СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурс Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание» «ЛУЧШИЙ ЛЕКТОР»

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурс Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание»«ЛУЧШИЙ ЛЕКТОР»

Просмотр содержимого документа
«Конкурс Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание» «ЛУЧШИЙ ЛЕКТОР»»

Общероссийская общественно-государственная просветительская организация «Российское общество «Знание»   Конкурс Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание» «ЛУЧШИЙ ЛЕКТОР»   Направление: психология, педагогика   Лекция на тему: «Прорыв в области формирования коммуникативных компетенций у педагогических работников - основное направление реализации национального проекта «Образование»   Автор: Новиков Василий Савельевич, кандидат юридических наук (1996 год), доцент по кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД РФ (2000 год), почетный академик по специальности «Педагогика», ветеран труда, русский, гражданин РФ, учитель права и ОБЖ высшей категории.
  • Общероссийская общественно-государственная просветительская организация «Российское общество «Знание»
  •  
  • Конкурс Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание»
  • «ЛУЧШИЙ ЛЕКТОР»
  •  
  • Направление: психология, педагогика
  •  
  • Лекция на тему: «Прорыв в области формирования коммуникативных компетенций у педагогических работников - основное направление реализации национального проекта «Образование»
  •  
  • Автор: Новиков Василий Савельевич, кандидат юридических наук (1996 год), доцент по кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД РФ (2000 год), почетный академик по специальности «Педагогика», ветеран труда, русский, гражданин РФ, учитель права и ОБЖ высшей категории.
План лекции Введение 1 учебный вопрос. Этапы развития науки, функции педагогического общения, межличностные механизмы взаимовосприятия 2 учебный вопрос. Коммуникативные барьеры, приемы, формирующие симпатию Заключение
  • План лекции
  • Введение
  • 1 учебный вопрос. Этапы развития науки, функции педагогического общения, межличностные механизмы взаимовосприятия
  • 2 учебный вопрос. Коммуникативные барьеры, приемы, формирующие симпатию
  • Заключение
Время: 30-45 минут. Методы обучения: рассказ, объяснение, метод проблемного изложения учебного материала, просмотр видеороликов, работа с нормативными правовыми актами РФ. Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, опорный конспект урока – лекции, Консультант Плюс - справочно-правовая система по законодательству России, ГАРАНТ - Информационно – правовой портал. Справочно-правовая система по законодательству России, телеканал НТВ. Передача ЧП, правовые информационные ресурсы в сети Интернет, Интернет-портал
  • Время: 30-45 минут.
  • Методы обучения: рассказ, объяснение, метод проблемного изложения учебного материала, просмотр видеороликов, работа с нормативными правовыми актами РФ.
  • Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, опорный конспект урока – лекции, Консультант Плюс - справочно-правовая система по законодательству России, ГАРАНТ - Информационно – правовой портал. Справочно-правовая система по законодательству России, телеканал НТВ. Передача ЧП, правовые информационные ресурсы в сети Интернет, Интернет-портал "Авторское право в России", Интернет-ресурсы по праву.
  • Межпредметные связи: общая психология, социальная психология, педагогика, педагогическая психология, юридическая психология, оперативно – розыскная психология, обществознание и новый элективный курс «Личность. Межличностные отношения».
Основная и дополнительная литература: Атватер И. Я Вас слушаю: /Советы руководителю, как правильно слушать собеседника/. — М., 1988. Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. –М.,1978 Мицич П. Как проводить деловые беседы. -М., 1987. Новиков B.C. Основы психологии педагогического сотрудничества. — М., 1997. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. — М., 1990. Столяренко A.M. Преподаватель учебного заведения МВД России и его педагогическая культура. — М., 1996.
  • Основная и дополнительная литература:
  • Атватер И. Я Вас слушаю: /Советы руководителю, как правильно слушать собеседника/. — М., 1988.
  • Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. –М.,1978
  • Мицич П. Как проводить деловые беседы. -М., 1987.
  • Новиков B.C. Основы психологии педагогического сотрудничества. — М., 1997.
  • Панасюк А.Ю. Управленческое общение. — М., 1990.
  • Столяренко A.M. Преподаватель учебного заведения МВД России и его педагогическая культура. — М., 1996.
Основные цели лекции: - познать правила, психотехники и психотехнологии педагогического общения; - изучить нормативные правовые акты по данной проблематике; - познать коммуникативные барьеры и психологические приемы, формирующие симпатию; - познать научные и учебно-методические работы по данной проблематике; - познать технологию взаимодействия для педагогических работников.
  • Основные цели лекции:
  • - познать правила, психотехники и психотехнологии педагогического общения;
  • - изучить нормативные правовые акты по данной проблематике;
  • - познать коммуникативные барьеры и психологические приемы, формирующие симпатию;
  • - познать научные и учебно-методические работы по данной проблематике;
  • - познать технологию взаимодействия для педагогических работников.
Актуальность лекции Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых целей. Первая – вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности.
  • Актуальность лекции
  • Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых целей. Первая – вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности.
Вхождение российского общего образования в десятку лучших мировых систем и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности реально возможно только при формировании коммуникативных компетенций у педагогических работников .
  • Вхождение российского общего образования в десятку лучших мировых систем и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности реально возможно только при формировании коммуникативных компетенций у педагогических работников .
Актуальность В структуру профессионального мастерства педагогических работников входят четыре компонента:  - профессиональная компетентность; - информационная компетентность; - коммуникативная компетентность ; - правовая компетентность  ( Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.10 г. № 761н, зарегистрированный в Минюсте РФ 06.10.10 г. за № 18638 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования»)

Актуальность

  • В структуру профессионального мастерства педагогических работников входят четыре компонента:
  • - профессиональная компетентность; - информационная компетентность;
  • - коммуникативная компетентность ; - правовая компетентность ( Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.10 г. № 761н, зарегистрированный в Минюсте РФ 06.10.10 г. за № 18638 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования»)
Актуальность Сегодня важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, навыки, умения, коммуникативные компетенции .

Актуальность

  • Сегодня важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, навыки, умения, коммуникативные компетенции .
Во введении лектор обозначает место лекции в курсе
  • Во введении лектор обозначает место лекции в курсе "Педагогическая психология", показывает связь с другими учебными дисциплинами, вызывает у обучаемых интерес к теме, настраивает их непроизвольное внимание и устанавливает рабочую атмосферу в аудитории.
  • Основная часть лекции. 1-й учебный вопрос.
  • Этапы развития науки, функции педагогического общения, межличностные механизмы взаимовосприятия
Этапы развития науки: - правила общения — это первый этап развития науки; - психотехники общения — это второй этап развития науки; - технологии общения — это третий этап развития науки.

Этапы развития науки:

  • - правила общения — это первый этап развития науки;
  • - психотехники общения — это второй этап развития науки;
  • - технологии общения — это третий этап развития науки.
Уровни знаний: - знания – узнавание;  - знания – репродукция;  - знания – понимания;  - знания – применение;  - знания – творчество ( новые знания) .

Уровни знаний:

  • - знания – узнавание;
  • - знания – репродукция;
  • - знания – понимания;
  • - знания – применение;
  • - знания – творчество ( новые знания) .
Четыре этапа самосовершенствования педагогических работников образовательных организаций: - допрофессиональный этап развития профессионала ; - начальный уровень саморазвития профессионала ; - средний уровень саморазвития профессионала ; - высший уровень саморазвития .

Четыре этапа самосовершенствования педагогических работников образовательных организаций:

  • - допрофессиональный этап развития профессионала ;
  • - начальный уровень саморазвития профессионала ;
  • - средний уровень саморазвития профессионала ;
  • - высший уровень саморазвития .
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В процессе педагогического общения преподаватель и обучающиеся реализуют в совокупности четыре основные функции: интеллектуальную; влияния друг на друга; информационную; облегчающую.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

  • В процессе педагогического общения преподаватель и обучающиеся реализуют в совокупности четыре основные функции:
  • интеллектуальную;
  • влияния друг на друга;
  • информационную;
  • облегчающую.
Механизмы межличностного взаимовосприятия: - эмпатия; - рефлексия; - саморефлексия; - идентификация; - стереотипизация; - обратная связь

Механизмы межличностного взаимовосприятия:

  • - эмпатия;
  • - рефлексия;
  • - саморефлексия;
  • - идентификация;
  • - стереотипизация;
  • - обратная связь
2 учебный вопрос. Коммуникативные барьеры, приемы, формирующие симпатию
  • 2 учебный вопрос. Коммуникативные барьеры, приемы, формирующие симпатию
Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия Чтобы психологически грамотно взаимодействовать с обучаемыми в учебном процессе, профессорско-преподавательский состав должен уметь ориентироваться: - в себе; - в обучаемых; в целях педагогического общения; - в объектных, субъектных и обстановочных условиях взаимодействия;

Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия

  • Чтобы психологически грамотно взаимодействовать с обучаемыми в учебном процессе, профессорско-преподавательский состав должен уметь ориентироваться:
  • - в себе;
  • - в обучаемых;
  • в целях педагогического общения;
  • - в объектных, субъектных и обстановочных условиях взаимодействия;
Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия - в педагогической ситуации взаимодействия; - в близких, средних и далеких целях педагогической деятельности; в пространственных условиях взаимодействия; - в психологически и педагогически целесообразной зоне взаимодействия

Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия

  • - в педагогической ситуации взаимодействия;
  • - в близких, средних и далеких целях педагогической деятельности;
  • в пространственных условиях взаимодействия;
  • - в психологически и педагогически целесообразной зоне взаимодействия
Зоны взаимодействия между участниками образовательных отношений доверительная зона общения (от 0,5 м до 1,2 м); неформальная зона общения (от 1,2 м до 1,5 м); публичная зона общения (расстояние от 3,5 м и более); формальная (деловая) зона общения (от 1,5 м до 3,5 м).

Зоны взаимодействия между участниками образовательных отношений

  • доверительная зона общения (от 0,5 м до 1,2 м);
  • неформальная зона общения (от 1,2 м до 1,5 м);
  • публичная зона общения (расстояние от 3,5 м и более);
  • формальная (деловая) зона общения (от 1,5 м до 3,5 м).
Барьеры коммуникативные Барьеры коммуникативные — психологические препятствия , возникающие в процессе передачи преподавателем системы новых научных знаний слушателям, а также в процессе перевода этой системы новых знаний в систему новых действий в образовательном процессе.

Барьеры коммуникативные

  • Барьеры коммуникативныепсихологические препятствия , возникающие в процессе передачи преподавателем системы новых научных знаний слушателям, а также в процессе перевода этой системы новых знаний в систему новых действий в образовательном процессе.
Барьеры коммуникативные - барьер отсутствия психологического контакта ; - барьер негативной психологической установки; - мотивациониый барьер; - интеллектуальный барьер; - эмоциональный барьер; - волевой психологический барьер; - ошибки по типу мужчина — женщина; - снисходительность; - барьер имя

Барьеры коммуникативные

  • - барьер отсутствия психологического контакта ;
  • - барьер негативной психологической установки;
  • - мотивациониый барьер;
  • - интеллектуальный барьер;
  • - эмоциональный барьер;
  • - волевой психологический барьер;
  • - ошибки по типу мужчина — женщина;
  • - снисходительность;
  • - барьер имя
Психологические приемы, формирующие симпатию  1. Психологический прием «опережающая (авансированная) улыбка преподавателя». 2. Психологический прием «организация поля доверия эмоционально положительного отношения для обучающихся в образовательном процессе». 3. Психологический прием «вы». 4. Психологический прием «первая фраза». 5. Прием искусственное формирование преподавателем психологической установки у обучаемых отвечать на закрытые контактные вопросы только «да». 6. Психологический прием «приятное зеркало».

Психологические приемы, формирующие симпатию

  • 1. Психологический прием «опережающая (авансированная) улыбка преподавателя».
  • 2. Психологический прием «организация поля доверия эмоционально положительного отношения для обучающихся в образовательном процессе».
  • 3. Психологический прием «вы».
  • 4. Психологический прием «первая фраза».
  • 5. Прием искусственное формирование преподавателем психологической установки у обучаемых отвечать на закрытые контактные вопросы только «да».
  • 6. Психологический прием «приятное зеркало».
Выводы Целесообразно развивать у педагогических работников новые педагогические компетенции (положительные изменения): способность и готовность к непрерывному развитию своих коммуникативных компетенций; способность и готовность устанавливать психологический контакт с различными категориями граждан; способность и готовность нейтрализовать психологические барьеры; способность и готовность применять психологические приемы, формирующие симпатию.

Выводы

  • Целесообразно развивать у педагогических работников новые педагогические компетенции (положительные изменения):
  • способность и готовность к непрерывному развитию своих коммуникативных компетенций;
  • способность и готовность устанавливать психологический контакт с различными категориями граждан;
  • способность и готовность нейтрализовать психологические барьеры;
  • способность и готовность применять психологические приемы, формирующие симпатию.
Выводы Авторитарная педагогическая деятельность  и  технология педагогического сотрудничества в настоящее время не просто сосуществуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. При этом административная педагогика уже не в силах победить, а технология педагогического сотрудничества еще не обладает достаточными силами для победы, но будущее за технологией педагогического сотрудничества.

Выводы

  • Авторитарная педагогическая деятельность и технология педагогического сотрудничества в настоящее время не просто сосуществуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. При этом административная педагогика уже не в силах победить, а технология педагогического сотрудничества еще не обладает достаточными силами для победы, но будущее за технологией педагогического сотрудничества.
Выводы Следовательно, это взаимодействие не может быть иным, кроме как отношениями педагогического сотрудничества. Чтобы отношения педагогического сотрудничества в образовательных организациях не только декларировались, как это было и существует в настоящее время, а стали реальной действительностью, должны произойти глубокие изменения в мотивационной сфере личности каждого педагогического работника.

Выводы

  • Следовательно, это взаимодействие не может быть иным, кроме как отношениями педагогического сотрудничества. Чтобы отношения педагогического сотрудничества в образовательных организациях не только декларировались, как это было и существует в настоящее время, а стали реальной действительностью, должны произойти глубокие изменения в мотивационной сфере личности каждого педагогического работника.
Уровни знаний: - знания – узнавание;  - знания – репродукция;  - знания – понимания;  - знания – применение;  - знания – творчество ( новые знания) .

Уровни знаний:

  • - знания – узнавание;
  • - знания – репродукция;
  • - знания – понимания;
  • - знания – применение;
  • - знания – творчество ( новые знания) .
Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.» Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у граждан следующих компетенций инновационной деятельности: способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому; способность к критическому мышлению  (технологии проблемного обучения, проектного обучения и педагогического сотрудничества)

Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.»

  • Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у граждан следующих компетенций инновационной деятельности:
  • способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
  • способность к критическому мышлению
  • (технологии проблемного обучения, проектного обучения и педагогического сотрудничества)