СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Конкурс планшетов» как форма проведения квалификационного экзамена по профессиональному модулю.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена вопросам проведения квалификационного экзамена по профессиональному модулю для специальности 31.02.05 «Стоматология ортопедическая». В ней проводится анализ различных форм аттестации студентов, а также приводится обоснование применения технологии «конкурс планшетов» как средства оценивания практических результатов обучения, формирования профессиональных компетенций.

Просмотр содержимого документа
««Конкурс планшетов» как форма проведения квалификационного экзамена по профессиональному модулю.»

«Конкурс планшетов» как форма проведения квалификационного экзамена по профессиональному модулю.


Милёшкина Елена Николаевна

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II» медицинский колледж

отделение «Стоматология ортопедическая»

преподаватель специальных стоматологических дисциплин

Россия, г. Москва

E-mail: [email protected]


Яровикова Светлана Сергеевна

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II» медицинский колледж

отделение «Стоматология ортопедическая»

преподаватель специальных стоматологических дисциплин

Россия, г. Москва

E-mail: [email protected]


Аннотация: статья посвящена вопросам проведения квалификационного экзамена по профессиональному модулю для специальности 31.02.05 «Стоматология ортопедическая». В ней проводится анализ различных форм аттестации студентов, а также приводится обоснование применения технологии «конкурс планшетов» как средства оценивания практических результатов обучения, формирования профессиональных компетенций.


Ключевые слова: квалификационный экзамен, компетенции, оценка, профессиональный модуль, процесс обучения.


"Competition for tablet" as the form of the qualification examination for professional module.


Mileshkina Elena Nikolaevna

FSBEI "Moscow state transport University of Emperor Nicholas II" medical College

Department of prosthetic Dentistry

teacher special dental disciplines

Russia, Moscow

E-mail: [email protected]


Jarovikova Svetlana Sergeevna

FSBEI "Moscow state transport University of Emperor Nicholas II" medical College

Department of prosthetic Dentistry

teacher special dental disciplines

Russia, Moscow

E-mail: [email protected]


Abstract: the article is devoted to the qualification examination for professional module for 31.02.05 specialty "orthopedic Dentistry". It analyzes the different forms of assessment for students, and provides a rationale of the use of technology "competition for tablet" as a means of estimating the practical results of the training, the formation of professional competencies.

Keywords: qualifying exam, competence, assessment, professional unit, the learning process.


В условиях постоянно меняющегося мира изменяются и требования, предъявляемые к выпускникам профессиональной школы. С введением Федеральных государственных образовательных стандартов, имеющих практико-ориентированную направленность, меняется отношение и к результатам обучения, а именно к формам и методам их оценки. Если прежде оценка результатов обучения сводилась к оценке уровня знаний, умений и навыков, то в соответствии с ФГОС СПО оценка результатов освоения вида навыков профессиональной деятельности носит комплексный характер – оценивается сформированность не только профессиональных, но и общих компетенций [2, 4].

В настоящее время оценка является связующим звеном между требованиями профессионального стандарта, которые основываются на требованиях работодателей, и результами обучения, достигнутыми при освоении программа подготовки специалистов среднего звена или обучении на рабочем месте, если она направлена на комплексную оценку освоения компетенций [2].

Оценка – это процесс сбора информации о результатах деятельности студента и вынесения суждения относительно этих результатов на основе заранее определенных критериев. Сбор результатов осуществляется непрерывно в течение всего периода освоения компетенций модуля.

Целью оценки освоения модуля является контрольное измерение освоенных целостных компетенций, а не отдельных знаний и умений.

По результатам освоения профессионального модуля студенты сдают квалификационный экзамен.

Еще недавно процедура сдачи экзамена по специальным дисциплинам проводилась в форме устного ответа по билетам. С одной стороны можно полностью оценить только уровень знаний студента, с другой – оценка уровня знаний происходит лишь по конкретному вопросу, т.е. в рамках экзаменационного билета.

Проблемой сегодняшней действительности является то, что современные студенты СПО не умеют грамотно донести свою мысль, что, в свою очередь затрудняет их устный ответ и осложняет его восприятие преподавателем. Кроме того, при такой форме аттестации происходит субъективное оценивание студента.

Также очевидно, что процедура проведения экзамена, в форме тестирования или устного ответа по билетам, не позволяет оценить многие умения и навыки, которые необходимо сформировать у студентов на протяжении всего обучения. В этом случае студент может быть не достаточно подготовленным, а срабатывает система «угадай-ка» [5].

Исходя из всего вышесказанного, возникает вопрос: «А как же в процессе квалификационного экзамена можно проверить освоение студентом компетенций?» Сегодня образовательные учреждения, обучающие зубных техников, вряд ли могут позволить себе проводить квалификационный экзамен в виде выполнения студентом конкретных практических работ или их отдельных этапов непосредственно в учебной лаборатории.

Во-первых, выполнение отдельных этапов по технике изготовления зубных протезов не являются показательными.

Во-вторых, время, выделенное на проведение экзамена, должно быть увеличено, поскольку изготовление различных конструкций зубных протезов состоит из ряда технологических этапов, которые нельзя ускорить.

И, в-третьих, трата расходных материалов «на выброс» материально не выгодно учебному заведению.

Основной организационной формой квалификационной аттестации по профессиональным модулям является экзамен (квалификационный), который представляет собой совокупность регламентированных процедур, посредством которых членами аттестационно-квалификационной комиссии производится оценка профессиональной квалификации обучающегося или её части (совокупности компетенций) одним или несколькими способами.

Оценка освоения теоретического курса профессионального модуля проводится с помощью выполнения типовых заданий, которые составляются преподавателями, реализующими программу профессионального модуля. Для каждого задания составляются инструкции и определяются проверяемые компетенции. Содержание задания должно быть максимально приближенно к ситуации профессиональной деятельности. Разработка типовых заданий сопровождается установлением критериев для их оценивания (экспертный лист). Не все компетенции могут быть полностью оценены в ходе квалификационного экзамена и поэтому требуют отдельной формы проверки.

Проанализировав опыт прошлых лет, мы предлагаем внести корректировку в процедуру проведения квалификационного экзамена, делая больший акцент на практическую часть модуля. Мы предлагаем для проведения квалификационного экзамена по профессиональному модулю на отделении «Стоматология ортопедическая» представление планшетов с выполненными за время обучения работами. Но при этом, мы не отказываемся и от традиционной в настоящее время формы контроля, такой как компьютерное тестирование или устный ответ по билетам, так как профессиональный модуль специальных стоматологических дисциплин предусматривает теоретическую и практическую подготовку студента.

Планшет представляет собой все практические работы, выполненные студентами за период изучения профессионального модуля.

Почему мы считаем наиболее приемлемой форму (вид) оценивания практических навыков в форме представления планшета? На учебных занятиях мы оценивали работу на каждом этапе ее выполнения, но в работе зубного техника есть подводные камни, в частности, идеально проведенные начальные этапы не всегда положительно влияют на окончательный результат, а именно планшет позволяет нам подытожить, комплексно оценить профессиональные компетенции, полученные на практических занятиях в полной мере.

В ходе экзамена преподаватель может задать вопросы по представленным работам в рамках теоретических знаний. В комплексе это позволяет оценивать уровень профессиональных компетенций. В качестве показателей рассматривают практическое овладение технологиями изготовления зубных.

Сочетание двух форм в комплексном квалификационном экзамене по профессиональному модулю позволяет всесторонне оценить профессиональные компетенции студента. Тестирование или устные ответы по билетам показывают теоретическую готовность студентов к выполнению общих и профессиональных компетенций, а представление планшетов более полно и, главное, наглядно отражает совершенствование практических навыков на протяжении всех лет обучения.

Мы считаем, что форма (вид) «конкурс планшетов» может изменить расширить возможности традиционных оценочных средств.

К сожалению, находясь в жестких рамках образовательного стандарта, мы не имеем права вносить кардинальные изменения в его содержание. Но мы считаем, что в плане оценки уровня освоения компетенций выпускников – зубных техников, целесообразно, совместно с защитой дипломной работы, проводить наиболее наглядное и результативное представление планшетов с выполненными за время обучения работами, который, в последствии, может быть использован выпускниками как важная составляющая часть их самопрезентации потенциальным работодателям.


Литература


  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273 – ФЗ – М Просвещение, 2013. – (Федеральный закон).

  2. Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 31.02.05 «Стоматология ортопедическая»,

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169476/?frame=1

  1. Милёшкина Е.Н. Развитие познавательного интереса студентов колледжа на основе игровых технологий//Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 8. С. 218-219.

  2. Милёшкина Е.Н. Опыт применения деловой игры в СПО (по специальности 31.02.05 «Стоматология ортопедическая»)//Опыт, проблемы и перспективы реализации современных педагогических технологий в системе образования: сборник материалов II Международной научно-практической конференции (РФ Архангельск, ГБОУ СПО Архангельской области «Архангельский индустриально-педагогический колледж», 13 марта 2015 года): [в 2 частях]/М-во образования и науки Арханг.обл., Арханг. индустр.-пед. колледж [и др.]. Часть 1 – Архангельск: КИРА, 2015. – 542с. С. 85 – 89.

  3. Миронова М.Л. Портфолио как форма проведения квалификационного по профессиональному модулю// Новиковские чтения: Наследие А.М.Новикова в инновационном развитии образования (материалы региональной научно-практической конференции, посвященной памяти Александра Михайловича Новикова): сборник научных трудов. – АСОУ, 2017. – 283с. С 183 – 188.

  4. Сковородкина И.З. Общая и профессиональная педагогика: учебник/И.З. Сковородкина, С.А. Герасимов; Сев. (Арктич.) федир.ун-т им. М.В. Ломоносова.- Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 553с.