СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурс знатоков русского языка и литературы, 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по русскому языку  для учащихся 6-х  классов. 

Цели викторины : - углубить и расширить кругозор знаний учащихся о языке;  - развивать и укреплять навыки критического мышления, повышать грамотность учащихся;  - прививать любовь к родному языку, определить лучшего в знании изученных разделов русского языка.  

Просмотр содержимого документа
«Конкурс знатоков русского языка и литературы, 6 класс»

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6-х классов
в рамках Недели русского языка и литературы 
«ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ» 

Цели: 
· обучающая: углубить и расширить кругозор знаний учащихся о языке; 
· развивающая: развивать и укреплять навыки критического мышления, повышать грамотность учащихся; 
· воспитательная: прививать любовь к родному языку, определить лучшего в знании изученных разделов русского языка.

 Вступительное слово учителя: 


С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. В речах учителя, на страницах книг развертывается перед вами огромная Вселенная, отраженная в словах. Вы узнаете о том, что было сто и даже тысячу лет назад. И все это благодаря родному языку. На земном шаре насчитывается более 2000 языков. Есть языки, на которых говорит всего несколько человек; а есть языки, на которых говорят миллионы человек. И в этой большой семье языков русский язык занимает особое место. Русский писатель И.С. Тургенев назвал русский язык правдивым, могучим, а народ, у которого такой язык – великим. Русский язык имеет большое международное значение. На нем создана богатейшая художественная литература. И чтобы любить русский язык, надо его знать. Ведь не зря говорят, что без грамматики не выучить и математики. И сегодня, ребята, вы сможете показать свою находчивость, смекалку и еще раз проверить свои знания по русскому языку. 

Шатута Ю.: 
Друг мой! Кто бы ты ни был, 
Где бы ты ни был, 
Русский язык изучай. 
Если ты хочешь судьбу перестроить, 
Если ты ищешь отрады цветник, 
Если нуждаешься в твердой опоре, 
Выучи русский язык! 

 Шкала О.: 
Он твой наставник великий, могучий, 
Он переводчик, он проводник. 
Если штурмуешь познания кручи, 
Выучи русский язык! 
 Шатута Ю.: 
Русское слово живет на страницах 
Мир открывающих книг. 
Русское слово свободы 
зарница – 
Выучи русский язык! 

 

Шкала О.: 
Горького зоркость, 
Бескрайность Толстого, 
Пушкинской лирики чистый родник 
Блещут зеркальность русского слова – 
Выучи русский язык! 


 Учитель: Мы начинаем викторину знатоков русского языка. Сегодня соревнуются в остроумии, веселости и знаниях три команды: 6а, 6б, 6в классов. Судят сегодняшнее соревнование жюри в составе:___________________________________ 

Объясняю правила игры (карточки поднимать)


Представление команд (Название и девиз)

Первый конкурс – «Конкурс знающих»  (3 балла максимум)


Я предлагаем вам разгадать необычный кроссворд! Возьмите со стола листы с заданием. За две минуты вам  нужно заполнить свободные клетки таблицы: подобрать нарицательные существительные в начальной форме, начинающиеся с указанных букв. 

 
Пока команды выполняют задание поиграем с болельщиками


Назовите слово по его лексическому значению.

1.Место стоянки судов (пристань)

2.Глава государства (президент)

3.Опытный, бывалый, в боях испытанный воин (ветеран)

4.Человек, совершивший подвиг (герой)

5.Руководитель предприятия (директор)

6.Работник, ведущий деловую переписку в учреждении (секретарь)

7.Человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе, самолёте (пассажир)

8.Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира (чемпион)

9.Больной, лечащийся у врача (пациент)

10.Титул древнеегипетских царей (фараон)

11.Группа морских островов (архипелаг)

12.Песчаный наносной холм в пустынях (бархан)

13.Перерыв в занятиях в учебных заведениях на летнее или зимнее время (каникулы)

14.Фигура в форме человеческого тела для примерки и показа платьев, костюмов (манекен)

15.Временное помещение из натянутой ткани, обычно брезента (палатка)

16. Смотр войск (парад)

17.Вещь, хранимая как память о прошлом, часто не имеющая ценностей в денежном выражении (реликвия)

18.Лечебное заведение, оборудованное для лечения и отдыха (санаторий)

19.Условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь сведений, сообщений (сигнал)

20.Постоянное денежное пособие, выдаваемое студентам (стипендия)

21.Дарование, выдающие способности, данные природой (талант)

22.Устное народное творчество (фольклор)

23. Машина для уборки хлеба (комбайн)

24.Место на реке, где её можно перейти (брод)

25.Общая часть родственных слов (корень)

26.Отверстие вулкана (кратер)

27.Место, где скрещиваются улицы (перекрёсток)

28.Часть слова, стоящая за корнем (суффикс)

29.Маленькие ячейки из воска, куда пчёлы кладут мёд (соты)

30.Раздел науки о языке, изучающий звуки речи (фонетика)

31.Верблюды, идущие в пустыне друг за другом (караван)

32.Научный опыт (эксперимент)

33.Научное справочное пособие (энциклопедия)

34.Раздел науки о языке, изучающий части речи (морфология)

35.Герой русских былин (богатырь)

36.Военнослужащий, стоящий на посту (часовой)

37.Команда, личный состав танка, самолёта, корабля (экипаж)

38.Непрерывно движущаяся лестница для подъёма и спуска людей в метро, магазинах (эскалатор)

39.Землеройная машина (экскаватор)

40.Струя жидкости, бьющая вверх (фонтан)

41.Отличительный знак государства, изображённый на флагах, монетах (герб)

42.Порядок, обязательный для всех (дисциплина)


Второй Конкурс "Домашнее задание" Вы получили домашнее задание – найти пословицы и поговорки, в которых были бы числа: 1, 2, 3, 7. За каждую пословицу вы получаете по 1 баллу(ответы передаю членам жюри)


Ответы команд
 (Все за одного, один за всех Семеро одного не ждут. Семь раз примерь, один раз отрежь. Семь бед – один ответ. Один с сошкой – семеро с ложкой. Семеро ворот, да все в огород. За семь верст киселя хлебать. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. У семерых нянек – дитя без глаз. Не узнавай друга в три дня, а узнавай в три года).  

 Третий Конкурс – «Продолжи пословицу» 

А теперь, ребята, я буду называть пословицу, а вы будете должны ее продолжить. За каждый верный ответ вы получаете 1 балл . Итак, начинаем!

1.Без труда не ... (выловишь и рыбку из пруда) 
2.Кончил дело – ... (гуляй смело)
3.Поспешишь – ... (людей насмешишь)
4.Каши маслом ... (не испортишь)
5.После драки ... (руками не машут)
6.Тише едешь - …(дальше будешь)
7.Кто не работает – .... (тот не ест)
8.Семь раз отмерь…- (один раз отрежь)

Четвертый Конкурс «Веселый перевод»   (5 баллов максимум)
Прочитайте веселый рассказ Людмилы Стефановны Петрушевской, в котором мало слов русского языка, но который написан по-русски. Попытайтесь перевести его на русский язык.

Сяпала Калуша по напушке и увадила бутявку. И волит:
– Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
– Осе, осе! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка взребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит:
– Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А бутявка волит за напушкой:
– Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые!
Пуськи бятые!

Пока команды выполняют задание, поиграем с болельщиками

 Проверим ваше остроумие. Ответьте на следующие вопросы: 

1) Когда руки бывают местоимениями? (Когда они вы-мы-ты) 
2) В каком слове 30 «я»? (Зоя)

3) Что находится между школой и стадионом? (союз И) 
4) Сколько нужно букв, чтобы написать одним словом: «мать», «сын», «отец», «дочь», «бабушка», «дедушка»? (5 – «семья»). 

Пятый конкурс Конкурс - "Умножалочка" (1 балл за ответ)


Ребята, я буду называть слова в единственном числе, а вы – во множественном. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл.

1 житель – жители
2 любитель – любители
3 учитель – учителя 
4 грек – греки
5 узбек – узбеки 
6 человек – мн.ч. люди

7 день – дни
8 пень – пни
9 лень – нет мн.ч
10 дуга – дуги
11 рука – руки
12 мука' – нет мн.ч. 


 Шестой Конкурс – «Заблудившийся звук» (1 балл за ответ)
Ребята, слушайте внимательно. Проведем игру «Заблудившийся звук». Я буду читать, а вы, прослушав, должны догадаться, в каком слове заблудился звук, и поставить его на место. 

Закричал охотник «Ой! 
Двери  гонятся за мной!» 
Кто же гнался за охотником?

какой звук потерялся? ([з], звери)

На виду у детворы крысу 
Красят маляры. 
Что же красили маляры?

какой звук потерялся? (крышу, [ш])

Посмотрите-ка, ребятки, 
Баки  выросли на грядке. (маки)

Тает снег, бежит ручей, 
На ветвях полно врачей  (грачей). 

Куклу выронив из рук,  Говорит один рыбак: 
Саша мчится к маме:  «В речке выловил башмак». 
«Там ползет зеленый лук  Но зато ему потом, 
С длинными усами».  (жук) На крючок попался дом. (сом)

Седьмой Конкурс –«Прояви сообразительсность» (за каждый вариант-1 балл)
(на листах написан набор букв, вам нужно определить: сколько прочтений имеет буквосочетание)

Сколько прочтений имеет буквосочетание

теперьяподнимитетоже

  1. Те перья поднимите, те тоже.

  2. Те перья под ним, и те тоже.

  3. Те перья поднимите тоже.

  4. Теперь я, подними те тоже.

  5. Теперь я, поднимите тоже.

  6. Теперь я, под ними те тоже.

  7. Те перья под ними, те тоже.


Пока команды выполняют задание, поиграем с болельщиками

1.Как можно сущ. жар, ель превратить в глаголы? (жарь, ел)

2. К каким частям речи можно отнести слова жаркое, звонок, мелок? (сущ-ные, а при изменении ударения к прилаг-м.)


Восьмой Конкурс «Переводчик»

Я называю, вы отвечаете. (за каждый правильный ответ- 1 балл)


1. Кто быстрее заменит все слова (кроме служебных) синонимами.

1)Доктор прописал пациенту инъекцию. (Врач назначил больному уколы.)

2)Караульный спрятался под кровлей здания. (Сторож спрятался под крышей дома.)


2. Кто быстрее заменит все слова (кроме служебных) антонимами.

1)Наступает летнее утро. (Заканчивается зимний вечер).

2)Юноша бодро шагает по широкой дороге. (Старик медленно бредёт по узенькой тропинке.)


Подведение итогов.

(Пока жюри подводит итоги, поиграем)



Определить род несклоняемых имен существительных:

Какао (ср.р.), кофе (м.р.), пюре (ср.р.), желе (ср.р.), трюмо (ср.р.),купе (ср.р.), ателье (ср.р.), задира (м.р и ж.р.), пальто (ср.р.), кафе (ср.р.), рояль (м.р.), кенгуру (м.р.), плакса (м.р и ж.р.), тюль (м.р.)


Заключительное слово учителя: 
Великие люди высоко ценили русский язык, восхищались его богатством, меткостью, силой и красотой. Мы, следуя их примеру, должны: 
1) обогащать свой словарный запас; 
2) укреплять грамотность; 
3) повышать языковую культуру; 

4) любить и беречь русский язык. 

Слово жюри. Награждения.



























4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!