МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АМУРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
КОНКУРС
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
По профессии
«Лаборант-эколог»
г.Амурск,2016
Обсуждено на заседании методической комиссии по профессии
«Лаборант-эколог».
Конкурс профессионального мастерства
Разработали мастера производственного обучения: Трифонова И.В.,
Шкиль Н.Б.
Методическая разработка предназначена для мастеров производственного обучения по профессии «Лаборант-эколог».
Конкурс проводится в химической лаборатории между учащимися 1 курса по профессии «Лаборант-эколог». Мероприятие направлено на совершенствование приобретенных знаний и навыков по пройденным темам программы, формированию интереса к профессии, воспитанию ответственности за качественное выполнение задания.
КГБОУ СПО «Амурский политехнический техникум»
682644, г. Амурск, пр. Строителей, 47,
тел. (факс) (42142) 3-22-03
E-mail: [email protected]
СОГЛАСОВАНО Председатель ПЦК _________________Т.В. Щербак «___» ____________ 2015г. | Утверждаю ДиректорКГБОУ СПО АПТ _______Е.Е.Барсукова «___» __________ 2015 г. |
Положение
о проведении конкурса профессионального мастерства
по профессии «Лаборант-эколог»
Цели и задачи конкурса:
Конкурс профессионального мастерства проводится с целью повышения профессионального мастерства обучающихся, закрепления теоретических знаний, профессиональных компетенций.
Время проведения конкурса и состав учащихся:
Конкурс проводится в химической лаборатории
В конкурсе участвуют обучающиеся первого курса группы 112-ЛЭ в количестве 6 человек.
Форма проведения конкурса:
Организация и проведение конкурса:
Конкурс проводится в 2 этапа:
Организационная часть(преставление жюри, участников конкурса, разъяснения условий конкурса).
1.Проверка теоретических знаний.
2.Проверка уровня освоения профессиональных компетенций.
Подведение итогов, награждение.
Участники конкурса обеспечиваются дидактическими материалами, химической посудой, реактивами и оборудованием.
На проведения конкурса предусматривается 5 часов
Материально-техническое оснащение:
компьютер, интерактивная доска, презентация, набор карточек «химическая посуда», набор карточек заданий;
оборудование и посуда: бюкс, эксикатор, химический стакан, воронка, пипетка, стеклянная палочка, мерная колба, коническая колба, ареометр
растворы и реактивы: дистиллированная вода, фиксанал серной кислоты, спиртовой раствор фенолфталеина, навеска гидроксида калия, проба талого снега.
Аннотация
Разработка предназначена для проведения конкурса профессионального мастерства среди учащихся 1 курса, обучающихся по профессии «Лаборант-эколог» и прошедших отборочный тур.
Конкурс проводится в форме морского путешествия к острову «Первая профессиональная победа» архипелага «Профессионализм» на корабле знаний и умений и состоит из представления домашнего задания, теоретической и практической части.
Данное мероприятие можно использовать для профориентационной работы со школьниками, так как оно представлено цельным, эмоционально ярким спектаклем, оформленным интерактивной презентацией со звуковым сопровождением. Во время выполнения участниками конкурса заданий теоретической и практической частей, для присутствующих на нём школьников предусмотрена викторина, которую проводят члены актива учебной лаборатории.
На этапе подготовки конкурса к работе привлекаются члены актива учебной лаборатории, обучающиеся на первом и третьем курсах. Их силами: – оформляются карточки-задания, в соответствии с формой проведения конкурса (морское путешествие);
– составляются сценарии, снимаются и монтируются 12 видеороликов, каждый из которых содержит по два фрагмента с нарушениями правил техники безопасности при работе в химической лаборатории.
На подготовительном этапе предусмотрена самостоятельная работа участников конкурса по подготовке «занимательных опытов» по теме: «Качественный анализ» и вопросов к ним. В этот период мастерами производственного обучения проводятся консультации обучающихся по индивидуальному графику.
Вторая часть конкурса – проверка теоретических знаний проводится в несколько этапов. На каждом этапе предусмотрено применение карточек, объединяющих в себе задания разного уровня сложности, что позволяет реализовать индивидуальный подход при проведении конкурса профессионального мастерства.
Для проверки знания вопросов техники безопасности и владения безопасными приёмами работы используются видеоролики.
Для всех заданий теоретической части конкурса имеются эталоны ответов.
Практическая часть состоит из двух самостоятельных заданий и выполняется, согласно порядка выполнения задания,без предоставления методики.
Правильность выполненияпрактической части оценивается членами жюри, по полученному результату, согласно разработанным критериям.
Задания конкурса позволяет оценить уровень сформированности общих и профессиональных компетенций.
Ход конкурса
Мастер 1: Здравствуйте!
Мастер 2: Мы рады приветствовать Вас на конкурсе профессионального
мастерства по профессии «Лаборант химического анализа»
Мастер 1: Но мы собирались в путешествие.
Мастер 2: А наш конкурс и есть путешествие. Путешествие к острову «Первая профессиональная победа» архипелага «Профессионализм». На корабле знаний и умений, матросами на котором будут студенты второго курса
Мастер 1: Знакомьтесь: Коновалова Виктория
Копьёва Юлия
Откидычева Светлана
Панаедова Анна
Холоимова Полина
Якименко Елена
Мастер 2: Приглашаю матросов на жеребьёвку, которая определит их каюты
(рабочие места)
Участницы конкурса берут номера, крепят их к бейджикам и занимают соответствующие рабочие места
№1 – Якименко Елена; №2- Коновалова Виктория; №3- Панаедова Анна;
№4 –Откидычева Светлана; №5- Копьёва Юлия; №6- Холоимова Полина.
Мастер 1: Прекрасная волна, прекрасный крепкий ветер!
До выхода из порта осталось 7 минут.
Какая радость жить на этом белом свете,
Какое счастье знать, что где-то очень ждут!
Мастер 2: Ждать на берегу нас будут гости: учащиеся школ города.
И, конечно, жюри в составе:
председатель жюри - заместитель директора по УПР Вера Борисовна
Вдовенко;
представитель социальных партнеров инженер-химик ГМК- Денисенко
Ольга Николаевна;
мастер производственного обучения по профессии «Лаборант-эколог»
- Нина Александровна Федосеева;
преподаватель специальных дисциплин по профессии «Лаборант- эколог» - Татьяна Васильевна Щербак;
выпускница Амурского политехнического техникума, лаборант
химического анализа 5 разряда АПЗ «Вымпел»- Бондаренко Анна.
Мастер 2: Слово предоставляется председателю жюри заместителю директора по УПР Вере Борисовне Вдовенко.
Мастер 1: Готов наш экипаж.
Мастер 2: Желаем Вам удачи!
Ответственный и важный Вам конкурс предстоит.
Мы верим в Вас! Вы справитесь с поставленной задачей,
Эй, лоцман, карту мне, точней маршрутный лист!
Мастер 1:Я здесь, мой капитан, осталось 3 минуты.
Напомню всем маршрут, а цель известна нам,
Пройти три испытания по этому маршруту.
Пора, мой капитан, поднимем паруса!
Каждой участнице выдается маршрутный лист, на котором расписан порядок этапов конкурса с максимальным количеством баллов и временем на выполнение задания.
Ветер попутный. Море спокойно. Есть время посмотреть что
приготовили наши матросы.
Мастер 2: Первое испытание – Представление домашнего задания.
Каждая участница показывает приготовленный химический опыт и по жребию задаёт вопрос другой участнице конкурса.
Максимальное количество баллов – 4. Оценивается:
соблюдение требований техники безопасности – 1 балл,
умение презентовать себя – 2 балла,
ответ на вопрос другой участницы конкурса – 1 балл.
Выступление участниц конкурса.
Мастер 2: Жюри подводит итоги, а наше плавание продолжается.
Мастер 1: Внимание! Прямо по курсу рифы химических понятий.
Мастер 2: Вам предстоит провести наш корабль через рифы. Для этого надо
к каждому химическому понятию подобрать определение. Обратите
внимание: определений больше, чем понятий.
Каждая участница получает карточку-задание.
Максимальное количество баллов за это задание – 5, по 0,5балла за
Каждый правильный ответ. Время на выполнение задания – 10
минут.
Конкурсанты работают, звучит спокойная мелодия. По окончанию времени звучит звуковой сигнал.
Мастер 2:Судьба нас кинет вверх, а мы умом раскинем,
Судьба нас кинет вниз, а мы закинем трал.
Зовет к себе земля, решим мы все задачи,
Эй, у руля, покрепче держите свой штурвал!
Мастер 1: Полундра! Свистать всех наверх! В химических водах – дракон.
Мастер 2: Чтобы успокоить его, нужно решить три задачи на приготовление
Растворов процентной концентрации.
Каждая участница получает карточку-задание и расчётные формулы.
Максимальное количество баллов за это задание – 6; 1балл вы
получите за решение первой задачи; 2 – за решение второй и 3 – за
решение третьей. Время на выполнение задания – 15 минут.
Конкурсанты работают, звучит спокойная мелодия. По окончанию времени звучит звуковой сигнал.
Мастер 1: Какое путешествие без обеда? Вот и для нас кок приготовил пироги.
Но что это? Он рассыпал изюм – химические знаки. Помогите коку
собрать изюм.
Мастер 2: Для этого, допишите уравнения реакций ионного обмена, расставив коэффициенты.
Каждая участница получает карточку-задание.
Максимальное количество баллов за это задание – 6;
1балл вы получите за первое уравнение реакции;
2 балла – за второе уравнение;
3 балла – за уравнение третьей реакции.
Время на выполнение задания – 15 минут.
Конкурсанты работают, звучит спокойная мелодия. По окончанию времени звучит звуковой сигнал.
Мастер 2: Ветер по морю гуляет да кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах, на поднятых парусах.
Мастер 1: Внимание! В небе какие-то странные птицы. Ловите их!
- Осторожнее. Они, кажется, стеклянные.
Каждая участница получает набор карточек с изображением химической посуды и несколько пустых карточек.
Мастер 2: На экране будет появлятьсяназвание химической склянки. Из
набора имеющихся у вас карточек, вы выбираете её изображение
и кладёте на парту, затем следующую карточку и так далее. Если
вы не знаете правильного ответа, то кладёте пустую карточку.
Таким образом, вам нужно разложить карточки по 6 штук в 2ряда.
Максимальное количество баллов за это задание – 6, по 0,5балла за каждый правильный ответ.
На экране автоматически появляются слова. Жюри предлагается пройти и посмотреть правильность выполнения задания.
Мастер 2:Плывёт моряк на корабле,
Но он не тоскует по земле.
Он с ветром дружит и волной
Но суша –дом его родной.
Мастер 1: На горизонте земля. Мы приближаемся к конечной точке
путешествия. Кажется, на этом острове живут люди.
Мастер 2: Причаливаем.
Мастер 1: Но что делают эти люди? Они совсем не знают правил техники
безопасности. Надо им помочь.
Мастер 2:Перед вами 12 картинок. За каждой из них видеоролик, на котором
лаборант выполняет работу, не соблюдая правил техники
безопасности. Вы выбираете картинку, смотрите ролик и
объясняете, какие ошибки допущены и к чему они могут привести.
Максимальное количество баллов за это задание – 2.
Мастер 1: Жюри подводит итоги, а мы можем познакомиться с этим островом и людьми, которые на нём живут. Перерыв 15 минут.
Мастер 1: Море любит умных, смелых,
Если ты сумеешь делом
Ум и навык доказать,
Капитаном сможешь стать.
Мастер 2: Последнее конкурсное испытание – практическая часть.
Максимальный балл– 76.
Вам предлагается выполнить следующие задания:
- Определить концентрацию взвешенных веществ в талом снеге -20 б
- Определить массу выданного вещества КОН – 50 б.
- Вымыть химически чисто колбу – 2 б.
На каждом корабле есть бортжурнал. В этот журнал записывают всё,
что происходит с кораблём и командой во время плавания. За правильное и аккуратное заполнение журнала (отчёта) вы сможетеполучить 4 балла. За нарушение правил техники безопасности и организации рабочего места вам будут начисляться штрафные баллы.Время выполнения задания 2 часа.
Обучающиеся выполняют практическую работу, согласно порядка выполнения задания. Жюри отслеживает работу участников конкурса.
Во время выполнения участниками конкурса практической работы, для присутствующих на нём школьников,членами актива учебной лаборатории проводится викторина. По итогам викторины, школьники получают поощрительные призы.
Звучит звуковой сигнал
Мастер 1: Время истекло, пока жюри подводит итоги, участники конкурса убирают рабочие места.
Мастер 2: Слово предоставляется Денисенко О. Н. – инженер-химик Амурского ГМК Полиметалл.
Мастер 1: Просим председателя жюри Веру БорисовнуВдовенко объявить результаты конкурса.
Награждение конкурсантов
Анализ проведения
конкурса профессионального мастерства
группа № 212 ЛЭ
Конкурс профессионального мастерства по профессии « Лаборант-эколог» проводился на основании приказа по КГБОУ СПО АПТ согласно утвержденному графику и разработанному положению о проведении.
Во время церемонии открытия звучал гимн экологов. С приветственным словом выступила председатель жюри – заместитель директора по УПР Вдовенко В. Б.
Конкурс проводился в форме морского путешествия к острову «Первая профессиональная победа» архипелага «Профессионализм» на корабле знаний и умений,в три этапа. Первый этап – представление участницами конкурса домашнего задания. Второй этап – проверка теоретических знаний по профессиональной терминологии, умению решать задачи и составлять уравнения химических реакций проводился с использованием интерактивной доски и разнообразных карточек, содержащих разноуровневые задания и красочно оформленных в соответствии с формой проведения конкурса – путешествия. Знание вопросов техники безопасности и владение безопасными приёмами работы проверялось с использованием, специально подготовленных, видеороликов. Третий этап – практическое задание «Определение концентрации взвешенных веществ в талом снеге. Определение массы выданного вещества КОН».
В конкурсе участвовало 6 человек.
Выполнение заданий проходило под контролем членов жюри в составе:
Председатель жюри:
председатель жюри - заместитель директора по УПР Вера Борисовна
Вдовенко;
представитель социальных партнеров инженер-химик ГМК- Денисенко
Ольга Николаевна;
мастер производственного обучения по профессии «Лаборант-эколог»
- Нина Александровна Федосеева;
преподаватель специальных дисциплин по профессии «Лаборант- эколог» - Татьяна Васильевна Щербак;
выпускница Амурского политехнического техникума, лаборант
химического анализа 5 разряда АПЗ «Вымпел» - Бондаренко Анна.
Ведущие конкурса: мастера производственного обучения по профессии «Лаборант-эколог» – Трифонова Ирина Викторовна, Шкиль Надежда Борисовна.
Жюри оценивало теоретическую и практическую часть по разработанным критериям.
На церемонии закрытия конкурса профессионального мастерства выступила Денисенко О. Н. – инженер-химик Амурского ГМК Полиметалл. Итоги конкурса подвела председатель жюри – заместитель директора по УПР Вдовенко В. Б.
Победителями конкурса стали: Якименко Елена – первое место, Копьёва Юлия – 2 место; Откидычева Светлана – 3 место. Победители были награждены грамотами и денежными сертификатами на повышение стипендии: Якименко Елена – на 100%, Копьёва Юлия – на 75% и Откидычева Светлана – на 50%. Остальные участники конкурса – денежными сертификатами на 25% повышение стипендии.
В ходе конкурса студенты показали высокую активность в работе. Цели, поставленные перед конкурсом профессионального мастерства - определение уровня профессиональных знаний, умений и навыков обучающихся, их профессиональной подготовки, повышение интереса к осваиваемой профессии достигнуты.
Мастера производственного обучения: Трифонова И.В.
Шкиль Н. Б.