муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 12 имени Героя Советского Союза Ф.М. Сафонова»
городского округа Самара
Российская Федерация, 443041, г. Самара, ул. Красноармейская, 93-А
Тел./ факс: (846) 332-45-46; е-mail: inform 12 @mail.ru
Городской конкурс учителей начальных классов
«Мой лучший урок математики»
Тема урока: «Числовые равенства и неравенства»
3 класс
УМК «Начальная школа XXI века»
урок подготовила и провела
Мария Викторовна Мелашенко,
учитель начальных классов
Самара, 2017
ПАСПОРТ УРОКА
Учитель | Мелашенко Мария Викторовна |
ОУ | муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 12 имени Героя Советского Союза Ф.М. Сафонова» городского округа Самара |
Класс | 3 «Б» |
Тема урока | Числовые равенства и неравенства |
Цель урока | создать условия для знакомства с понятиями «числовые равенства» и «числовые неравенства»; дать представление о свойствах числовых равенств и неравенств; способствовать формированию умений читать равенства и неравенства |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: познакомятся: с понятиями «числовые равенства» и «числовые неравенства»; «верное равенство», «неверное равенство», «верное неравенство», «неверное неравенство»; научатся: анализировать текст задания с целью выбора необходимых арифметических действий для ее решения; прогнозировать результат решения. Метапредметные: Познавательные: определяют основную и второстепенную информацию; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях). Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации разных позиций в сотрудничестве Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; знают основные моральные нормы поведения; понимают роль языка и речи в жизни людей |
Программные требования | Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу; развивать устную речь | Метапредметные: Познавательные: определять главное и второстепенное в источниках информации; осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учиться высказывать свою версию на основе работы Проводить групповые и самостоятельные формы работы Коммуникативные: определять цели по достижению усвоения материала; оформлять свою мысль в устной речи. | Предметные: научиться выбирать способ действия исходя из требований задания; Владеть и пользоваться новыми понятиями «верное равенство», «неверное равенство», «верное неравенство», «неверное неравенство»; доказывать на примерах правильность своего ответа. |
Ведущая мировоззренческая идея и ценностные ориентиры | - знания не даются в готовом виде, а добываются и открываются; - обучение на таком уровне сложности, который легко удается усвоить всему классу; - обучение поисково-исследовательским процедурам; - логика обучения от общего к частному; - осознание способов умственных действий - стимулирование особой формы активности, направленной на изменение себя как субъекта учения |
Основные понятия и другие компоненты научных знаний по предмету | «числовые равенства», «числовые неравенства»; «верное равенство», «неверное равенство», «верное неравенство», «неверное неравенство», «верное высказывание», «неверное высказывание» |
План изучения нового материала | 1.Организационный этап 2.Мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний. 3.Первичное усвоение новых знаний. 4.Первичная проверка понимания. 5.Первичное закрепление 6.Физминутка 7.Информация о домашнем задании. 8. Рефлексия. |
Тип урока | открытия и усвоения новых знаний и способов действий |
Формы обучения | Самостоятельная, групповая, в парах. |
Технология обучения | Технология проблемно-развивающего обучения, обучение в сотрудничестве |
Оборудование: | Компьютер, доска, проектор, раздаточные материалы (персональный комплект для каждого обучающегося), мел, доска |
Подготовка к уроку | Урок не требует от обучающихся дополнительной подготовки |
Домашнее задание | Тетрадь на печатной основе |
ХОД УРОКА:
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Проверка готовности к уроку, настрой на позитивную работу.
2.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
- На партах у каждого из вас лежит конверт (учитель дает необходимые пояснения на своем образце).
- Достаньте листок, на котором написано задание. На одной стороне этого листа есть выражение, значение которого вы должны найти и вписать в окошко под выражением результат. На выполнение этого задания 3 минуты.
1 группа | | 2 группа | |
(100-52):8=6 | Р | 100-2х4=92 | Н |
36:6х2=12 | А | 51+5х7=81 | Е |
24-12:6=22 | В | 8х(72:8)=72 | Р |
72:9+23=31 | Е | 6+6х4+39=69 | А |
(34+47):9х5=45 | Н | 4х6+4х8=56 | В |
6х9+5х1=59 | С | 18+5х6=48 | Е |
100-6х7+10=68 | Т | 2х4+3х8=32 | Н |
5х0+8х9=72 | В | 63:7-40=23 | С |
2х2+9х9=85 | А | 45:5+10=19 | Т |
3х8+8х9=96 | И | 89-9х9=8 | В |
| | 28-3х9=1 | А |
- Те из вас, кто выполнял задание на листках желтого цвета, становятся членами 1 группы, а обучающиеся, которые работали на белых листках – членами 2 группы. Подойдите каждый к соответствующему столу.
- Далее работаем по группам и выполняем следующее задание: вам необходимо расположить листки с ответами в определенном порядке:
1 группа – в порядке возрастания. (6, 12, 22, 31, 45, 59, 68, 72, 85, 96)
2 группа – в порядке убывания (92, 81, 72, 69, 56, 48, 32, 23, 19, 8, 1)
На выполнение задания 1 минута.
- Выберите одного из вас, кто будет «защищать» вашу группу-команду.
- Следующее задание будет выполнять «капитан» команды. Все остальные пройдите на свои места.
-Задание следующее: если все члены каждой из групп решили задание правильно, а группа, работая совместно, справилась и разложила в порядке, согласно заданию без ошибок, то перевернув листки на обратную сторону вы должны получить слово. Но, если слово не получится вы должны очень быстро переставить местами листки с буквами и все-таки получить слово. (РАВЕНСТВА И НЕРАВЕНСТВА)
На это задание 1 минута
(учитель комментирует результаты выполнения задания)
- Как вы думаете, почему именно эти два слова я зашифровала? (связано с новой темой).
- Совершенно верно, тема нашего сегодняшнего урока равенства и неравенства, но я озвучу более конкретно тему – ЧИСЛОВЫЕ РАВЕНСТВА И НЕРАВЕНСТВА.
- Тема нашего урока может нам подсказать что мы на уроке сегодня будем выполнять? (могут предположить сравнение чисел)
- Знакомы ли нам эти два слова, сталкивались ли мы уже с вами на уроках математики с равенствами и неравенствами? (да, мы уже умеем сравнивать и ставить знаки «больше», «равно» или «меньше»)
- А как вы думаете, узнаем ли мы что-то новое? (положительные ответы обучающихся)
- Сегодня на уроке мы будем вспоминать и расширять эти понятия «равенство» и «неравенство», а именно мы познакомимся с понятиями «неверные равенства» и «неверные неравенства»
3.ПЕРВИЧНОЕ УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
Введение новых понятий
-Совсем недавно мы изучали тему «Высказывания» и узнали, что высказывания могут быть верными и неверными. Могут ли быть эти знания нужны на уроке? (будут нужны)
-Посмотрите на доску, здесь есть два столбика математических записей. Выделите общее в записях каждого столбика. (в первом столбике знак «=», во втором знаки «» и «
Запись:
3 + 4 = 7 9 7
8 · 5 = 45 6
12 – 9 = 3 8 · 4 48
18 : 3 = 9 7 + 5
- Как можно назвать выражения первого столбика? (равенства)
- Как можно назвать выражения второго столбика? (неравенства)
-Какой вывод мы можем сделать? (Если в выражениии между левой и правой частями стоит знак «=», то это выражение называется равенство. Если в записи встречаются знаки «» и «
-Возвращаемся к записи на доске. Если мы решим первый пример, получится ли левая часть равна правой? (да)
- Следующий пример 8х8=45, получится ли левая часть равна правой? (нет)
-Это верное равенство? (нет)
-Это неверное равенство!
Аналогичная работа проводится со всеми записями на доске. В процессе работы обучающиеся узнают, что равенства могут быть верными и неверными и неравенства тоже могут быть верными и неверными.
4.ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ.
У нас получается следующее: в первом столбике 2 верных равенства и два верных неравенства, во втором столбике два верных неравенства и два неверных неравенства.
-Что нового мы сейчас узнали? (что бывают неверные равенства и неравенства)
-Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа
Работа по учебнику
-Откройте учебник на с. 4 и находим задание № 2. Прочитай….. что нужно сделать?(выбери и выпиши верные равенства)
-Как мы можем быстро и легко, используя полученные знания выполнить это задание? (рассматривать только записи со знаком «=»)
Два человека работают у доски с последующей самопроверкой и оцениванием.
5.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
-Снова возвращаемся к конверту. Достаньте из конверта лист с заданием.
- Посмотрите внимательно на все четыре выражения и скажите, как их можно назвать? (неравенства)
30 40 90
3 х 4 7 12 + 8
-Что помогло вам дать правильный ответ? (если в записях между левой и правой частями стоят знаки «» или «
-Ваша задача проверить решением эти неравенства и подчеркнуть зеленым цветом верные неравенства, а красным цветом – неверные.
На выполнение задания 2 – 3 минуты.
Создание проблемной ситуации.
-Отложили карандаши и внимательно посмотрите на доску. Какие неравенства верные?
(Учителем намеренно допущена ошибка, неверные неравенства выделены зеленым цветом, а верные красным. В процессе работы над заданием совместно приходят к правильным ответам).
30 40 и 90
3 х 4 7 и 12 + 8
6.ФИЗМИНУТКА
Наклоны вперед назад – если верное равенство
Наклоны влево вправо – если верное неравенство
+
Тренажер для глаз
-Снова возвращаемся к нашим учебникам и тетрадям. Находим на с. 4 № 4.
-Прочитайте задание (один обучающийся читает «Проверьте, верна ли каждая запись»)
- Это первая часть задания. А вторая? (Верно ли высказывание «Все записи верные, кроме двух»)
-Что такое высказывание? (любое повествовательное предложение)
-Какие бывают высказывания? (верные и неверные)
-Записываем в тетради номер 4, к доске пойдет…
У доски поочередно выполняется решение выражений и проводится работа по алгоритму.
1Решение
2Как называется эта запись
3Верное/неверное равенство/неравенство
(47 – 38) · 5 = 40 – неверное равенство
72 : 9 · 4
6 · 4 + 2 · 7 = 38 – верное равенство
9 · 2 – 4 20 – неверное неравенство
(30 + 2) – 20
700 + 300 = 1000 – верное равенство
Сколько у нас получилось верных высказываний(три)
-Какое высказывание нам необходимо проанализировать? (Все записи верные, кроме двух)
-Какое же это высказывание – верное или неверное? (это неверное высказывание)
Доказали ли мы решив нужные задания, что высказывание неверное? (да, доказали)
-Посмотрите на записи и сформулируйте верное высказывание.(Все записи верные, кроме трех)
-Молодцы!
7.ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ.
-Открываем дневники и записываем домашнее задание – ТПО с. 3 № 5 и с. 4 № 9. Выполнить по образцу классной работы.
8. РЕФЛЕКСИЯ.
-Посмотрите на доску и попробуйте закончить фразы.
я вспомнил…
я повторил…
я узнал…
я научился…
мне понравилось…
Я вспомнил, что такое высказывание, алгоритм решения выражений со скобками.
Я повторил, что такое равенство и неравенство.
Я узнал, что бывают неверные равенства и неверные неравенства.
Я научился после решения определять верным или неверным является равенство или неравенство.
Мне понравилось…(ответы обучающихся)
-Покажите мне смайлик зеленого цвета, если вам все понятно; если остались вопросы – желтый; красный – если ничего не понятно.
-Я вам показываю зеленый смайлик, т.к. мне понравилась ваша работа на уроке. За работу в группах каждый получит отметку, после проверки ваших самостоятельных работ.
- Урок окончен!
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение 1.
(100 - 52) : 8 = | 36 : 6 х 2 = |
24 – 12 : 6 = | 72 : 9 + 23 = |
| |
(34+47) : 9 х 5= | 6 х 9 + 5 х 1= |
100–6 х 7+10= | 5 х 0 + 8 х 9 = |
2 х 2 + 9 х 9 = | 3 х 8 + 8 х 9 = |
100 – 2 х 4 = | 51+ 5 х 7 = |
8 х (72 : 8) = | 6+6х4+39 = |
4 х 6 + 4 х 8 = | 18 + 5 х 6 = |
2 х 4 + 3 х 8 = | 63 : 7 - 40 = |
45 : 5 + 10 = | 89 – 9 х 9 = |
27 – 3 х 9 = | |
Приложение 2
30 40 90 3 х 4 7 12 х 8 |
30 40 90 3 х 4 7 12 х 8 |
30 40 90 3 х 4 7 12 х 8 |
Приложение 3
Приложение № 4