СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурс "Знатоки русского языка", 9-11 классы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Набор конкурсов "Знатоки русского языка" для 9-11 классов + ответы для жюри. Конкурсы интересные, занимательные. Для командной игры.

Просмотр содержимого документа
«Конкурс "Знатоки русского языка", 9-11 классы»

Конкурсы для детей

«Разминка».



Каждой команде будет задано по 5 вопросов. На обдумывание каждого вопроса 10 секунд. Отвечать может любой игрок команды. Если команда не знает ответ или даёт неправильный, то ответить может та команда, которая первой поднимет руку.


Вопросы для первой команды

1)Жвачное животное с очень длинной шеей? (Жираф)

2)Мясной отвар? (Бульон)

3)На что заканчивается день и ночь? ( на ь)

4)Чёрный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом пройдёт –

Там заметку кладёт. (Карандаш)

5)Какой корень в слове прекрасный? (-крас-)


Вопросы для второй команды

1)Шестьдесят минут? (час)

2)На странице букваря 33 богатыря.

Мудрецов – богатырей

Знает каждый грамотей. (буквы)

3)Кто говорит молча? (книга)

4)Какой корень в слове удивительный? (- див-)

5)С чего начинается ярмарка? (с я)


Вопросы для третьей команды

1)Недоеденные куски? (объедки)

2)Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита. (Книга)

3)Какой корень в слове задумать? (- дум-)

4)В каком слове сорок а? (сорока)

5)Что с земли не поднять? (тень)


«Обгонялки».

Я буду читать вам шарады, вы – их отгадывать. Право отвечать получает та команда, которая быстрее поднимет руку.


1)Слог первый мой – предлог.

Второй - летний дом,

А целое порой решается с трудом. (задача)


2)К предлогу две ноты прибавьте,

Согласную букву приставьте,

А целое, скажем мы точно,

И мягко, и красно, и сочно. (по – ми – до- р)

3)К строению предлог прибавьте,

И в целом руду расплавьте. (дом –на)


4) Первый слог – мужское имя,

Буква гласная – второй,

Слово в целом – знак почтовый,

Угадайте вы, какой? (марка)

5) Мой первый слог – на дереве,

Второй мой слог – союз.

А в целом я – материя

И на костюм гожусь. (сукно)


6) Первое – нота,

Второе – то же,

А целое – на боб похоже. (фасоль)


7) Мой первый слог – предлог,

Второй – сигнал беды.

А весь я иногда

Так нужен для воды. (насос)


8) Какой остров сам себя признаёт принадлежностью одежды? (Ямайка)


9)Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же - в дневнике я и в журнале. (оценка)


«Грамотей».


Перед вами листочки и ручки. Сейчас вы напишите на этих листочках диктант. Каждый участник команды пишет только два слова и передаёт листок и ручку следующему члену команды. Как только команда заканчивает писать, жюри проверяет работу. За каждую ошибку снимается 1 балл. Будьте внимательны!


Текст


Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка. Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка. Русский язык помогает нам дружить и становиться лучше.


«Догадалки».


Задание: Заполнить пропуски в тексте (одна чёрточка – одна буква) так, чтобы получилось два разных варианта предложения. Например: _ ом стоял на _ _ке. На выполнение задания 2 минуты.


Дом стоял на горке. Том стоял на полке.


О _ ел ле_ ал среди _ _ _ ных _ уч и с_ал.


(Осёл лежал среди сорных куч и спал. Орёл летал среди чёрных туч и скал.)


«Наборщики».


На выполнение задания даётся 2 минуты. А задание такое: из букв данного слова составить новые слова.


ТАБУРЕТКА

Болельщикам предлагаем отгадать загадки.


1)Какое животное и какой корабль имеют одинаковое название? (броненосец)

2)Какая игла не тонет в воде? (рыба – игла)

3)Что в человеке есть одно,

А у вороны вдвое.

В лисе не встретится оно,

А в огороде втрое. (буква о)


4)Очень любят молодца, а колотят без конца. (гвоздь)

5)В темнице сидят девицы, вяжут узор, а в нём ни ниток, ни узлов. (пчёлы)


6)Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Твое имя).

7) Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогами? (Именительный).

8) Какую часть слова можно найти в земле? (Корень).


9)Как с помощью наречий перечислить по порядку все дни недели, не называя при этом на числа, ни, названия дня? (Вчера, позавчера, сегодня, завтра, послезавтра).

10)Что вы делаете, когда доедете на автобусе до нужной остановки: выходите, сходите или встаете? (Выходим).

11) Какой корень в слове вынуть? (Нет корня).


«Знатоки»


Дайте толкование фразеологизмов.


Как говорят о человеке:


1) который часто меняет свои решения («Семь пятниц на неделе»);

2) которого трудно заставить поверить чему-либо (Фома неверующий);

3)кротком, безобидном, незаметном («Тише воды, ниже травы»);

4)который чувствует большую неловкость («Готов сквозь землю провалиться»);

5)очень болтливом («Язык без костей»);

6)который испытывает чувство сильного испуга, ужаса («Волосы дыбом становятся»).



Правильно говорим”


Расставьте ударение


Алфавит, асимметрия, баловать, балованный, газопровод, гражданство, деньги – деньгам, деньгами, договор, жалюзи, завидно, звонишь, звонят, издали, камбала, квартал, коклюш, красивее, начав, облегчить, понявший, премировать, ржаветь, свёкла, симметрия, танцовщица, туфля, углубить, феномен, экспертный, языковой, языковый






Удвоенные согласные” (блиц).


Замените следующие словосочетания одним словом.


1)Товарищ по работе. (Коллега).

2)Популярная игра на льду. (Хоккей).

3)Спортивный бег. (Кросс).

4)Сотрудник газеты, журнала. (Корреспондент.)

5)Рисунки в журнале, газете, книге. (Иллюстрации.)


Болельщикам Ответить на вопросы (блиц).

1)Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (Строчку, прошитую на машинке.)

2)Какой бор никогда не имеет листвы? (Бор - химический элемент).

3)Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом - источником, музыкальным знаком).

4)В какой клетке не держат птиц и зверей? (В тетрадной).

5)Какой вид художественного произведения обозначается человеческим именем? (Роман)


Болельщикам Загадки.

1)По серебряной дороге мы отправились в поход. Остановимся на отдых, а она себе идёт. (Река).

2)Не взять меня и не поднять, Не распилить пилой, Не вырубить и не прогнать, Не вымести метлой... Но только мне придёт пора - Сама уйду я со двора. (Тень).

3)Крылья есть, да не летает, Ног нет, да не догонишь. (Рыбы).

4)На поле родился, На заводе варился, На столе растворился. (Сахар).

5)Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. (Ноги).


Наоборот.


Подобрать к словам антонимы. Первые буквы подобранных слов, если их прочитать по вертикали, составят новое слово, относящееся к вам.


Широкий – узкий, твёрдый – мягкий, старый – новый, скучный – интересный, бесполезный – ценный, неряшливый - аккуратный.


Болельщикам Что это?


1)Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (Нос.)

2)Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего - то не понимают; не бельё, а их развешивают. (Уши).

3)Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер.)

4)Есть ли ноги у газеты, книги? (Наверное, есть: ведь говорят иногда, что он взял книгу вверх ногами).

5)Что общего в словах дуга, бараний рог, три погибели! (Их можно... согнуть, а точнее, все эти названия сочетаются с глаголом.)






«Мудрецы»


Составьте из слов высказывание В.Г. Белинского о русском языке (слова высказывания даются разрезанными по одному).


Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий... Что русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.


«Умники»


1)Разберите слова по составу: грустила, разбежался. (груст-и-л-а, раз-беж-а-л-ся)

2)Определите род слов кофе, ГАИ, рояль, брошь, брошюра, кольраби. (м,ж,м,ж,ж,ж)

3)Подберите 4 слова с корнем -ДА- (отдать, продавец, преподаватель, дать)

4)От какого слова и каким способом образовано слово КОСТОЧКА? (кост-очк-а – кость –суфф.)

5)Сколько букв и сколько звуков в слове ОБЕЗЬЯНА? (8б., 8зв.)

6)Придумайте предложение с обращением. Расставьте знаки препинания.

7)Придумайте 3 слова, в которых буква Ю обозначает два звука (позиция буквы должна быть разной) (юла, вьюга, красивую)

8)Сколько значений имеет слово ОКОНЧАНИЕ? (завершение – окончание пира, часть слова) – выявление победителя.



Пословица»

Закончить пословицу или поговорку.


1)Горек обед без (хлеба).

2)Нет друга, так ищи, (а нашел – береги).

3)Умный любит учиться, а (дурак – учить).

4)Новых друзей наживай, (а старых не теряй).

5)Не откладывай на завтра, (что можно сделать сегодня).

6)Дружба дружбой – (а служба службой).

7)Без терпенья – (нет ученья).

8)Доброе слово (лучше мягкого пирога).

9)Чтение – лучшее (учение).

















Морфологический. Блиц – опрос.


Оценивается каждая команда. Задания на карточках индивидуальное для каждой команды.


1.1. Какие части речи изменяются по числам?

а) наречие;

б) глагол в неопределенной форме;

в) глагол в изъявительном наклонении.


2. Какие части речи изменяются по лицам?

а) имя прилагательное;

б) местоимение;

в) глагол.


3. Что называется спряжением глагола?

а) изменение глагола по падежам;

б) изменение глагола по родам и числам;

в) изменение глагола по лицам и числам.


4.У глагола есть спряжения. Сколько их?

а) одно:

б) три;

в) два.


2.1. Какое наклонение живет только в форме прошедшего времени?

2. Какое наклонение постоянно преследует одна очень вредная и капризная частица?

3. Какое наклонение обозначает действие, которое может произойти только при определенных условиях?

4. Какое наклонение имеет сразу два названия?


3.1. На какие вопросы отвечает прилагательное?

а) Что делать? Что сделал?

б) Какой? Чей?

в) Когда? Где?


2. Что обозначает прилагательное?

а) Предмет;

б) признак предмета;

в) действие предмета.


3. Сколько существует степеней сравнения?

а) Одна;

б) две;

в) три.


4. Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?

а) Притяжательные;

б) качественные;

в) качественные, относительные, притяжательные.




Редакторский.


Задания на карточках индивидуальные для каждой команды.

Оценивается каждая команда.


Прочитайте текст. Отредактируйте: исправьте речевые ошибки, орфографические; расставьте правильно знаки препинания.


Перепиши текст, исправь речевые ошибки.


Что-то там на доске написанное? У скольки учеников ни спросишь, все не знают. И как с ими разговаривать? И чему их учит ихние родители? Просто смешно. Вот, значит, подошел я к Сашке и спрашиваю, чего это евонный дед не научил его трудолюбию. А он по-мойму ниче не сображат, не знает даже, как его звать. Это я пошутил. Значит, иду Дале. Глядь-опять че-то написано. А покаковски, неопнятно. Так я и ушел, прямо-таки убег ни с чем.































Ответы для жюри


«Грамотей».


Текст


Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного язы-ка. Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка. Русский язык помога-ет нам дружить и становиться лучше.



«Догадалки».


Задание: Заполнить пропуски в тексте (одна чёрточка – одна буква) так, чтобы получилось два разных варианта предложения. Например: _ ом стоял на _ _ке. На выполнение задания 2 минуты.

Дом стоял на горке. Том стоял на полке.



О _ ел ле_ ал среди _ _ _ ных _ уч и с_ал.


(Осёл лежал среди сорных куч и спал. Орёл летал среди чёрных туч и скал.)


Правильно говорим”


Расставьте ударение


Алфавит, асимметрия, баловать, балованный, газопровод, гражданство, деньги – деньгам, деньга-ми, договор, жалюзи, завидно, звонишь, звонят, издали, камбала, квартал, коклюш, красивее, начав, облегчить, понявший, премировать, ржаветь, свёкла, симметрия, танцовщица, туфля, углу-бить, феномен, экспертный, языковой, языковый


«Мудрецы»


Составьте из слов высказывание В.Г. Белинского о русском языке (слова высказывания даются разрезанными по одному).


Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий... Что русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.


«Умники»


1)Разберите слова по составу: грустила, разбежался. (груст-и-л-а, раз-беж-а-л-ся)

2)Определите род слов кофе, ГАИ, рояль, брошь, брошюра, кольраби. (м,ж,м,ж,ж,ж)

3)Подберите 4 слова с корнем -ДА- (отдать, продавец, преподаватель, дать)

4)От какого слова и каким способом образовано слово КОСТОЧКА? (кост-очк-а – кость –суфф.)

5)Сколько букв и сколько звуков в слове ОБЕЗЬЯНА? (8б., 8зв.)

6)Придумайте предложение с обращением. Расставьте знаки препинания.

7)Придумайте 3 слова, в которых буква Ю обозначает два звука (позиция буквы должна быть раз-ной) (юла, вьюга, красивую)

8)Сколько значений имеет слово ОКОНЧАНИЕ? (завершение – окончание пира, часть слова) – выявление победителя.




«Пословица»


Закончить пословицу или поговорку.


1)Горек обед без (хлеба).

2)Нет друга, так ищи, (а нашел – береги).

3)Умный любит учиться, а (дурак – учить).

4)Новых друзей наживай, (а старых не теряй).

5)Не откладывай на завтра, (что можно сделать сегодня).

6)Дружба дружбой – (а служба службой).

7)Без терпенья – (нет ученья).

8)Доброе слово (лучше мягкого пирога).

9)Чтение – лучшее (учение).
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!