СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурс проектно- исследовательской деятельности на уроках физики. Действие магнитного поля на проводник с электрическим током.Учитель Васильева ЕД. МБОУ СОШ №2.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурс проектно- исследовательской деятельности на уроках физики. Действие магнитного поля на проводник с электрическим током.Учитель Васильева ЕД. МБОУ СОШ №2. ХМАО - ЮГРА.

Просмотр содержимого документа
«Конкурс проектно- исследовательской деятельности на уроках физики. Действие магнитного поля на проводник с электрическим током.Учитель Васильева ЕД. МБОУ СОШ №2.»

Конкурс проектно- исследовательской деятельности на уроках физики Васильева ЕД.

Типовая технологическая карта учебного занятия по физике в 9 классе. III четверть.

Дата проведения

14.01.19

Предмет

Физика

Класс

9 а

Тема учебного занятия

Действие магнитного поля на проводник с электрическим током.

Тип учебного занятия

Новые знания

Цели учебного занятия

Изучить действие магнитного поля на проводник с током. По правилу «левой руки» определять силу Ампера.

Средства обучения

Источник тока, кольцевой проводник, ползунковый реостат, ключ, провода, магнит, штатив; карточки «Анализ результатов», презентация.

Межпредметные связи

Инструктаж об электробезопасности проводки,

обращаю внимание учащихся на бережное отношение к себе, к своему здоровью. Подчеркиваю роль физики в жизни человека.



Этапы учебного занятия

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный целеполагание,

Изучить действие магнитного поля на проводник с током. Научиться пользоваться правилом «левой руки».

Знакомит учащихся с целью.

Слушают, включаются в урок.

Проверка домашнего задания, актуализация знаний по теме.

1.Что называют магнитным полем?

2. Что является источником магнитного поля?

3. Как можно обнаружить магнитное поле?

Вопросы на экране - презентация

Отвечают на вопросы.

Изучение нового материала (часть №1), постановка учебной задачи.

В однородном магнитном поле находится проводник с током. Будет ли магнитное поле влиять на проводник по которому идет ток? Дополнительно: исследовать от чего зависит направление силы, действующей на проводник с током в магнитном поле.

На экране (слайд) текст исследовательской задачи, предлагает выдвигать гипотезы её решения.

Читают задачу, совещаются в парах, говорят свои гипотезы, записывают на доске.

  1. Проводник будет качаться.

  2. Проводник будет отклоняться.

  3. Проводник будет вращаться.

  4. Проводник останется в покое.

Инструктаж по технике безопасности.

Правила сборки электрической цепи.

Напоминает правила работы с электроприборами в кабинете и дома.

Слушают, дополняют.

Поиск решения исследовательской задачи

Разработать схему экспериментальной установки из предложенных приборов, для решения поставленной задачи.

При необходимости задает наводящие вопросы.

Предлагают схему экспериментальной установки (работа в парах)

Ознакомление с литературой по данной проблеме

Параграф 36 стр 153. Обсуждение экспериментальной установки.

Предлагает обратиться к учебнику для проверки своих идей.

Находят в учебнике рисунок и описание аналогичного эксперимента.

Практическая часть самостоятельная работа в парах

Пронаблюдать взаимодействие кольцевого проводника с током с полосовым магнитом, с дугообразным магнитом, с разными полюсами магнита, с разным направлением тока в проводнике, с разной силой тока в проводнике. (сбор собственного материала).

Предлагает ознакомиться с карточкой «Анализ результатов», собрать установку, провести эксперименты, заполнить карточку.

Собирают экспериментальную установку, проводят исследования, заполняют карточку результатов.

Обобщение результат, вывод – первичная проверка, изученного материала.

Исследовали взаимодействие магнита и проводника, по которому идет ток. Обнаружили, что магнитное поле влияет на проводник с током – отталкивает его от магнита или притягивает. Исследовали, что направление силы, действующей на проводник с током в магнитном поле зависит от направления тока и полюсов магнита.

Предлагает озвучить общий вывод по экспериментальной задаче.

Мы исследовали взаимодействие магнита и проводника, по которому идет ток. Обнаружили, что магнитное поле влияет на проводник с током – отталкивает его от магнита или притягивает. Исследовали, от чего зависит направление силы, действующей на проводник с током в магнитном поле.

Изучение нового материала (часть №2), работа с учебником.

Направление движения проводника определяется правилом левой руки: если четыре пальца левой руки расположить по направлению тока, так, чтобы магнитные линии входили в ладонь, тогда отогнутый большой палец покажет направление силы Ампера.

Сила Ампераэто сила, действующая на проводник со стороны магнитного поля.

Предлагает в параграфе 36 стр 154 найти правило левой руки, прочитать, обсудить, зарисовать схематически.

Читают в параграфе 36 стр 154 правило левой руки, кроткая дискуссия, зарисовываем на доске и в тетрадях.

Закрепление изученного материала.

Вторичная проверка, изученного материала. Коррекция знаний.

Схематические рисунки на доске. Задание – дорисовать третий элемент, применяя правило левой руки.

Показывает на доске схематические рисунки – проводник с током в магнитном поле, предлагает дорисовать третий элемент, применяя правило левой руки.

Дорисовывают рисунки на доске, проговаривая правило левой руки, переносят их в тетрадь.

Рефлексия деятельности.

Определите, насколько хорошо вы усвоили новый материал:

А- испытываю затруднения;

В- усвоил новые знания, но ещё нужна помощь;

С- усвоил новые знания и научился применять их.

Предлагает ученикам прочитать, выбрать ответ и на полях в тетрадях поставить букву ответа.

Читают текст, выбирают ответ, пишут на полях.

Домашнее задание. Подведение итогов урока.


§ 36, вопросы устно, правило «левой руки» выучить.

Комментирует домашнее задание, предлагает сдать тетради на проверку, благодарит за хорошую работу.

Записывают домашнее задание: § 36, вопросы устно, правило «левой руки» выучить.



Конспект урока.

Тема урока. Действие магнитного поля на проводник с электрическим током.

Цель. Изучить действие магнитного поля на проводник с током. По правилу «левой руки» определять силу Ампера.

Оборудование: источник тока, кольцевой проводник, ползунковый реостат, ключ, провода, магнит, штатив; карточки «Анализ результатов», презентация.

Актуально:

1.Что называют магнитным полем?

Магнитное поле – особая форма материи, существующая независимо от нас и наших знаний.

2. Что является источником магнитного поля?

Магнитное поле порождается токами, магнитами.

3. Как можно обнаружить магнитное поле?

Магнитное поле обнаруживают по его действию на проводник с током, магнитную стрелку, железные опилки.



Новый материал часть 1.

  1. Исследовательская задача: в однородном магнитном поле находится проводник с током. Будет ли магнитное поле влиять на проводник с током? Дополнительно: исследовать от чего зависит направление силы, действующей на проводник с током в магнитном поле.

  2. Выдвижение гипотез.

  1. Проводник будет качаться.

  2. Проводник будет отклоняться.

  3. Проводник будет вращаться.

  4. Проводник останется в покое.

  1. Разработка экспериментальной установки.

  2. Ознакомление с литературой по данной проблеме – параграф 36 стр 153. Обсуждение экспериментальной установки.

  1. Проведение эксперимента, с соблюдением правил техники безопасности. Исследовательская часть – пронаблюдать взаимодействие кольцевого проводника с током с полосовым магнитом, с дугообразным магнитом, с разными полюсами магнита, с разным направлением тока в проводнике, с разной силой тока в проводнике. (сбор собственного материала).

  2. Анализ результатов и обобщение – заполнение таблицы.

эксперимент

результат

  1. взаимодействие кольцевого проводника с током с полосовым магнитом.

Свободно висящий проводник при замыкании цепи приходит в движение.


  1. взаимодействие кольцевого проводника с током с дугообразным магнитом.

Свободно висящий проводник при замыкании цепи приходит в движение.

  1. взаимодействие кольцевого проводника с током с разными полюсами магнита.

В зависимости от полюса магнита проводник притягивается к нему либо выталкивается.

  1. взаимодействие кольцевого проводника с магнитом при разном направлении тока в проводнике.

В зависимости от направления тока в проводнике, он притягивается к магниту либо выталкивается.

  1. взаимодействие кольцевого проводника с разной силой тока с магнитом.

Если сила тока в проводнике мала, то взаимодействие между проводником и магнитом малое и наоборот.



  1. Выводы. Мы исследовали взаимодействие магнита и проводника, по которому идет ток. Обнаружили, что магнитное поле влияет на проводник с током – отталкивает его от магнита или притягивает. Исследовать от чего зависит направление силы, действующей на проводник с током в магнитном поле.

  2. Новый материал часть 2.



Направление движения проводника определяется правилом левой руки: если четыре пальца левой руки расположить по направлению тока, так, чтобы магнитные линии входили в ладонь, тогда отогнутый большой палец покажет направление силы Ампера. Сила Ампера – это сила, действующая на проводник со стороны магнитного поля.









  1. Закрепление изученного материала – схематические рисунки.

  1. Рефлексия деятельности. Определите, насколько хорошо вы усвоили новый материал:

А- испытываю затруднения;

В- усвоил новые знания, но ещё нужна помощь;

С- усвоил новые знания и научился применять их.

  1. Домашнее задание. § 36, вопросы устно, правило «левой руки» выучить.

Спасибо за работу и внимание.



  1. Резерв. Повторение материала, изученного в 8 классе.



  1. Что произойдет с рамкой, находящейся в однородном магнитном поле, если в ней менять ток с большой частотой?

Ответ: рамка с током будет вращаться между полюсами магнита.

  1. Где применяется вращение рамки в магнитном поле?

Ответ: вращение рамки в магнитном поле используют на практике в электрических двигателях.

  1. Где применяют в электрические двигатели?

Ответ: электрические двигатели применяют в пылесосах, холодильниках, магнитофонах, кухонных комбайнах, электродрелях, станках, автомобилях, поездах, космических станциях.

  1. В чем преимущества электрических двигателей?

Ответ: отсутствие во время работы вредных выбросов. Можно установить в любом месте. Работают в условиях вакуума. Не используют легковоспламеняющиеся вещества (бензин, дизельное топливо).

Литература.

  1. Учебник А.В.Перышкин, Е.М.Гутник «Физика-9», М., Дрофа, 2015.

  2. Дополнительный материал: https://infourok.ru/

  3. https://nsportal.ru/shkola/fizika

  4. https://yandex.ru/images





Организация проектно- исследовательской деятельности на уроках физики, несомненно, является одним из приоритетов современного урока. Жизнь требует от членов общества уметь самостоятельно приобретать знания, быстро находить оптимальные решения, уметь адаптироваться в изменяющихся условиях, быть коммуникабельным и уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения. Происходящие изменения в современном обществе требуют от учащихся навыков самостоятельного движения в информационных полях, формирования универсальных учебных действий, умения ставить и решать задачи в профессиональной и повседневной жизни.

Для решения этих и других педагогических задач, как нельзя лучше, подходят исследовательская работа на уроках. Исследовательская деятельность предполагает постановку проблемы, выдвижение гипотез, изучение теории по данному вопросу, подбор методики исследования и её осуществление, а так же анализ полученного результата и выводы.