3.2. Цветочная пыльца.

Пыльца ,собранная пчелами,меет многоцветный пестрый горьковатый вкус, кроме некоторых сахаристых сортов.Пчелы собирает её для продолжения рода, кормления расплода и снабжения желез вырабатывающих маточное молоко, ферменты и воск. Пыльца является кормом первостепенного значения,на котором основывается развитие пчелиной семьи. Потребление пыльцы способствует сохранению жизни пчел.

Отмечено благоприятное действие пыльцы при заболеваниях предстательной железы , повышает содержание гемоглобина в крови,оказывает сильное укрепляющее действие и является сильным успокаивающим средством.


3.3. Маточное молоко.

Маточное молоко –биологически активный продукт пчеловодства, секрет глоточных и частично верхнечелюстных желез молодых рабочих пчел в возрасте от 5 до 14 дней. Это киселеобразная масса белого цвета с кислым вкусом. Оно используется пчелами в качестве корма в течении трех дней , для выращивания всех молодых личинок, а для маточных личинок оно является специфическим кормом за все время их нахождения в маточнике.

Маточное молоко обладает сосудорасширяющим действием, способствует стойкому снижение артериального давления , вернее, оказывает регулирующее действие на тонус сосудистой системы и уровень кровообращения .Маточное молочко (апилак)при курсовом лечении влияет на функциональное состояние надпочечников , вызывая гипертрофию, и в то же время стойкое уменьшение содержания в них холестерина и аскорбиновой кислоты.


3.4. Прополис.

« Так как прополис не является определенным веществом ,у него не может быть химической формулы.

прополис –не бальзам ,а смола,состоящая из множества различных веществ…»

А.Кайяс.


Прополис является ценнейшим продуктом , а препараты ,приготовленные на его основе , -эффективными при лечении многих болезней:заболевания слизистой оболочки рта, язвенной болезни,хронических фарингитах,экземы,фурункулах ,карбункулах и многих др.


3.5.
В чем видят целительную силу меда и продукции пчеловодства (мед, прополис, перга и др.) мои односельчане. Опрос жителей села Куйсун. 

Выводы.

Продукции пчеловодства очень ценны и приносят очень много пользы людям.

Чем вам помогли продукции пчеловодства? 


    • Гусейнова М.А.. Как – то летом я чистила рамы и воск падал на пол, а я была босиком, после этого у меня перестали болеть суставы. 


    • Азизова М.М., мать пятерых детей. Я мать пятерых детей. Дети уже выросли и я хочу поделиться своим опытом. Когда дети болели простудой, я всегда давала им кипяченое молоко, и они запивали медом. Помогало! 


    • Гусейнов Ш.Г., Когда у меня болит зуб, я всегда использую прополис. Силу прополиса испытывал на себе. 


    • Залов С.А. . При смешивании вазелинового масла (продается в аптеках) с прополисом поместить в водяную баню, получится мазь, которая помогает при ожогах. 




4.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНОСТИ МЕДА 

ОПЫТ №1. 

Обнаружение примеси песка 


  • Берем пробу меда со дна сосуда с медом.
     


  • Растворяем ее в воде в пропорции 1 часть меда и 5 частей воды. Если раствор нефальсифицированного меда становится слегка мутным, а в растворе, где есть примесь песка, песок выпадает в осадок.
     


ОПЫТ №2. 

Определение примеси мела 


  • Берем пробу меда.
     


  • Добавляем к этой пробе уксус или кислоту. Если есть примесь мела, происходит вспенивание раствора.
     



ОПЫТ №3. 

Обнаружение примеси крахмала 


  • Берем пробу меда.
     


  • Растворяем ее в воде в пропорции 1 часть меда и 30 частей воды;
     


  • Добавляем в полученный раствор несколько капель йода. Если в растворе меда есть примесь крахмала, то раствор окрашивается в синий цвет.



  • •••




 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

Пчеловодство – крупная, экономически выгодная отрасль народного хозяйства. Профессия пчеловода требует знание биологии, любви к природе, наблюдательности и смекалки. Как мудро заметил один пасечник пчёл не надо бояться, их надо изучать и любить. Тогда они принесут вам немалую пользу. Жизнь пчёл похожа на волшебный колодец: чем больше из него черпаешь, тем обильнее он наполняется.

Многие загадки, связанные с жизнью пчёл, человеку ещё предстоит разгадать, что поможет ему осознать необходимость бережного отношения к природе. За тысячелетия совместного существования человек научился привлекать пчёл, строить для них ульи. Маленькое трудолюбивое насекомое на своих крыльях приносит людям здоровье.

Но не только мёд и другие ценные продукты пчеловодства даёт пчела. Пчёлы – главные опылители плодовых растений и ягодников, что обеспечивает хорошие урожаи. Только шестиногие летуны с их виртуозными приспособлениями в виде лапок и хоботков, а также скоростью и проворностью могут столь эффективно осуществлять перекрёстное опыление растений.

Опыляя различные растения, пчёлы способствуют их размножению. Благодаря этому сохраняются луга и пастбища (а значит, будет молоко и мясо), выживают «зелёные лёгкие» планеты.


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА. 
1. Биология. Справочные материалы.// Учебное пособие для учащихся под ред. Д.И. Трайтака, В.А. Карьенов, Е.Т. Бровкина и др., Просвещение,М.: 1994 г. стр.66 -70

2. Зачем нужен мёд. // Все обо всём. Популярная энциклопедия для детей. том 9, составитель Шалаева Г.П. Философское общество «Слово» АСТ Ключ –С Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, М.: 1997, стр 98- 99

3. Здоровье на крыльях пчелы // ИМ. РИПОЛ классик, 2006 г. С.:64.

4. Как устроена пчела.// Большая книга «Почему?» Вопросы и ответы, любопытная и полезная информация, викторины и занимательные опыты. Перевод с итальянского О.Живаго, М. «Росмэн» 2007 стр.124- 12

5. Короткова О.А. –М.: Слово // Sljvo 2002 г. , стр .48.

6. Общественные насекомые. Глава « Животные и растения».// Древо познания. Универсальный иллюстративный справочник для всей семьи. Гл.ред. Джой Кларк издатель МС ИСТ ЛИМИТЕД , стр.115- 118

Энциклопедия животных. Перевод с английского М. Авдониной – М.: изд –во Эксмо, 2007 – 128 с.

7.Продукты пчеловодства.Н.И.Кривцов.Изд. « Нива России»,1995.


17