Уважаемые коллеги! Начать нашу встречу мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальность и в наше время. Она называется «Чайная церемония».
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», - сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушёл в парк и сидел там весь день. Ученики успели обсудить и выучить всё, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
- Белый журавль моет голову – это значит, прополощи чайник кипятком, - с гордостью сказал первый ученик.
- БодхисАттва входит во дворец – это значит, положи чай в чайник, - добавил второй.
- Струя греет чайник – это значит, горячей водой залей чайник, - подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нём чай по всем правилам чайной церемонии и напоил чаем учителя.
- Твой рассказ был лучшим, - похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочёл, а о том, что понял».
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, - заметил кто-то.
- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, - заметил учитель.
Коллеги, какие методические приёмы вы отметили в деятельности учителя? (Самостоятельная работа по приобретению знаний, обучение в сотрудничестве, значимость практических знаний).
Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что
самые прочные знания – это те, которые добыты самостоятельным трудом;
- обучение в сотрудничестве даёт положительные результаты, это интерактивный метод;
- умение применять знания в жизни – это самое главное, чему мы должны учить детей.
Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников». В исследовании PISA российские школьники продемонстрировал средний балл, равный 479 (четырёмстам семидесяти девяти), что позволило РФ занять 31 строчку в рейтинге стран-участников исследования, в то время, как средний балл первой десятки стран составил 526.
Для того, чтобы в следующих циклах исследования PISA школьники могли продемонстрировать результат, сравнимый с результатом первой десятки стран-участниц исследования, должно произойти как уменьшение количества детей, демонстрирующих 1 и 2 уровни читательской грамотности, так и заметное приращение количества школьников, демонстрирующих 4 и 5 уровни. Как достичь такого уровня результатов? (Ответы разные).
На самом деле, необходимо на каждом уроке, независимо от предмета, систематически и целенаправленно организовывать учебную деятельность школьников в рамках трёх основных мыслительных процессов читательской грамотности (компетенции):
- находить и извлекать информацию,
- осмысливать и оценивать содержание и форму текста,
- интегрировать и интерпретировать информацию.
Предлагаю вам сегодня разработать рекомендации по развитию каждой из трёх компетенций читательской грамотности, обратить внимание на умения, но предварительно выполнив задания.
1.Развитие компетенции «Находить и извлекать информацию».
Что нужно сделать, чтобы выполнить задания?
Задание «Воздушный шар». Рисунок и текст.
Рассмотрите, прочитайте всю информацию и ответьте на вопросы:
- Сколько времени понадобилось, чтобы наполнить воздушный шар Виджайпата Сингания горячим воздухом? (2,5 часа)
- Виджайпат Сингания использовал технические разработки, связанные с двумя другими видами транспорта. С какими именно? (самолёт и космический корабль).
- Как далеко от места вылета оказался Сингания в конце полёта? (483 км).
Как быстро мы сами нашли необходимую информацию? Чему важно учить школьников? (Работа с текстами, таблицами, диаграммами, графиками, инфографикой).
(Ответы участников МО. Рекомендации от учителей разных предметов. Найти информацию эксплицитно (явно) выраженную в несплошном описательном тексте; найти, что отражает информацию, эксплицитно (явно) выраженную в тексте; определить назначение иллюстраций в тексте.)
2.Далее развитие компетенции по осмыслению и оцениванию содержания и формы текста. Как же это развивать? Вернёмся к картинке.
- С какой целью на рисунке в этом тексте изображён реактивный боинг? (Говорится о высоте полёта. Возможно также сравнение высоты полёта авиалайнера и воздушного шара).
- Внизу размещена карта мира. Зачем на ней нанесён небольшой прямоугольник? (Говорится о месте, где установлен рекорд высоты; о связи между большой и малой картами).
- Зачем здесь помещены изображения двух воздушных шаров? (Чтобы сравнить размер шара Сингания с размером других тепловых шаров).
Необходимо включать школьников в деятельность по оценке стиля и качества предоставленного текста, а также по использованию собственных знаний, мнений и отношений для связывания информации, предоставленной в тексте, с концептуальными и экспериментальными представлениями ребёнка.
3.Что необходимо делать для развития компетенции «Интегрировать и интерпретировать информацию»?
- В чём состоит главная идея этого текста? (Сингания установил новый мировой рекорд).
Школьников необходимо учить оценивать достоверность информации, а также находить способы сопоставления противоречащих фрагментов текста.
Было ли вам тяжело? Опишите свои ощущения. Как снять напряжение у детей перед этим количеством цифр и букв?
использую групповую форму организации познавательной деятельности учащихся на уроках
учащимся предлагаются задания, в которых необходимо исследовать все возможные варианты и сделать определенный вывод.
Готовность к разрешению проблем формируется с помощью задач, в которых необходимо проанализировать предложенную ситуацию, поставить цель, спланировать результат, разработать алгоритм решения задачи, проанализировать результат.
ПРОДУКТ!!! РЕШЕНИЕ!!!