Конкурс-викторина
«Старину мы помним, старину мы чтим»
Камнева В.И., учитель географии
Павлодарского филиала
МБОУ Моисеево-Алабушской сош
Уваровского района
Тамбовской области
Цель:
-создать эмоционально-положительное настроение детей, активизировать память школьников, обогатить представление детей о жизни нашего народа в далеком прошлом.
Задачи:
-закрепить знания детей о жизни, быте и ремеслах русского народа, развивать внимание, память, связную и диалогическую речь, мышление, формировать навыки работы в команде.
-знакомить детей с русскими народными традициями, обрядами своего народа.
- обогатить словарь детей старыми русскими словами и правильно понимать их значение;
- развивать интерес к событиям прошлого;
- воспитывать интерес к прошлому свой страны и её культуре.
Методы и приемы:
Словесные: рассказ, беседа, загадки, вопросы, чтение стихов, разгадывание кроссворда.
Наглядные: рассматривание старинных вещей.
Практические: умение пользоваться ухватом, кочергой, коромыслом, самопряхой, маслобойкой, скалкой.
Ход мероприятия:
Ведущий: Вы уже бывали в нашем школьном музее. Сегодня я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе-викторине «Старину мы помним, старину мы чтим».
Ученик: Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
И хоть более привычны нам полеты на Луну,
Вспомним нашу старину.
Ведущий: Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим
Хоть новому принадлежим.
Ведущий: Слава нашей стороне
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказать начну.
Мероприятие начинается с общих занимательных вопросов.
Чем топят русскую печь? (Дровами)
Глаз по старинке? (Око)
Русский напиток? (Чай)
Как называется зимняя обувь, валенная из шерсти? (Валенки)
Она обогревала помещение, на ней готовили пищу. Что это? (Печь)
Как называется русское народное платье без рукавов, надеваемое поверх рубахи и без неё? (Сарафан)
Что согласно старой русской примете в доме должно быть в единственном экземпляре? (Веник)
Как называется русский народный трёхструнный инструмент? (Балалайка)
Как называется деревянная кукла, в которую вставляются куклы? (Матрёшка)
Занятие ручной женской работой? (Рукоделие)
Что помещали в красном углу дома? (Икону)
Как называется самое светлое помещение старинного деревенского дома? (Горница, светлица)
Русский сосуд для питья самобытной формы, своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. (Ковш)
Чем славят наш народ? (Русским гостеприимством)
Автор пословиц и поговорок? (Народ)
Ведущий проводит конкурс-викторину «Старину мы помним, старину мы чтим», загадывает загадки, дети должны сказать ответ, показать предмет, указать способы и приёмы применения этого предмета старины и за это они получают жетон.
Вопросы конкурса-викторины:
1.Сам худ,
голова с пуд. (Безмен)
2.Черный конь
Прыгает в огонь. (Кочерга)
3.Привяжешь — пойдут,
Отвяжешь — останутся. (Лапти)
4.Согнут в дугу - летом на лугу,
Зимой - на крюку. (Серп)
5.Что в избе за рога коровьи? (Ухват)
6.Дом — стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется. (Фонарь)
7.Колесо крутится - жизни нить прядётся…(Самопряха, прялка)
Прялка - предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки.
Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Прядением, как правило, занимались девушки. Без прялки невозможно представить быт русского человека, Прялка была и орудием и оберегом. При помощи прялки получали нити, которые затем использовали для изготовления одежды. Ручное прядение было медленным, малопроизводительным.
Чтобы приготовить себе приданое, девушка начинала прясть с 6-8 лет. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях нашей страны.
8.Оля по лесу гуляла,
И грибочки собирала.
Набрала хотя немножко,
Но клала грибы в … . (Лукошко)
9. Бегал бегунок
да шмыг в уголок.
10. Без рук, без ног
по полу ходит.
11. По избе пляшет,
а в угол спать ходит. (Веник)
12. Два братца
пошли в воду купаться. (Вёдра)
13. Три братца
пошли в реку купаться,
два купаются,
третий на берегу валяется. (Вёдра на коромысле)
14. Жил-был —
много душ кормил,
умер — ни погребенья,
ни поминовенья. (Глиняный горшок)
15. Новая посудина —
вся в дырах (дырье). (Решето)
16. Без рук,
без ног —
на плечо скок.
17. Два братца
хотят подраться.
да руки коротки. (Коромысло)
18. Всех кормлю с охотою,
а сама безротая.
19. Выну изо рта ягодку,
оближу и опять положу.
20. Поцелую, полижу
и опять положу. (Ложка)
21. Маланья толста:
сухой Матвей
привязался к ней —
не отвяжется. (Пест и ступа)
22. Щука в воде,
а хвост наружи. (Половник)
23.Висит, болтается, все за него хватаются. (Полотенце, утирка)
24. В небо дыра,
в землю дыра,
в посреди
огонь и вода.
25. Четыре ноги,
два уха,
один нос
да брюхо. (Самовар)
26. Лежит волк -
вырубленный бок. (Солоница)
27. Черная овечка
вся в огне горит. (Таган)
28. Идёт пароход -
то взад, то вперёд,
а за ним такая гладь -
ни морщинки не видать. (Утюг)
29.Деревянный бочонок, в котором сбивают масло. (Маслобойка)
30.Чтобы вылепить пельмешки
Нужно тесто раскатать...
Подскажите - ка, ребятки,
Что мне надо в руки взять? (Скалка)
31. Сколько ни мучь,
ни кипяти,
а белее не сделаешь. (Чугун)
32.Мишка Попов
сел на коня,
поехал в огонь,
ржёт и хохочет,
выскочить хочет. (Чугун или горшок на ухвате)
Игра «Перенос чугунов с помощью ухватов».
Хороводная игра «Дед Ермак»
Дети встают в круг. Тот, на ком закончился счёт, встаёт в середину круга - это Ермак. Вокруг него водят хоровод и поют, По окончанию каждой песенной строфы круг «останавливается» и все дети спрашивают Ермака:
Дед Ермак, ты сеял мак?
Ермак: Сеял! (песня возобновляется).
Дети: Дед Ермак, ты полол мак?
Ермак: Полол! (песня)
Дети: Дед Ермак, цветёт мак?
Ермак: Цветёт! (песня)
Дети: Дед Ермак, созрел мак?
Ермак: Созрел! (песня)
Дети: Дед Ермак, пора трясти мак?
Ермак: Пора!
После этого ответа играющие с криками «Тряси, тряси мак!» подбегают к Ермаку и тормошат его.
Ведущий: Дети, давайте вспомним как были одеты наши предки, что они носили и как называлась их одежда.
Мальчик и девочка показывают одежду наших предков, ведущий рассказывает об одежде.
Ведущий подсчитывает жетоны у игроков, объявляет знатоков старины, награждение игроков сладким призом.
Ученик: Жизнь такая, не иная
Не заморская, чужая
Это наша сторона,
Всё, что было вспоминая
Пусть живёт страна родная,
Очень русская, земная
В мире лучшая страна!