Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Торбеевская средняя общеобразовательная школа №3»
«Духовно-нравственное развитие и воспитание в начальной школе»
Составила: Горшкова С.В.
учитель начальных классов
Необходимые духовно - нравственные точки опоры
Я просил сил… А жизнь дала мне – Трудности, чтобы сделать меня – сильным.
Я просил мудрости… А жизнь дала мне Проблемы – для разрешения.
Я просил богатства… А жизнь дала мне Разум и мускулы, чтобы я мог работать.
Я просил возможность летать… А жизнь дала мне Препятствия, чтобы я их преодолевал.
Я просил любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать – в их проблемах.
Я просил благ… А жизнь дала мне – Возможности.
Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил всё, что мне – было нужно.
Преимущества младшего школьного возраста
- Природная активность, эмоциональность;
- Особая приверженность к усвоению нового, любознательность, подражательность;
- Дети осознают свой новый статус в обществе (ученик, школьник);
- Жажда узнать окружающий мир.
Значимость данного возрастного периода
- Закладываются основы нравственных знаний, умений
- Усваиваются нормы поведения
- Осознаются отношения между ребенком и окружающим миром, формируются мотивы поведения
- Меняется внутренняя позиция детей, перестраивается система жизненных отношений
- Авторитет родителей дополняется авторитетом учителя, товарищей
- Возникают обязанности перед учителем, коллективом, обществом.
Сущность духовного воспитания младших школьников
Духовность - такая деятельность сознания, которая ориентирована на его бесконечность и целостность. Духовность рассматривается как сопереживание человеком единства его наружного и внутреннего бытия, а также установление гармонии внешнего и внутреннего. Духовность – проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней собираются проблемы, касающиеся высшего уровня духовного освоения мира человеком. Духовное развитие представляет собой постепенное восхождение и постижение высших ценностей. Процесс духовного развития есть в то же время и процесс соотношения своих действий с нравственными и эстетическими критериями, процесс осмысливания и переживания своего бытия и взаимоотношений с миром людей и вещей. Сфера духовной жизни - это не просто изучение элементов культуры и нравственных ценностей, это, в первую очередь понимание и переживание личного жизненного опыта .
Сущность нравственного воспитания младших школьников
Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива воспитанников, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности школьника в соответствии с идеалом современного и будущего общества. Процесс нравственного воспитания организуется и направляется воспитателем, который содействует созданию необходимых условий, побуждающих нравственное поведение, отбирает необходимое содержание деятельности, создает в ней специальные ситуации общения для проявления нравственных отношений между участниками труда, игры, учения. Итак нравственное воспитание, проникая в любую деятельность школьника насыщает ее особым характером отношений к миру и людям, под влиянием которых формируется нравственные черты, составляющие главный стержень личности.
Таким образом, можно сделать вывод, что система духовно - нравственного воспитания в школе должна быть более значимой, учителю необходимо учитывать психологию ребенка, его жизненные условия, чтобы развить ответственного, самостоятельного, творческого, духовно развитого гражданина страны
Духовно –нравственное развитие и воспитание младших школьников в общеобразовательной школе
Обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики РФ. Содержание духовно–нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями, приобретает конкретный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. Духовно – нравственное развитие обучающегося рассматривается как педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно – смысловой сферы личности обучающегося, развития его способности сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, обществу, государству. Программы духовно–нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьей, культурно – региональным сообществом, многонациональным народом РФ открытым для диалога с мировым сообществом.
Программа духовно –нравственного развития и воспитания младших школьников
- Воспитание трудолюбия, сознательного творческого отношения к образованию, труду и жизни, к сознательному выбору профессии.
- Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.
- Воспитание социальной ответственности и компетентности.
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека.
Формирование коллектива
- Диагностика каждого учащегося- уровня сформированности его нравственных ценностей, благополучия в семье.
- Знакомство детей с интересами друг друга
- Организация разных праздников: народных, календарных, православных и таких, которые придумываем сами.
- Трудовое воспитание
Реализация программы духовно-нравственного воспитания
Программа разработана Зинченко З.И. методистом Отдела религиозного образования Краснослободской Епархии
• 1 класс «Мир Божий»
• 2 класс «Как прекрасен этот мир»
• 3 класс «Святая Русь»
• 4 класс «Детям о православном богослужении»
Цикл занятий по православной культуре проходит в рамках внеурочной деятельности
Самые любимые и радостные детские христианские праздники
• Покров- чудное явление произошедшее в середине X века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Божией Матери, Её головной покров (мафорий)
• Рождество Христово – великий, светлый, радостный праздник, когда «ликуют ангелы на небесах и радуются люди».
• Святая Пасха является самым главным христианским праздником. Светлое Христово Воскресение- это праздник нашей Надежды на общее Воскресение.
Покров Пресвятой Богородицы
Покрой нас, Матушка, Своим платком,
Чтоб лёг на землю он белым снежком,
Чтоб всё укрылось в Твою любовь,
Чтоб легче думалось и пелось вновь.
Рождество Христово
И наступило Рождество!
И ёлка снова пахнет детством,
И нам тепло среди зимы,
И все слова идут от сердца.
Рождество Христово
Рождество Христово
Христос Воскресе
Пасха – самый лучший праздник!
Пасха – лучше именин!
В этот день святой Спаситель,
Иисус, наш покровитель,
Сильный воин, неба житель
Всех нас с Богом примирил!
Христос Воскресе
Любое начатое дело имеет результат
Перед семьей, общеобразовательной школой и
Церковью стоит задача воспитания ответственного
гражданина, способного самостоятельно оценивать
происходящее и строить свою деятельность в
соответствии с интересами окружающих его людей.
Любое начатое дело имеет результат
Любое начатое дело имеет результат