Конкурс по экологии
1 класс
- Сегодня мы проводим экологический турнир между командами “Родничок” и “Капелька”. Каждой команде досталось вот такое облетевшее “деревце”. За каждый правильный ответ на нём будут “распускаться листочки”.
- Я хочу напомнить вам слова великого сказочника Г.Х.Андерсена: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”. Предлагаю I тур, который мы посвятим цветам.
I ТУР
Викторина “Ромашка”
- На каждом лепестке чудесного цветка ромашки записано задание.
1. Я поэт, зовусь я Цветик,
От меня вам всем привети
- Из какого произведения эти стихи? (Н.Н.Носов “Приключения Незнайки и его друзей”).
***
На высокой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
2. “Есть такое твёрдое правило. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок и сразу же приведи в порядок планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это скучная работа, но совсем не трудная”.
- Из какого произведения эти слова? (А.Сент-Экзюпери “Маленький принц”)
3. Продолжите стихотворение:
Колокольчики мои,
Цветики степные!
(“Что глядите на меня, тёмно – голубые?” А. Толстой)
4. Эти простые цветы похожи на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Созревшие их семена собраны в лёгкий пушистый шарик. Дунешь на шарик - полетят в воздухе лёгкие семена.
- О каком цветке идёт речь? (Одуванчик)
5. О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей
- О каком цветке идёт речь? (О розе)
6. Кто написал сказку “Каменный цветок ”? (П.П.Бажов)
7. Какой сказочный персонаж родился в цветке? (Дюймовочка)
8. Какой необыкновенный цветок описал С.Т.Аксаков? (Аленький цветочек)
Задание для гостей:
- Какой цветок полицейские всего мира считают врагом? (Мак)
Конкурс «Собери букет в подарок»
- На доске ваза. Сделать надписи цветов.
III ТУР
Учитель: - Чтобы любить природу, нужно её знать. Проведем конкурс “Знатоки природы”.
Задания для команды “Родничок”:
1. В Древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверёк очень доверчив. (Белка)
2 .Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. (Кузнечик)
3. Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной они ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и жучков – листоедов. (Скворец)
Задания для команды “Капелька”.
1. В России этого жучка издавна называли “солнышко”. Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, - никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. (Божья коровка)
2. Время цветения этого кустарника апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко – красные и сидят прямо на стволе и ветках. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь. (Волчья ягода)
3. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению. Ежегодно они могут приносить с свой дом килограмм всякой добычи, около 100000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят, как пастухи массу тлей – в этом их вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой. (Муравьи)
ЧЕРНЫЙ ЯЩИК
Ученик описывает игрушку слона, лисы или другого животного. Дети отгадывают описанную игрушку. Чья команда быстрее угадает – загорается лампочка.
Кто больше даст правильных ответов за 1 минуту.
Какое животное может обходиться без пищи несколько дней? (Верблюд)
Какой зверь самый чистоплотный? (Барсук)
Кто собирает яблоки спиной? (Еж)
Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь)
У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши? (Заяц)
Про какого животного европейцы говорили, что у него 2 хвоста? (Слон)
Какой хищный зверь любит малину? (Медведь)
Как называется процесс смены шерсти у животных? (Линька)
Как назвать гнездо белки? (Гийно)
Подземное животное? (Крот)
Этот зверь не стережет добычу в засаде, как кошка, а догоняет ее? (Волк)
Поведение какого зверя предсказывает погоду? (Бурундук )
У медведя няньку называют пестуном, а у волков нянька? (Переярок)
Команда № 2
У какого зверя няньку зовут пестуном? (Медведь)
Чье жилище называют гайно? (Белка)
Какой лесной житель сушит грибы на дереве? (Белка)
Какие звери летают? (Летучая мышь)
Како называют королем грызунов? (Бобр)
Кто может смотреть в разные стороны? (Заяц)
Кого называют шатуном? (Медведь)
У какого животного самая длинная шея? (Жираф)
Какой зверь запутывает свои следы, что его не выследишь? (Заяц)
Кто носит ветвистые рога: самец или самка? (Самец)
Когда родятся медвежата? (Зимой)
Кто самый крупный из сухопутных зверей? (Слон)
Что делает еж зимой? (Спит).
Учитель: - Какой же конкурс без призов! Но не беспокойтесь по этому поводу. Мы нашли целый клад. Будут награждены все достойные.
Команде победительнице – “Драконов зуб” (чеснок)
Проигравшим – “Поточим зубки” (морковь).
Учитель: Вот и закончился наш турнир. Не важно, кто победил, главное, чтобы вы поняли, что совершенно необходимо не дать погибнуть тем представителям фауны и флоры, кто ещё жив. Ибо, махнув рукой на одних, мы создаем неизбежную цепь потерь и, в конечном счете, можем оказаться на планете в одиночестве.
Ученик: - Но мы верим – настанет час, когда люди будут гордиться свежими листьями, росой и ночной прохладой, чистым небом и прозрачной водой. Ведь именно это- главное. Тогда человек с полным правом сможет считать себя хозяином на Земле.
(Дети читают стихотворения)
1. Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа.
Давайте же всегда её беречь!
2. В лучах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется всё это,
Давайте же с природою дружить!
3.Летят, звеня дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Всё это называется природа.
Давайте же сердца ей отдадим!
4. Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда…
Природой называется всё это,
Давайте же её любить всегда!
Учитель: - Ребята, я хочу вам напомнить слова А.Барто: “ Я сорвал цветок - и он завял, я поймал жука – и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”. Ребята, что значит, по-вашему, “прикоснуться к красоте природы сердцем”?
(Радоваться всему живому; улыбаться бабочкам и цветам; знать, что это нужно беречь, любить; ощутить эту красоту)
- Каждый ли человек может прикоснуться к красоте природы сердцем?
(Каждый, если он только этого захочет, будет к этому стремиться, будет работать над собой)
Игра со зрителями.
Лето – чудная пора,
Детвора кричит…(Ура)
Нам и реки, и леса
Дарят летом…(чудеса)
Кто же чудо совершил,
Лето в сказку…(превратил)?
Сделал кто весь мир таким:
Звонким, радостным…(цветным)?
Стала вся Земля кругом
Ярким, красочным…(ковром).
Где под куполом небес
Зеленеет пышно…(лес).
А вокруг цветут цветы
Небывалой…(красоты).
Вот, приветствуя ребят,
Колокольчики…(звенят).
Как приятно бегать вам
По ромашковым…(лугам)!
Словно солнечные зайчики,
Золотятся…(одуванчики).
В мир добра и красоты
Превращают мир…(цветы).
ЗАГАДКИ ДЛЯ 1-2 кл.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Лиственное дерево)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год? (Хвойное дерево)
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой. (Береза)
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала,
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черемуха
Пока я читаю стихотворение, подумайте о поведении ребят на природе. Правильны ли их действия?
Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут и там сидят, загорают и едят.
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку пошли и поляночку нашли,
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.
И, как будто нам назло, даже битое стекло.
Мы по бережку прошли, место новое нашли,
Но и здесь до нас сидели: тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли, насорили и ушли.
Мы прошли, конечно, мимо.
Эй, ребята! – крикнул Дима,
– Вот местечко, хоть куда! Родниковая вода,
Чудный вид, прекрасный пляж. Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли.
Веселились, как могли, пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели. . . Отдохнули и ушли.
И остались на поляне у потухшего костра:
Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки,
Словом, мусора гора
Мы приехали на речку понедельник провести,
Только чистого местечка возле речки не найти
- Дети рисуют и защищают плакаты «охраняй и береги лес!»
Командам нужно спеть песню про насекомых (“Про кузнечика”, “Светлячок” и т.п.). За дружный хор получают 5 баллов.
Почему на голове не растут цветочки,
А растут они в лесу и на каждой кочке.
Если волосы растут, значит их сажают!
Почему сажать цветы мне не разрешают?
Хорошо бы сделать так: Вжик!
Срезать все кудряшки
На макушке – красный мак,
А вокруг – ромашки.
А сестрёнке бы своей посадил я розы.
Нет цветов прекрасней роз, а сестрёнка – в слёзы:
- Я всё маме расскажу, расскажу и спрячусь!
Вот возьму и посажу ей за это кактус.
Хорошо бы сделать так: Вжик!
Срезать все кудряшки
На макушке – красный мак,
А вокруг – ромашки.
А себе бы посадил ландыш и гвоздику,
Научился бы ещё сеять землянику.
Вот была бы голова, голова, что надо!
Лес, цветы, трава, трава, тишина, прохлада.
Хорошо бы сделать так: Вжик!
Срезать все кудряшки
На макушке – красный мак,
А вокруг – ромашки.