Этапы учебного занятия | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный целеполагание, | Изучить действие магнитного поля на проводник с током. Научиться пользоваться правилом «левой руки». | Знакомит учащихся с целью. | Слушают, включаются в урок. |
Проверка домашнего задания, актуализация знаний по теме. | 1.Что называют магнитным полем? 2. Что является источником магнитного поля? 3. Как можно обнаружить магнитное поле? | Вопросы на экране - презентация | Отвечают на вопросы. |
Изучение нового материала (часть №1), постановка учебной задачи. | В однородном магнитном поле находится проводник с током. Будет ли магнитное поле влиять на проводник по которому идет ток? Дополнительно: исследовать от чего зависит направление силы, действующей на проводник с током в магнитном поле. | На экране (слайд) текст исследовательской задачи, предлагает выдвигать гипотезы её решения. | Читают задачу, совещаются в парах, говорят свои гипотезы, записывают на доске. Проводник будет качаться. Проводник будет отклоняться. Проводник будет вращаться. Проводник останется в покое. |
Инструктаж по технике безопасности. | Правила сборки электрической цепи. | Напоминает правила работы с электроприборами в кабинете и дома. | Слушают, дополняют. |
Поиск решения исследовательской задачи | Разработать схему экспериментальной установки из предложенных приборов, для решения поставленной задачи. | При необходимости задает наводящие вопросы. | Предлагают схему экспериментальной установки (работа в парах) |
Ознакомление с литературой по данной проблеме | Параграф 36 стр 153. Обсуждение экспериментальной установки. | Предлагает обратиться к учебнику для проверки своих идей. | Находят в учебнике рисунок и описание аналогичного эксперимента. |
Практическая часть самостоятельная работа в парах | Пронаблюдать взаимодействие кольцевого проводника с током с полосовым магнитом, с дугообразным магнитом, с разными полюсами магнита, с разным направлением тока в проводнике, с разной силой тока в проводнике. (сбор собственного материала). | Предлагает ознакомиться с карточкой «Анализ результатов», собрать установку, провести эксперименты, заполнить карточку. | Собирают экспериментальную установку, проводят исследования, заполняют карточку результатов. |
Обобщение результат, вывод – первичная проверка, изученного материала. | Исследовали взаимодействие магнита и проводника, по которому идет ток. Обнаружили, что магнитное поле влияет на проводник с током – отталкивает его от магнита или притягивает. Исследовали, что направление силы, действующей на проводник с током в магнитном поле зависит от направления тока и полюсов магнита. | Предлагает озвучить общий вывод по экспериментальной задаче. | Мы исследовали взаимодействие магнита и проводника, по которому идет ток. Обнаружили, что магнитное поле влияет на проводник с током – отталкивает его от магнита или притягивает. Исследовали, от чего зависит направление силы, действующей на проводник с током в магнитном поле. |
Изучение нового материала (часть №2), работа с учебником. | Направление движения проводника определяется правилом левой руки: если четыре пальца левой руки расположить по направлению тока, так, чтобы магнитные линии входили в ладонь, тогда отогнутый большой палец покажет направление силы Ампера. Сила Ампера – это сила, действующая на проводник со стороны магнитного поля. | Предлагает в параграфе 36 стр 154 найти правило левой руки, прочитать, обсудить, зарисовать схематически. | Читают в параграфе 36 стр 154 правило левой руки, кроткая дискуссия, зарисовываем на доске и в тетрадях. |
Закрепление изученного материала. Вторичная проверка, изученного материала. Коррекция знаний. | Схематические рисунки на доске. Задание – дорисовать третий элемент, применяя правило левой руки. | Показывает на доске схематические рисунки – проводник с током в магнитном поле, предлагает дорисовать третий элемент, применяя правило левой руки. | Дорисовывают рисунки на доске, проговаривая правило левой руки, переносят их в тетрадь. |
Рефлексия деятельности. | Определите, насколько хорошо вы усвоили новый материал: А- испытываю затруднения; В- усвоил новые знания, но ещё нужна помощь; С- усвоил новые знания и научился применять их. | Предлагает ученикам прочитать, выбрать ответ и на полях в тетрадях поставить букву ответа. | Читают текст, выбирают ответ, пишут на полях. |
Домашнее задание. Подведение итогов урока. | § 36, вопросы устно, правило «левой руки» выучить. | Комментирует домашнее задание, предлагает сдать тетради на проверку, благодарит за хорошую работу. | Записывают домашнее задание: § 36, вопросы устно, правило «левой руки» выучить. |
С- усвоил новые знания и научился применять их.
Организация проектно- исследовательской деятельности на уроках физики, несомненно, является одним из приоритетов современного урока. Жизнь требует от членов общества уметь самостоятельно приобретать знания, быстро находить оптимальные решения, уметь адаптироваться в изменяющихся условиях, быть коммуникабельным и уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения. Происходящие изменения в современном обществе требуют от учащихся навыков самостоятельного движения в информационных полях, формирования универсальных учебных действий, умения ставить и решать задачи в профессиональной и повседневной жизни.
Для решения этих и других педагогических задач, как нельзя лучше, подходят исследовательская работа на уроках. Исследовательская деятельность предполагает постановку проблемы, выдвижение гипотез, изучение теории по данному вопросу, подбор методики исследования и её осуществление, а так же анализ полученного результата и выводы.