Автор: Селиванова Александра Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Балаганская средняя общеобразовательная
школа № 2 р.п. Балаганск Балаганского района
Иркутской области (МБОУ Балаганская СОШ№ 2 р.п.
Балаганский) e –mail: bsou2-balagansk@yandex.ru
[email protected]
https://multiurok.ru/files/analiz-raboty-po-proghrammie-eliektivnogho-kursa-1.htmlhttps://multiurok.ru/files/urok-vnieklassnogho-chtieniia-dlia-uchashchikhsia.html
https://multiurok.ru/files/urok-vnieklassnogho-chtieniia-dlia-uchashchikhsia.htmlhttps://multiurok.ru/files/urok-vnieklassnogho-chtieniia-dlia-uchashchikhsia.html
(ссылки моего сайта)
Конкурсная номинация № 3 « Лучшая методическая разработка
учебно-методического пособия/методических рекомендаций».
Тема разработки «Методический инструментарий по организации проектно-исследовательской деятельности школьников 5-7 классов.
В любом человеке могут расцвести
сотни неожиданных талантов и способностей,
если ему предоставить для этого возможность
(Лессинг).
Современное качественное школьное образование невозможно без проектно-исследовательской деятельности учащихся. Ученик становится полноправным участником образования (проще говоря, не «его учат», а «он учится»). Процесс проектно-исследовательской работы организован так, чтобы в центре внимания была личность ребёнка. Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой деятельности, работе. Наша задача помочь раскрыть свои способности, развить интеллект в самостоятельной творческой деятельности, сформировать исследовательские навыки. Какова роль учителя, входящего в класс? Что шепчет мне мой внутренний голос? Дать ученикам определённый набор знаний? Но их сумма всегда ограниченна…Научить истине? Но учитель не носитель истины… Научить своих учеников мыслить самостоятельно и вслушаться в слово. Но как? Выход пока один: нужно дать ребятам возможность самим искать ответ, но всерьёз. Значит, нужно их научить думать. Почувствовать вкус к исследованию. Научить видеть проблему, анализировать, делать выводы, излагать и защищать идеи? Именно это те вопросы, которые находят своё решение в проектной и исследовательской деятельности учащихся 5-7 классов на уроках и во внеурочное время.
Целью создания методического инструментария является изучение, обобщение и распространение опыта через привлечение учащихся к проектно-исследовательской деятельности в разнообразных формах. Выявление способов достижения результатов деятельности, а также форм и методов формирования образовательных результатов у обучающихся. Содержит подбор дидактических материалов для достижения планируемых результатов проектно-исследовательской деятельности. Возможность использования методических рекомендаций в практике работы педагогов, работающих в условиях ФГОС и Профессионального стандарта педагога.
Методический инструментарий направлен на решение конкретных задач: учить детей планировать свою проектную деятельность, наблюдать; проводить исследование. Находить способы поиска информации, анализировать её; развивать творческие способности, формировать коммуникативные, познавательные, регулятивные навыки.
Метод учебных проектов – это одна из ведущих и активных форм педагогических технологий, они развивают высокую мотивацию учебно-познавательной деятельности. Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану; изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; находить варианты решения проблем.
Познавательные: извлекать важную и нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников; отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодействовать с взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы; вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; находить выход решения той или иной задачи; проводить устный опрос и отвечать на незапланированные вопросы.
Участвуя в проектно-исследовательской деятельности, учащиеся учатся:
-находить источники информации,
- работать с разнородной информацией и использовать её,
-осознают степень своего интереса к работе,
-коллективной работе и друг с другом,
-представить свою работу, а значит, доводить начатое дело до конца,
- уметь творчески применять полученные знания в практических целях.
Первые опыты проектно-исследовательской деятельности учащихся
В целях реализации ФГОС в 9 классах презентация исследовательских работ станет своего рода допуском к сдаче экзаменов. В этой связи уже в 5,6,7 классах педагогами школы были разработаны и апробированы первые опыты проектной деятельности. На первом этапе провели анкетирование среди учащихся 6 классов, принимавших участие в проектной и исследовательской деятельности.
Вопросы для учащихся
Какой школьный предмет наиболее интересен?
По какому предмету интересно читать дополнительную литературу?
Какая область знаний наиболее интересна?
Занимаетесь ли Вы в кружках, посещаете спецкурсы, факультативы?
Если да, то какие?
Какие темы для проектно-исследовательской деятельности могли бы быть Вам интересны?
Кто из учителей мог бы стать вашим руководителем, консультантом?
Результаты полученного анализа обсуждались на педагогическом совете школы, посвящённом организации проектно-исследовательской деятельности учащихся среди 5-7 классов. Также на педагогическом совете определили задачу поддержки талантливых учеников как основную цель учебного заведения, готовность и подготовленность педагогов к руководству секциями по предметам.
Подготовлены вопросы для педагогов.
Используют ли ученики дополнительную литературу при подготовке у уроку по Вашему предмету?
Предлагаете ли Вы учащимся дополнительные материалы: научные статьи, журналы, книги?
Выступают ли ученики с докладами и рефератами по изученной литературе? И как часто?
В какой форме, на Ваш взгляд, должна проходить защита проекта, исследования?
Считаете ли Вы, что в классах, в которых работаете, есть учащиеся, которые хотели бы участвовать в проектно-исследовательской деятельности по Вашему предмету?
Какие секции определить для работы?
Опрос выявил склонности и интересы к учебным предметам. Всего 39 шестиклассников. Эти дети успешно усваивают метод проектов и исследовательскую деятельность.
| Учебные предметы | Количество учащихся всего | Осваивают метод проектов (количество учащихся по предмету/%) |
1. | Русский язык | 39 | 6/15,3% |
2. | Литература | 39 | 6/15,3% |
3. | Математика | 39 | 2/5,1% |
4. | Биология | 39 | 4/10,2 |
5. | Английский язык | 39 | 2/ 5,1% |
6. | История | 39 | 3/7,65 |
7. | География | 39 | 2/5,1% |
8. | Физкультура | 39 | 3/7,6% |
9. | Музыка | 39 | 1/2,5% |
10. | Технология | 39 | 1/ 2,5% |
11. | ОБЖ | 39 | 1/ 2,5% |
12. | ИЗО | 39 | 4/10,2% |
13. | Информатика | 39 | 4/10,2% |
Анализ анкет педагогов выявил учащихся по всем предметам, которые могли и хотели бы заниматься с тем или иным учителем, предмет назвали, и многие определили тему. Темы проектов по предметам были самые разнообразные, поэтому распределились по секциям.
Всего было организовано 4 секции, на которых заслушивались работы в той или иной предметной области знаний, совместно педагоги и учащиеся определяли наиболее интересные проекты, задавали вопросы, высказывались, отвечали на вопросы, давали рекомендации.
1. Русский язык и литература, английский язык – 13 докладов
2. Технология, ИЗО, ОБЖ, физическая культура, музыка –11 докладов.
3. История, география, биология -10 докладов.
4. Математики, информатика, физика – 5 докладов.
Нужно ли говорить правильно людям разного возраста? (Козлова Алёна, Гудаева Инна).
Исправишь ли ты собеседника, если он допустит речевую ошибку? (Кондратьева Анжелика).
Как выявить зависимость образа рассказчика от строения анекдота? (Орлов Кирилл).
Какие ассоциации возникают со словом парадокс? (Собянина Ангелина).
6. Матрас или матрац? - такова тема проекта Рукосуевой Марии.
7. 32 или 33: или почему забывается буква ё? (Воронова Анастасия).
8. Нужна ли школьная газета? (Довгая Анастасия).
9. . Сказка к нам приходит в класс – такова тема проекта Кузьминой Лианы
10. «Достопримечательности нашего края» (групповая работа).
11. Мир знаков (групповая работа).
12. Какую функцию выполняют твёрдый и мягкий знаки препинания в словах? Было предложено 3 группы слов (групповая работа).
Знакомство с таким видом работы начинается в младших классах на доступном уровне, при этом учитывая особенности возраста детей. И важно помнить, роль руководителя важна: он должен идти параллельно с юным исследователем, но, ни в коем случае не опережая его. Ученик должен видеть, что учитель относится с уважением к его точке зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения педагога. А при организации этой работы подмечать у детей проявления необходимых качеств и умений, создавать условия для их развития. Любое мнение имеет место, ценность в доказательстве. Самое главное для учителя - это умение сформулировать вопрос. Именно с вопроса начинается исследование, с постановки новой проблемы, что позволяет уточнить старую и открыть новую истину.
Можно проанализировать схему
«Взаимодействие с учащимися при работе над проектно-исследовательской деятельностью».
-если сегодня часть работы ребёнок выполняет сам, а другую, трудную, часть работы он выполняет вместе с руководителем, то завтра весь объём подобной работы он уже сможет выполнить самостоятельно;
- если сегодня ребёнок всю работу пытается выполнить сам, совершая при этом ошибки, не добиваясь результата, теряя мотив к деятельности, то завтра он сможет выполнять подобную работу;
-если сегодня ребёнок самостоятельно выполняет лишь то, что он умеет делать, а трудную, недоступную работу делает взрослый, то завтра ребёнок так и не научится выполнять эту работу.
Если работа на уроках и во внеурочное время, то можно привлечь родителей. Были подготовлены вопросы для родителей.
Вопросы для родителей Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в опросе, который проводит администрация школы. Ваши ответы станут огромным подспорьем в изучении вопроса о необходимости проектно-исследовательской деятельности в школе.
Какие интересы, кроме учебных, есть у вашего ребёнка?
Какие предметы школьного курса для него наиболее значимы?
Книги в какой области знаний ему интересны?
Какие познавательные передачи смотрит Ваш ребёнок?
В какой области знаний вы видите участие вашего ребёнка?
Занимается ли ваш ребёнок в кружках в школе или вне школы?
Имеет ли возможность демонстрировать результаты своих занятий в кружках и секциях?
На каких кружках и секциях вы хотели бы видеть своего ребёнка?
Часто родители берут на себя выполнение отдельной части проектно-исследовательской работы или всю. Тогда теряется сама идея метода проектов. Родители могут помочь советом, информацией. Проявить заинтересованность. Именно это и есть важный фактор мотивации и обеспечение самостоятельности детей при выполнении работы. Для родителей были подготовлены памятки «Ваш ребёнок участвует в создании проекта. Роль родителя?» Вопросы:
Что такое метод проектов?
Каковы этапы выполнения учебного проекта?
Какова возможная роль родителя на каждом этапе выполнения проекта?
«Какова роль родителя на каждом этапе выполнения проекта».
Какова роль родителя на каждом этапе выполнения проекта
Этапы проектной деятельности | Действия родителей |
Выбор лучшей идеи | Записать все идеи на листок бумаги вразброс (пусть их будет много, и будут они самыми разнообразными) |
Выбор и формулировка темы проектно-исследовательской работы | Выбрать лучшую и обосновать её |
Поставить задачи | Потребуется помощь в формулировке |
Сроки работы над проектом, выполнение поставленных задач | Учёт личного расписания вне школьной деятельности |
Учебная и научная литература по теме | Обращать внимание в книжных магазинах на книги по теме проекта, посещение библиотеки |
Составление плана проведения исследования | Занятость ребёнка |
Сбор информации и обработка | Помогите подготовить вопросы для опроса, интервью, интернет, книги, наблюдение, подготовить наглядные пособия |
Сопоставить выводы с поставленными задачами по теме проекта | Может потребоваться помощь в подготовке выводов |
Подготовка отчёта | Основные правила оформления документов |
Подготовка презентации | Прорепетировать выступление, снять стресс перед выступлением, убедить ребёнка, что всё готово для защиты |
Публичная презентация | Присутствуйте при защите, если возможно. Поддержите ребёнка, у вас есть повод гордиться им. |
Анализ проделанной работы и её результаты | Обсудите вашу совместную работу, что можно было сделать по-другому |
Оценка работы группы в целом (если групповой) и каждого участника | Ответить на вопросы, подготовленные педагогами каждой секции по защите проектов |
Таким образом, проектно-исследовательский метод ориентирован на самостоятельную работу учащихся. Ученики не только получают знания, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения практических и познавательных задач.
Вывод: только совместная деятельность в ходе работы над исследованием, над проектом даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки и усовершенствовать уже имеющиеся.
Когда мы начинали работать над проектами, то составили паспорт проекта по разработанному в школе шаблону следующим образом:
Тема
Актуальность
Цель
Задачи
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Гипотеза или предполагаемый результат
Необходимое оборудование
Этапы работы
Предполагаемый продукт проекта ( письменная работа, информационно-аналитические материалы, презентация)
Руководитель проекта
Автор проекта
Определили основные требования к использованию метода проекта в учебном процессе:
Определение проблемы и вытекающих из неё задач;
выдвижение гипотез решения поставленных задач;
обсуждение методов исследования;
обсуждение вариантов оформления конечных результатов (доклад, презентация, исследование);
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
оформление результатов;
выводы;
выдвижение новых проблем исследования
Как оценивать работу?
Оценка проекта зависит от его типа, условия проведения. Работа оценивается пошагово, поэтапно. За основу взяли качественную оценку «отлично», «хорошо», «надо доработать». Чтобы не снизить мотивацию к проектной деятельности, к обучению, оценку «плохо» не давали, а очень аккуратно слабую работу оценили, как «надо подумать», «»доработать». Например, молодец, много в работе интересных, самостоятельных мыслей. К сожалению, не до конца продумал выводы, заключение. Учти это в следующей работе или при доработке. Ученик поймёт, что учитель заинтересован в его успехах и ждёт от него достижений в этой сложной работе.
Из числа учителей - предметников создали группу по разработке критериев содержания проектно-исследовательской деятельности:
- тип работы,
-использование научных фактов и данных,
-использование знаний вне школьной программы,
- качество исследования,
- структура проекта: введение, постановка проблемы, решение, выводы,
- оригинальность и новизна темы,
- владение автором терминологическим аппаратом,
- качество оформления работы.
Критерии оценки защиты проекта:
-качество доклада,
-качество ответов на вопросы,
-использование демонстрационного материала,
-оформление демонстрационного материала.
Порекомендовали на следующий год готовить коллективные и групповые проекты. Например, учащиеся 6 класса выступили с темой проекта «Мир знаков». В группе было 4 ученика. Они рассказали, как работали по теме проекта: задания распределили сами ученики между собой. Один ученик рисовал знаки, другой – определял их назначение, третий ученик нарисовал важные уличные знаки и пояснил, почему их должен знать каждый, четвёртый – знаки при работе с компьютером и мобильным телефоном. А затем сделали выводы по заданию, и пообещали продолжить работу в этом направлении.
Определили критерии оцениванию группового творческого проекта:
-актуальность проблемы,
-активность каждого участника,
-коллективный или групповой характер решений,
-взаимопомощь участников,
-глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей,
-аргументация решений,
-оформление результатов работы,
-умение отвечать на дополнительные вопросы.
Подготовлен дневник исследователя для каждого ученика (Приложение 1 ).
Как придумать тему проекта? Помогает простая схема:
Тема проекта
Объект ( найти, обработать, обобщить информацию, как представить работу).
Исследование (работа носит познавательный характер, хорошо спланировать и осуществить работу, задать вопрос: «Что мы хотим узнать?»)
Проблема (узнать суть проблемы, разработать и реализовать варианты решения. Например, что делать с мусором?)
Дело (выбираем дело, которое нам кажется полезным, от темы можно сразу перейти к планированию действий).
Проанализируем на примере работы ученицы 6 класса Довгой Анастасии.
Тема -объект: «Газеты»
Тема-исследование: «Оценка газеты «Балаганская районная газета»
Тема-проблема: «Как подготовить подписную кампанию для местной газеты?»
Тема-дело: «Издание школьной газеты»
Этапы разработки проекта
Проблема, на решение которой направлен проект. Суть этого этапа?
Дать конкретное описание проблемы, вопроса, требующего разрешения.
Варианты формулирования проблемы?
Вопросом (как найти путь..?, что сделать..?, какие условия..? существительным в родительном падеже). Например, проблема кого/чего?
Актуальность проблемы проекта.
Аргументация того, что именно побудило в выборе данной темы? Почему эту проблему надо решать? Понятна ли суть решаемой проблемы?
Цель проекта.
Чёткая, проверяемая формулировка желаемого конечного результата. Зачем разработан проект?
Задачи проекта.
Показать действия по достижению цели. Что делать для реализации цели?
Например, вспомогательные слова: разработать, создать, организовать, выявить, провести, увеличить, подготовить(завершённость действия).
Сроки выполнения и этапы выполнения проекта.
Например, 1этап (сентябрь 2017г.)-подготовительный;2 этап (октябрь-февраль 2018г)-основной; 3 этап (март 2018г.)-обобщающий.
План реализации проекта.
Описать конкретные шаги для решения каждой задачи. Когда, какие действия и кто будет выполнять, осуществлять эти действия.
Оценка и самооценка. Презентация проекта.
Переходя от этапа к этапу, школьник учится: 1) работать с первоисточниками; 2)наблюдать явления, факты; 3)объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие; 4) составлять и решать задачу; 5) формулировать гипотезу; 6) разрабатывать и проводить эксперимент; 7) обобщить материал и представлять его в виде текста. Очевидно, что на всех этапах работы нужно стремиться к высокому уровню самостоятельности, творческой активности. А этап сбора и анализа материала является важным.
Ученик овладевает этими умениями, более или менее самостоятельно выполняя проектно-исследовательскую работу. И не важно, что эти открытия давно уже сделаны учёными, но ребёнок открыл для себя их заново, стремится к новым открытиям.
После выполнения важно обсудить с учащимися итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели исследования, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки. Предоставили слово детям и педагогам, дети согласились с полученными результатами.
Провели после защиты минипроектов анкетирование по предметам.
Вот что получилось.
- Кто помог с выбором темы?
Сам выбрал тему проекта, мне это нужно, интересно, помог педагог, родители.
-Чему научились, занимаясь проектно- исследовательской деятельностью?
-Что узнали?
Добывал знания сам, был заинтересован в результате работы.
Научился выступать с докладом, находить научную литературу по теме, составлять список литературы, выбирать нужный материал для выступления.
-Где и как можете использовать полученный опыт?
Построение жизненных планов, устремлённость в будущее, что связано с выбором профессии.
Что больше понравилось в работе?
Метод сбора материала, ведение записной книжки по сбору материала. В таких исследованиях главными становятся одноклассники, члены семьи и близкие знакомые исследователи.
-Что было трудно?
Работа выполнялась по желанию. Чаще всего на всё исследование, либо проект отводится один учебный год. Поэтому объём обработанного текста и ли собранного материала, как правило, незначителен и результат выглядит не слишком убедительно. Недостаточная объективность результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
-Как изменила проектно-исследовательская работа ваше отношение к предмету?
Появилась уверенность в собственных силах, могу выбрать сам тему и заняться исследованием.
-Как отзывались о работе те, кто его видел?
Понравилась работать, можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках, спецкурсах.
-Каковы направления дальнейшего исследования?
-Какие дополнительные знания и умения вы хотели бы приобрести в дальнейшем?
Много идей, постараюсь продолжить работу.
Работали с большим удовольствием, проектная деятельность активизирует мыслительную деятельность.
Интересны были итоги проектной работы по последней теме «32 или 33: или почему забывается буква ё?» Ученица провела анкетирование среди учащихся 5-7 классов. Вот что получилось!
1.Используете ли вы букву ё? (Это разные буквы, пишу автоматически, не пишу, само слово получается, с ё писать медленнее).
2. Влияет ли на качество чтения? (затрудняет, облегчает). Был проведён эксперимент с учащимися 5 классов. Было предложено прочитать тексты: один раз с ё, другой без ё. Что получилось? (Где была ё – текст прочитан быстрее на 25 секунд, кроме того, участники отметили, что в тексте без ё были допущены ошибки и при выполнении задания возникали затруднения, был непонятен смысл, приходилось читать дважды). Ё в печатном виде повышает качество чтения, скорость и понимание.
3.Ё в документах (коснулись таких фамилий на экзаменах - МЕТЕЛЕВ, СЕМЕН, оформляли как в паспорте).
Литература
Диагностика проектно-исследовательской деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / под редакцией Д. Б. Эльконина, А.П. Венгера. - М., 2002г.
Долженко Ю.А. Проблемы формирования «успешного педагога в системе постдипломного образования /Практико-ориентированное пособие для руководителей ОУ – Барнаул: АПКиППРО, 2001.-569с.
Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность учащихся: с чего начать// Школьные технологии. – 2007г.
4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя М.: Просвещение, с. (Работаем по новым стандартам).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования
Приложение 1
МБОУ Балаганская СОШ № 2
Дневник
учащегося, выполняющего проектную работу
ФИО учащегося, выполняющего проектную работу
___________________________________________________________________________________________________________________
Предварительная тема проекта
ФИО руководителей проекта, должность
Утверждённая тема проекта
______________________________________________________________________________________________________________________
План работы над проектом
№ п/п | Содержание | Сроки | Отметка о выполнении |
1. | Знакомится с положением о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся | 1 четверть | |
2. | Определение темы, вида, руководителя проекта | 1 четверть | |
3. | Разработка и утверждение паспорта проекта | 1 четверть | |
4. | Разработка содержания этапов проекта (определяет этапы работы над проектом, продумывает содержание каждого этапа, осуществляет планирование деятельности по этапам) | 2 четверть | |
5. | Реализация проекта (осуществляет деятельность по работе над проектом в соответствии с планом) | 2-3 четверть | |
6. | Оформление результатов проекта (оформляет проектную папку(портфолио проекта), готовит текст выступления и т. п) | 2-3 четверть | |
7. | Предварительная защита проекта | 10 апреля | |
8 | Защита проекта (представление результата проекта, проводит самоанализ и самооценку своей деятельности) | 12 мая | |
6. Поэтапная работа над проектом
Этап | Сроки | Содержание этапов проектной деятельности |
План | Факт |
Мотивационный этап | | | Определение темы и целей проекта на основе учебной ситуации |
Планирование | | | Обсуждение плана действий. Обмен мнениями согласование интересов, выдвижение первичных идей и разрешения спорных вопросов, распределение ролей. |
Информационно –аналитический этап | | | Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив |
Выполнение проекта | | | Обработка полученной информации, отбор |
Завершение проекта | | | Предварительный анализ полученной информации, или оценка созданного объекта |
Подготовка отчета по проекту | | | Работа по оформлению отчета в соответствии с выбранной формой |
Защита проекта | | | Представление полученных результатов, демонстрация приобретенных знаний, умений |
Рефлексивный | | | Анализ выполнения проекта |
7.. Предполагаемая форма представления (презентации) проекта
_________________________________________________________________________________________________________________________
8. Отметка о сдаче проекта и его презентации. Оценка проектной работы.
_________________________________________________________________________________________________________________________
9. Особые мнения членов экспертной комиссии.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Руководитель проекта ________________________________________________________
Члены экспертной комиссии__________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Приложение 2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Балаганская средняя общеобразовательная школа № 2
Проектная работа
Тема: «__________________________»
Выполнил:
Руководитель:
Приложение 3
Критерии оценки содержания проекта:
№ | Критерий | Оценка (в баллах) |
1. | Тип работы | 1 - реферат 2 - работа носит исследовательский характер |
2. | Использование научных фактов и данных | 1 - используются широко известные научные данные, 2 - используются уникальные научные данные |
3. | Использование знаний вне школьной программы | 1 - использованы знания школьной программы, 2 - использованы знания за рамками школьной программы |
4. | Качество исследования | 1 - результаты могут быть доложены на школьной конференции, 2 - результаты могут быть доложены на районной конференции, 3 - результаты могут быть доложены на региональной конференции |
5. | Структура проекта: введение, постановка проблемы, решение, выводы | 0 - в работе плохо просматривается структура, 1 - в работе присутствует большинство структурных элементов, 2 - работа четко структурирована |
6. | Оригинальность и новизна темы | 1 - тема традиционна, 2 - работа строится вокруг новой темы и новых идей |
7. | Владение автором терминологическим аппаратом | 1 - автор владеет базовым аппаратом, 2 - автор свободно оперирует базовым аппаратом в беседе |
8. | Качество оформления работы | 1 - работа оформлена аккуратно, но без «изысков», описание непонятно, есть ошибки, 2 - работа оформлена аккуратно, описание четко, понятно, грамотно, 3 - работа оформлена изобретательно, применены приемы и средства, повышающие презентабельность работы, описание четко, понятно, грамотно |
Приложение 4
Критерии оценки защиты проекта:
№ | Критерий | Оценка (в баллах) |
1. | Качество доклада | 1 - доклад зачитывает, 2 - доклад рассказывает, но не объяснена суть работы, 3 - доклад рассказывает, суть работы объяснена, 4 - кроме хорошего доклада владеет иллюстративным материалом. |
2. | Качество ответов на вопросы | 1 - не может четко ответить на большинство вопросов, 2 - отвечает на большинство вопросов, 3 - отвечает на все вопросы убедительно, аргументировано |
3. | Использование демонстрационного материала | 1 - представленный демонстрационный материал не используется в докладе, 2 - представленный демонстрационный материал используется в докладе, 3 - представленный демонстрационный материал используется в докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется |
4. | Оформление демонстрационного материала | 1 - представлен плохо оформленный демонстрационный материал, 2 - демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть отдельные претензии, 3 - к демонстрационному материалу нет претензий |
Отметка «удовлетворительно» (базовый уровень) выставляется учащемуся в случае набора им 4 -6 баллов согласно критериям.
Отметка «хорошо» (повышенный уровень) выставляется учащемуся в случае набора им 7 – 9 баллов согласно критериям.
Отметка «отлично» (высокий уровень) выставляется учащемуся, который набрал 10 и более баллов согласно критериям.
Приложение 5
Протокол защиты проектов
6 классы
Дата проведения: 17 мая 2017г.
Секция №1 (русский язык, литература, английский язык)
№ | Ф.И. учащегося | Предмет | Качество доклада (1-4б) | Качество ответов на вопросы (1-3б) | Использование демонстрационного материала (1-3б) | Оформление демонстрационного материала (1-3б) | Итого баллов/ Оценка |
1. | Кузнецова Устина | Русский язык | | | | | |
2. | Батраев Павел | Литература | | | | | |
3. | Астафьева Олеся | Русский язык | | | | | |
4. | Эпов Данил | Литература | | | | | |
5. | Прокопьева Валерия | Русский язык | | | | | |
6. | Изотова Олеся | Русский язык | | | | | |
7. | Кустов Михаил | Литература | | | | | |
8. | Прокопьева Светлана | Литература | | | | | |
9. | Чуприкова Оксана | Литература | | | | | |
10. | Казакова Яна | Литература | | | | | |
11. | Швец Александра | Литература | | | | | |
12. | Мамонтова Арина | Английский язык | | | | | |
13. | Кухарева Валерия | Английский язык | | | | | |
Председатель комиссии: ________________ М.Н.Скреминская
Члены комиссии: ________________ Т.М. Мамонтова
________________ А.Н. Селиванова
_________________ Е.А. Иванова
________________Г.А. Яворская
Дидактический материал к программе
«Учебно-исследовательская работа по русскому языку для учащихся
5-7 классов»
Радиопередача «Грамотей» (для детей разного возраста)
Сижу в калоше и кусаю локти от отчаяния (весёлая игра).
Идею нам «подал» М.А.Булгаков.
Есть люди, которые смыслят в
музыке не больше, чем некоторые
в некоторых фруктах.
А почему бы нам не поиграть с русскими выражениями? Например:
-В какую обувь можно сесть (в калошу).
-Какая рыба громко ревёт? (реветь белугой).
-Какая еда у некоторых людей бывает в голове? (каша).
-Где хранятся слова? (в кармане, за словом в карман не полезешь).
-Лошади какого цвета отличаются особенной глупостью, а также склонностью к вранью и бреду? ( сивые, глуп, как сивый мерин, бред сивой кобылы).
-Какой птице навредила старость к размышлению? (индюк думал и в суп попал).
-Какое насекомое можно превратить в млекопитающее? ( превратить муху в слона).
-Где обычно держат камни? (за пазухой держать камень).
-Какое бескостное животное надо замучить, чтобы слегка перекусить? (заморить червяка).
-С каким сводом правил не следует ходить в чужую церковно-хозяйственную организацию? (в чужой монастырь со своим уставом не ходят).
- Из какого инструмента можно приготовить еду? (варить суп из топора).
-Что приходится катать по дому, когда ничего больше нет? (в доме шаром покати).
-Под каким насекомым иногда возвращаются мужья с работы? (под мухой).
-Где можно прочитать всю информацию о некоторых людях? (на лбу всё написано).
-Какую обувь следует носить женщинам, которые хотят командовать своими мужьями? (быть под башмаком у жены).
-Какой грызун умеет быстро кружиться? (белка в колесе).
-Перед каким животным не имеет смысла раскладывать стеклянные бусинки? (не мечите бисер перед свиньями).
- Какая част лица довольно-таки хорошо сохранилась? ( губа не 20урра).
-Какую часть лица не может обработать одно насекомое? (комар носу не подточит).
-Какой головной убор часто используют в работе с людьми работники спецслужб? (быть под колпаком).
-В каких конечностях не найдёшь истины? (в ногах правды нет).
-Какой любимый напиток официантов и горничных? (дать на чай).
-Какая пожилая женщина временами допускает ошибки? (на старуху бывает проруха).
-Какое домашнее животное умеет плакать? (денег кот наплакал).
- Какое животное любит поваляться? (ещё конь не валялся).
-Куда кладут зубы? (на полку).
-Куда в некоторых обстоятельствах уходит психическая жизнь человека? (душа ушла в пятки).
-Кто носится с расписной сумкой? (носится как дурак с писаной торбой).
-Под каким столовым прибором бывает неприятное ощущение? (сосёт под ложечкой).
-Какое животное не стоит пускать на приусадебный участок? (пустить козла в огород).
Анализ фактов – задача увлекательная. Стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза" в 8 классе. О чём? О грозе? «Но грозы не бывает одновременно с дождём, солнцем, ветром, летящей пылью и гомоном птиц»,- утверждают ребята. Любое мнение имеет место, если оно может быть подтверждено. Ценность любой точки зрения не в её истинности, а в доказательстве. Так начинается урок, классный час, спецкурс. Так начинается исследование. Анализ вроде бы непримечательных фактов, построение остроумной версии – задача увлекательная.
Например, по теме «Антонимы» в 5 классе исследовательское задание творческого характера.
Волк и сова.
-Мы, Сова, с тобой во всём одинаковые: ты серая, и я серый, у тебя когти, и я хищник. Почету же встречают нас люди по-разному? Тебя хвалят, -расхваливают, меня клянут-проклинают.
-А ты Волк, что ешь-то?
-Да всё больше жирных барашков, да козлят, да телят…
-Ну, вот видишь! А я всё мышей вредных. Похожи мы с тобой по одёжке, да разные по делам.
Задания: найти антонимы (в том числе те, которые становятся противоположными по значению в этом тексте); в каких предложениях говорится об общих чертах Волка и Совы? Написать небольшой диалог между сходными, но различными животными.
Педагогические мастерские в 7 классах
Вкратце алгоритм работы мастерской таков: ребятам предлагается проблемная ситуация, каждый работает над ней индивидуально, затем в группе. Готовое решение выносится на суд класса и обсуждается, доказывается. Учитель-мастер остаётся в стороне. И это самое сложное в новой технологии.
Урок как проект «Обособленные определения и приложения»
С целью повышения эффективности обучения школьников. Эта работа предполагает следующие этапы включения в проектную деятельность:
-подготовительный этап (определение темы, целей, постановка проблемных вопросов, выдвижение гипотез по решению проблемных вопросов),
-этап планирования (определение способов сбора информации, анализа и способов представления результатов, разделение задач – деление команды на группы, распределение на группы),
-этап исследования (представление отчётов по группам, представление, презентация «продукта» деятельности),
- и, наконец, результатов деятельности этой деятельности и процесса в целом, рефлексия.
Все эти этапы были осуществлены в рамках одного урока. Когда работаешь в этом направлении, понимаешь, что урок-проект (вместить в 40 минут организационную проектную деятельность нелегко) совмещаем с уроком обобщения и систематизации знаний, на котором ученики совершенствуют свои практические навыки – умение применять знания на письме. Возможный вариант – детям было предложено проблемные вопросы обдумать дома. Активную роль на этом уроке в определении проблемных вопросов и планирования деятельности берёт на себя учитель (как член команды, осуществляющий направление деятельности учеников). На этапе организации этой деятельности класс делится на 6 групп. Дети приходят на урок с желанием сделать что-нибудь практически полезное. Ценность такого урока заключается также в том, что проявляются такие качества, как самостоятельность, ответственность. Главное – дети теоретически осмыслили и обобщили материал, подобрали примеры и сами, своими руками изготовили тот продукт (тренинговая карточка), с которым им приятно работать (мотивация урока!).
Исследование слова «Дорога» в 9 классе.
Предлагаю: «Давайте вместе всмотримся в слово, попробуем «на вкус», познакомимся с его родственниками и предками, узнаем, как оно работает, вслушаемся в звучание.
Учу с помощью слова слушать, видеть, понимать, грамотно
излагать мысли. Создаю для каждого ребёнка ситуацию успеха: это я понял, это я могу, это я сделаю. Ведь главное, что в сознании школьников укрепляются понятия «Я сам», «Я умею», «Я сделаю». А это - на всю жизнь, в любом деле пригодится. Даю методические рекомендации. 1 группа определяет лексическое значение слова, приводит примеры; 2 группа определяет морфологические признаки; 3 группа определяет синтаксическую роль. Все работают с текстами, где есть слово «дорога», объясняют, в каком значении употребляется в ваших предложениях или словосочетаниях. На такую работу отводится 25 минут, далее группы оглашают выводы по признакам, выставляют «оценки» словам. Делается общий вывод: исследовать на уроках русского языка можно самые разные слова. Школьники проявляют интерес к словам каждодневным, привычным (весна, врач, цветок). Исследуя слова, ученики совершают удивительные находки. Узнают о том, что первоначально слово позор имело значение «зрелище», выясняют, как появилось слово смородина. Обнаруживают, что есть слова добрые и злые, мужественные и трусливые, сильные и слабые, холодные и тёплые… Благодаря подобным урокам-исследованиям у школьников формируется интерес к слову, они начинают видеть его красоту и своеобразие. И становятся не просто фразой, но и внутренним чувством слова В.Солоухина: « Эпитеты – одежда слов. Они лишают слово его первозданного звучания. Они избаловали нас. Мы уже плохо воспринимаем слово, как таковое: осень, море, трава. Нам необходимы подпорки: трава зелёная, сухая, прелая, душистая; осень ранняя, ненастная, серая, тёплая… А между тем как прекрасно слово само по себе! Осень. Море. Трава.
Лингвистическая экспедиция по посёлку «Нужно ли говорить правильно людям разного возраста?», «Исправишь ли ты собеседника, если он допустит речевую ошибку?».
Ответы были разные:
Исправлю | Нет |
Да, исправлю, чтобы человек больше не допускал ошибок. | Чтобы не смущать человека, не обидеть |
Не нравится, когда говорят неправильно | Не знаю, в зависимости от собеседника и от настроения |
Не надо портить русскую речь | Каждый должен говорить, как хочет и как ему нравится. Не следует исправлять ошибки, считать себя умным. |
Обучающиеся подвели итог и составили схему:
«Секреты хорошей речи»:
Ясность
Точность
Краткость
Выразительность
Заполнили анкету «Состояние русского языка в Иркутской области»
Возраст участников: от18 до 50 лет и старше.
Считаете ли Вы, что в русском языке за последние 10-20 лет произошли изменения. Если да, то, какие? (Да, произошли. В основном в лексике. Появилось много заимствованных слов. Вхождение в публичную жизнь таких слоёв и групп, которые связаны с формами нелитературного языка).
Отличается речь иркутян от речи жителей других регионов (речь иркутян более литературная).
Употребляете ли вы в своей речи жаргонные слова? В какой степени, и в каких ситуациях? (Иногда, в узком кругу. Да, дома. Употребляю молодёжный сленг в общении с детьми).
Бранные слова (Стараюсь не употреблять. Употребляю, но не люблю слушать других. Разве нельзя обойтись средствами современного литературного языка).
Отличается ли речь представителей одной социальной группы от речи других групп? (Речь учителя более насыщена политическими и научными терминами, правильно излагают мысли, легче доводят свои мысли до слушателя).
Ребёнок имеет право творить самого себя. А педагог просто помогает ему в этом. Например, одна группа ребят получает домашнее задание прочитать письма Достоевского, другая- воспоминания о нём, третья - дневниковые записи, четвёртая -сопоставить портреты Достоевского разных художников. Ответа на вопрос, «Каким я увидел Достоевского» ждут от каждого десятиклассника. В результате на уроке всем интересно.
Познавательные задачи в 6 классе «Краткие прилагательные ПОХОЖ и ПОДОБЕН».
Даю весёлое стихотворение
На свете всё Журавль-
На всё похоже: На тощий
Змея на ремешок Кран подъёмный;
Из кожи; Кот полосатый-
Луна- На пижаму.
На круглый глаз Я – на тебя,
Огромный; А ты –на маму.
Прошу объяснить ребят, по какому признаку змея похожа на ремешок из кожи, луна – на круглый глаз огромный.
Сытый блинчик
Маленькое кафе под названием «Сытый блинчик». Да-да, не сытный, а сытый.
-Что перепутали? Как называется это в лингвистике?
«Подняться на носки»- это значит…
Справа от Вас или от меня? Диспетчеру показалось, что самолёт слева, а пилоту справа. Кто прав?
«Мне нужен вот тот кусок колбасы слева, подальше»,-обращается к продавщице по другую сторону прилавка. Русский язык сложен. В некоторых критически важных ситуациях для современной жизни фразы на русском языке, не содержащие никаких ошибок, могут быть? пришедших в школу детей? путают понятие «право» и «лево».
Задания творческого характера
Отгадайте, о чём идёт речь? Какие языковые явления лежат в основе этой задачи-шутки?
-Она чёрная?
-Нет, красная.
-А почему она белая?
-Потому что зелёная.
Рассуждения ученицы: диалог ведётся о смородине(которая бывает красной и чёрной). В основе шутки лежат два языковых явления:
а) эллипсис, т.е. ощущение части высказывания (Полный вариант вопроса: это у вас чёрная смородина);
б)перенос значения слова: слово зелёный в данном контексте употреблено в значении «незрелый».
В.А. Плугян «Почему языки разные?» (на белорусском языке)
Стаяла яблыня ля вески.
Як падарожниiк мiж дарог. Вясною падалi пялесткi. Нiбы сняжынкi на мурог.
- Какие слова понятны, а какие нет. Предположить, что могут значить незнакомые слова.
Ответ: «Стояла яблоня возле деревни, как подорожник меж дорог. Весною падали лепестки, будто снежинки на луг». Ля – предлог со значением «возле», «около», «близ». Весна – деревня, в русском языке было слово весь с тем же значением; оно осталось в выражении по городам и весям. Нiбо – будто, как бы. Мурог – луг, в русском языке было раньше слово мур – трава, оно сохранилось в выражении трава – мурава.
Лингвистический эксперимент
«Давеча - давно»; «Катанки -валенки» – что это за группы слов? Что означает слово кураж? Ксерокопия, ксерокс, ксерография.
Сопоставление чернового и окончательного вариантов стихотворения А.С.Пушкина « Зимняя дорога» в 7 классе.
1 этап работы: предлагаю найти в стихотворении устаревшие слова и «исследовать», ученики толкуют сначала самостоятельно, а затем проверяют словарное толкование, учитель поясняет устаревшие грамматические формы слова.
2 этап работы: выписывают словосочетания, отражающие чувства и душевное состояние.
3 этап работы: самостоятельное исследование, сравнивают первичный о окончательный вариант стихотворения.
4 этап работы: находят ключевые слова, на основе которых формулируют идею поэтического текста.
-Подумайте, почему Пушкин, отвергая имя существительное сердце, чувство, останавливает свой выбор на неопределённом местоимении что-то? Почему, заменяя существительные и местоимения, поэт изменяет и определение к нему? Чтобы работа имела завершение, даю задание. Используя лексику стихотворений, написать мини-сочинение на тему «Зимняя дорога».
Семиклассница Оля ставит цель выявить зависимость образа рассказчика от строения анекдота. Она серьёзно отбирает материал для опроса; критерии отбора описываются: анекдоты отличаются по теме(«детски», «исторические»), форме речи(монолог или диалог). Описывается в работе эксперимент: «Процедура опроса проводилась устно. В опросе участвовали 10 человек(3 мужчины и 7 женщин). Их возраст составляет от12 до 61 года. Все анекдоты читались каждому испытуемому в одной и той же последовательности. Требовалось лишь дать оценку (смешно и не смешно) и описать внешность и характер человека, который мог бы быть рассказчиком такого анекдота. Все результаты заносились в таблицу.
№ | Характер №1 | Характер №2 | Характер №3 |
1 | Спокойная | заносчивый | бойкая |
2 | жизнерадостная | меланхоличный | тихая |
3 | скучный | - | сварливый |
4 | - | настойчивый | - |
5 | - | - | умный |
6 | чувство юмора | - | умный, медлительный |
7 | задиристый | скучный | весёлая |
8 | весёлый | Заносчивый | вдумчивый, с юмором |
9 | задумчивый | пессимистка | историк |
10 | игривый | грубоват | спокойный |
ИТОГ | весёлый, игривый | заносчив, грубоват | умный |
26