СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурс лучший по профессии

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

укккпй4П4

Просмотр содержимого документа
«Конкурс лучший по профессии»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №1









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Открытого урока-конкурса

«Лучший по профессии»

Профессия «Контролер-кассир»







Подготовили : мастер п/о Некрасова М.А.


Преподаватель Товпеко С.С.









Рассмотрено на заседании МК

___________________ 2011г

Председатель МК

____________ / /



2011-2012уч.год


Введение

Современный уровень торговли ориентирован на информационные технологии. Полная автоматизация и компьютеризация деятельности на предприятиях требует от образовательных учреждений подготовки компетентных в этой области специалистов. Поэтому реализация этой задачи предполагает проведение уроков с широким использованием межпредметных связей.

Данная методическая разработка урока по теме программы «Работа на контрольно-кассовой техники» направлена на решение этой задачи. На уроке изучается взаимосвязанный материал предметов: «Эксплуатация ККТ», «Технология розничной торговли», «Оборудование торговых предприятий», «Информатика и ИКТ». Этот урок разработан как урок проверки и оценки знаний, умений и навыков. На нем используются разнообразные формы работы и ИКТ для контроля знаний, умений и навыков.

Цели данного урока

образовательные: проверить усвоение знаний, умений и навыков учащихся, обеспечить в ходе урока совершенствование и закрепление знаний и умений по темам;

воспитательные: способствовать развитию интереса к будущей профессии, творческой активности, самостоятельности и ответственности за результаты работы;

развивающие: развивать творческие способности, познавательный интерес к изучаемым предметам, способствовать формированию чувства ответственности за выбранную профессию.

При проведении урока у учащихся появляется заинтересованность и желание совершенствовать знания и умения, т.к. они связаны с профессией.

Управляя учебной деятельностью учащихся, мастер производственного обучения широко использует методы стимулирования, оперативного контроля. Здесь особенно четко реализуются корректирующие и контрольные функции урока, способствующие организации учебной деятельности обучающихся с наибольшей продуктивностью.

Мастер производственного обучения, спланировав работу учащихся заранее, осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их деятельность. Учащиеся имеют возможность совершенствовать и закрепить полученные знания, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события и явления. Данный урок позволяет интегрировать знания из разных областей для решения одной ситуации, дает возможность применить полученные знания на практике.

Методическая разработка включает:

  1. Введение.

  2. План урока.

  3. Приложения.




ПЛАН УРОКА

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ


Группа № 5

Профессия: «Контролер-кассир»


Тема программы: Работа на контрольно-кассовой технике.

Вид урока: Урок-конкурс «Лучший по профессии»

Тип урока: контрольно-проверочный.

Методическая цель: Использование разнообразных форм работы и ИКТ для

контроля знаний, умений и навыков по теме.

Цели урока:

– проверить усвоение знаний, приобретение умений и навыков

учащихся;

- обеспечить в ходе урока совершенствование и закрепление знаний и умений по теме «Работа на контрольно-кассовой технике»;

- способствовать развитию интереса к будущей профессии, творческой активности, самостоятельности и ответственности за результаты работы;

– способствовать формированию чувства ответственности за выбранную профессию.

Материально-дидактическое оснащение урока:

  1. Компьютер, проектор, карточки-задания, контрольно-кассовые машины, инструкционные карты, бланки документов, эталоны ответов, оценочный лист.







п/п

Структурный

элемент урока

Время

Деятельность

мастера п\о

Деятельность

учащихся


1








2



2.1






2.2





2.3






















Организационная

часть







Вводный инструктаж


Мотивация учащихся





Актуализация опорных знаний учащихся



Практическая работа


1мин











2мин






11мин





24ин


Контроль явки учащихся, готовности к уроку, внешнего вида, соответствия формы одежды требованиям безопасности труда, санитарии и гигиены




Сообщение темы и целей урока, критерий оценок (приложение 1). Ознакомление с составом жюри.


Проведение фронтального опроса с использованием презентации (приложение 2)


Инструктаж по ТБ и выполнению практических работ.


Контроль за деятельностью учащихся.








Индивидуальная помощь





Дежурные сообщают об отсутствующих










Слушают






Отвечают





Слушают

Выполняют практическую работу


Первая группа выполняет практическое задание на контрольно-кассовой машине по инструкционным картам «Работа на контрольно-кассовых машинах

на скорость и точность» (приложение 3,4).

Вторая группа выполняет карточки– задания: оформляет отчет кассира (приложение 5).

Быстроработающие учащиеся выполняют дополнительное задание, оформляют «Акт о возврате денежных сумм покупателям»

(приложение 6).

Группы меняются заданиями










2.4








3
















4







4.1




4.2



4.3










Подведение итогов вводного инструктажа, выдача задания на день




Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж













Заключительный инструктаж






Рефлексия учащихся



Домашнее задание


Уборка рабочих мест

2 мин









5 мин








5ч 00мин















4мин







5мин




1мин



5мин

Жюри проверяют выполнение заданий (приложение 7,8), подсчитывают общее количество баллов, результаты заносят в оценочный лист (приложение 9)


Сообщение оценок учащимся, фамилии занявшего первое место по количеству баллов. Распределение по рабочим местам, напоминание правил ТБ.


Наблюдение

Целевые обходы

Цель обхода:

- организация рабочего места;

- соблюдение учащимися безопасных методов труда;

- правильность выполнения трудовых операций;

- оценка работы выполненной учащимися

Индивидуальное инструктирование


Подведение итогов за рабочий день, рассмотрение типичных ошибок в работе учащихся. Выставление оценок.


Предложение учащимся ответить на анкету-опросник (приложение 11)


Повторить тему «Эксплуатация ККМ»


Наблюдение за учащимися

Учащиеся

рассказывают историю возникновения денег (приложение 10)






Слушают








Самостоятельная работа учащихся на контрольно-кассовых машинах под руководством наставников.











Слушают

Анализируют выполненную работу





Отвечают




Записывают





Приложение 1


Критерии оценки:


Задание №1

Теоретические вопросы: 1 ответ-1 балл


Задание №2 Практическое задание по оформлению отчета кассира:

1-й выполнивший задание – 5 баллов

2-й…………………………. – 4 балла

3-й…………………………..- 3 балла

4-й…………………………- 2 балла

всем остальным по 1 баллу


Задание №3 Работа на контрольно-кассовых машинах на скорость и точность:

- задание №1 – 2 балла

- задание №2 – 3 балла

- задание №3 – 2 балла

За скорость:

1-й выполнивший задание – 3 балла

2-й…………………………. – 2 балла

3-й…………………………..- 1 балл

Задание №4

За дополнительное задание: оформить «Акт о возврате денежных сумм покупателям» - 1 балл









Приложение 3











ИНСТРУКЦИОННЫЕ КАРТЫ

По теме: «РАБОТА НА КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИНАХ

НА СКОРОСТЬ И ТОЧНОСТЬ»



Профессия «Контролер-кассир»


6 вариантов


























Инструкционная карта


Тема: «Работа на контрольно-кассовых машинах на скорость и точность».

1 вариант

Порядок оформления и выполнения задания


Задание №1 Вывести на печать нулевой чек и «Х-отчет» (в начале работы)


Задание №2 Получить чеки в режиме «Касса»:

2.1 Подсчет суммы сдачи

Пример:

Покупатель приобрел:

Чай «Липтон» по цене 162 руб 60 коп- 2 пачки;

Чай «Серебряные типсы» по цене 116 руб;

Кофе «Монарх» по цене 91 руб 90 коп;

Торт «Фантазия» по цене 250 руб;

Конфеты «Палитра» по цене 62 руб 70 коп – 2 коробки.


Сумма полученная от покупателя 1000 руб.


Задание №3 Вывести на печать «Z-отчет» (гашение)









Инструкционная карта


Тема: «Работа на контрольно-кассовых машинах на скорость и точность».

2 вариант

Порядок оформления и выполнения задания


Задание №1 Вывести на печать нулевой чек и «Х-отчет» (в начале работы)


Задание №2 Получить чеки в режиме «Касса»:

2.1 Подсчет суммы сдачи

Пример:

Покупатель приобрел:

Морковь по цене 23 руб 40 коп – 3кг;

Капусту по цене 15 руб 20 коп;

Лук зеленый по цене 17 руб 60 коп – 2 упаковки;

Ананасы в сиропе по цене 142 руб 80 коп;

Масло растительное по цене 31 руб 50 коп.


Сумма полученная от покупателя 500 руб.


Задание №3 Вывести на печать «Z-отчет» (гашение)








Инструкционная карта


Тема: «Работа на контрольно-кассовых машинах на скорость и точность».

3 вариант

Порядок оформления и выполнения задания


Задание №1 Вывести на печать нулевой чек и «Х-отчет» (в начале работы)


Задание №2 Получить чеки в режиме «Касса»:

2.1 Подсчет суммы сдачи

Пример:

Покупатель приобрел:

Макароны по цене 18 руб 30 коп – 2 упаковки;

Лечо «Балтимор» по цене 36 руб 50 коп;

Огурцы маринованные по цене 42 руб;

Хлеб «Новосибирский» по цене 11 руб 50 коп;

Булочки с маком по цене 6 руб 50 коп – 4 штуки.


Сумма полученная от покупателя 200 руб.


Задание №3 Вывести на печать «Z-отчет» (гашение)






Инструкционная карта


Тема: «Работа на контрольно-кассовых машинах на скорость и точность».

4 вариант

Порядок оформления и выполнения задания


Задание №1 Вывести на печать нулевой чек и «Х-отчет» (в начале работы)


Задание №2 Получить чеки в режиме «Касса»:

2.1 Подсчет суммы сдачи

Пример:

Покупатель приобрел:

Колбасу «Таллиннскую» по цене 89 руб 40 коп;

Сосиски молочные по цене 102 руб 70 коп;

Консервы «Сайра в масле» по цене 19 руб 10 коп – 3 банки;

Майонез «Лука» по цене 52 руб – 2 штуки;

Кетчуп «Шашлычный» по цене 31 руб 10 коп.


Сумма полученная от покупателя 1000 руб.


Задание №3 Вывести на печать «Z-отчет» (гашение)











Инструкционная карта


Тема: «Работа на контрольно-кассовых машинах на скорость и точность».

5 вариант

Порядок оформления и выполнения задания


Задание №1 Вывести на печать нулевой чек и «Х-отчет» (в начале работы)


Задание №2 Получить чеки в режиме «Касса»:

2.1 Подсчет суммы сдачи

Пример:

Покупатель приобрел:

Молоко «Веселый молочник» по цене 20 руб 50 коп – 2 штуки;

Сметану «Веселый молочник» по цене 23 руб 80 коп;

Масло сливочное по цене 25 руб 80 коп;

Сдобу к чаю по цене 4 руб 50 коп – 6 штук;

Батон нарезной по цене 13 руб 50 коп.


Сумма полученная от покупателя 200 руб.


Задание №3 Вывести на печать «Z-отчет» (гашение)







Инструкционная карта


Тема: «Работа на контрольно-кассовых машинах на скорость и точность».

6 вариант

Порядок оформления и выполнения задания


Задание №1 Вывести на печать нулевой чек и «Х-отчет» (в начале работы)


Задание №2 Получить чеки в режиме «Касса»:

2.1 Подсчет суммы сдачи

Пример:

Покупатель приобрел:

Сок «Добрый» по цене 32 руб 50 коп;

Печенье «Курабье» по цене 45 руб 30 коп – 2 пачки;

Молоко сгущенное по цене 21 руб 30 коп;

Чай «Акбар» по цене 76 руб 80 коп;

Йогурт «Сливочный» по цене 7 руб 50 коп – 4 штуки


Сумма полученная от покупателя 500 руб.


Задание №3 Вывести на печать «Z-отчет» (гашение)









Приложение 4


Лист учета результатов

работы на контрольно-кассовой машине

__ вариант

___________________________

Ф.И.О.


Задание №1

Задание №2

Задание №3














































Приложение 5















ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

ПО ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА КАССИРА



Профессия «Контролер-кассир»


6 вариантов


























Карточка задание №1

Задание: Оформите отчет кассира


Кассир – операционист Валуева И.К. сдала выручку старшему кассиру 52000

руб., кассир- операционист Медведева П.О.сдала выручку 65 000 руб.

Старший кассир Морозова Г.А. выдала деньги: на зарплату продавцу Бородиной Т.Б. 10500 руб. и завхозу Петровой Л.А. 25 000 руб. на хозяйственные нужды; 75000 руб. – сдала в ОАО «УРСА Банк».

Недостающие реквизиты возьмите произвольно.

Карточка задание №2

Задание: Оформите отчет кассира


Продавец мелкой розницы Калинина Е.Г. сдала старшему кассиру выручку 25 000 руб., кассир – операционист Иванова К.В. сдала 72 000 руб.

Старший кассир Еуст Р.З. выдала деньги: на командировочные расходы Воронину О.Е. 28 000 руб.; на заработную плату Шинкарь Ю.Д. 12 000 руб. и представителю поставщика Амировой А.Р. согласно договора №123 55 000руб.

Недостающие реквизиты возьмите произвольно.


Карточка задание №3

Задание: Оформите отчет кассира


Заведующая секцией «Канцелярские товары» Чернодворова СЮ. Сдала

старшему кассиру выручку – 48 000 руб., заведующая секцией «Книги» Макарова К.С сдала – 56 000 руб.

Старший кассир Устьянова В.К. выдала: материальную помощь Понамареву К.Д. 5 000 руб.; заработную плату Ивановой К.И. 9 000 руб.; в ОАО «Сбербанк» России сдала – 88 000 руб.

Недостающие реквизиты возьмите произвольно.


Карточка задание №4

Задание: Оформите отчет кассира


Кассир – операционист Канн К.Н. сдала выручку старшему кассиру – 34 000 руб., кассир – операционист Демкина Л.В. сдала – 45 000 руб., продавец мелкой розницы Леонова П.Т. - 18 000 руб.

Старший кассир выдала завхозу Васильевой Б.С. на хозяйственные нужды 17000 руб. и сдала в ОАО «УРСА Банк» 75 000 руб. Недостающие реквизиты возьмите произвольно.




Карточка задание №5


Задание: Оформите отчет кассира


Продавец мелкой розницы Калинина Е.Г. сдала старшему кассиру выручку 42 000 руб., кассир – операционист Иванова К.В. сдала – 77 500 руб.

Старший кассир Еуст Р.З. выдала деньги на: командировочные расходы Воронину О.Е. 40 000 руб.; заработную плату Шинкарь Ю.Д. 12 000 руб. и представителю поставщика Амировой А.Р. согласно договора №45 65500 руб.

Недостающие реквизиты возьмите произвольно.




Карточка задание №6


Задание: Оформите отчет кассира


Заведующая секцией «Канцелярские товары» Петрова СЮ. Сдала старшему кассиру выручку 49 500 руб., заведующая секцией «Книги» Макарова К.С. сдала – 66 000 руб.

Старший кассир Устьянова В.К. выдала деньги на: командировочные расходы Понамареву К.Д. 35 000 руб.; заработную плату Ивановой К.И. 8 500 руб.; сдала в ОАО «Сбербанк» России 70 000 руб.


Недостающие реквизиты возьмите произвольно.







Приложение 6

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

ДЛЯ БЫСТРОРАБОТАЮЩИХ УЧАЩИХСЯ



  1. Задание: оформите «Акт о возврате денежных сумм покупателям».



Покупатель приобрел в ООО «Обувашка» детские туфли 28-го размера по цене 960 руб. 70 коп, дома выяснилось, что туфли не подходят по размеру. На следующий день после покупки покупатель возвращает туфли в магазин.


Недостающие реквизиты возьмите произвольно.



Приложение 7




















ЭТАЛОНЫ РЕЗУЛЬТАТОВ

РАБОТЫ НА КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ МАШИНЕ



6 вариантов





















Приложение 8












ЭТАЛОНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА КАССИРА



6 вариантов




























Приложение 9

Оценочный лист

____________________


п/п

Структура элемента

урока

Ф.И.О.

учащихся

Фронталь

ный опрос за 1 ответ- 1балл

Практическая работа

Общее коли

чество баллов

№1

№2

дополнит

задание

1балл

1








2








3








4








5








6








7








8







9







10







11







12







13







14







15







16







17







18







19







20







Задание №1 Практическое задание по оформлению отчета кассира:

1-й выполнивший задание – 5 баллов

2-й…………………………. – 4 балла

3-й…………………………..- 3 балла

4-й…………………………- 2 балла всем остальным по 1 баллу

Задание №2Работа на контрольно-кассовых машинах:

за точность - задание №1 – 2 балла За скорость:1-й выполнивший задание – 3 балла

- задание №2 – 3 балла 2-й………………………... – 2 балла

- задание №3 – 2 балла 3-й………………………….- 1 балл

Приложение 10


Деньги - плохой хозяин, или хороший слуга?”

И в стёртых исчисляется монетах

Цена великих дел, поэтами воспетых.


Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства. Если у вас кто-нибудь спросит что такое деньги, то вы наверно сильно удивитесь, ведь даже маленькому ребёнку понятно, что деньги - это такие бумажки, или монетки, на которые можно купить почти всё что угодно. С детства вы знаете, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает.

Путешествие в историю денег.

Точную дату появления денег назвать невозможно. Кто их изобрёл тоже неизвестно. Произошло это примерно 7 тысяч лет назад. Пока первобытные люди производили мало продуктов питания, одежды и других самых необходимых предметов, им не были нужны деньги. Со временем жизнь усложнилась. Появилась возможность производить некоторые излишки изделий и обменивать их на другие необходимые вещи. Тут-то и возникли проблемы.

Долго маялись наши предки, пока не сообразили: надо выбрать из товаров какой-то один и сравнить его с ценностью других. Такой товар деньгами как таковыми не был, но роль их до поры до времени выполнял успешно.

В разные времена и у разных людей деньги выглядели и назывались по-разному. Например, самые первые русские деньги ходили на четырёх ногах, мычали и блеяли. Кстати, домашние животные выполняли роль денег у многих народов. Скот считали по головам. От количества голов зависело богатство хозяина. Древние римляне произносили слово «головы» как «капитал». Отсюда потом и произошло понятие «капитал», что означало «главное имущество». Вот некоторые предметы, которые использовались в качестве денег в разные времена у разных народов: рыба, меха, жемчужины, коровьи черепа, нанизанные на шнур, клыки и хвосты свиней, зубы собак, кенгуру и дельфинов, бруски соли, железные прутья и так далее.

Со временем роль всеобщего обменного товара закрепилась за цветными металлами - золотом и серебром, так, как они легко превращаются в слитки, делятся на части и мало изнашиваются. Первые металлические монеты появились 27 веков назад. Это произошло в античном государстве на берегу Эгейского моря - Лидии на рубеже 8-7 веков д.н.э. вскоре по достоинству монеты оценили в соседних, а потом и в дальних государствах.

В нашей стране первоначальной денежной единицей была гривна - серебряный слиток определённого веса. Гривну можно было рубить на четыре части, отсюда и название - рубль. Когда товар стоил дешевле, рубль разрубали пополам - получались две полтины. Кроме того, рубль можно было резать на пятьдесят резаней.

Название копейка появилось в связи с тем, что на серебряной монете Московского княжества с одной стороны был изображён святой Георгий на коне и с копьём в руке, от которого и пошло название монеты. Её прировняли к рублю в соотношении 100:1.

Бумажные деньги были изобретены в Китае в VIII веке. А в России бумажные деньги появились в 1769 году. Их название «ассигнации» происходит от латинского слова «ассигнацио» - «назначение» (в смысле назначать, водить в обращение). Ввела в обращение бумажные деньги Екатерина II. Её портрет украшал 100-рублёвую купюру, ласково называемую «катенькой».

Западный человек начинает обучаться искусству обращения с деньгами с раннего детства, и учёба продолжается всю жизнь. Папа - миллионер, а сын стоит у конвейера и заворачивает гамбургеры, или ремонтирует машины, или торгует газетами, зарабатывая себе на каникулы. Это не жестокость, не жадность, а норма жизни. На западе деньги - воспитательное средство.

В нашей стране ситуация несколько иная. Много лет у нас говорили о том, что деньги - зло. Сегодняшнее же мнение - что деньги - самое главное в жизни, что за деньги можно купить всё. А самое печальное то, что люди, считающие деньги способными сделать всё, сами готовы сделать всё за деньги.





Приложение 11







Рефлексия


1. Чему Вы научились на данном занятии?

2. Достигнута ли, на Ваш взгляд, цель сегодняшнего занятия?

3. Оцените результативность своей деятельности по 5-тибалльной системе.

4. Какие качества помогли Вам быть успешными на данном занятии?

5. Какие качества мешали Вам быть успешными?









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!