Доклад на районную итоговую конференцию «100 лет дорогами добра».
Тема: Конкурсная и концертная деятельность как метод повышения мотивации к обучению»
«Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи»
Константин Паустовский.
Именно этой пищей, подпитывающей порыв к творчеству, можно считать конкурсную и концертную деятельность обучающихся в школе. Заниматься творчеством и не делиться им со зрителями, есть бесполезная трата времени. Каждому артисту нужен зритель, а каждому таланту необходимо признание. Вот почему так важно выводить творческих детей на сцену.
Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врождённое. Оно закладывается с раннего детства как результат сложного и продолжительного формирования личности.
Неотъемлемым условием успешного развития личности является и изучение различных наук в школе, и занятия творчеством, поэтому в основе образовательного процесса школы лежит не только работа над приобретением определённых знаний, умений и навыков, но и раскрытие творческого потенциала ребёнка, что является залогом всестороннего развития личности.
В настоящее время общественная, социально-экономическая ситуация в России требует развития в человеке таких личностных качеств, которые помогли бы ему не просто выжить в условиях сложного современного общества, но и стать активным субъектом общественной жизни, способным творчески преобразовывать действительность, используя весь спектр своих возможностей, соответственно одной из первоочередных задач учителя является развитие творческого потенциала своих учеников, умение находить среди огромного количества обучающихся творчески одарённых детей, помогать им развивать свои таланты, а остальным детям прививать тягу и любовь к искусству, что обязательно найдёт свой положительный отклик в формировании личности. Учитель – творец детских душ, можно сказать, волшебник, способный разглядеть творческое зерно в любом ребёнке и вырастить зерно в прекрасный колос.
Каждый ребёнок уникален и неповторим, поэтому и виды творческой деятельности могут быть разными: театральная деятельность, сочинение стихов, изобразительное искусство, пение, игра на музыкальных инструментах, конструирование, скульптура, танцы… Выбор творческих увлечений огромен, нужно только подтолкнуть ребёнка к занятиям, ведь порой он даже не подозревает о своих скрытых талантах, а прозорливый учитель видит способности ребёнка, может помочь ему раскрыть их и кардинально изменить даже жизнь своего воспитанника. (привести пример про свою дочь)
Чтобы помочь развить творческие способности ребёнка в нашей стране сложилась и успешно развивается система внеурочной деятельности и дополнительного образования детей.
Исходя из 30-летнего опыта работы с детьми, могу сказать точно, что: конкурсная и концертная деятельность, организованная с детьми, создаёт у них «ситуацию успеха», помогает детям изменить себя в лучшую сторону, раскрыться перед окружающими и полностью изменить свой статус в детском коллективе. Учителю, причастному к таким преобразованиям личности выпадает счастье наблюдать, как, порой, гадкий утёнок, которого могли не любить и не ценить в классе, превращается в прекрасного лебедя, общением и дружбой с которым, начинают гордиться сверстники. Интересно наблюдать, как во время репетиций и выступлений на сцене, меняются дети, с каким старанием и заинтересованностью они включаются в творческий процесс, начинают верить в свои силы, учатся взаимопониманию и взаимоуважению, стараются помочь тем, у кого не всё ещё хорошо получается. Именно успех и самореализация учеников в творчестве приносят учителю наивысшие эмоции.
В моей педагогической практике занятия творчеством всегда занимали и занимают одно из главных мест. Иногда я думаю, что не все вспомнят, как мы изучали времена глагола на уроках немецкого и английского языков, но никто не забудет, как мы учили слова к спектаклям на русском, немецком и английском языках, как месяцами репетировали сцены из этих спектаклей, учили слова песен, мастерили декорации, кукол, рисовали афиши, шили костюмы, выступали на концертах и фестивалях. Творчество может присутствовать в жизни учеников и учителя не только в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности, элементы творческой деятельности могут использоваться на любом уроке и занятии с детьми. Например, я на своих уроках я и пою, и танцую, и разыгрываю с детьми с помощью кукол небольшие сценки. Всё это помогает мне снять напряжение у детей во время урока, заинтересовать их в своём предмете. Более 20 лет я занимаюсь с детьми в школе № 2 театральной и концертной деятельностью. Изначально это был театральный кружок, где мы ставили спектакли исключительно на немецком языке. Первыми постановками были популярные детские сказки «Волк и семеро козлят», «Двенадцать месяцев». Следующим этапом была работа с куклами – перчаточными, большими и маленькими, марионетками, планшетными куклами. Некоторых кукол приходилось изготавливать своими силами- из полимерной глины, тканей, бумаги. Например, для спектакля «Волшебное превращение гусеницы» все куклы были изготовлены из пластиковых пакетов учителем нашей школы Голубничей Мариной Николаевной. Все учителя и ученики собирали ненужные пакеты, чтобы мастерица могла связать персонажей спектакля. К спектаклю о привидениях «Самое главное слово» мы с ребятами самостоятельно изготовили кукол из воздушных шаров, марли, клея ПВА и тростей. Для спектакля про оловянного солдатика привлекали родителей учеников. Например, вся семья Пундор рисовала декорации, лепила кукол из полимерной глины, отец изготовил стену комнаты, где можно было показать день и ночь. Так что творчество способно объединять и членов семьи, и членов студии, когда в едином порыве, люди создают целые произведения искусства.
Попутно с кукольным театром я развивала и драматический. Так на свет появились такие постановки как «Самое главное слово» о цене дружбы в жизни детей, «Повернуть время вспять» о любви и предательстве, «Спасти планету» о том, к чему может привести потребительское отношение людей к планете, «Преступления и наказание» о том, что за всяким преступлением неизменно последует наказание. В 2023 учебном году мы поставили с ребятами спектакль по мотивам басни Эзопа «Городская мышь и деревенская мышь» на английском языке. В прошлом учебном году мы показали зрителям спектакль «Приключения Макса и Морица», где удалось успешно объединить игру людей на сцене и использование больших перчаточных кукол.
Большой успех у зрителей из младших классов нашей школы и на фестивале «Шоу талантов на иностранном языке» имел спектакль на английском языке «Игрушечный солдатик» с использованием маленьких кукол с ширмой и игрой ребят перед ширмой.
Все перечисленные спектакли ребята показывали многочисленной публике на Всероссийских и Региональных фестивалях детских и молодёжных фестивалях на немецком языке, на фестивалях «Шоу талантов на иностранном языке», на Региональном фестивале «Школьное закулисье» в Детском образовательном парке имени Олега Кошевого. Членам нашей театральной студии доводилось выступать и на сцене Областного Российско-немецкого дома и даже на сцене Новосибирского театра юного зрителя «Глобус».
Помимо занятий в театре, мы с ребятами выступаем перед зрителями с песнями и танцами. Ежегодно мои ученики являются успешными участниками муниципального конкурса «Шоу талантов на иностранном языке» с момента его организации в 2019 году учителем английского языка Рябовой Л.Б., кроме этого конкурса в 2024 году мы принимали участие в муниципальном конкурсе «Хоровая радуга».
В этом учебном году мы также начали с ребятами работу над спектаклями «Ромео и Джульетта 21 века» со старшеклассниками, «Семеро в классе, не считая кота и собаки» о психологических проблемах, связанных увлечением детей квадробингом, на очереди постановка с перчаточными куклами «Златовласка и три медведя». Все используемые в постановках сценарии являются авторскими, что также требует от меня лично больших эмоциональных затрат и креативности.
Конкурсная и концертная деятельность тесно связана с развитием у детей мотивации к обучению. Мотивированные школьники демонстрируют более высокие результаты в учебе, лучше усваивают материал и проявляют интерес к новым знаниям. Каждый учитель знает, как сложно поддерживать высокий уровень мотивации у современных школьников, пресыщенных сегодня информацией. И именно конкурсная и концертно-театральная деятельность может стать эффективным инструментом для решения этой задачи. Исследования показывают, что учащиеся, активно участвующие в театральных и музыкальных мероприятиях, имеют более высокую успеваемость по сравнению с теми, кто не задействован в творческой деятельности.
Рассмотрим более подробно, в чём заключается благотворное влияние конкурсной и концертной деятельности на развитие личности детей и повышение мотивации к обучению.
Театральное искусство помогает развивать у детей креативность, уверенность в себе и навыки публичных выступлений. Ребята учатся работать в команде, что способствует развитию коммуникативных навыков. Роли в спектаклях могут помочь школьникам раскрыть свои таланты и повысить самооценку. Участие в конкурсах и концертах часто сопровождается получением обратной связи от жюри и зрителей. Эта обратная связь может включать как похвалу, так и конструктивную критику. Способность принимать критику и использовать её для улучшения своих навыков также способствует укреплению самооценки, поскольку ученик учится видеть свои слабые места и работать над ними.
Победы в конкурсах или успешные выступления на сцене приносят ученику признание со стороны сверстников, учителей и родителей. Это признание подкрепляет позитивное восприятие самого себя. Успех на таких мероприятиях становится доказательством того, что усилия были не напрасны, а это важный фактор для формирования здорового отношения к своим возможностям.
Творческая активность помогает снизить стресс и улучшить психоэмоциональное состояние учеников, что напрямую влияет на их способность воспринимать новую информацию.
Концертная деятельность позволяет ученикам проявить себя перед широкой аудиторией, что стимулирует их стремление к самосовершенствованию. Музыкальные выступления развивают дисциплину, концентрацию внимания и чувство ответственности за результат. Ученики получают возможность выразить свои эмоции через музыку, что также повышает их эмоциональную вовлеченность в учебный процесс. Конкурсы стимулируют здоровую конкуренцию между учениками, что побуждает их стремиться к лучшим результатам. Победа в конкурсе приносит чувство удовлетворения и гордости, что положительно сказывается на учебной мотивации.
При подготовке к конкурсам ученики глубже погружаются в изучаемый предмет, что улучшает качество знаний. Подготовка к выступлению или участию в конкурсе требует значительных усилий и времени. Ученик сталкивается с трудностями, такими как необходимость выучить текст, освоить музыкальный инструмент или разработать проект. Преодолев эти трудности, он чувствует удовлетворение от достигнутого результата, что укрепляет его уверенность в себе, а уверенный в себе ученик будет несомненно более успешным в обучении.
Для успешного выступления на сцене необходимо запомнить текст роли, движения, мизансцены. Работа над запоминанием текста тренирует память и концентрацию внимания. Эти качества полезны не только на сцене, но и при изучении учебных предметов.
Часто сценарии пьес основаны на литературных произведениях, исторических событиях или социальных проблемах. Работая над ролями, дети знакомятся с новыми темами, расширяют свой кругозор и обогащают словарный запас.
Подводя итог своего выступления хочется сказать, что конкурсная, театральная и концертная деятельность являются эффективными методами повышения мотивации школьников к обучению. Они способствуют развитию личностных качеств, улучшают учебные показатели и создают благоприятные условия для самовыражения. Интеграция этих методов в образовательный процесс поможет сделать обучение более интересным и продуктивным для всех участников образовательного процесса. Не могу не привести слова великого А.С. Макаренко: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».