Конкурс-викторина
«Старину мы помним, старину мы чтим»
Камнева В.И., учитель географии
Павлодарского филиала
МБОУ Моисеево-Алабушской сош
Уваровского района
Тамбовской области
Цель:
-создать эмоционально-положительное настроение детей, активизировать память школьников, обогатить представление детей о жизни нашего народа в далеком прошлом.
Задачи:
-закрепить знания детей о жизни, быте и ремеслах русского народа, развивать внимание, память, связную и диалогическую речь, мышление, формировать навыки работы в команде.
-знакомить детей с русскими народными традициями, обрядами своего народа.
- обогатить словарь детей старыми русскими словами и правильно понимать их значение;
- развивать интерес к событиям прошлого;
- воспитывать интерес к прошлому свой страны и её культуре.
Методы и приемы:
Словесные: рассказ, беседа, загадки, вопросы, чтение стихов, разгадывание кроссворда.
Наглядные: рассматривание старинных вещей.
Практические: умение пользоваться ухватом, кочергой, коромыслом, самопряхой, маслобойкой, скалкой.
Ход мероприятия:
Ведущий: Вы уже бывали в нашем школьном музее. Сегодня я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе-викторине «Старину мы помним, старину мы чтим».
Ученик: Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
И хоть более привычны нам полеты на Луну,
Вспомним нашу старину.
Ведущий: Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим
Хоть новому принадлежим.
Ведущий: Слава нашей стороне
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказать начну.
Мероприятие начинается с общих занимательных вопросов.
-
Чем топят русскую печь? (Дровами)
-
Глаз по старинке? (Око)
-
Русский напиток? (Чай)
-
Как называется зимняя обувь, валенная из шерсти? (Валенки)
-
Она обогревала помещение, на ней готовили пищу. Что это? (Печь)
-
Как называется русское народное платье без рукавов, надеваемое поверх рубахи и без неё? (Сарафан)
-
Что согласно старой русской примете в доме должно быть в единственном экземпляре? (Веник)
-
Как называется русский народный трёхструнный инструмент? (Балалайка)
-
Как называется деревянная кукла, в которую вставляются куклы? (Матрёшка)
-
Занятие ручной женской работой? (Рукоделие)
-
Что помещали в красном углу дома? (Икону)
-
Как называется самое светлое помещение старинного деревенского дома? (Горница, светлица)
-
Русский сосуд для питья самобытной формы, своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. (Ковш)
-
Чем славят наш народ? (Русским гостеприимством)
-
Автор пословиц и поговорок? (Народ)
Ведущий проводит конкурс-викторину «Старину мы помним, старину мы чтим», загадывает загадки, дети должны сказать ответ, показать предмет, указать способы и приёмы применения этого предмета старины и за это они получают жетон.
Вопросы конкурса-викторины:
1.Сам худ,
голова с пуд. (Безмен)
2.Черный конь
Прыгает в огонь. (Кочерга)
3.Привяжешь — пойдут,
Отвяжешь — останутся. (Лапти)
4.Согнут в дугу - летом на лугу,
Зимой - на крюку. (Серп)
5.Что в избе за рога коровьи? (Ухват)
6.Дом — стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется. (Фонарь)
7.Колесо крутится - жизни нить прядётся…(Самопряха, прялка)
Прялка - предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки.
Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Прядением, как правило, занимались девушки. Без прялки невозможно представить быт русского человека, Прялка была и орудием и оберегом. При помощи прялки получали нити, которые затем использовали для изготовления одежды. Ручное прядение было медленным, малопроизводительным.
Чтобы приготовить себе приданое, девушка начинала прясть с 6-8 лет. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях нашей страны.
8.Оля по лесу гуляла,
И грибочки собирала.
Набрала хотя немножко,
Но клала грибы в … . (Лукошко)
9. Бегал бегунок
да шмыг в уголок.
10. Без рук, без ног
по полу ходит.
11. По избе пляшет,
а в угол спать ходит. (Веник)
12. Два братца
пошли в воду купаться. (Вёдра)
13. Три братца
пошли в реку купаться,
два купаются,
третий на берегу валяется. (Вёдра на коромысле)
14. Жил-был —
много душ кормил,
умер — ни погребенья,
ни поминовенья. (Глиняный горшок)
15. Новая посудина —
вся в дырах (дырье). (Решето)
16. Без рук,
без ног —
на плечо скок.
17. Два братца
хотят подраться.
да руки коротки. (Коромысло)
18. Всех кормлю с охотою,
а сама безротая.
19. Выну изо рта ягодку,
оближу и опять положу.
20. Поцелую, полижу
и опять положу. (Ложка)
21. Маланья толста:
сухой Матвей
привязался к ней —
не отвяжется. (Пест и ступа)
22. Щука в воде,
а хвост наружи. (Половник)
23.Висит, болтается, все за него хватаются. (Полотенце, утирка)
24. В небо дыра,
в землю дыра,
в посреди
огонь и вода.
25. Четыре ноги,
два уха,
один нос
да брюхо. (Самовар)
26. Лежит волк -
вырубленный бок. (Солоница)
27. Черная овечка
вся в огне горит. (Таган)
28. Идёт пароход -
то взад, то вперёд,
а за ним такая гладь -
ни морщинки не видать. (Утюг)
29.Деревянный бочонок, в котором сбивают масло. (Маслобойка)
30.Чтобы вылепить пельмешки
Нужно тесто раскатать...
Подскажите - ка, ребятки,
Что мне надо в руки взять? (Скалка)
31. Сколько ни мучь,
ни кипяти,
а белее не сделаешь. (Чугун)
32.Мишка Попов
сел на коня,
поехал в огонь,
ржёт и хохочет,
выскочить хочет. (Чугун или горшок на ухвате)
Игра «Перенос чугунов с помощью ухватов».
Хороводная игра «Дед Ермак»
Дети встают в круг. Тот, на ком закончился счёт, встаёт в середину круга - это Ермак. Вокруг него водят хоровод и поют, По окончанию каждой песенной строфы круг «останавливается» и все дети спрашивают Ермака:
Дед Ермак, ты сеял мак?
Ермак: Сеял! (песня возобновляется).
Дети: Дед Ермак, ты полол мак?
Ермак: Полол! (песня)
Дети: Дед Ермак, цветёт мак?
Ермак: Цветёт! (песня)
Дети: Дед Ермак, созрел мак?
Ермак: Созрел! (песня)
Дети: Дед Ермак, пора трясти мак?
Ермак: Пора!
После этого ответа играющие с криками «Тряси, тряси мак!» подбегают к Ермаку и тормошат его.
Ведущий: Дети, давайте вспомним как были одеты наши предки, что они носили и как называлась их одежда.
Мальчик и девочка показывают одежду наших предков, ведущий рассказывает об одежде.
Ведущий подсчитывает жетоны у игроков, объявляет знатоков старины, награждение игроков сладким призом.
Ученик: Жизнь такая, не иная
Не заморская, чужая
Это наша сторона,
Всё, что было вспоминая
Пусть живёт страна родная,
Очень русская, земная
В мире лучшая страна!