СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурс "Знатоки русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по русскому языку - конкурс "Знатоки русского языка" для обучающихся 5-9 классов.

Просмотр содержимого документа
«Конкурс "Знатоки русского языка"»


Конкурс "Знатоки русского языка" 647464

Акпаева Валентина Митрофановнаучитель русского языка и литературы
Иванова Любовь Анатольевнаучитель русского языка и литературы


Пояснительная записка

Русский язык – сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый: он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. Русский язык как предмет призван заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи.

Организация деятельности школьников основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся.

Отбор материала к конкурсу ориентирован на связи с программным материалом по русскому языку. Материал, подобранный для конкурса, своей необычностью, новизной и нестандартностью подачи вызывает удивление, стимулирует познавательную деятельность, а также даёт понятие о русском языке, как о строгой, чётко организованной системе, воспитывает сознательнее отношения к учебе,  создает доброжелательную атмосферу в коллективе, приобщает учащихся к нравственным  и духовным ценностям.

Данный конкурс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Знатокам русского языка» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на конкурсе «Знатоков русского языка»  обращается на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у  школьников этических норм речевого поведения.

Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Цель и задачи мероприятия

Цели:

  • создать условия для повышения интеллектуального и культурного уровня обучающихся, расширение кругозора учеников;

  • формировать на основе интеллектуальной компетенции и самостоятельного творческого навыка условия для развития духовно-нравственной личности.

Задачи:

  • Расширить знания учащихся о русском языке; формировать культуру речевого общения.

  • Активизировать мыслительную деятельность учащихся; развивать интеллект, память, внимание, воображение.

  • Воспитывать у детей  гражданское самосознание, любовь к Родине, к родному краю, к своему народу, любовь и уважение к русскому языку.

Форма проведения мероприятия: игра-путешествие.

Подготовительная работа и оборудование:

– формирование команд из учащихся 5-9 классов; состав команд – 5 человек, количество команд – 6; каждая команда придумывает себе название, девиз, готовит домашнее задание;
– подготовка наблюдателей для различных заданий  из учащихся 10-11 класса с целью выявления лучшего знатока в каждом классе;
– подбор вопросов для игры из книг, Интернета; изготовление раздаточного материала;
– подготовка презентаций; использование медиапроектора, компьютера;
– подсчёт правильных ответов ведут жюри – учителя из МО ГОЦ.

Правила игры:

Команды выполняют различные задания, связанные с русским языком. Жюри оценивает задания по 5 балльной системе.

Этапы игры:

I. «Академия наук» – выполняются задания дома: найти информацию о лингвистах в энциклопедических словарях, в Энциклопедии КМ (компьютер). Оценивается творческое решение поставленной задачи: сообщения, презентации, рефераты, доклады.
II. Поместье Фразеология: «Секретный ящик», «Дальше, дальше…» – выполняются задания, связанные с фразеологизмами. Оценивается правильность, творческий подход и быстрота ответов.
III. Княжество Орфография: «Грамотей», «Редакторы» – выполняются задания, связанные с орфографическими и пунктуационными умениями. Оценивается правильность ответов и количество выполненных заданий.
IV. Уезд «Художники» – на листе бумаги (ватман) нарисовать обложку, знак, иллюстрацию о языке или речи. Оценивается правильность, творческий подход в исполнении.
V. Волость Лексика: «С русского на русский», «Уральские сказы» – выполняются задания, связанные с лексикой: устаревшими, новыми (жаргонизмы) и авторскими словами; задание, связанное со стилизацией текста на диалектный говор сказов П.П.Бажова. Оценивается правильность, нормативность языка; речевые обороты и средства выразительности, творческий подход в исполнении.
VI. Губерния «Лингвистические сказки» – инсценируются сказки о русском языке. Оценивается артистичность.

Ход игры

Открытие игры

1 ведущий:

Язык есть исповедь народа.
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной.

2 ведущий: По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

1 ведущий: Русский язык – богатый, мелодичный, великий язык. А хорошо ли мы знаем его? Правильно ли говорим? Бережём ли свой язык?

2 ведущий:

О, русской речи ширь и краткость,
Мне близок строй её и мил,–
Моя опора, гордость, радость,
Окно в необозримый мир.
В ней нежность песни,
Мощь оружья,
Размах – и точность без затей…
Друзья мои, учите русский,
Учите русскому детей.  (Сабир Абдулла)

1 ведущий: Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса,  течёт, как гордая, величественная река – шумит, гремит, – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу…

2 ведущий: Сегодня мы получим ещё одну возможность погрузиться в наш язык, в его тайны. Ребята, сегодня вам предстоит испытать себя в роли знатоков русского языка. На различных этапах вы выполните задания по русскому языку и не только… И в конце игры мы определим, кто из наших классов – лучшие знатоки русского языка и кто из учеников – лучший знаток. Итак, мы начинаем…

Представление команд

1 ведущий: В славном царстве, могущественном государстве Русского языка дружно и весело жили – не тужили его дочери и сыновья. Одна из дочерей я – Грамматика.

2 ведущий: Другая из дочерей я – Пунктуация.
Живём мы с братьями и сёстрами в разных княжествах и поместьях. Поэтому скучаем и любим ходить друг к другу в гости. А не отправиться ли нам, Грамматика, навестить родных? Ко всем сразу не попадём, а вот у некоторых побываем, про жизнь их всё узнаем.

1 ведущий: А мне хочется побывать у всех. Что же делать, как же быть, и кого нам посетить? Придумала! Мы спросим совета у наших учёных в Академии наук.

«Академия наук» (домашнее задание)

2 ведущий:  Ребята, кто такие языковеды? (Учёные, изучающие язык). Вы приготовили информацию о лингвистах? В своих рассказах вы должны представить нам этих выдающихся учёных.

5 класс – С.И.Ожегов.
6 класс – В.И.Даль.
7 класс – А.А.Шахматов.
8 класс – В.В.Виноградов.
9а класс – Л.В.Щерба.
9б класс – М.В.Ломоносов.

1 ведущий: Наши учёные – великие мудрецы. Они нам дали в дорогу клубок ниток, который сам выберет маршрут нашего путешествия. А чтобы по дороге нам не было скучно, возьмём-ка мы с собой скоморохов.

1 сценка 

Поместье «Фразеология»

2 ведущий: Ребята, вы догадались, куда нас привёл волшебный клубок? А о каких фразеологизмах шла речь? Назовите их.

Фразеология – очень интересный раздел языкознания. Фразеологизмы делают нашу речь яркой, образной.

Игра «Секретный ящик»

На столе стоят «чёрные ящики», в которые  положены предметы: галоша, палка, решето, чайная ложка, камень, очки. Не доставая из ящика предмет, команда должна вспомнить фразеологизм и показать пантомиму командам соперников. Команды должны угадать показываемый фразеологизм.

«Дальше, дальше…»

1 ведущий: Узнайте слово по фразеологизмам. Это задание оценивается на время по 3-х балльной системе: чем быстрее вы догадаетесь, о чём идёт речь, тем лучше. Даются 3 попытки.

5 класс:
1) Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека;
2) его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез;
3) на него бросают деньги и слова, кто их не ценит. (Ветер).

6 класс:

1) Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело;
2) её не сварить с тем, с кем трудно договориться;
3) её просит рваная обувь;
4) она в голове у путаников.  (Каша).

7 класс:

1) Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом;
2) её берут в рот, когда молчат;
3) ею нельзя разлить неразлучных друзей;
4) в неё прячут концы нечестные люди;
5) иногда они выходят из неё сухими.   (Вода).

8 класс:

1) Они не цветут, а вянут;
2) не в ладоши, а ими хлопают, когда чего-то не понимают;
3) не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши).

9а класс:

1) На нём делают зарубки;
2) за него, схватившись, водят;
3) не видят дальше него;
4) его задирают;
5) его вешают;
6) им клюют;
7) с ним остаются;
8) его держат по ветру.  (Нос).

9б класс:

1) его прикусили;
2) он не поворачивается;
3) он доведёт до Киева;
4) его проглотили;
5) он острый;
6) с него срывается;
7) его развязывают;
8) его держат за зубами. (Язык).

2 ведущий: Пора прощаться с приветливым поместьем. А наш путь продолжается.

2 сценка. 

– И где же мы на этот раз?..  И вы правы, мы в княжестве Орфографии.

Княжество «Орфография»

«Грамотей»

Раздаются листочки с текстами о русском языке. Необходимо исправить орфографические и пунктуационные ошибки, объяснить их.

«Редакторы»

2 ведущий: Выполните корректуру предложений, правильно перестроив их.

5-6 классы:    

Кисель там варят из резины
обложки там из чугуна
там шины делают из глины
там варят сталь из полотна
кирпич там жгут из молока
кроят рубахи из пластмассы
творог готовят из песка
посуду делают из пряжи
стекло там плавят из бетона
прядут там нити из сукна
плотины строят из картона
костюмы шьют…

7-9 классы:

Дедушка присел на пенёк, собиравший грибы.
Пастух увидел наш костёр, заночевавший в горах.
Подгоняемая лодка волнами неслась по реке.
Самолёт сел на аэродром, вылетевший из Москвы.
Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
Вернувшись домой, пошёл дождь.
Подъезжая к дому, залаяли собаки.

Игра со зрителями.

1 ведущий: Не устали с нами путешествовать? Тогда едем дальше. Вижу уезд какой-то, но какой?

3 сценка или плакат, на котором нарисована пословица: «Что написано пером, не вырубить и топором».) 

Уезд «Художники»

1 ведущий: Вам нужно за 5 минут нарисовать:

5-6 классы – обложку книги о русском языке.
7-8 классы – знак, запрещающий грубую речь.
9 классы – иллюстрацию к любому фразеологизму.

Игра со зрителями 

2 ведущий: Наша путь – дорожка пролегает между горами и лесами. Путь наш не близок и не далёк. А впереди кто-то с кем-то спорит…

4 сценка 

Как называются слова близкие по звучанию, но разные по значению?.. Правильно, омонимы. А в каком разделе «Русского языка» они изучаются?... Мы прибыли в волость «Лексика».

Волость «Лексика»

В этой волости живут знакомые незнакомцы. Язык – явление развивающееся. В нём есть слова, ограниченные по употреблению. Одни устарели, другие огрубляют нашу речь, третьи придуманы авторами. Что это за слова? (устаревшие, жаргонизмы, авторские). С такими словами вы сейчас встретитесь. Попробуйте перевести их на современный русский язык.

«С русского на русский» 

5-6 классы – Устаревшие слова: ланиты, очеса, уста, чело, душегрейка (щёки, глаза, губы, лоб, шубка).
7-8 классы – Жаргонизмы: грабли, варежка, литра, пара, скинуть, зелень, велик (руки, рот, литература, оценка «2», скопировать диск, доллары, велосипед). 
9 классы – авторские слова: мокроступы, мирооколица, себятник, самоподымальщик (галоши, атмосфера, эгоист, лифт).

Игра со зрителями 

5 сценка 

Как называются слова той или иной местности? (Диалектные).

«Уральские сказы» 

1 ведущий: Уважаемые игроки! Перед вами отрывок из сказа Павла Петровича Бажова «Медной горы Хозяйка». Внимательно прочитайте его. Обратите внимание на особую манеру повествования, характерную для произведений Бажова. Попробуйте создать текст-подражание, используя речевые обороты и средства выразительности, часто употребляющиеся в предложенном отрывке. Расскажите о том, как вы пришли на нашу игру, как она для вас началась.

(Чтение ведущего текста П.П.Бажова).

Игра со зрителями 

2 ведущий: (подражая говору сказов) Ох и люблю я разговоры слушать, а ещё пуще сказки люблю. Скоморохи, а не расскажете ли вы их нам?

 6 сценка 

Будет вам спорить. Мы прибыли в губернию «Лингвистических сказок». Здесь-то уж точно умеют сказки рассказывать, а мы их послушаем.

Губерния «Лингвистические сказки» (домашнее задание)

Инсценируются сказки о русском языке

1 ведущий: Напутешествовались мы сегодня. Встречали нас радушно. Но… в гостях хорошо, а дома лучше. Пора нам, сестра, возвращаться в свои княжества. А тех братьев и сестёр, которых мы сегодня не успели посетить, навестим в следующий раз.

Закрытие игры

Подводятся итоги игры. На стенде размещаются плакаты и рисунки, нарисованные в ходе игры. Проводится рефлексия: прикрепить лепесток на доске, чтобы образовался цветок. Если игра понравилась – оранжевый, не очень понравилась – розовый.

2 ведущий: Вот и подошла к концу наша встреча, но встреча с русским языком не закончится никогда. Язык наш – друг наш. Помните об этом.

1 ведущий: Сегодняшняя игра обнаружила и победителей, и проигравших. Можно смело сказать: в ней не было побеждённых, ибо победила, я думаю, любовь к русскому языку, названному классиком отечественной литературы Иваном Сергеевичем Тургеневым великим, могучим и правдивым.

2 ведущий: Так давайте же будем дружить с ним, изучать его непрестанно, и тогда мы станем так же величественны и могучи, как его Величество Русский язык! Спасибо! Удачи во всём и до новых встреч!

Литература.

1. Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург. – Издательство «АРГО», 1996.
2. Гольцова Н.Г., Шамшин Н.В. Русский язык 10-11 классы. Москва. – «ТИД «Русское слово РС», 2006.
3. Ильина Н.Д. Предметная неделя литературы в школе. Ростов-на-Дону. – Издательство «Феликс», 2008.
4. Касперская О.В. Система работы с одарёнными детьми. Волгоград. – Издательство «Учитель», 2010.
5. Савченкова Г.Ф. Рабочая тетрадь по русскому языку 5, 6, 7, 8, 9 классы. Москва. – Издательство «Экзамен», 2005.


Приложения. Приложение №1 «Грамотей».

5 – 6 классы:

Русский язык прин..с нам из д..лёких времён ре..кий подарок – «Слово о полку игореве» его ст..пную ш..рь трепет синих зарниц звоны м..чей.

Этот язык украшал ска..ками и песнями т..ж..лую долю простого русского человека. Он был главным и праз..ничным, ласковым и разящим.

Нужны целые книги чтобы Ра..сказать о велик..лепии красоте не слыханной щедрости нашего действительно в..лшебного языка.

7 – 9 классы:

В языке одухотворяется весь наро.. И вся его родина. Язык есть самая ж..вая, самая обильная и прочная связь соед..няющ..я отжившие живущие и будущие поколения в одно в..ликое историческое, ж..вое целое. Ро(с,сс)ийское слово от пр..роды б..гатое сильное здоровое пр..красное.

Б..р..гите наш язык, наш пр..красный русский язык, этот клад, это достояние переда(н,нн)ое нам нашими предшественниками.


Приложение №2 «Редакторы».

5 – 6 классы: Кисель там варят из резины

там шины делают из глины

кирпич там жгут из молока

творог готовят из песка

стекло там плавят из бетона

плотины строят из картона

обложки там из чугуна

там варят сталь из полотна

кроят рубахи из пластмассы

посуду делают из пряжи

прядут там нити из сукна

костюмы шьют…

7 – 9 классы:

Дедушка присел на пенёк, собиравший грибы.

Пастух увидел наш костёр, заночевавший в горах.

Подгоняемая лодка волнами неслась по реке.

Самолёт сел на аэродром, вылетевший из Москвы.

Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

Вернувшись домой, пошёл дождь.

Подъезжая к дому, залаяли собаки.


Приложение №3 «С русского на русский».

5 – 6 классы: ланиты, очеса, уста, чело, душегрейка.

7 – 8 классы: грабли, варежка, литра, пара, скинуть, зелень, велик.

9 классы: мокроступы, мирооколица, себятник, самоподымальщик.


Приложение №4 «Уральские сказы».

Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были. За Северушкой где-то. День праздничный был, и жарко – страсть. Парун чистый. В лесу-то хорошо. Пташки поют – радуются, от земли воспарение, дух легкий. Их, слышко, и разморило. Дошли до Красногорского рудника. Легли, значит, наши-то на травку под рябиной да сразу и уснули. Только вдруг молодой – ровно кто его под бок толкнул – проснулся. Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать – девка. Коса ссиза-чёрная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зелёные. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь.

Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло.

- Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка!

Парень испужался, конечно, а виду не оказывает. Крепится. Хоть она и тайна сила, а всё ж девка. Ну, а он парень, ему, значит, и стыдно перед девкой оробеть.

Она посмеивается, а потом и говорит:

- Будет тебе наигрыш вести. Иди, говорю, дело есть.

Ну, парень видит – делать нечего. Пошёл к ней, а она рукой маячит, обойди-де руду-то с другой стороны. Он и обошёл, и видит – ящерок тут неисчислимо. И всё, слышь-ко, разные. Одни, например, зелёные, другие голубые, которые в синь впадают. а то, как глина либо слюда блестят, а другие – как трава поблёклая, а которые опять узорами разукрашены.


Приложение №5 «Лингвистические сказки».

«Две царевны».

Жила – была и училась в пятом классе девочка Ира. Однажды с ней приключилась странная история. Как – то вечером писала Ира сочинение. Дверь приоткрылась, и Ира вскрикнула от удивления. К ней приближалась величественная женщина со строгим лицом. Вся комната преобразилась. Она превратилась в огромный зал, вдоль стен, которого тянулись книжные полки. Женщина сказала: «Девочка, ты попала в великую страну. Я – царица этой страны. Зовут меня Грамматика. У меня есть две царевны. Одну зовут Пре, другую – При. Это очень лукавые девушки. Их трудно отличить друг от друга. Если не отгадаешь их загадок, то станешь прислужницей у злой и безобразной ведьмы Неграмотности». Царица пропала, а перед Ирой стояли две юные царевны и старая женщина со злым лицом – ведьма Неграмотность.

В тишине раздался неприятный голос старухи: «Отгадай, девочка, кто из этих царевен При, а кто – Пре». К Ире подошла прекрасная девушка, которая во всём превосходила свою сестру, и голосом, полным величия и гордости, сказала: «Я всё могу, я очень мудрая и очень глупая, я очень сильная и очень слабая, я очень добрая и очень злая. Кто я?»

После этого к Ире прикоснулась вторая царевна. «Я близкая ко многому и ко многим. Люблю приближаться и присоединяться. Я никогда и ничего не делаю до конца. Только чуть призадумываюсь, чуть приоткрываю книгу… Кто я?»

Ира улыбнулась и спокойно сказала: «Первая из вас – Ваше превосходительство Пре, а вторая – При».

Ведьма Неграмотность, ворча под нос проклятия, поплелась в угол зала. Царевны взяли Иру за руки и привели к окну, за которым расстилалась полная прекрасных загадок, преудивительных тайн и приключений страна Великого Русского Языка, где счастлив тот, кто с уважением относится к законам этой страны».

«В царстве Пунктуации».

Придворный. Ваше величество, царица Пунктуация! В царство пришёл чужестранец! Нечёсаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признаёт, вперёд идёт напролом.

Царица. Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться. (Входит Федя).

Федя. Какие деревья странные. А там, кажется, кто – то сидит. Во чудо гороховое! (Обращается к царице). Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?

Царица (поправляет корону). Как смеешь ты говорить так со мною, с царицею самою, да не с простою царицей, а с царицей Пунктуацией! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?

Федя. Федя.

Цапица. Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь – жив будешь, неправильно – умрёшь.

Федя. Давайте ваше предложение и запятую. Вот так: Казнить, нельзя помиловать.

Царица. Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.

Федя. Ой, подождите, подумать – то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.

Царица. Ладно, думай. Но смотри, ошибёшься, домой не попадёшь.

Федя. Ну куда же ляпнуть – то её. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.

Царица. Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!

Федя. Не надо, мне домой, если можно.

Царица. Так надо или не надо, и что не надо? В нашем царстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении. Не надо мне домой если можно.

Федя (ставит запятые). Не надо, мне домой, если можно.

Царица. Ну, теперь ясно. Беги, Федя. (Федя убегает).


«Ударение».

Комната. В постели лежит мальчик.

- Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять.

Берёт бутылочку с лекарством. Читает: три раза в неделю по одной столовой ложке. После приёма пищи.

Начинает пищать.

Вбегает мама.

- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

- А я лекарство принял. А здесь написано… (читает).

- Ах ты, глупышка. Ведь ты, наверное, прочёл. Три раза после приёма пищи, а не пищи.

- Ой, мамочка. Нам и в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.


«Сила любви».

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю!», а она ему: «Не верю».

Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама Частица НЕ жить друг без друга не могут.


«Как причастия с прилагательными подружились».

Давно это было.

Стояла в лесу избушка. И жили в ней Прилагательные. А по соседству с ними бродили в лесу Причастия. И не было у них ни хлеба, ни крова.

Вот собрались, как – то Причастия на совет решать, как дальше жить? Посоветовались и решили проситься на постоянное жительство к Прилагательным. Пошли они к избушке, где Прилагательные жили, постучали. А в ответ услышали:

- Кто там?

- Это мы, Причастия.

- Что вам нужно?

- Пустите нас к себе в избушку, мы хотим вместе с вами жить. Будем помогать, чем сможем.

- Идите лучше к Глаголам, - отвечают Прилагательные, - ведь вы глагольного происхождения.

- Но ведьмы родня вам, - просят Причастия. – И относимся мы всегда, как и вы, к существительным, и по родам по – вашему изменяемся, и по числам, и по падежам. Куда уж ближе! Недаром некоторые ученики нас с вами даже путают.

- Подождите, мы посоветуемся.

Посоветовались и ответили такими словами:

- Мы пустим вас, только отбросьте приставку и одно – Н – из суффикса.

Причастия согласились, хотя и не без колебания.

Зато с тех пор стали жить Прилагательные и Причастия в большой дружбе, вместе ходят на работу.


«Спряжение глаголов».

Давным – давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматика жил был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда – то спешил, что – то делал, чем – то занимался.

Было у царя два сына: 1спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им: «Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать». И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Пришли они царю с просьбой:

- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

- Что случилось?

- По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши старые родители – в царстве 2 спряжения. Разреши нам остаться с ними.

- Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.

- Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве 2 спряжения, хотя они и не заканчиваются на ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2 спряжению. Запомните их, ребята, и выучите стихотворение, в котором все глаголы – исключения.

Ко второму же спряжению

Отнесём мы без сомнения,

Все глаголы, что на ить,

Исключая только брить,

И ещё: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть,

И зависеть, и терпеть.




Приложение №6: Сценки.

1. Поссорились на перемене ребята. Один кричит:

- Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему:

- Ишь, разошёлся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились:

- Всё следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!

А дежурный вдруг как крикнет:

- Стойте, ребята! Разгадайте – ка свои загадки!

- Какие такие загадки? – удивились ребята и разжали кулаки.

- А вот какие, слушайте! Первая: «Где раки зимуют?». Вторая: «Кто из своей кожи вылезет?». Третья: «Кто спит с открытыми глазами?».


2. Учитель говорит ученику:

- В слове «Ходить» ты написал букву А. А ведь я говорила, когда сомневаешься, надо проверять гласный, а потом уже писать. Почему же ты так не сделал?

- А я и не знал, что именно здесь надо сомневаться.


3. Что написано пером, не вырубить и топором.













4. Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

- А у меня дома овсянка!

- Подумаешь, - сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка.

- Люблю я овсянку! – добавил Сашка.

- И я люблю! – сказал Матвей.

- Она жёлтая, красивая такая!

- И вкусная. Особенно с молоком!

- Как это – вкусная? Как это – с молоком? – удивился Сашка.

- Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.

- Да ты про что говоришь? – всплеснул руками Сашка.

- Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?! – изумился Матвей.

5. – Как кликать – то тебя, мальчик?

- Андреем зовут меня, дедушка.

- Ну-ка, Андрюшка, вечерять идём.

- Да я уж поужинал, дедушка.

- Али наше угощение хаешь?

- Не браню, а сыт я, дедушка.

6. Собрались как-то друзья и стали спорить, кто лучше сказку расскажет.

Первый начал:

- В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто. Пошёл он однажды по некой дороге, нашёл нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть от найденного. Что у него осталось?

А второй и говорит:

- Ну что за рассказ? Вот я расскажу, так расскажу. В каком – то царстве, в каком – то государстве жил Кто – то. Пошёл он по какой – то дороге, нашёл что – то.

Встретил кого – то и отдал часть. А у него что осталось.

Ведущий:

- Будет вам спорить. Мы прибыли в страну «Лингвистических сказок». Здесь – то уж точно умеют сказки рассказывать, а мы их послушаем.


Приложение №7: Игры со зрителями.

Игра «Фразы растерялись».

Задание. Сформулировать верно «растерявшиеся» фразы.

1. Папа крепко поругал меня, намылив лоб так, что я надолго запомнил.

2. Ребята, пожелав мне ни пуха, ни костей, уехали домой.

3. Решив – по-своему, он так и делал, хоть палку на голове теши.

4. Приехав с флотской службы, Фёдор казался нам семи пядей в плечах.

5. Отбежав от ребят, он грозил показать нам, где раки ночуют.

6. Узнав об обмане товарища, ребята решили вывести его на чистую прорубь.

7. Только посмотрев на отца, Мишка струхнул, и его как ураганом сдуло с лавки.

8. Сильно испугавшись, можно сказать: «У меня душа в сердце ушла».

9. Прослыв честным человеком, Дмитрий никогда не кривил умом.

10. Сытно поев и выспавшись, мальчик подумал, что он теперь будет, как сыр в молоке кататься, живя у родственников матери.

11. Выйдя на субботник, люди трудились, не покладая лопат, все, от мала до больших.


Игра: «Кто это?».

Задание. Определите род занятий людей по следующим выражениям.

• направление главного удара, стать в строй, из ряда вон выходящий, взять на мушку, вызвать огонь на себя (военный)

• войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдёт (актёр)

• разделать под орех, без сучка и задоринки, бить баклуши, топорная работа, снять стружку (столяр)

• шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку (портной)

• через час по чайной ложке, позолотить пилюлю (аптекарь)

• стричь под одну гребёнку (парикмахер)

• сбоку припёку, первый блин комом (пекарь)


Закончить пословицу или поговорку.

• Умный любит учиться, а дурак … (учить).

• Не откладывай на завтра то, … (что можно сделать сегодня).

• Без терпенья – нет … (ученья).

• Доброе слово лучше мягкого … (пирога).

• Чтение – лучшее … (учение).

• Азбука – к мудрости … (ступенька).

• Без грамматики нет и … (математики).

• Век живи … (век учись).

• Не стыдно не знать, стыдно … (не учиться).

• Кто много читает – тот много … (знает).

• Мир освещается солнцем, а человек … (знанием).

• Встречают по одёжке, а провожают … (по уму).

• Повторенье – мать … (ученья).

• Грамоте учиться - … (всегда пригодиться).

• Что написано пером, то … (не вырубишь топором).

• Ученье – свет, а неученье - … (тьма).


Загадки:

1. В какой клетке не держат птиц и животных?

(В тетрадной).

2. Какой вид художественного произведения обозначается именем человека? (Роман).

3. Чем кончается всё? (ё).

4. Есть ли ноги у газеты, книги? (Наверное, есть: ведь говорят иногда, что он взял книгу (газету) верх ногами).

5. В каком фразеологизме употребляется действие таблицы умножения? (ясно как дважды два).
6. С помощью наречий перечислите по порядку пять дней недели, не упоминая ни числа, ни названий дней. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

7. Земля белая, а птицы на ней чёрные. (Бумага и буквы).

8. Без рук, без ног, а везде бывает. (Письмо).

9. Чёрный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведёт, там голову кладёт. (Карандаш).

10. Чёрные, кривые, от рождения немые, станут в ряд – сразу заговорят. (Буквы).

11. Какие два местоимения мешают автотранспорту? (Я – мы).

12. Что принадлежит только тебе, а используется чаще другими? (Имя).

13. Какую часть слова можно в земле найти? (Корень).

14. Точка с хвостиком. (Запятая).

15. Ложь с намёком. (Сказка).

16. Что находится в начале книги? (Буква «к»).

17. Как можно склонять голову, не опуская её вниз? (Изменять слово по падежам).

18. Кто говорит на всех языках? (Эхо).



Названия команд (возможные варианты).

1. Команда «Почемучки».

Девиз: Люби вопросы задавать,

Учись на них ответ искать.

2. Команда «Всезнайки».

Девиз: Хочу всё знать,

Хочу всё знать,

Чтоб русский выучить на «5».

3. Команда «Крепкий орешек».

Девиз: Крепкий орешек трудно раскрыть,

Поможет нам в этом русский язык.

4. Команда «IQ».

Девиз: Чтоб дважды нам умнее стать,

«Багаж» мы знаниями должны пополнять.

5.Команда «Энциклопедисты».

Девиз: Книжки, справочники, словари-

Наши друзья, а не враги.

6. Команда «Грамотеи».

Девиз: Правильность, точность – вот наш девиз.

Хочешь быть грамотным? С нами дружись.

7. Команда «Исследователи».

Девиз: Созвездья звёзд, созвездья слов

Хотим исследовать мы сами.

Ведь в лабиринтах языков

Наш русский – необходимый самый.

Домашнее задание.

1. Название команды.

2. Девиз.

3. Выдающиеся учёные – языковеды (сообщение, презентация, реферат, доклад).

4. Инсценировка лингвистической сказки.



Оценочный лист для жюри.

Класс___________





Название задания.

Баллы (от 1 до 5)

1.

«Академия наук».


2.

Поместье «Фразеология».


а) «Чёрный ящик».



б) «Дальше, дальше…».


3.

Княжество «Орфография».


а) «Грамотей».



б) «Редакторы».


4.

Уезд «Художники».


5.

Волость «Лексика».


а) «С русского на русский».



б) «Уральские сказы».


6.

Губерния «Лингвистические сказки».






Итого баллов:




Оценочный лист для наблюдателей.

Класс____________



Название задания.

Фамилии самых активных.

1.

«Академия наук».


2.

Поместье «Фразеология».


а) «Чёрный ящик».



б) «Дальше, дальше…».


3.

Княжество «Орфография».


а) «Грамотей».



б) «Редакторы».


4.

Уезд «Художники».


5.

Волость «Лексика».


а) «С русского на русский».



б) «Уральские сказы».


6.

Губерния «Лингвистические сказки».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!